ГКОУ Детский Дом №6 г.Нижний Новгород

» ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО - страничка логопеда

ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО - страничка логопеда

  foto

Кацалап Татьяна Викторовна

Учитель-логопед ГКОУ "Детский дом №6"

Образование высшее

Стаж педагогической работы 22 года

Награждена грамотой министерства образования Нижегородской области в 2014 г.

 

Профессиональное кредо: Важно принимать  каждого ребёнка таким, какой он есть.

 

 

10 простых советов от логопеда

 

       Составитель: учитель-логопед Кацалап Т.В.

 

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики,

нормального социального и речевого окружения.

 

  •    Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

 

 

  • Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 - 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

 

  • Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»

 

  • Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

 

  • Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

 

  • Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

 

  • Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

 

  • Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

 

  • Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

 

  • Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

 

 

 

 

 

 

 

Фонематический слух - основа правильной речи.

                                                                   Учитель-логопед Кацалап Т. В. 

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не

может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он  неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений — научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

Игры для развития слухового внимания.

Что за машина? 

Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?

Услышь шепот 

Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?

Игры для развития фонематического слуха.

 

Зоопарк 

Посмотри на игрушки. По первым звукам названий игрушек отгадай слово: мышь, ослик, лев (моль); собака, обруч, козлик (сок); кот, обруч, собака, тигр (кость).

  Цепочка

Что общего в словах «мак» и «кот»? Звук [К]. Слово мак заканчивается этим звуком, а слово кот начинается. А каким звуком заканчивается слово кот? Придумай слово, которое бы начиналось с этого звука. Продолжите игру.

Кто больше?

Цель. Развитие умения слышать звук в слове и соотносить его с буквой.

Оборудование. Набор пройденных букв, предметные картинки.

Ход игры. Каждому ученику дается одна из пройденных букв. Логопед показывает картинку, дети называют изображенный предмет. Фишку получает тот, кто услышит звук, соответствующий его букве. Выигрывает набравший большее количество фишек.

Каждому свое место.

Цель. Развитие умения устанавливать место звука в слове.

Оборудование. У каждого ребенка набор предметных карточек и три карточки, каждая из которых разделена на три квадрата. В одной карточке закрашен первый квадрат, в другой – средний квадрат, в третьей – последний квадрат. Цвет закрашенных квадратов (красный или синий) в зависимости от характеристики изучаемого звука (гласный или согласный).

Ход игры. Дети размещают картинки под той или иной карточкой, в зависимости от места изучаемого звука в слове (в начале, середине, конце). Выигрывает тот, кто правильно расположил все картинки.

Какой звук чаще всего слышим?

Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.

Оборудование. Набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.

Ход игры. Логопед произносит стихотворение, а дети хором называют звук, который они чаще всего слышали.

Примерный материал.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Гусь Гога и гусь Гага 

Друг без друга ни шага.

Зоиного зайку зовут Зазнайкой.

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел.

Ученик учил уроки – 

У него в чернилах щеки.

Скажи потише: «Шесть мышат», 

И – сразу мыши зашуршат.

Мороза моржи не страшатся, 

Моржи на морозе резвятся.

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Про пестрых птиц поет петух,

Про перья пышные, про пух.

Кот копеек накопил,

Кошке козочку купил.

 

 

 

 

 

 

Организация  единого речевого режима в условиях детского дома


                                                                                                 Учитель-логопед: Кацалап Т.В. 

Формирование правильной речи ребенка - одна из основных задач дошкольного образования.

Опыт работы позволил опре­делить основные направления реализации речевого режима в условиях детского дома.

 

Формирование педагогических требований к речи сотрудников

Для развития речи ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение - большую часть дня находящегося в коллективе, организация единого речевого режима для воспитанников, основная цель которого - профилактика отклонений в речевом развитии дошкольников.

особую зна­чимость приобретает правиль­ная, адекватная его восприятию речь педагогов ДОУ. В связи этим нами были: разработаны психолого-педагогические критерии к речи со­трудников, работающих с детьми.

Формирование единого речевого режима включает несколько взаимосвязанных аспектов, практическая реализация которых становится возможной только при взаимодействии всех специалистов

Речь взрослых должна быть абсолютно правильна, литературна, так как является образцом для подражания детей.

Она должна быть ритмичной, плавной, нормальной громкости - не чрезмерно тихой, так как это снижает слуховое восприятие и речевое внимание детей, но и не чрезмерно громкой, поскольку может привести к быстрому утомлению акустического анализатора

Интонационное оформление речи окружающих имеет большое значение для формирования как семантико-синтаксических, так и сверхсег­ментных характеристик речи. Поэтому педагогу в общении с детьми особое внимание сле­дует уделять эмоционально выразительным естественным интонациям.

Кроме этого, педагогам не­обходимо стремиться к иско­ренению неправильных рече­вых привычек (диалектное, (сленговое коверкание слов, использование слов-эмболов, мусорных слов), преодолению имеющихся дефектов звукопроизношения. Особое внима­ние следует уделять литературной правильности речи, используемой лексике, грам­матической структуре фраз.

 По форме и по тону речь педагога всегда должна быть безупречно вежливой. Взрос­лые должны демонстрировать детям образцы правильно го речевого поведения в различ­ных ситуациях общения:

-при встрече обязательно здороваться и вызывать ответную реакцию ребенка, аналогично вести себя и при прощании;

- обращение к ребенку не дол­жно быть обезличенным - называние ребенка по име­ни демонстрирует личную за­интересованность собеседника в общении;

- при разговоре с ребенком устанавливать очередность высказываний, стимулиро­вать использование правил речевой коммуникации приобщении детей между со­бой, а также на занятиях.

Грамматическое оформле­ние обращенной речи следует согласовывать с возрастом де­тей: чем меньше ребенок, тем проще должна быть синтакси­ческая структура обращенной к нему речи.

Возможности слухового ре­чевого восприятия у детей дошкольного возраста тесно связаны с возможностями ка­чественной моторной реализа­ции устной речи. А посколь­ку функции моторного прак­сиса у дошкольников еще недостаточно сформированы, артикуляционная программа обращенного высказывания должна включать в себя не более девяти слогов, что соот­ветствует простому предложе­нию из 3-4 слов. При этом главная информативная часть высказывания должна быть вынесена в начало обращения.

 

Однако поскольку элемен­тарной единицей речи явля­ется слог, в процессе общения, как правило, произно­сится слитно, как одно слово. Поэтому  для улучшения слу­хового восприятия устной речи детьми в речи взрослых должны присутствовать логи­ческие ударения, паузы, по­могающие выделить главную существенную в смысловом плане часть высказывания. Постановка  логических ударе­ний осуществляется изменением громкости и высоты голоса, паузами, замедлением речи, послоговым проговариванием.

Смысловое  содержание речи взрослых должно соотноситься с уровнем общего развития детей и запасом их представлений об окружаю­щем мире.

 

Формирование  единых требований  к речи детей на основе учета их возраста и индивидуальных  возможностей

 

Для создания оптимальных условий речевого развития необходимо формирование педа­гогами единых требований к речи воспитанников, адекватны­х их речевым возможностям. Реализация  данного ус­ловия становится возможной на основе тщательного углуб­ленного и динамического изу­чения состояния речи каждого ребенка. В нашем детском доме та­кая диагностика языкового и речевого развития детей осу­ществляется при конструктив­ном сотрудничестве воспитате­лей и логопедов и включает на­чальное, промежуточное и итоговое исследование. При этом специалистами отмечаются как индивидуальные особен­ности языка и речи каждого ребенка, так и общий уровень языкового и речевого развития дошкольников возрастной группы. Используя получен­ные данные, воспитатели со­вместно с логопедами опреде­ляют индивидуальные задачи развития речи воспитанников, этапы, последовательность и содержание коррекционно-раз­вивающей работы для всей группы и для каждого ребен­ка или подгрупп детей. Эти задачи включаются в планиро­вание и реализуются педаго­гами на групповых, подгруп­повых, индивидуальных заня­тиях по развитию речи.

В целом при формировании единых требований к речи детей дошкольного возраста необходимо учитывать как  возрастные закономерности их языка и речи, которые могут несколько варьироваться в разных группах, так и инди­видуальные особенности, что в совокупности и определяет индивидуально-дифференци­рованный подход к речевому воспитанию дошкольников.

 

Создание психолого-педагогических условий для расширения речевой практики детей развития их речевой активности потребности в речевой коммуникации

 

При раз­работке данного направления для сотрудников детского дома были определены следующие педагогические задачи.

1. Создавать условия для развития речевой активности детей, т.е. проблемных ситу­аций, в которых ребенку не­обходимо было бы высказать свою просьбу, мнение, сужде­ние и т.д.

2. Побуждать детей к рече­вому общению со взрослыми и между собой (привлекать вни­мание к вопросам и высказы­ваниям других детей, побуж­дать отвечать на них и выска­зываться самим, обращаться к взрослому с вопросами, сужде­ниями, высказываниями).

3. Отвечать на все вопросы ребенка, проводить беседы по поводу прочитанного, увиден­ного на прогулке и т.д.

4. Развивать фонетическую сторону речи: проводить арти­куляционные и дыхательные упражнения для стимуляции появления онтогенетических звуков в речи детей; следить за правильностью звукопроиз­ношения, темпом, громкостью речи, в случае необходимости поправлять их; осуществлять коррекцию фонетической сто­роны речи.

5.Развивать и oбoгaщaть словарь детей на основе раз­вития представлений об окру­жающем мире: называть пред­меты и явления, их свойства, действия, побуждать расска­зывать о них самостоятельно; организовывать активное на­блюдение детей за явлениями окружающего мира с последующей актуализацией усвоен­ного словаря; знакомить со словами - синонимами, ан­тонимами, омонимами, образ­ными выражениями; созда­вать условия для включения детьми изученной лексики в игру, предметную деятель­ность на занятиях и т.д.

6. Развивать умение строить предложения различной синтаксической сложности (простые, распространенные, сложносочиненные, сложно­подчиненные); отвечать на вопросы краткими и полны­ми ответами с использовани­ем различных вспомогатель­ных опор (по образцу, анало­гии и т.д.).

7. Создавать условия для практического освоения пра­вил родного языка: на основе активных наблюдений за язы­ковыми явлениями побуждать детей правильно согласовы­вать слова в падеже, числе, времени, роде; при образова­нии новых слов учить пользо­ваться суффиксами, пристав­ками.

8. Развивать связную речь: организовывать диалоги со  взрослыми и между детьми на основе вопросно-ответной фор­мы речи - игры типа « Раз­говор по телефону»; развивать комментирующую, констатирующую и планирующую речь; поощрять к рассказыванию, учить пересказывать содержа­ние сказки, текста; поощрять детское словотворчество ­

учить составлять загадки, со­чинять потешки, изменять и придумывать содержание сказ­ки, рассказа.

9. Приобщать детей к куль­туре чтения художественной литературы с обязательным обсуждением прочитанного. Это обогащает представления дошкольников об окружающем мире, развивает словарь, речевое внимание, культуру их речи в целом.

Создание обогащенной соответствующей возрастным особенностям и образовательным потребностям детей коррекционно-развивающей речевой среды

Процесс развития речи дошкольников тесно связан с реализацией его потребности в игре. Поэтому создание кор­рекционно-развивающей сре­ды, учитывающей ведущую деятельность ребенка, необходимой для развития речи, а также способствующей преодо­лению имеющихся у него нарушений речевого развития, ­одно из важных направлений деятельности детского дома.

При ее проектировании пе­дагогам необходимо учиты­вать возрастные особенности речи детей, уровень речевого развития (группы в целом, подгрупп и отдельных детей), уровень общего развития и характер игровой деятельно­сти.

Сотрудники и администра­ция нашего детского дома создали в группах уголки художествен­ной литературы, различные игры и пособия для развития мелкой моторики пальцев рук, дидактические игры по лек­сическим темам и направле­ниям речевого развития, картотеки артикуляционных, дыхательных, голосовых уп­ражнений и стихотворений для заучивания.

Кроме того, для активиза­ции речи детей в группах представлены и активно ис­пользуются игровые модули для сюжетно-ролевых игр, на­боры предметных и сюжетных картинок, игрушки-маркеры, наборы для театрализованной деятельности (настольный те­атр, элементы театральных костюмов). Часть этих матери­алов была создана совместно с родителями воспитанников.

 

Реализация комплексного профилактического и коррекционного воздействия на речевое развитие дошкольников

Качественная реализация задач развития речи детей воз­можна только на основе ком­плексного подхода, т.е. взаи­модействия всех педагогов и специалистов детского дома - важно­го условия создания единого образовательного пространства для воспитанников с наруше­ниями речевого развития.

Так, в процессе занятий по физической культуре в нашем детском доме решаются следующие ба­зовые задачи: сохранение и укрепление общего физическо­го здоровья дошкольников, формирование кинетической и кинестетической основы дви­жений, нормализация мышеч­ного тонуса, развитие функ­ций физиологического и фона­ционного дыхания в процессе выполнения статических и динамических дыхательных упражнений.

Чтение художественной ли­тературы, ознакомление с ок­ружающим миром, развитие представлений о человеке в ис­тории и культуре позволяют создавать основу и развивать речевые возможности детей обогащать и активизировать словарь, практически осваивать построение и использование в речи различных грамматичес­ких конструкций, закреплять правильное звукопроизношение, развивать слуховое внима­ние, связную речь).

На музыкальных занятиях специалисты особое внимание уделяют развитию у детей координированности работы дыха­тельного, фонаторного и арти­куляционного отделов речевого аппарата, совершенствованию темпоритмической стороны речи, акустического восприя­тия, навыков использования различных интонационных

структур в экспрессивной речи, а также развитию моторных функций в процессе выполне­ния танцевальных движений.

Коррекционно-развиваю­щие занятия психолога направлены на формирование психологической базы речи детей (восприятие различной модальности, зрительное и слуховое внимание, зрительная и слухоречевая память, нагляд­но-образное и словесно-логи­ческое мышление). Осуществ­ление коррекционно- развива­ющeй работы по данным

направлениям способствует комплексному преодолению нарушений речевого развития и предупреждению возмож­ных вторичных задержек в развитии познавательных пси­хических процессов.

Занятия по изобразительной деятельности, особенно выпол­нение коллективных работ, способствуют формированию и развитию навыков общения.

В ходе занятий педагоги стараются варьировать требова­ния к устным ответам воспитанников, стимулируя умение практически использовать раз­ные модели высказывания от простых (ответы одним сло­вом, словосочетанием, простым предложением) до более слож­ных (ответы с использованием сложноподчиненных и слож­носочиненных предложений). 

bezymyannyy_1     2     3     4        5