О нашей школе Обучение Полезные ссылки Контакты

» Страничка психолога

Страничка психолога

            Заканчиваются занятия по подготовке будущих замещающих родителей в  группе № 12.

                     

                                                 

chaepitie                        chaepitie_2

На тренинге по формированию семейных традиций слушатели участвует в ролевой игре - семейное чаепитие.

     Приобщение детей с самого раннего детства к семейным традициям прививает им важность семьи и семейных взаимоотношений.

 

           2 ноября 2013 года был проведен праздник Осени и Урожая для приемных семей. После развлекательной части программы, во время которой взрослые и дети участвовали в конкурсах, аттракционах, родители имели возможность получить консультацию у психолога по интересующим их проблемам и результатам их совместной деятельности на празднике.

            Были затронуты такие темы как - взаимоотношение кровных и приемных детей, ссоры и ревность между детьми, адаптация детей к обучению в школе и др.

                                              nikitiny

 

                                         В этой семье на одну дочь стало больше


             Школа "Мамонтенок" продолжает свою работу. 21 сентября 2013  года приступили к занятиям сразу 20 граждан, желающих взять в свою семью ребенка.    

        На одном из  занятий будущие приемные родители пытались передать душевное состояние ребенка, оставшегося без родителей, через рисунок и рассказ о переживаемых им чувствах.

 

 

zaychik    tigrenok  schenok         

            При этом слушатели показывают на рисунках и рассказывают о таких эмоциях, как обида, печаль, чувство одиночества.

            Реальные дети из государственных учреждений могут переживать более широкий спектр эмоций, таких как, агрессивность, недоверие к взрослым, негативизм - с одной стороны; желание любить, надежду на любовь - с другой.


 

arttrening  "Я - как родитель" - занятие по арттерапии

 

 

 

 

trening

Сценка из сказки про приемных детей в исполнении слушателей школы. 

 

 

 

                                                 

Школа "Мамонтёнок" продолжает свою работу.

 

          8  октября 2012 года 5 слушателей, добросовестно  ежедневно посещавших занятия в школе  по подготовке и сопровождению замещающих родителей "Мамонтенок", получили справки об окончании школы. В настоящее время они приняли в свои семьи четырех малышей, оставшихся без попечения родителей.

        6 октября 2012 года начались занятия в новой группе будущих принимающих родителей, которые проходят раз в неделю по субботним дням. 

                 Эта группа оказалась практически однородной по своему составу - на занятия приходят  7 семейных пар, не имеющих кровных детей и планирующих усыновить детей в возрасте от нескольких месяцев до 1 года.  В связи с этим опасения  слушателей, выявленные на первом занятии, касались таких проблем, как: " скрыть от ребенка  тайну усыновления или сказать ему правду? ", " другие люди  узнают, что ребенок не родной и расскажут ему об этом", " как отнесутся к ребенку родственники", "как скрыть от коллег по работе, что ребенок приемный?" и т.п.

                Именно эти проблемные ситации и вопрсоы будут более тщательно прорабатываться на занятиях в этой группе.

Школа по подготовке замещающих родителей существует именно для  того,  чтобы родители получили специальную психолого-педагогическую подготовку и могли  предвидеть возможные проблемы в воспитании приемных детей, умели их эффективно преодолевать возникающие трудности.

 

  6 ноября 2012 года  по просьбам кандидатов в принимающие родители, не успевшим приступить к обучению с предыдущей группой, начались занятия еще в одной группе. Эта группа занимается в вечернее время по вторникам и четвергам.

              В группе собрались  люди, сильно отличающиеся по возрасту, но именно этот факт помогает слушателям научиться лучше понимать проблему " отцы и дети".

 

педагог- психолог Людмила Федоровна Фоменко.

 

 

 

l.f.1

 

 

           Подростки с удовольствием посещают занятия психолога. В каникулы у них больше свободного времени, чтобы задуматься о своем характере увлечениях будущей профессии.

 

 

    Поговорим о детях.

              У бывших выпускников школы "Мамонтёнок", ныне уже реально действующих замещающих родителей, возникают конкретные трудности и вопросы, с которыми они     обращаются к психологу и социальному педагогу  детского дома.

        У новых замещающих родителей. которые приняли в свои семьи детей  в сенябре-октябре 2012 года, проблемы уже тоже появились.

 

        Ребенок в семье три недели, вспоминает часто о родной матери, рассказывает о ней. Как к этому относиться?

          

         Такой вопрос задает семья Петровых (имена изменены), в семье которых недавно появился  младший сын Ваня семи лет. У Вани еще на этапе знакомства сложились хорошие отношения с приемной мамой, а позже и с папой. Старшие дети Петровых, которые живут отдельно, отнеслись к Ване очень доброжелательно и помогали маме во всем, что касалось вопросов оформления приемной семьи, общались  с мальчиком, дарили ему подарки. Ваня в свою очерь рад, что у него теперь есть два брата и сестра. В школе, куда Ваня первый раз пошел в первый класс, дела  тоже идут хорошо.  Очень понравился Ване сотовый телефон, который появился у него. Как только он научился с ним обращаться, сразу же захотел послать СМС родной маме примерно такого содержания: "Мама, у меня все хорошо. Я учусь в первом классе."  Ваня просил объяснить, как это сделать и с удовольствием набирал текст несколько раз. При этом он сообщал также, что его мама хорошо разбирается в компьютере и умеет на нем работать...

           Приемная мама, конечно, помогала ему набирать СМС и сохранила их в телефоне, пообещав, что когда-нибудь обязательно  та, другая мама,  их получит.

       Но почему мальчик, который был изъят в возрасте около пяти лет из неблагополучной семьи, так себя ведет? Вряд ли его мама работает на компьютере и, возможно, сотового телефона у неё тоже нет.

        Ничего странного в поведении Вани нет, более того, оно вполне укладывается в типичные закономерности в поведение приемных детей.

         Во-первых, попадая в новую семью ребенок как бы заполняется воспоминаниями  о своей родной семье, иногда  испытывает чувство вины, даже предательства, так как он находился в детском учреждении, ожидая своих родных, не дождался и согласился идти к новым родителям. Ребенок как бы пытается извиниться перед кровной семьей, хотя не умеет этого сделать.

          Во-вторых, на первом этапе адаптации в семье, который  называют "медовый месяц", если ребенку нравятся новые родители, он старается тоже  произвести на них хорошее впечатление. Поэтому Ваня рассказывает о хорошей и умной маме, которая умеет обращаться с компьютером, значит, и он сам такой же умный и хороший.

          Приемная мама сделала все правильно, сохранив СМС, не критикуя Ваню за рассказы о хорошенй маме . Не рекомендуется плохо говорить о кровных родителях, лучше объянить ребенку, что у взрослых бывают серьезные проблемы  (нет работы, болезни), тогда они не могут заботиться о своих детях и хотят, чтобы это сделали другие, потому что так лучше для самих детей.  Обязательно следует сказать, что приемные родители умеют заботиться о детях, что ребенок с ними будет навсегда, что они уже успели его полюбить. Когда он вырастет, то можно будет узнать, как живут его кровные родители. Не рекомендуется также идеализировать родных ребенка, иначе ему трудно будет понять, почему такие хорошие люди его оставили.         

       Про обман.

        Одна из выпускниц школы, у которой в семье  с ноября 2011 года воспитывается шестилетняя девочка, обратилась с вопросом: почему Маша (имя изменено) вдруг начала её обманывать?

        Всё это время отношения приемной мамы с Машей были вполне доверительными, девочка очень старалась понравиться приемной маме, были каие-то мелкие недоразумения, но ничего похожего на обман не было. И вдруг: Маша в отсутствие мамы, которая ушла ненадолго по делам, вышла из своей комнаты, где должна была находиться, и пошла на кухню общаться с соседями по коммунальной квартире, хотя это ей было запрещено. Соседи рассказали, что разговаривали с Машей, но девочка очень долго не хотела в этом сознаваться. Почему Маша лгала?

          Во-первых, Машину приемную маму можно поздравить - процесс адаптации девочки в семье идет совершенно нормально. В ходе адаптации ребенка к приемной семье, которая длится не менее года, выделяют несколько этапов, первый - это "медовый месяц", когда приемные родители и дети очень стараются понравиться друг другу, причем длиться он может как несколько недель, так и несколько месяцев. Затем наступает период кризисный, во время которого ребенок, устав быть "хорошим", начинает вести себя не лучшим образом, как бы проверяя, смогут ли его любить всяким, а не только тогда, когда он - образец для подражания. Возможно, устав от постоянного послушания, Маша решила проверить: а что будет, если я не послушаюсь маму? Кризисный этап - необходимый этап в развитии отношений родителей и приемного ребенка, потому что пройдя его, ребенок должен убедиться, что , несмотря на какие-то плохие поступки, его все-таки не хотят отдать обратно в детский дом, здесь он надолго и его пытаются понять. Только после такой проверки, которую разные дети устраивают в зависимости от своих особенностей более или менее изобретательно, наступает этап  стабилизации отношений.

           Во-вторых,  детская ложь  имеет разные причины, в которых надо иметь терпение спокойно разобраться.

Почему дети лгут? Что делать, если ребенок лжет?

             Маленькие дети врут так, что это легко заметить. Причина  -  высокий уровень фантазии ребенка и желание привлечь внимание взрослых, удивить их.  После 6-7 лет дети могут врать по-настоящему, например, чтобы скрыть неблаговидный поступок и избежать наказания. Главное - не творить скорую расправу и не делать поспешных выводов. Ложь - это повод еще раз проговорить вслух  правила, существующие в вашем доме относительно норм поведения.

               Выслушайте ребенка внимательно, поразмышляйте вместе с ним о причинах лжи, поговорите о неприятных последствиях, к которым  может привести ложь. Можно привести пример из собственного детства.

                Иногда дети лгут, потому что, по их мнению, сказать правду нельзя: родители  рассердятся или расстроятся. Поэтому наказывать именно за правду, какой бы она ни была, все же не стоит. Так, ребенок, у которого начинается ангина, боится об этом сказать, если ожидает сразу же выслушать  очень негативные эмоциональные высказывания    на  тему о том, что надо носить шарф, не есть снег и др. Все это можно сказать позже,  в спокойной обстановке, когда  лечение уже проводится, без лишних эмоций и крика.

                Случай с Машей, скорее всего, отнести  к этой категории. Приемная мама поступила правильно, спокойно обсудив с девочкой  причины её поступка,  закончив договоренностью на будущее - говорить друг другу правду.

                 

                                    

               Что делать, если ребенок ворует? Этот вопрос также часто беспокоит приемных родителей.

                   Если это происходит с ребенком, моложе 7-8 лет, то  термин "ворует" здесь не совсем уместен. Ребенок, выросший в условиях детского учреждения, где все является общим и ничьим,  берет заинтересовавшую его вещь из шкафчика в детском саду у другого ребенка "просто поиграть".

Оказавшись в магазине самообслуживания с приемной мамой впервые за свои 7 лет жизни, разве может он удержаться от того, чтобы не взять хотя бы что-то к себе в карман? Дети, выросшие в нормальных семьях, начиная с 2-3-х летнего возраста неоднократно бывали в такой ситуации, когда хочется взять что-то, но родители  терпеливо (или не очень) объясняли, почему этого делать нельзя.

              Вот и приемному ребенку придется  неоднократно объяснять, что и как  нужно делать правильно.

Сначала надо  спокойно поговорить вдвоем с ребенком о случившемся. Не уличать, не  ругать, а поговорить о том, какие чувства ребенок испытывал в момент воровста и после, знал ли он, что делает, как отнесутся к этому другие люди.

            Следующая задача - научить правильному поведению. Можно сказать: "Знаешь, в следующий раз, когда мы пойдем в магазин, я хочу чтобы ты поступил иначе. Ты можешь, это у тебя получится. Это надо для того, чтобы..." ( далее показать ребенку выгодные стороны жизни без воровства)

Кроме этого,  надо помнить еще несколько правил:

  • сами должны быть твердо уверены, что нельзя брать чужое;
  • понимать, что ребенок должен владеть какой-то своей собственностью, например, иметь деньги на карманные расходы и примерно такие же важные для ребенка вещи, как у других ( так, девочка, ученица 6 класса,находящаяся под опекой у родной тёти,была уличена в краже денег из сумки учительницы, в ходе разбирательства выяснилось, что она, одна среди одноклассников, не имела карманных денег и сотового телефона);
  • воспитатели не меют права требовать от ребенка доверия и уважения, если отказывают ему во всем и не доверяют (приемный папа рассказывал, как его вызвали к заведующей магазина  и отчитывали за плохое воспитание 11 летней дочери, которая украла какую-то мелочь в этом супермаркете. Все это время он вел себя как родной отец, и когда девочка со слезами вышла вместе с ним, то спросила:  почему ты не сказал, что я приемная? Он даже не помнит, что ответил, но дочь после этого случая больше никогда не воровала);
  • учить ребенка нормам поведения нужно исходя из интересов других людей, а не угрозы наказания.

 

Воровство в подростковом возрасте - уже более серьезная проблема, хотя все выше перечисленные приемы тоже могут быть использованы в воспитании.

Но в заключение хочется отметить, что КАЖДЫЙ СЛУЧАЙ ДЕТСКОГО ВОРОВСТВА ДОЛЖЕН РАССМАТРИВАТЬСЯ ИНДИВИДУАЛЬНО, в каждом случае нужно, посоветовавшись со специалистами, разработать ту или иную тактику работы с ребенком по искоренению данной привычки.

                                                                     

   Желаю терпения и мудрости вам, наши дорогие замещающие, но  самые настоящие РОДИТЕЛИ.

   

 Всегда рада ответить на ваши вопросы.  Пишите на страничку психолога или звоните: тел.8- 908-235-5699, Людмила Федоровна, психолог школы замещающих родителей.