О нашей школе Обучение Полезные ссылки Контакты

Как научить ребенка быть вежливым


Как научить детей правилам вежливости?

«Веж­ли­вый чело­век все­гда в без­опас­но­сти, гру­бый же ока­жется в беде»

(из сочи­не­ний япон­ских воинов)

Обя­за­тель­ным усло­вием нор­маль­ной жизни в обще­стве — под­дер­жа­ние опти­маль­ных отно­ше­ний между его чле­нами и стрем­ле­ние избе­жать кон­флик­тов. Это ста­но­вится воз­мож­ным, только при­зна­вая право каж­дого чело­века на вни­ма­ние и ува­же­ние путём соблю­де­ния пра­вил вежливости.

К сожа­ле­нию, в обще­стве нередко про­яв­ле­ние рез­ко­сти, гру­бо­сти, неува­же­ния к дру­гим людям. Нормы при­лич­ного пове­де­ния часто пре­не­бре­гают, хотя уста­но­вить вза­и­мо­вы­год­ные и гар­мо­нич­ные отно­ше­ния в соци­уме без веж­ли­во­сти уста­но­вить чрез­вы­чайно трудно.

Что такое вежливость и её значение?

Веж­ли­во­стью назы­вают черту харак­тера, отно­ся­щу­юся к кате­го­риям «нрав­ствен­но­сти» и «пове­де­ния».

Чело­веку, наде­лён­ному этим каче­ством, свойственно:

  1. уме­ние так­тично и ува­жи­тельно кон­так­ти­ро­вать с людьми;
  2. спо­соб­ность нахо­дить ком­про­мисс­ные реше­ния в кон­фликт­ных ситуациях;
  3. искус­ство слу­шать про­ти­во­по­лож­ную точку зрения.

Поня­тие «веж­ли­вость» в раз­ных куль­ту­рах имеет раз­ное содер­жа­ние. То, что в одних стра­нах счи­та­ется стран­ным или гру­бым, в дру­гих счи­тают про­яв­ле­нием веж­ли­во­сти. Это свое­об­раз­ный инстру­мент, с помо­щью кото­рого люди чув­ствуют себя ком­фортно, нахо­дясь в обще­стве и кон­так­ти­руя друг с другом.

Чтобы это про­изо­шло под­рас­та­ю­щему поко­ле­нию необ­хо­димо объ­яс­нять, что такое хоро­ший тон, что такое эти­кет. С помо­щью спе­ци­аль­ных упраж­не­ний необ­хо­димо сде­лать так, чтобы веж­ли­вость для детей была естественной.

Она хорошо допол­ня­ется дели­кат­но­стью, явля­ю­щейся врож­дён­ным каче­ством, кото­рому, к сожа­ле­нию, научиться нельзя, но при­бли­зиться, изу­чив пра­вила веж­ли­во­сти детей, можно. Кроме роди­те­лей и педа­го­гов, этому с успе­хом спо­соб­ствуют соб­ствен­ные ста­ра­ния обу­ча­ю­щего и вдох­нов­ля­ю­щие примеры.

Кри­те­рий, по кото­рому можно опре­де­лить, насколько веж­лив чело­век, можно по уме­нию не ста­вить людей в нелов­кое поло­же­ние. Нахо­дясь в обще­стве, каж­дый посту­пок и жела­ние неиз­бежно, прямо или кос­венно, отра­жа­ется на других.

Поэтому все­гда между жела­ни­ями и воз­мож­но­стями должна быть уста­нов­лена гра­ница. Для её укреп­ле­ния суще­ствует само­оценка и соб­ствен­ная уста­новка не при­чи­нять зла и неудобств другим.

С чего начинать?

Пер­вое, чему дол­жен научиться ребё­нок, это слова: «спа­сибо», «пожа­луй­ста» и «про­стите» («изви­ните»), и ситу­а­ции, когда их при­ме­не­ние уместно. К при­меру, сло­вом «спа­сибо» при­нято бла­го­да­рить, и озна­чает это слово то, кото­рым мы гово­рим чело­веку «спаси Бог» за то, что он совсем не обя­зан был сде­лать. «Пожа­луй­ста» озна­чает «пода­рить, потому что любишь» (от др.-рус. «жало­вати»), про­из­нося это слово, мы при­знаём сво­бод­ную волю дру­гого. Сло­вом «про­стите» или «изви­ните» мы про­сим прощения.

Эти слова должны упо­треб­ляться сво­бодно, авто­ма­ти­че­ски, есте­ственно, в про­тив­ном слу­чае, они зву­чат невеж­ливо, с нот­ками хам­ства, неува­же­ния и вражды.

В обу­че­нии веж­ли­во­сти детей нет мело­чей, всё, что каса­ется вза­и­мо­от­но­ше­ний, тре­бует вни­ма­ния. Пра­вила веж­ли­во­сти для детей вклю­чают при­ёмы обра­ще­ния, зна­ком­ства, при­вет­ствия, знакомства.

В обще­нии необ­хо­димо пом­нить о «нера­вен­стве» между взрос­лыми и детьми, при­сут­ству­ю­щими и вхо­дя­щими в поме­ще­ние, девоч­ками и маль­чи­ками, ожи­да­ю­щими и опаздывающими.

Ребё­нок дол­жен пони­мать, что физи­че­ские недо­статки людей — не повод для насме­шек; обра­щаться к сверст­ни­кам и млад­шим нужно по имени, к взрос­лым — по имени и отче­ству. Нужно обра­щать его вни­ма­ние на то, что выска­зы­вать открыто и бурно свои нега­тив­ные эмо­ции почти все­гда неуместно. И что выс­ший пока­за­тель про­яв­ле­ния веж­ли­во­сти к окру­жа­ю­щим — сдержанность.

Практическое обучение детей

Прак­ти­че­ские заня­тия веж­ли­во­сти для детей начи­на­ются в семье. Луч­шие образцы для под­ра­жа­ния — домо­чадцы, и в первую оче­редь — роди­тели. То, что при­ви­ва­ется при­мер­ным пове­де­нием (заслу­жи­ва­ю­щим под­ра­жа­ния), не при­вить насильственно.

Наблю­дая за пове­де­нием малыша, нужно при­ме­чать его ошибки во вза­и­мо­от­но­ше­ниях, а позже в спо­кой­ной обста­новке обсу­дить ситу­а­цию и объ­яс­нить, почему он неправ. Жела­тельно при­ве­сти при­мер того, как это нужно было сделать.

В быто­вых ситу­а­циях ребёнку нужны слова: «спа­сибо» — «пожа­луй­ста», «доб­рое утро» — «спо­кой­ной ночи» и т. п., и сле­дить, чтобы он отве­чал и под­ра­жал вам.

Воспитание вежливости с помощью игр

Игра — это самое доступ­ное для пони­ма­ния ребёнка сред­ство пости­же­ния устрой­ства мира, это самая бла­го­при­ят­ная обста­новка для обу­че­ния его необ­хо­ди­мым навыкам.

Неза­метно и нена­вяз­чиво создан­ная в игре ситу­а­ция научит ребёнка лучше, чем тысяча слов. Напри­мер, взяв плю­ше­вую игрушку в руки, поздо­ро­вай­тесь с ребён­ком. Так вы научите его при­вет­ствию. Попро­сите его о чём-то с при­ме­не­нием слова «пожа­луй­ста» и т. д.

Поощрения и замечания

Очень важно поощ­рять ребёнка похва­лой, осо­бенно тогда, когда он только начи­нает пости­гать азы веж­ли­во­сти. Отме­чайте, когда он сде­лал всё пра­вильно, так он будет более ори­ен­ти­ро­ван­ным, то есть хорошо усвоит, какое пове­де­ние явля­ется правильным.

Прежде чем сде­лать заме­ча­ние, выяс­ните, по какой при­чине он посту­пил невеж­ливо. Воз­можно, этому есть объ­яс­не­ние. В раз­го­воре может выяс­ниться, что ребё­нок стес­нялся или был рас­строен. Важно найти общий язык со своим ребён­ком, чтобы наве­сти к нему мосты доверия.

Хоро­шее сред­ство обу­че­ния веж­ли­во­сти — сов­мест­ный про­смотр мульт­филь­мов и худо­же­ствен­ных филь­мов, обра­щая вни­ма­ние на про­махи героев или их про­яв­ле­ния бла­го­при­стой­ного пове­де­ния. Выска­жите своё мне­ние и послу­шайте оценку пер­со­нажа со сто­роны сво­его ребёнка. Обсу­дите с ним «ост­рые» моменты сюжета.

Проблемы воспитания навыков вежливого поведения

Слу­ча­ется, что ребё­нок выхо­дит из-под кон­троля: ого­ва­ри­ва­ется, отмал­чи­ва­ется, не реа­ги­рует на заме­ча­ния, не стес­ня­ется упо­треб­лять ненор­ма­тив­ную лек­сику. Он никого не слу­шает и меняет обыч­ную манеру пове­де­ния в семье.

Такое пове­де­ние харак­терно для детей под­рост­ко­вого воз­раста. Сво­ими поступ­ками он созна­тельно или бес­со­зна­тельно стре­мится дока­зать окру­жа­ю­щим, что уже не ребё­нок. При этом тре­бует к себе ува­жи­тель­ного отно­ше­ния и непри­кос­но­вен­но­сти сво­его лич­ного про­стран­ства. Любое втор­же­ние он рас­це­ни­вает как край­нее неуважение.

Опыт­ные педа­гоги счи­тают, что такое пове­де­ние — резуль­тат недо­статка вни­ма­ния и рав­но­ду­шия со сто­роны авто­ри­тет­ных для него людей. Отсюда гру­бость, в ответ — кон­фликт, сло­вес­ная пере­палка. У под­ростка воз­ни­кает повод про­явить само­сто­я­тель­ность, и он хло­пает две­рью. Вот зна­ко­мая для мно­гих ситуация.

Един­ствен­ный выход из создав­ше­гося поло­же­ния — про­явить ува­же­ние к ребёнку и при­знать его «взрос­лым». В резуль­тате выяс­не­ния отно­ше­ний он дол­жен понять, что быть взрос­лым — это ответ­ствен­ность. Напри­мер, ска­жите ему: «я не буду тро­гать твою одежду, но ты дол­жен сле­дить за тем, чтобы она была в порядке»; «я не буду захо­дить в твою ком­нату, но ты теперь дол­жен сам мыть пол и выти­рать пыль».

Осто­рожно апел­ли­руйте к куми­рам ребёнка, не спе­ку­ли­руйте на его чув­ствах к той или иной знаменитости.

При­ем­лемо только нена­вяз­чи­вое упо­ми­на­ние о луч­ших каче­ствах его героя. Поин­те­ре­суй­тесь его био­гра­фией. Нега­тив­ные моменты жизни звезды хорошо бы разо­брать по косточ­кам и обсу­дить с ребён­ком, в чём была ошибка, кото­рая при­вела к нега­тив­ным послед­ствиям, и что он при этом потерял.

Бывают ситу­а­ции, когда оценку пове­де­ния вашего ребёнка даёт посто­рон­ний чело­век. В этом слу­чае опти­маль­ным вари­ан­том будет при­дер­жи­вать двух принципов:

  • роди­тели все­гда нахо­дятся на сто­роне сво­его ребёнка;
  • сдер­жан­ность, что озна­чает не ввя­зы­ваться в кон­фликт и не обост­рять отно­ше­ния с тре­тьим лицом.

Только наедине с ребён­ком вы можете отчи­тать его за недо­стой­ное пове­де­ние и сде­лать «работу над ошиб­ками», то есть тща­тельно разо­браться в том, что про­изо­шло, и опре­де­лить воз­мож­ные вари­анты пра­виль­ного поведения.

Что делать с детской непосредственностью?

Необ­хо­димо знать, что она про­ис­хо­дит от недо­статка само­со­зна­ния. После любого про­яв­ле­ния, таких как, показ на кого-то паль­цем и гром­кое обсуж­де­ние внеш­него вида посто­рон­него чело­века, рас­сказ о домаш­них делах в гостях, нужно пого­во­рить с ребён­ком и обсу­дить ситуацию.

Попро­сите его пред­ста­вить, что он тоже может ока­заться в неудоб­ной ситуации.

Напри­мер, мама с такой же непо­сред­ствен­но­стью рас­ска­жет о его сек­ре­тах или он в среде авто­ри­тет­ных людей будет осмеян без при­чин. Спро­сите, как бы он чув­ство­вал себя в подоб­ной ситуации.

учим ребенка вежливости и этикету

Как приятно слышать от своего крохи вежливые фразы: "Спасибо", "Пожалуйста", "Будьте добры"; видеть проявления благодарности в ответ на заботу! Чтобы ребенок с раннего детства обучался вежливым словам и выражениям, необходимо их постоянное использование в речи окружающими людьми. Тогда малыш будет впитывать все, как губку. Однако вежливость для детей заключается не только в заученных фразах, но и в тактичном поведении, которое также зависит от действий взрослых. Только своим собственным примером можно выработать у малыша хорошие манеры.

Что такое вежливость, какую роль она играет в жизни человека

Важно! Прежде чем преподносить уроки вежливости для детей, родителям самим надо хорошо понимать, что такое вежливость. Главное в воспитании крохи - не только знать, как формируются хорошие манеры, но и самому ими обладать.

Вежливость - важнейшее качество воспитанного человека, которое помогает установить нравственное равновесие, облегчить дальнейший путь в жизни. В древности словом "вежа" называли знатока, знающего правила приличия, умеющего выразить доброжелательное отношение к другим людям. И сегодня, общаясь с воспитанным человеком, ощущаешь его благорасположение, при этом беседа с ним доставляет радость и позитив. При этом каждый в жизни сталкивался с людьми, у которых масса положительных качеств, но если у них отсутствуют хорошие манеры, то начинаются неприятности. В то же время, если хорошие манеры являются лишь притворством, средством достижения собственных целей, такая тактичность не вызывает доверительных отношений. Поэтому вежливость не является необходимой мерой общения с людьми, она должна исходить из внутреннего состояния человека, из его общей доброжелательности ко всему окружающему. Известный священнослужитель Франциск Ассизский справедливо сказал: "Вежливость тесно связана с любовью. Она ее младшая сестра, всегда сопровождает ее, и раскрывает ей врата сердец".

С чего нужно начинать воспитание вежливости

У многих родителей возникает вопрос, как научить ребенка вежливости и хорошим манерам. Психологи говорят, что вежливость для детей начинается с "волшебных" слов. Уже с раннего возраста малышу необходимо объяснить, что в разных ситуациях нужно говорить: спасибо, пожалуйста, извините. Это первые слова вежливости, которые должен знать каждый ребенок. Специалисты дают такие советы:

  • Не заставляйте свое чадо заучивать эти фразы на автомате, старайтесь, чтобы он произносил их искренне.
  • Уделяйте внимание любым мелочам, за которые нужно благодарить, так как из них складывается наша повседневная жизнь.
  • Обращайте внимание ребенка, что говоря каждый раз слово "спасибо", он учится быть благодарным; желая спокойной ночи или доброго утра, он сам заряжается позитивом.
  • Стоит объяснить крохе, что нужно считаться с правами других людей, не высказывать громко свои негативные мысли, сдерживать свои эмоции, заменяя их "волшебными" словами.
  • Учите малыша отстаивать свое мнение не криками и кулаками, а вежливым отношением к окружающим.

Проблемы при обучении вежливым манерам

Не всегда мамам, папам и педагогам удается с первого раза обучить дитя этикету. Основными препятствиями, с которыми могут столкнуться взрослые при воспитании вежливости у детей, становятся следующие моменты:

  • карапуз не реагирует на замечания взрослых;
  • отмалчивается при попытке заставить его произнести "волшебные" слова;
  • использует в речи ненормативную лексику;
  • капризничает и не подчиняется просьбам взрослых проявить хорошие манеры.

С чем это связано?

  1. Часто такие проблемы с вежливостью проявляются у детей - трехлеток, так как кризис трехлетнего возраста характеризуется повышенным упрямством. Родители должны запастись терпением и исправлять погрешности в поведении малыша собственным примером. Не помешает чаще хвалить кроху за хорошие поступки.
  2. Зачастую подобное поведение проявляется и в младшем школьном возрасте, когда ребенок стоит на пороге перехода к подростковому периоду. В этот период ребята хотят доказать окружающим свою взрослость. И не находят ничего лучшего, чем нарушать этикет, вносить в свое поведение вызывающие манеры: грубый тон, нарочитое пренебрежение правилами поведения в общественных местах, нежелание выполнять застольный этикет. Задача родителей - проявить максимум понимания и показать своим поведением вежливое отношение к ребенку, к его возрастающей самостоятельности.

Как поступать с детской непосредственностью

При воспитании вежливости у детей родители часто сталкиваются с детской непосредственностью, которая проявляется, казалось бы, в неумении детей вести себя правильно в обществе. Порой взрослые могут попасть в такие неудобные ситуации, связанные с нарушением правил вежливости их детьми, как:

  • показ на людей пальцем в общественных местах;
  • высмеивание других детей, попавших в неловкую ситуацию;
  • обсуждение необычной внешности постороннего во всеуслышание;
  • обсуждение домашних дел при посторонних людях;
  • нарушение застольного этикета (ковыряние в носу, чавканье, хватание еды руками и подобное).

Даже при правильном воспитании такие ситуации могут возникнуть от недостаточного самосознания малышей. Во всех этих случаях родителям необходимо поговорить со своим чадом еще дома, объяснить, какие поступки можно делать, а какие нельзя. Постарайтесь при помощи разных способов (см ниже в тексте) объяснить крохе, если бы он был на месте тех людей, в отношении которых были произведены неэтичные действия, то ему стало бы неприятно общаться с такими ребятами.

Как обучать детей вежливости дома

Известно, что первые зачатки вежливости закладываются в семье. Практически правила вежливости для детей преподносятся близкими, а потом уже социумом. Карапуз неосознанно копирует поведение своих мам и пап. Родители могут воспользоваться этим и ненавязчиво прививать первые правила этикета, например, если каждый вечер желать чаду спокойной ночи, а после пробуждения доброго утра, благодарить за добрые дела, просить прощения в неловких ситуациях, то дети уже с младенчества будут вести себя так же. Как еще можно рассказать детям про вежливость? По советам специалистов используем детскую "азбуку вежливости":

"Вежливые" игры

Игра – метод самый доступный для понимания и формирования у крохи необходимых навыков вежливости, так как является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Наиболее эффективными в уроках вежливости для детей будут сюжетные игры: "Накормим куклу", "День рождения мишки", "Магазин", "Купание куклы", "Водитель автобуса", "Путешествие" и подобные им. Такие любимые игры дошколят учат их правилам вежливости и хорошим манерам. Даже для самых маленьких можно создавать игровые ситуации, в которых малыш будет учиться этикету.

Например:

  • Возьмите куклу или плюшевого мишку, протяните его лапку и скажите: Здравствуй! Ребенок протянет руку в ответ и ответит.
  • Передайте при помощи игрушки любой предмет и скажите: Пожалуйста, это тебе! Карапуз должен сказать: Спасибо!
  • Дети очень любят стишки, можно поиграть с игрушками, задавая вопросы про вежливость и хорошие манеры в стихотворной форме:

Кто из вас, проснувшись бодро,
“С добрым утром!” скажет твердо? (игрушки "отвечают" маминым голосом: это я, это я, это все мои друзья!)

Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться? (аналогично: это не я...)

У кого из вас в порядке,
Куклы, книжки, шоколадки? (игрушки отвечают)

Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?

Кто из вас молчит, как рыба,
Вместо доброго “спасибо”?

Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?

"Вежливые" загадки

Дошкольникам нравятся загадки в стихах, когда в конце фразы можно подставить правильное слово и закончить рифму. Подобные загадки помогают ненавязчиво закрепить правила вежливости для детей:

  1. Если встретился знакомый, хоть на улице, хоть дома – не стесняйся, не лукавствуй, а скажи погромче:... (Здравствуй).
  2. Если просишь что-нибудь, то сначала не забудь, разомкнуть свои уста и сказать:... (Пожалуйста).
  3. Если словом или делом тебе помог кто – либо, не стесняйтесь громко, смело говорить:... (Спасибо).
  4. Говорить друзьям не лень, улыбаясь:... (Добрый день).
  5. Друг другу на прощание мы скажем:... (До свидания).
  6. Друг друга не стоит винить, лучше скорее всего... (Извинить).
  7. Когда виноваты, сказать вы спешите:... (Прошу вас, пожалуйста, извините).
  8. В чужой разговор никогда не встревай, и взрослых ты лучше... (Не перебивай).
  9. Зазеленеет старый пень, когда услышит:... (Добрый день).
  10. Если друг встречает друга, жмут друзья друг другу руку. На приветствие в ответ каждый говорит:... (Привет).

Просмотр мультфильмов

Существует много добрых мультиков, которые можно просмотреть совместно с крохой, например, про Винни-Пуха, Дюймовочку, Чебурашку и др. После просмотра обсудите правильные или неправильные поступки героев. Пусть малыш выскажет свое мнение по этому поводу. Слушайте, не перебивая, это тоже элемент воспитания вежливости. Если вы считаете, что его мнение не совсем правильное, мягко объясните неверные моменты.

Чтение книг

Читая старые добрые сказки или авторские рассказы, можно извлечь из них уроки вежливости. Например, произведения Н. Носова, В. Осеевой, Г. Шалаевой, В. Степанова и многие другие помогут понять, что такое вежливость для детей. Довольно актуально в отношении хороших манер произведение Носова про Незнайку в Солнечном городе. Или сказки "Два жадных медвежонка", "Морозко", "Вежливый кролик".

Многочисленные стихи о вежливости учат уважению к старшим, заботе о младших. Чтобы малыш их запомнил, они должны иметь хорошую рифму и сопровождаться красочными картинками. Например, всем известно стихотворение Самуила Маршака "Урок вежливости", где говорится о медвежонке, который учился вежливости. Интересно прочитать деткам произведение Агнии Барто «Любочка». После прочтения книг, обязательно обсудите с малышом героев, их поступки, позадавайте ему ненавязчиво вопросы. Так вы можете убедиться, что ребенок действительно слушал и понял, о чем это произведение.

Пословицы

В культуре каждого народа обязательно есть и другие фольклорные формы, кроме сказок, которые также помогут закрепить правила вежливости для детей. Вы можете почитать пословицы про доброту и вежливость, малыши быстро их запоминают:

  • Про доброе дело говори смело.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Не мудрен привет, а сердце покоряет.
  • Ласковое слово лучше мягкого пирога.
  • Как проживёшь, так и прослывёшь.

Особенности детской "азбуки вежливости"

До 3-х летнего возраста

В этом возрасте кроха знает уже много правил этикета, но, в то же время, к трем годам малыш начинает познавать мир и ищет границы дозволенного. Он все чаще дерется, отбирает игрушки у сверстников, не всегда говорит спасибо и т.д. Перед мамами и папами стоит нелегкая задача - не потеряв спокойствие духа, донести до своего дитя весь негатив его поступков. Делать это нужно серьезным тоном, объяснив малышу его плохое поведение. Не стоит после такого разговора сразу шутить и смеяться, иначе чадо ничего не поймет. За хорошие поступки поощряйте и хвалите.

Дети после 3-4 лет

В этом возрасте у дошколят появляются специфические черты характера:

  1. Дошколята нередко жалуются на своих товарищей по игре. Но нельзя обвинять их в том, что они ябеды. Это происходит потому, что ребята не всегда могут самостоятельно разобраться во взаимоотношениях с ровесниками и ищут помощи у взрослых. Стоит мягко объяснить ребенку, что его друг поступил по отношению к нему неправильно и необходимо напомнить товарищу о хороших манерах.
  2. Дети детсадовского возраста часто не хотят делиться своими игрушками. Раньше такие действия осуждались, но современные психологи говорят, что любимая игрушка - это продолжения собственного «Я» ребенка. Нельзя осуждать его за то, что он не расстается с ней. Вы можете предложить малышу поменяться на время с другим ребенком игрушкой. Или, если он не хочет этого делать, пусть любимая кукла или машинка подождут его дома.

Советы родителям

  • Бывает так, что ваше чадо начинают учить посторонние люди, что делать в этом случае? Даже если вы знаете, что он неправ и вел себя некрасиво, проявите сдержанность и постарайтесь достойно выйти из ситуации. Для ребенка такие моменты могут быть поучительными. Не стоит опускаться до склок и разбирательств. Вежливо ответьте, что вы разберетесь и поговорите со своим малышом сами.
  • Всегда будьте на стороне своего чада, поругать его нужно, но сделайте это дома за закрытыми дверями. Это относится и к малышам, и к школьникам. Другое поведение родителей будет расценено как предательство.
  • Дома в спокойной обстановке побеседуйте с сыном или дочкой, обыграйте ситуацию заново. Если он считает себя правым, объясните, что в любом случае с окружающими нельзя вести себя грубо.
  • Путем поощрения и замечания можно добиться многого в воспитании вежливости. Маленькие детки, которые только постигают азы этикета, должны часто слышать слова похвалы. Тогда они будут видеть разницу между хорошими и плохими поступками. Если дошкольник поступил нетактично, прежде чем делать замечание, выясните, по какой причине он сделал именно так. Возможно, такому поведению есть свое объяснение. Это может быть стеснение или плохое настроение, незнание правил. Если вы не научитесь понимать своего малыша, в дальнейшем будет трудно налаживать с ним контакт.
  • Откройте для себя и своих детей определенные правила, придерживаясь которых, родителям будет легче выработать у малыша вежливые манеры.

    Оформите их красочно, повесьте в доме на видном месте. Дошколенок лучше уясняет слово в сочетании с наглядностью.
  • Важно, чтобы ребенок чувствовал уважение со стороны своих близких и родственников, только тогда можно рассчитывать на взаимность.
  • Несмотря на открытость и доброжелательность между детьми и родителями, каждый из них должен знать свое место. Если кроха переходит границы и начинает общаться с вами как со сверстниками, нужно деликатно его поправить.
  • Всегда проще одернуть кроху и отчитать за неправильное поведение. Сложнее говорить и беседовать, объяснять, как правильно себя вести, а как нет. Но нужно уделять своим детям чуть больше времени, хвалить за хорошие поступки, напоминать, как близкие гордятся своим ребенком за то, или иное действие, проявлять свою любовь. Тогда у него появится чувство благодарности, он захочет говорить такие слова, как спасибо, пожалуйста, научится хорошим манерам.

Как научить ребенка вежливости. | Консультация по теме:

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ВЕЖЛИВОСТИ

        Вежливый, воспитанный ребенок – гордость родителей и радость окружающих. Такой малыш всегда поблагодарит за малейшую услугу, поможет по мере сил и, уж конечно, никогда не закричит и не устроит истерику!

        Для того, чтобы научить ребенка вежливости, нужно приложить немало усилий. Да и понятия о вежливости у всех родителей разные. Каковы же базовые универсальные правила, которые помогут любому родителю научить ребенка вежливости?

        Правила поведения в обществе.

        Чтобы научить ребенка вежливости, необходимо, прежде всего, сформировать у него представление о базовых правилах поведения в обществе. Примерно с 2 лет ребенка уже можно знакомить с этими правилами. Например, малыш должен знать, что в театре во время спектакля нужно вести себя тихо, не шуршать фантиками и не играть с музыкальными игрушками. В магазине или поликлинике нужно спокойно идти по коридору в место назначения, а не бегать, кричать и ползать по полу. Играя в песочнице, нельзя отбирать игрушки у партнеров по игре, драться или задирать других детей.

        Если базовые правила поведения в обществе не привить ребенку с раннего детства, потом будет очень сложно наверстать упущенное и научить ребенка вежливости. Если Вы не хотите, чтобы Ваш малыш стал невоспитанным подростком, а затем и взрослым – начинайте учить ребенка вежливости с раннего возраста.

Вежливое общение с окружающими.

        Наверное, каждый из нас видел такую картину: на день рождения или какой-то другой праздник малышу преподнесли прекрасный подарок. Счастливый именинник, вместо того, чтобы сказать «спасибо», хватает этот подарок и начинает спешно его распаковывать. Обескураженная мама недоуменно спрашивает: «Что надо сказать, Петя? ». Рассердившийся Петя бурчит что-то вроде «спасибо» и продолжает возиться с подарком. Как Вы думаете, мама Пети сможет научить ребенка вежливости такими методами?

        Да, Петя поблагодарил за подарок, но он сделал это не потому что посчитал нужным, а потому что его заставили. Но обучение ребенка вежливости должно проходить по совсем другому сценарию. Именно родители должны быть примером вежливости и приличного поведения в обществе для своего ребенка. Мама Пети должна была сама поблагодарить гостя за подарок, а Петя спустя какое-то время с удовольствием за ней повторил бы. Не в этот – так в другой раз. Чтобы научить ребенка вежливости, следите за своим поведением. Если Ваша цель – добиться, чтобы малыш благодарил за подарки и услуги – говорите «спасибо» сами. Пусть ребенок слышит Ваше общение с окружающими и постепенно понимает, что это нормально. Чтобы научить ребенка вежливости, можно также обращать его внимание на общение других людей друг с другом – причем, здесь должен быть как отрицательный пример, так и положительный. Естественно, каждую ситуацию необходимо сопровождать соответствующими комментариями.

        Частой является и другая ситуация. Малыш, прося что-то у родителей или сверстников, коротко говорит: «Дай!». Как научить ребенка вежливости и употреблению слова «пожалуйста» в таких случаях? Необходимо сформировать у малыша установку: вежливые слова «пожалуйста», «спасибо», «извини» и т. д. необходимы в повседневной жизни. И начать нужно со слова «нельзя». Наряду с тем, что нельзя трогать горячее, прыгать с пятого этажа, засовывать пальцы в розетку, должно быть нельзя обижать других людей.

        «Тебе было бы приятно, если бы с тобой разговаривали так грубо, как ты разговариваешь с окружающими? Наверное, нет. Так зачем же ты сам обижаешь других людей? » — вот каким должен быть разговор с ребенком.

        Чтобы научить ребенка вежливости, Вы должны добиться того, чтобы малыш сам захотел произносить все вышеперечисленные слова. Истинная детская вежливость – в глубинном понимании смысла и цели вежливого обращения. Тут не подойдет классическая зубрежка «вежливых слов». Малыш просто не должен позволять самому себе общаться с окружающими невежливо.

        Имеет смысл разграничить стиль общения ребенка со взрослыми и со сверстниками. Если в общении со сверстниками можно употребить некоторые «своеобразные» выражения – в разговоре со взрослыми это должно быть табу.

Маленькие дети часто перебивают друг друга и взрослых, встревают в разговор, что тоже является проявлением невежливости. В этом случае не нужно грубо одергивать малыша – ведь с Вашей стороны это также будет невежливо. Лучше скажите: «Я хотела бы закончить. Давай, я договорю, что хотела, а потом ты обязательно выскажешься». Желая научить ребенка вежливости, не отвечайте грубостью на грубость, не говорите постоянно ребенку, что он невыносимый, грубый и невежливый. В этом случае малыш на самом деле будет изо всех сил стараться вести себя так, чтобы соответствовать Вашим характеристикам.

        Научить вежливости ребенка раннего возраста с помощью пространных объяснений достаточно тяжело. Специально для этого психологи советуют заинтересовать малыша в употреблении «волшебных слов». Сделать это можно с помощью обычной игры – например, «Путешествие в Страну Вежливости», где малышу будут предложены различные игровые ситуации, в которых нужно будет тренировать употреблять те или иные «волшебные» слова. По ходу игры ребенку будет легче запомнить и сами слова, и причину их употребления. Спустя некоторое время употребление «волшебных» слов просто войдет в привычку у ребенка.

Как научить ребенка чуткости?

        Пытаясь научить ребенка вежливости, очень важно научить его чуткости. Простого знания и умения применять «волшебные» слова в повседневной жизни недостаточно. Ребенок должен чувствовать другого человека и понимать, что ощущает этот человек в связи с какими-то поступками ребенка.

        Например, стандартный пример конфликта в песочнице. Два мальчика (скажем, Коля и Андрей) не поделили солдатика и Андрей толкнул Колю. Коля расплакался и начал прогонять Андрея из песочницы. Андрей подбежал к маме и пожаловался на то, что Коля не хочет с ним играть. Мама, не разобравшись в ситуации, лишь отрешенно сказала: «Ну, пойди поиграй с Сережей. Он как раз вынес новую машинку». В этом случае мама допустила роковую ошибку, по сути убедив Андрея в том, что чтобы не чувствовал Коля, его вины здесь нет. Неудивительно, если в следующий раз Андрей снова допустит подобную ситуацию, мотивируя это тем, что он всегда прав, а чувства других его не касаются.

        Пытаясь научить ребенка вежливости, необходимо дать ему понять, что каждый человек бывает не прав. И нужно уметь просить прощения за свои неверные поступки. Причем извинение не должно говорить о том, что ребенок плохой. Извинение – это лишь показатель того, что он не прав и сожалеет об этом. И совсем необязательно, что человек, перед которым Ваш ребенок извиняется, потом будет относиться хуже к нему. Научите ребенка чуткости.

        Чуткости можно научить ребенка, объяснив ему, почему нужно уступать место в общественном транспорте пожилым людям, почему нужно делиться конфетами с домочадцами и т. д.

        Фразы могут быть такими:

— «Бабушкам и дедушкам тяжело стоять, у них болят ножки»;

— «Конфеты, наверное, вкусные – мама и папа тоже хотят попробовать. Не хочешь угостить нас? ».

        Еще несколько эффективных способов научить ребенка вежливости:

— показывайте ребенку мультфильмы, в которых вопросам вежливости уделяется особое внимание,

— подбирайте книжки, которые учат вежливости, и обращайте внимание ребенка на эти моменты,

— следите за своим поведением: в Вашей семье все должны обращаться друг ко другу в доброжелательном тоне, употребляя вежливые слова и проявляя чуткость друг к другу,

— хвалите ребенка, когда он поступает правильно и проявляет вежливость в то или иной ситуации,

— напоминайте ребенку о том, для чего нужна вежливость – ведь в цивилизованном мире жить намного приятнее, чем в том, где все друг с другом ругаются.

        Надо говорить:

        Утром:

«Доброе утро», «Я рада тебя видеть», «Здравствуй», «Как ты себя чувствуешь? »

За завтраком, обедом, ужином:

«Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Позволь за тобой поухаживать», «Все было очень вкусно».

        Во время общения:

«Разреши», «Будь добр», «Пожалуйста, «Извини», «Позволь», «Если тебя не затруднит», «Прошу прощения».

        После тихого часа:

«Как спалось? », «Как твое здоровье? »

        Вечером:

«Добрый вечер», «До свидания», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго», «Доброй ночи», «Приятных снов».

        Секреты воспитания вежливого ребенка.

        Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если вы ведете себя:

деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к своим друзьям и знакомым;

        никогда не оскорбляете человеческого достоинства своего сына или дочери, не кричите на своего ребенка, не говорите при нем или при обращении к нему грубых слов и не применяете в целях воспитания физические наказания;

        не делаете бесконечных замечаний по пустякам, а где возможно, поощряете самостоятельность своего ребенка;

        предъявляете к детям единые требования и, если кто-то из вас не согласен с замечаниями другого, высказываете их в отсутствии ребенка;

предъявляя ребенку какие-то требования, предъявляете их к себе;

        уважаете достоинство ребенка, исключив слова: «Ты еще маленький», «Тебе еще рано» и др. ;

        - не забываете сами чаще говорить вежливые слова «пожалуйста», «спокойной ночи», «спасибо за помощь» и т. д., тогда и ребенок будет следовать вашему примеру;

часто используете похвалу;

        правила культурного поведения прививаете детям систематически, а не от случая к случаю.

Как научить ребенка быть вежливым? |

Каждый из нас приблизительно представляет себе, как научить ребенка быть вежливым, и, наверное, нет таких родителей, которые не прилагали бы усилий к этому. Однако, очень часто старания и намерения дают совершенно обратный эффект.

Мы до усталости в скулах твердим своему чаду: поблагодари, поздоровайся, извинись прямо сейчас, не перебивай, не груби старшим… И надеемся, что наши убедительные нотации приведут к нужному результату, спровоцировав просто ошеломляющий воспитательный эффект. И что в результате? Дети грубят, огрызаются, перебивают, забывают поздороваться, извиниться, сказать спасибо. Часто мы забываем, что гораздо красноречивее всех наших нотаций и уговоров собственный пример.

Почему ребенок грубит?

Если вы сотни раз повторите ребенку, что здороваться нужно со всеми знакомыми людьми, а сами при этом упорно игнорируете знакомую маму на детской площадке, с которой у вас не совпало мнение по поводу воспитания детей, то ваши слова и внушения совершенно напрасны. Ребенок будет принимать во внимание ваши поступки, но не слова.

Часто о вежливых словах забывают торопыги и очень эмоциональные детки, которым трудно зафиксировать внимание на чем-то надолго или усидеть на месте. Ребенок вовсе не хочет быть грубым, просто эмоции в нем бурлят через край. В этом случае вам следует набраться терпения и говорить слова вежливости за ребенка, останавливая его в эти моменты и постепенно приучая к хорошим манерам.

Каждая семья имеет свои правила вежливости и придерживается своего домашнего этикета. В одной семье принято не взирая ни на что собираться за ужином всем вместе и не вставать из-за стола, пока не покушают все. В другой семье все ее члены торжественно прощаются на ночь и без этого ритуала спать не ложатся. В третьей всегда вежливо благодарят даже за незначительную помощь. Дети легко принимают такие правила и без труда следуют им. Так, ребенок учится вежливости естественным образом.

Но иногда правила и заведенный порядок вызывают протест. Каждому человеку, не говоря уже о ребенке, хочется освободиться на время от необходимости подчиняться правилам. Усталость, злость, обида, недовольство собой – причин может быть множество. Родителям главное вовремя понять причину протеста, не давить в этот момент, не идти на открытый конфликт. Отброшенная ложка, несказанное «спасибо», злой взгляд из-под бровей – в данном случае не признак недостатка воспитания, а явный вызов. Вовремя понять это – значит не дать мелкому недоразумению и всплеску эмоций перерасти в конфликт.

Что делать, если ребенок употребляет плохие слова?

Все мы в минуты боли, обиды, раздражения и гнева хоть раз да и употребляли не самые изысканные слова и обороты русской речи. Поэтому не стоит удивляться, если такие слова вы услышите от своего 2-3 летнего карапуза. Слова с ярко выраженной эмоциональной окраской дети запоминают в первую очередь. А если еще вы и отреагируете бурно и эмоционально, когда услышите из уст своего ангелочка подобные слова, то частое их употребление ребенком вам гарантированно. Однако, это совсем не означает, что ребенок груб и не воспитан. Если вы не будете реагировать криком, наказаниями и мытьем рта с мылом за употребление подобных слов, малыш вскоре выкинет из своего словарного запаса подобную лексику. Если вы уверены, что в семье ребенок подобных слов услышать не мог, присмотритесь к его окружению, друзьям, поговорите с воспитателем детского сада, а потом решайте вопрос с родителями «виновника».

Скажи тете «спасибо»!

Чувство благодарности может испытывать лишь взрослый зрелый человек. Малыш оценить по достоинству чьи-то усилия и поступки пока просто не в состоянии. Поэтому слово «спасибо» ребенок учится говорить автоматически. Ведь это именно то, чего вы и добивались, так ведь? Как часто вы сами отделываетесь дежурными словами благодарности, не испытывая на самом деле чувства искренней признательности? Стоит ли корить за это ребенка, который безэмоционально пробормотал дежурное спасибо в ответ на вручение ему дорогущего подарка? Поэтому, стараясь научить ребенка вежливости, не путайте слова благодарности с одноименными чувствами!

Отдельно нужно поговорить о подарках. После того, как ушел последний гость, и вы можете повнимательнее рассмотреть подарки, бывает ли так, что вы относитесь к недорогому и скромному свертку с пренебрежением, сказав вслух: «Опять ерунду тетя Соня подарила!» и передарите его вскоре соседке на день рождения. Если да, тогда не удивляйтесь, что и отношение ребенка к подаркам будет также выражаться в денежном и практичном эквиваленте. Только будучи маленьким, он не сможет сдержать свои эмоции и может заявить о своем отношении к подарку прямо в глаза дарителю.

Как научить ребенка быть вежливым?

  • Если вы хотите научить ребенка вежливости, то «волшебные» слова должны появиться в его лексиконе как можно раньше – с момента, когда он лишь учится говорить. Обращаясь к малышу с просьбой, говорите “пожалуйста” и не забывайте в ответ на действие сказать “спасибо”.
  • Всегда используйте возможность достойно оценить поступки других членов семьи при ребенке: похвалить, поблагодарить, поощрить и т.д.
  • Не обсуждайте при детях других людей, друзей и родственников, особенно когда ваши обсуждения носят негативный характер.
  • Хвалите и благодарите ребенка даже за самые мелкие незначительные поступки. За то, что был вежлив и терпелив, за то, что сдержался, когда младший отобрал у него игрушку, за то, что стоял в очереди, за то, что покинул детскую площадку после первой просьбы.
  • Если вы были не правы по отношению к ребенку, обязательно извинитесь. Только делайте это просто и легко, не нагнетая эмоций. Если ваш ребенок никогда не слышал в свой адрес извинений, ему сложнее попросить прощения самому и вообще понять смысл этого действия.
  • Не забывайте обращать внимание ребенка на ситуации, когда он был вежлив, и на те моменты, когда забывал говорить хорошие слова. Не ругайте за забывчивость, но поощряйте за вежливость.

☑️ 8 правил приличия для ребенка. Учим детей вежливости

Воспитание детей в наше время значительно отличается от того как воспитывали нас и наших мам и пап. Родители стараются контролировать каждый шаг ребенка, обеспечить детей современными игрушками и гаджетами зачастую забывая о словах вежливость и приличия, дети в свою очередь растут избалованные и увлеченные гаджетами.

Но вежливость и приличие во все времена остаются незаменимыми факторами в жизни ребенка. Поэтому родителям нужно знать несколько способов, как научить ребенка быть вежливым. Как же научить родителям детей вежливости? Есть 8 нехитрых рекомендаций:

  • Научить ребенка говорить”Привет”
  • Научить получать и делать комплименты
  • Научить ребенка продолжать беседу
  • Научить дождаться своей очереди
  • Научить вежливо разговаривать по телефону
  • Научить словам”пожалуйста”и”спасибо”
  • Научить правильно вести себя за столом

Больше полезных советов по воспитанию и развитию детей смотрите на https://detki.club

Говорить”привет”

Многие дети неловко себя чувствуют когда с ними здороваются, возможно малыш просто стесняется. Родители должны рассказать ребенку, что здороваться это нормально и если ребенок ответит тем же – это будет поступком вежливости. Нужно рассказать для кого и в каких случаях нужно говорить”привет”, “здравствуй”, “доброе утро”.

Получать и делать комплименты

Когда взрослому делают комплимент, он свободно отвечает”спасибо”, а вот для ребенка это целое испытание. Да и сделать комплимент кому-то ребенок вряд ли сможет. Самым простым способом научить ребенка делать и принимать комплименты – это практика. Родителям нужно чаще говорить ребенку комплименты, а также научить ребенка правильно на них отвечать.

Продолжать беседу

Одни дети болтают без умолку и ведут себя раскрепощенно и непринужденно в любом окружении, другие же наоборот замирают от одного только вопроса”как дела?”, либо что-то невнятно ответят и убегают. С детьми нужно чаще проводить ролевые игры, навыки которых приведут к плодотворной беседе с людьми в будущем. Проигрывайте разные сценки в различных вариантах развития событий.

Дожидаться своей очереди

Самое главное качество – это терпение. В наше время дети очень нетерпеливы им нужно получить все здесь и сейчас. Очень важно научить ребенка быть нетерпеливым, научить их пропускать людей вперед, уметь ждать, стоя в очереди не браниться, даже если стоя в очереди вам не хватило любимого мороженого.

Разговаривать по телефону

Практически любой ребенок спокойно может взять телефон, снять видео и выложить его в соц сети. Но может ли ваш ребенок вежливо отвечать на телефонные звонки? Могут ли начать диалог со слов”добрый день” “здравствуйте” либо ответить”подождите, пожалуйста,”? Конечно же большинство детей этого делать не умеют. Зато у них хорошо получается делать фото и селфи своих глаз и улыбок. Родителям необходимо задуматься!

“Спасибо” и “пожалуйста”

“Дай мне” “я хочу” так обычно начинают беседы ровесники и как правило такие разговоры заканчиваются ссорами и обидами. Часто дети забывают про”волшебные слова”. Родители смогут научить малыша этому правилу только в том случае если сами будут вести себя уважительно по отношению к ребенку. Если вы о чем либо просите свое чадо, не забывайте говорить ему”пожалуйста,” и поблагодарить за выполненную работу или просьбу. Родителям важно не забывать о том что они являются”зеркалом” для своих детей.

Правильно начинать и заканчивать прием пищи

Не имеет значения в каком месте проходит трапеза будь то в гостях или дома, научить правильно вести себя за столом ребенка просто необходимо. Ребенку не нужно знать всех тонкостей этикета, например, как пользоваться столовыми приборами.Очень важно научить его подождать пока все сядут к столу, дождаться пока все закончат процедуру трапезы и после этого поблагодарить, выйти из-за стола и вымыть посуду.

Такую практику с детьми родителям необходимо проводить дома ежедневно.

Вежливо прощаться

Необходимо научить ребенка обязательно говорить”до свидания” либо благодарить за гостеприимство если родители с ребенком находились в гостях. Родители должны донести до ребенка, что уходить не прощаясь это некрасиво.

Зачастую родители воспитывая ребенка упускают из вида такие важные черты поведения как вежливость и терпение. Зачастую ребенку нужно лишь немного практики для того чтобы усвоить эти знания. И конечно же не стоит забывать, что каждому человеку нужно начинать с себя!

Консультация на тему: Как научить ребёнка быть вежливым.

Как научить ребёнка вежливости?

Хорошие манеры важны для каждого человека. Тем более, когда вы видите воспитанного ребенка, то и вас разбирает зависть и желание сделать собственного малыша таким же. А давайте узнаем, как научить ребенка вежливости. С чего надо начинать и когда?

Прививать ребенку манеры следует с самого его рождения. Звучит странно, но так оно есть на самом деле. Малыш еще ничего не понимает, но зато впитывает в себя, как губка, стиль общения мамы и папы. И когда ребенок подрастет, то для него будет нормально говорить «привет», «спасибо» и «пожалуйста». 

К двум годам можно учить ребенка говорить такие слова, как «как дела?», «извини», «пока», «спасибо». Также ребенок может поднимать ручку, здороваясь, или махать ею, прощаясь. Не надо требовать от двухлетнего ребенка, чтобы он запомнил все правила, поэтому его манеры будут напрямую зависеть от ваших подсказок.

В 3-4 года родителей ожидает неприятный сюрприз. В этом возрасте ребенок может «забыть» манеры вежливости, как бы проверяя, что можно, а что нельзя делать. Но именно в этом возрасте лучше всего учить ребенка использовать слова вежливости осознанно.

В 5-6 лет детям важно мнение окружающих и их одобрение. С этого возраста надо учить ребенка не только словам вежливости, но и правильному социальному поведению: делиться с друзьями, знакомству со сверстниками, вручению подарков, поведению за столом, на прогулке.

Так как правил очень много, то все они могут показаться ребенку надуманными и сложными. Чтобы избежать этого, начинайте только с главного. Например, выберите всего лишь пару сфер жизни, где без хороших манер не обойтись: манеры за столом, общение в детском саду, встреча со знакомыми. Именно на этом и сконцентрируйте внимание.

Будьте сами примером ребенку. Малыш бессознательно и осознанно копирует ваше поведение. Так, что, сколько бы лекций вы не прочитали ребенку о том, как надо правильно себя вести, они не дадут никакого результата, если не подкреплены примером с вашей стороны.

Никогда не ожидайте результатов сразу же. Продолжайте прививать ребенку хорошие манеры, и уже через пару недель будет виден результат. Но даже в этом случае не забывайте напоминать ему, что надо сказать в таком-то случае.

И не забывайте о похвале. Она - сильнейший стимул. Отмечайте достижения вашего ребенка, хвалите его. Ребенок увидит, что вы цените его старания, поэтому и дальше будет радовать вас своим поведением и манерами.

Обучаем детей следить за своими манерами: как воспитать вежливого ребенка

перейти к содержанию

Верхняя навигация

Исследовать

Меню профиля

Ваш счет Вниз треугольник .

Как научить детей быть вежливыми

Родители оказывают детям медвежью услугу, когда не учат их быть вежливыми. Учителя, друзья, соседи и большая семья - все ценят, когда дети вежливы с ними, и искренне беспокоятся, когда дети невежливы. Обучение манерам дает детям жизнь, наполненную большей признательностью к себе и другим, когда они растут с соответствующими манерами и уважением к себе и окружающим. Все начинается с основ приучать детей быть вежливыми с раннего возраста.Вот простые способы наставить детей на правильный путь к вежливости.

  1. Будьте образцом для вежливого поведения. Вы когда-нибудь видели, как родитель кричит на ребенка, а затем оборачивается и ожидает, что он будет вежливым со взрослым? Так не работает. Старая поговорка о том, что дети будут поступать так, как вы, а не вы, верна. Если вы хотите, чтобы дети были вежливыми, вы должны моделировать для них вежливое поведение. Говорите с детьми добрым тоном и просите, а не угрозы. Не всегда легко проявлять терпение с детьми, но, как взрослый, вы обязаны моделировать соответствующее поведение.
  2. Лови детей в хорошем настроении. Когда вы замечаете, что дети вежливы по отношению к кому-то, либо поблагодарив кого-то за что-то, либо прося что-то вежливо, признайте это. Таким образом, их хорошее поведение привлекает внимание и распознает тип поведения, которого вы ожидаете. Это укрепляет ваше уважение и осознание их личности и побуждает их вести себя аналогичным образом в будущем.
  3. Установите соответствующие границы и ожидания в отношении вежливого поведения. Поймите, что детям нужно объяснять, какое вежливое поведение от них ожидается.В некоторых домах достаточно телефонного звонка, чтобы поблагодарить вас за подарок на день рождения. В других случаях ожидается электронное письмо или личная заметка. Если ребенок обидел чьи-то чувства, даже если это не то, что он намеревался сделать, все же побуждайте ее извиниться за свое участие в любом недоразумении. Все делают ошибки, и ни один человек не прав или не виноват. Также регулярно показывайте детям, что ожидается от вежливого поведения. Детям нужны четкие границы, чтобы они выросли вдумчивыми и вежливыми взрослыми.Однако то, что дети учатся быть вежливыми, не означает, что их нужно идти дальше. Учите детей уходить от людей и ситуаций, которые в ответ не проявляют к ним вежливого поведения. Позволяя им прекратить невежливое поведение по отношению к ним, они извлекают важный урок о заботе о себе и самоуважении.
  4. Общайтесь с детьми. Некоторые родители ожидают от своих детей таких строгих стандартов вежливости, но никогда не теряют бдительности и немного развлекаются с ними.Когда вы общаетесь с детьми и учите их быть вежливыми, вы создаете с ними крепкую и прочную связь. Они, естественно, захотят принять вежливое поведение.
  5. Опишите основы вежливого поведения. Продолжайте моделировать, пока поведение ребенка не станет естественным. Начните, когда дети еще совсем маленькие. Никогда не рано начинать учить детей вежливости. Основы вежливого поведения включают в себя говорить "пожалуйста" и "спасибо", когда что-то просите или получаете. Но вежливое поведение также включает добрый тон голоса и приятное отношение.Дайте детям понять, что люди ценят, когда к ним относятся добрые люди. Дети вырастают более уверенными в себе и обладают большей самооценкой, когда они с раннего возраста знают, чего от них ждут. Дети, которые начинают учиться быть вежливыми в молодом возрасте, вырастают в вежливых взрослых.

Источник: http://www.ehow.com/

.

Как научить ребенка быть ответственным

Когда мой ребенок будет готов взять на себя ответственность?

На этом этапе речь идет о том, чтобы научить вашего ребенка понимать основы ответственности. Он слишком молод, чтобы брать на себя сложные обязанности по дому, хотя он может с удовольствием помогать вам по дому или в походах по магазинам.

В то же время ваш ребенок становится более независимым и, вероятно, любит принимать решения сам. Вы можете поощрять это, задавая ему задачи, которые, как вы знаете, он способен выполнить.Это даст ему понять, что он может помочь позаботиться о себе и окружающем мире, и подготовит его к более серьезным обязанностям в более позднем детстве.

Как я могу научить своего ребенка быть ответственным?

Ставьте задачи, соответствующие возрасту

Подумайте о чем-нибудь, что, как вы знаете, ваш ребенок может сделать без особых трудностей, чтобы он, вероятно, преуспел в этом. Дайте ему четкие инструкции о том, что вы хотите, чтобы он делал, чтобы он точно знал, чего от него ждут.

Ваш ребенок может быть напуган просьбой «привести в порядок свою комнату».Это не является конкретным и может включать в себя несколько шагов, таких как складывание одежды, заправка кровати и выпрямление ковра. Но «Пожалуйста, положите пазл обратно в коробку» - это выполнимо.

Если дать ребенку работу по дому, требующую определенных усилий, но выполнимую для его возраста, это усилит его чувство независимости.

Покажи и расскажи

Когда вы даете ребенку задание, объясните его простым языком. Например, если вы просите его накрыть на стол, начните с того, что он сам установит одно место: «Посмотрите, как я ставлю одну тарелку на стол перед стулом."

Если вы обнаружите, что тратите больше нескольких минут, показывая своему ребенку, как что-то делать, это может быть слишком сложно для него в этом возрасте. Вместо этого вы можете поручить ему выполнить небольшую часть задания, например, поставить ложки.

Работа, потом игра

Несмотря на то, что вашему ребенку все еще не хватает внимания, вы можете начать приучать его избавляться от повседневных забот, прежде чем расслабляться или развлекаться. Он получит сообщение, когда вы скажете: «Да, я хочу отвезти вас в парк! Но сначала нам нужно убраться после обеда."

Будьте дружелюбны и прозаичны и признайте, что вы тоже предпочитаете веселье. Покажите ему, что вы не властны, а просто ожидаете, что он будет вести себя ответственно, как вы сами.

Хороший способ объяснить это своему ребенку - использовать правило «когда - тогда». Например, вы можете сказать: «Когда мы уберем со стола, тогда мы сможем играть с кубиками».

Это важно используйте мир «когда», а не «если». Это потому, что «если» предполагает, что вам нужно чистить стол только «если» вы хотите играть с кубиками.Но «когда» означает, что стол должен быть очищен в какой-то момент, несмотря ни на что, а кубики - это просто дополнительный бонус.

Делайте работу веселее

Нам всем больше нравятся задачи, когда они веселые и общительные. Вашему ребенку нравится проводить с вами время, и он может не воспринимать очистку сушильной машины как рутинную работу. Вытаскивать теплые пушистые вещи и складывать их в корзину - это весело! Если вы убираете игрушки, посоревнуйтесь, кто уберет больше блоков.

Избегайте угроз

Дайте понять ребенку, что он должен соблюдать определенные правила, но объясните их в позитивной форме, без угроз и ультиматумов.Если ваш ребенок говорит: «Я хочу печенье», ответьте: «Когда вы сядете за стол, вы можете съесть печенье».

Подавайте хороший пример

Покажите ребенку, что такое ответственность, заботясь о своих вещах и собственном пространстве. Положите ключи от машины на крючок, а не на стол, и снимите одежду с пола в спальне. Объясните, почему вы это делаете, чтобы ваш ребенок понял, почему так важно нести ответственность. Например: «Я собираюсь положить ключи от машины в надлежащее место, чтобы я мог легко найти их снова в следующий раз, когда мы выйдем на улицу."

Сосредоточьтесь на усилиях, а не на результатах

Когда ваш ребенок пытается просунуть голову через руку своего джемпера, может возникнуть соблазн просто вздохнуть и взять себя в руки. Но практика ведет к совершенству, поэтому сосредоточьтесь на усилиях он делает, даже если он не совсем понимает это. Не критикуйте его и не берите верх. Это может уменьшить его уверенность и уменьшить его желание помочь.

Вместо этого попробуйте разбить задачу на управляемые части. Вы можете помочь с любыми сложными задачами, например, просунуть руки в нужные отверстия, а затем дать ему самому натянуть джемпер.Это подарит ему чувство успеха, и он будет счастлив попробовать еще раз в следующий раз.

Сформулируйте свои предложения в нежной, ободряющей манере: «Молодцы, что так много работали над тем, чтобы одеться в одиночку. У вас все отлично. Почему бы вам не попробовать вместо этого засунуть руку в эту дырочку?»

Будьте реалистичны

Ваш ребенок не всегда будет ставить обувь у входной двери или класть игрушки обратно в коробку. Если он не в себе, постарайтесь не терять терпение. Просто спокойно напомните ему: «Помните, убирайте грузовики, когда закончите с ними играть."

Если он устал, скажем, после дня в детской, окажите ему дополнительную помощь. Он, вероятно, провел весь день, соблюдая правила, и хочет немного отдохнуть, когда он дома.

Вылейте похвалу

Всякий раз, когда ваш ребенок пытается действовать ответственно, даже если ему это не удается, уделяйте ему много похвалы и внимания. Это покажет вашему ребенку, что его усилия важны и ценятся.

Будьте как можно более конкретными: «Вы сделали так хорошо положить еду Пушику в его миску! »или« Молодец, что так старался одеться самому ».Укажите, как именно его усилия помогли всем остальным: «Теперь, когда вы положили ложки на стол, мы все можем пить чай!»

Получите советы о том, как научить ребенка проявлять уважение, и узнайте, когда вы можете ожидать, что ваш дошкольник проявит сочувствие.

.

Как научить дошкольника быть уважительным

Чего ожидать в этом возрасте

Пытаться добиться уважительного поведения от трехлетнего ребенка - все равно что попытаться получить кровь из пресловутого камня. Отчасти это связано с тем, что языковые навыки трехлетнего ребенка все еще развиваются. Поэтому, когда вы говорите ему, что пора спать, он не может сказать: «Ну и дела, я действительно развлекаюсь со своими грузовиками, и мне интересно, могли бы мы договориться о еще пяти минутах игрового времени?» Он с большей вероятностью проигнорирует вас, высунет язык или закричит: «Я тебя ненавижу!» в верхней части его легких.Это не значит, что он безнадежный - только то, что он очень молод и ему все еще нужны годы последовательного обучения и практики, чтобы научиться проявлять уважение.

Что вы можете сделать

Демонстрируйте уважительное поведение. «Обычно мы не проявляем к нашим детям того уважения, которого требуем от них», - говорит Джерри Вайкофф, психолог и соавтор книги «Двадцать обучаемых добродетелей». «Мы запутались, потому что воспитание часто заставляет нас приравнивать уважение к страху.«Я действительно уважал своего отца, потому что знал, что он ударит меня, если ...» Это не уважение - это страх ». Вместо этого начните с прислушивания. Может быть трудно терпеливо ждать, пока трехлетний ребенок получит свое скажем, но оно того стоит. Встаньте на его уровень, посмотрите ему в глаза и дайте ему понять, что вам интересно то, что он вам говорит. Это лучший способ научить его слушать и так же внимательно.

Подтвердите чувства своего ребенка. Это также демонстрирует уважение. Когда вы преуменьшаете чувства ребенка («это не имеет большого значения, не расстраивайтесь, что у вас не может быть синей чаши»), это показывает ребенку, что родители не воспринимают ее чувства всерьез.Вместо этого вы можете проявить уважение, признав, что чувствует ребенок: «Я знаю, что разочарование, что синяя миска грязная сегодня утром. Вы хотите вместо нее зеленую или фиолетовую миску? Помогите мне поставить синюю миску в посудомоечную машину, чтобы она была убрать, чтобы перекусить позже ". Предоставление детям возможности выбора и автономии (при поддержке) также свидетельствует об уважении. Позвольте детям делать множество маленьких выборов в течение дня, чтобы развить чувство компетентности и проявить уважение к вашему ребенку. Не делайте для своего ребенка того, что он может сделать для себя или, по крайней мере, пытается сделать для себя.Разбивайте задания на более мелкие шаги, чтобы ребенок мог практиковать навыки самостоятельности.

Учите вежливым ответам. Ваш ребенок может проявлять заботу и уважение к другим через хорошие манеры. Как только он сможет устно общаться, он научится говорить «пожалуйста» и «спасибо». Объясните, что вы бы предпочли помочь ему, когда он вежлив с вами, и что вам не нравится, когда он приказывает вам. Опять же, проявлять уважение к себе лучше, чем читать лекции. Регулярно говорите своему трехлетнему ребенку (и другим) «пожалуйста» и «спасибо», и он поймет, что эти фразы являются частью нормального общения как в вашей семье, так и на публике.

Избегайте чрезмерной реакции. Если ваш ребенок ударил вас или назвал «ду-ду-голова», постарайтесь не расстраиваться (в конце концов, вы знаете, что вы не ду-ду). Дети не ведут себя намеренно неуважительно, но они могут поэкспериментировать, чтобы увидеть, какую реакцию получат. Вместо этого встаньте лицом к лицу и скажите тихо, но твердо: «Мы не бьем и не говорим так в этой семье». Затем покажите ему, как добиться того, чего он хочет, в уважительной манере: «Когда ты хочешь, чтобы я поиграл с тобой, просто спроси меня вежливо. Скажи:« Мамочка, я хочу, чтобы ты пришла и прочитала мне сказку прямо сейчас ».'"

Ожидайте разногласий. Жизнь была бы намного проще, если бы наши дети всегда с радостью выполняли наши просьбы, но это не человеческая природа. Постарайтесь помнить, что когда ваш ребенок не выполняет ваши приказы, он не пытается будь неуважительным - он просто другого мнения. Объясни ему, что ему будет лучше, если он научится перестать выражать себя неуважительно («Ты никогда не водишь меня в парк, плохая мамочка!»), а вместо этого научится ставить положительные. вращать по его просьбам («Можем ли мы пойти в парк после продуктового магазина?»).По мере развития словесных навыков вашего ребенка он сможет сам придумывать эти вежливые просьбы; А пока учите его, давая ему примеры.

Установите пределы. «Один из лучших способов продемонстрировать уважение - проявить доброжелательность и твердо в своей дисциплине», - говорит Джейн Нельсен, специалист по образованию и соавтор книги Позитивная дисциплина для дошкольников. «Доброта показывает уважение к своему ребенку, а твердость - уважение к тому, что нужно сделать.«Итак, если ваш дошкольник впадает в истерику в супермаркете, и ни одна из ваших тактик выживания не работает, что вы делаете? Любезно, но решительно отведите его к машине и сядьте рядом со словами:« Я вижу, как вы расстроены ». Я здесь, чтобы помочь вам успокоиться ». Как только он успокоится, вы можете мягко сказать:« Теперь вы готовы попробовать еще раз »и вернуться в магазин. В конце концов, он узнает, что истерика не меняется. тот факт, что покупка продуктов питания должна быть завершена

Похвалите уважительное поведение Как можно больше подкрепите импровизированное проявление вежливости вашего 3-летнего ребенка.Но будьте конкретны. «Похвала должна подробно описывать поведение», - подчеркивает Вайкофф. «Мы склонны говорить« хорошая девочка »,« хороший мальчик »,« хорошая работа »». Вместо этого скажите: «Спасибо, что сказали, пожалуйста, когда просили угощение», или «Спасибо, что дождались своей очереди, пока другие дети получили мороженое ". Будьте откровенны, и ваш ребенок увидит, что его усилия оправданы и оценены.

.

Как научить вежливым фразам: 3 секретных ингредиента

  • Задания
    • Все темы от А до Я
    • Грамматика
    • Словарь
    • Разговорная
    • Чтение
    • Прослушивание
    • Запись
    • Произношение
    • Виртуальный класс
  • статьи
  • Постеры
  • Книги
  • Подробнее
    • Рабочие листы по сезонам
    • 600 Подсказки по творческому письму
    • Подогреватели, наполнители и ледоколы
    • Раскраски для печати
    • Карточки
    • Рабочие листы по управлению классом
    • Листы аварийных работ
    • Листы изменений
.

План урока ESL о том, как сказать «пожалуйста»

1. ПОИСК СЛОВ: Посмотрите в своем словаре / компьютере, чтобы найти словосочетания, другие значения, информацию, синонимы ... для слов ...

"пожалуйста"

  • ________________
  • ________________
  • ________________
  • ________________
  • ________________
  • ________________
  • ________________
  • ________________
  • и «спасибо» .

  • ________________
  • ________________
  • ________________
  • ________________
  • ________________
  • ________________
  • ________________
  • ________________
  • • Поделитесь своими открытиями с партнерами.

    • Задавайте вопросы, используя найденные слова.

    • Задавайте вопросы партнеру / группе.

    2.ВОПРОСЫ ПО СТАТЬЕ: Вернитесь к статье и запишите несколько вопросов, которые вы хотели бы задать классу по тексту.

    • Поделитесь своими вопросами с другими одноклассниками / группами. • Задавайте вопросы партнеру / группе.

    3. ЗАПОЛНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ: В парах / группах сравните свои ответы на это упражнение. Проверить ответы. Обсудите слова из упражнения. Были ли они новыми, интересными, заслуживающими изучения…?

    4. СЛОВАРЬ: Обведите любые слова, которые вы не понимаете.В группах объединяйте неизвестные слова и используйте словари, чтобы найти их значения.

    5. ТЕСТИРУЙТЕ ДРУГА: Посмотрите на слова ниже. Вместе со своим партнером попробуйте вспомнить, как они использовались в тексте:

    • элемент
    • просто
    • б / у
    • счастливый
    • лицо
    • потратить
    • помощь
    • включает
    • курс
    • программное обеспечение
    • капитал
    • копия
    .

    Смотрите также

    Карта сайта, XML.