О нашей школе Обучение Полезные ссылки Контакты

Как научить ребенка мыслить креативно


5 советов, которые помогут научить ребёнка нестандартно мыслить

Люди, умеющие творчески подойти к любой задаче и найти нестандартное решение, всегда двигали вперед науку, совершали открытия, создавали новые технологии. В современном мире это умение ценится ещё больше. Как развить у ребёнка способность нестандартно мыслить? Несколько советов от автора курса «Воспитание креативности в семье» на «Универсариуме» Анатолия Гина.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

1. Помогите ребёнку установить связи в окружающем мире

Способность связывать между собой различную информацию называется синкретическим мышлением. В школе ребёнок изучает предметы по отдельности, без связи друг с другом и с окружающим миром. Чтобы научить ребёнка видеть связи между предметами и явлениями, поиграйте с ним в игру. Например, надуйте несколько воздушных шариков и спросите: «Что изменилось в комнате из-за того, что я надул шарики?» Когда версии закончатся, задайте следующий вопрос: «Из-за того, что я надул шарики, орёл сегодня съест на одну птичку больше. Почему?» И попробуйте вместе с ребёнком найти как можно больше ответов. Ещё один каверзный вопрос для подобной игры: «Какая связь между авторучкой и Альфой Центавра?» Задавая ребёнку подобные загадки в соответствии с его возрастом, вы удивитесь тому, какие нетипичные решения он сможет придумать.


2. Используйте его природную любознательность

Обращайте внимание на самые обыденные предметы и явления окружающего мира, будь то растения, камни, дома, дождь и так далее. Помогите ребёнку увидеть мир в новом, необычном ракурсе. Используйте развивающие фразы: «Ух ты! Это похоже на… Почему?», «Смотри, как удивительно!», «Это такое, потому что…» и так далее.

Всегда следуйте за интересом ребёнка, а когда интерес проявится — подхватывайте и поддерживайте с помощью новой информации и развивающих фраз.


3. Научите ребёнка замечать детали

Поиграйте с любым предметом: предложите ребёнку назвать как можно больше его свойств. Предмет может быть любой, например, кружка, тарелка, какая-нибудь игрушка. Хорошо играть в такие игры в компании нескольких детей и взрослых, это включает азарт и помогает находить все новые детали, мелочи, нюансы, не замеченные другими игроками.

Предложите ребёнку рассказать, что он видит на картине. Разумеется, сюжет картины должен соответствовать возрасту. Называя все новые и новые детали, ребёнок учится их замечать, понимать замысел художника, выражать свои мысли и объяснять те или иные явления, опираясь на интуицию и фантазию.


4. Решайте с ребёнком открытые задачи

Открытые задачи — это задачи, у которых всегда больше одного решения. Например, зачем ежу яблоки, которые он несёт на спине? Как Персею победить Медузу Горгону без зеркального щита? Как извлечь из реки твёрдые деревянные сваи, мешающие судоходству?

Упражняясь в решении открытых задач, дети учатся уходить от стереотипных решений, тренируют логику и стратегическое мышление, начинают видеть, какое решение наиболее легкое и менее затратное, а какое решение самое продуктивное. Из таких детей вырастают специалисты, востребованные в любой сфере деятельности. Кроме того, решение открытых задач готовит ребёнка к повседневной жизни, которая в каком-то смысле целиком состоит из таких задач и поисков ответов на них.


5. Создайте в семье среду для развития

Несмотря на то что современные дети всё больше времени проводят в детском саду и школе, семья по-прежнему остаётся главной питательной средой для развития интеллекта и креативности.

Создайте дома творческую атмосферу. Если вы не читаете книги и разговариваете только на бытовые темы, у ребёнка не будет примера для подражания и материала для развития. Читайте, рисуйте, играйте в настольные игры всей семьёй. Пусть в доме будут картины, старинные предметы и произведения искусства. Обсуждайте прочитанные книги и фильмы, которые вы посмотрели вместе с ребёнком. Приглашайте в дом интересных людей из числа своих друзей и знакомых. Пусть они расскажут, чем занимаются, ответят на вопросы ребёнка.

Занимайтесь ручным трудом и рукоделием и привлекайте к этому детей. В определённом возрасте умение обращаться с отцовскими инструментами или мамиными спицами — огромный стимул для развития интеллекта и креативности.

Планируйте свою жизнь и учите этому ребёнка. Три четверти жизненного успеха зависит от самоорганизации.

Фото: iStockphoto (KristinaKibler, petrenkod, Deklofenak, shironosov)


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Почему курсы подготовки к школе вредны для детей

5 действенных советов, как не срываться на своих непослушных детей

Что делать, если ребёнок решил создать страницу в соцсетях

Креативное мышление ребенка: методики развития

Наряду с общим образованием, современному человеку также важно развивать множество других навыков, одним из которых является креативность. На сегодняшний день именно она задействуется во множестве сфер профессиональной деятельности. Искусство и творчество, реклама и маркетинг повсеместно требуют нестандартного подхода к решению рабочих задач. Даже в области науки и техники не обходится без свежих идей, именно они двигают прогресс вперед. Родители также замечают данную тенденцию, а потому нередко задаются вопросом: как развить творческий потенциал сына или дочки? Давайте разберемся в этом в данной статье.

Развитие творческого потенциала ребенка

Креативное мышление играет огромную роль в жизни человека. Оно является тем фактором, наличие которого просто необходимо для создания чего-то нового, ведь все современные изобретения являются результатом нестандартного подхода к привычным вещам. Начиная с тех времен, когда человек изобрел колесо, и, вплоть до современного века высоких технологий, лучшие умы мира работают над тем, чтобы сделать нашу жизнь проще.

Стиральная машина, пылесос и даже обычная лампочка сегодня являются знакомыми нам с детства предметами, доступными для каждого человека. Мы с трудом можем представить себе жизнь без различных полезных гаджетов, редко задумываемся о том, что все они когда-то были новаторскими идеями изобретателей прошлого.

Всем нам еще со школьной скамьи известны имена великих деятелей науки: Никола Тесла, Томас Эдисон, Александр Белл – их труды опередили время и подтолкнули человечество к множеству современных открытий. Неизвестно, как выглядел бы наш быт, если бы не их вклад в мировую науку. Но не только в сфере технологий важно креативное мышление: существует множество профессий неразрывно связанных с творчеством. Искусство, дизайн, реклама, маркетинг – в основе всех этих областей лежит умение специалистов нестандартно подходить к решению самых разных задач.

Конечно, если человек обладает талантом к творчеству, то у него больше шансов преуспеть в подобных сферах профессиональной деятельности. Неудивительно, что многие родители интересуются различными методами развития креативного мышления ребенка, ведь это может дать ему существенное преимущество перед сверстниками и заложить основу для будущей специальности.

Современная система общего образования не уделяет должного внимания развитию творческого мышления у школьников: акцент делается на логику, а также на усвоение знаний по ряду точных и гуманитарных дисциплин. Малого количества часов, уделяемых изобразительному искусству, музыке, хореографии в современных школах, недостаточно детям для масштабного развития их потенциала. По этой причине многие родители отдают ребенка в различные кружки на базе школ или центров дополнительного образования, ведь творческая деятельность является хорошим способом привить креативный подход к решению самых разных проблем.

Ребенок и творчество

Интерес к различным видам искусства меняет сознание человека, делает его взгляд шире на все, что его окружает. То, чему обычный человек не придаст особого значения, может заинтересовать творческую личность. Для таких людей привычные вещи могут стать неиссякаемым источником вдохновения.

Творческая деятельность всегда подразумевает креативность. Пробует ли себя ребенок в изобразительном искусстве или открывает в себе музыкальные таланты – подобные занятия способствуют развитию неординарного мышления.

Увлечение различными видами рукоделия также являются полезным видом деятельности. Для вышивки, плетения браслетов из бисера или пошива одежды требуется сначала продумать дизайн будущего изделия. В рукоделии этот период работы максимально задействует креативное мышление детей, заставляет их придумывать все новые и новые варианты.

Театральная деятельность также развивает творческий потенциал. Учителя обычных школ нередко задействуют детей разных возрастов для участия в концертах, приуроченных к различным праздникам. Постановка сценок, разработка сценария, подбор костюма, нанесение грима, изготовление декораций – подготовка к выступлению потребует проявить самые разные таланты. Поэтому постарайтесь привить малышу интерес к школьным мероприятиям.

Важно понимать что креативность – это не столько навык, сколько образ мышления, умение нешаблонно реагировать на поставленную задачу, находить неожиданные варианты решений. Кроме творческой деятельности есть также целый ряд методик, благодаря которым можно развить эту способность.

Как научить ребенка мыслить нестандартно

Существует множество методов, подходящих для развития творческого и креативного мышления. Когда речь идет о детях, идеальной формой образовательной деятельности является игра. Именно она позволяет одновременно сохранять мотивацию ребенка к процессу и обучать его полезным навыкам. На сегодняшний день существует огромное множество разновидностей настольных игр для всей семьи, которые задействуют воображение и творческий подход участников.

Лучше всего подойдут те игры, в которых на ведущего возложена задача объяснить игрокам с помощью рисунков, слов или жестов какое-либо загаданное слово. Подобная деятельность не только позволит весело провести время в компании близких людей, но и даст проявить творческий потенциал детей.

Наряду с различными играми существуют и упражнения для развития креативности:

  • «игра в ассоциации». Для нее необходимо иметь двух и более участников: один игрок называет слово, другой должен назвать то, что ассоциируется с ним, затем игроки меняются. Этот метод положительно влияет на образное мышление и воображение.
  • «да или нет». В течение определенного времени отвечайте на вопросы окружающих односложно, используя только эти слова. Постарайтесь сделать так, чтобы никто не придал этому особого значения. Это упражнение позволяет научиться оперативно реагировать на изменение ситуации, быстро искать из нее выход. К тому же, такое времяпрепровождение может стать интересным и даже веселым занятием.
  • «мозговой штурм». Для выполнения данного упражнения нужно придумать проблему, например: человек попал на необитаемый остров, у него с собой только вилка, бинокль и веревка. Необходимо придумать несколько различных вариантов, как можно было бы выбраться из этой ситуации. У данного упражнения нет единственно верного решения, его задача в том, чтобы продемонстрировать как можно больше идей, даже самых бредовых. Лучше тренироваться группой: так у участников появится возможность выслушать предложения других игроков и провести время весело и с пользой.
  • «креативность». Возьмите за основу любую простую фигуру: треугольник, квадрат, ромб или круг. На листе A4 распечатайте или нарисуйте несколько таких значков в три строчки. Засеките время и постарайтесь как можно быстрее изобразить на основе этих фигур какой-либо свой рисунок. Ничего страшного, если нет особого художественного таланта: важно быстро придумать несколько оригинальных идей, а качество их исполнения второстепенно.
  • «аббревиатуры». Возьмите любое слово и представьте, что оно является аббревиатурой. Придумайте интересную расшифровку, например: «КОТ – кого обожаем тискать».
  • «необычный подход». Нас окружает множество самых разных предметов, придумайте им необычное применение. Чем больше вариантов – тем лучше! Это не только отличный способ развить креативность, но и хорошая возможность скоротать время в поездке или в ожидании транспорта.

Нельзя забывать и про то, что развитие креативного мышления невозможно без расширения кругозора. Чтение художественной литературы, увлеченность различными головоломками, познавательный интерес ко всему новому отлично этому способствуют.

Методики развития креативного мышления

Нагрузка в современных школах больше направлена на запоминание и применение информации, чем на развитие креативности и творческого мышления. Общее образование предполагает решение различных заданий без использования нестандартного подхода: случается так, что ученику даже может быть снижена оценка за решение задачи по математике методом, который не включен в программу. С одной стороны, такой подход дисциплинирует, учит придерживаться общепринятых рамок, с другой – не дает раскрыться творческому потенциалу, негативно отражается на качестве обучения.

Благодаря левому полушарию мозга, задействуются логика и анализ, так необходимые школьникам. Правое полушарие, отвечающее за воображение, мечты, цветоощущение и креатив не получает такой же нагрузки. Большинство программ обучения действуют точечно, участвуют в формировании какой-либо одной определенной способности. По этой причине необходимо подобрать такую методику, которая поможет разносторонне развивать навыки человека.

Программой, идеально подходящей данным параметрам, является ментальная арифметика. Она использует методы, позволяющие не только задействовать в работе оба полушария мозга, но и улучшать взаимодействие между ними. К тому же, после прохождения курса у ученика заметно повышается успеваемость и по гуманитарным, и по точным наукам: ребенок начинает не только мгновенно выполнять арифметические действия в уме, но и улучшает работу мозга в целом. Правое полушарие получает нагрузку, начинает функционировать также эффективно, как и левое, а значит и креативность повышается.

Ментальная арифметика – универсальная тренировка мозга, дающая отличную базу как для учебы в школе, так и для взрослой жизни. Чтобы добиться максимального эффекта от занятий, важно выбрать центр дополнительного образования, в котором данный курс преподается опытными педагогами и по уникальной методике. Тогда и результаты тренировок будут достаточно хорошо закреплены, а приобретенные навыки сохранятся на всю жизнь.

формирование креативного мышления у школьников

Что такое креативное мышление

Согласно определению из «Большой психологической энциклопедии», творческое, или креативное, мышление — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов.

Проще говоря, креативное мышление — это создание необычных и хороших решений исходной проблемы.

Креативное мышление помогает быстрее реагировать на задачи, умело выходить из сложных ситуаций, жить не по шаблону и генерировать классные идеи. Люди, обладающие креативным мышлением, умеют мыслить за рамками общепринятого и находить нестандартные решения для стандартных ситуаций. 

Как проверить уровень креативного мышления 

Способов много, но поскольку творческое мышление часто делят на два типа — дивергентное и конвергентное, — рассмотрим тесты для проверки именно их. 

  • Дивергентное мышление — способность придумать несколько решений для одной и той же задачи.
  • Конвергентное мышление — способность выбрать самый оптимальный способ решения из имеющихся. 

Тест вербальной креативности Медника

Что проверяет: конвергентное мышление.
Суть: берутся три слова, к которым нужно подобрать четвёртое, сочетающееся с каждым из них.

Например: «громкий», «правда», «шёпот». В качестве ответа подойдёт «говорить» — «громко говорить», «говорить правду», «говорить шёпотом».

Для развития креативного мышления нужно стараться использовать яркие и оригинальные словосочетания, а также придумать как можно больше ответов на каждую тройку слов. 

Тест Гилфорда на использование предмета 

Что проверяет: дивергентное мышление.
Суть: выбрать любой предмет и придумать как можно больше способов его использования. 

Например, ст

Как научить детей креативно мыслить

ТРИЗ на каждый день

Для начала нужно понять, что именно развивает ТРИЗ? Здесь креатив – это не самовыражение в искусстве, а умение придумывать новое. ТРИЗ учит смотреть на проблемы, как на открытые задачи, которые нужно решить. Этим воспитывается конструктивное отношение детей к любым жизненным трудностям.

И все же моей первой мыслью было: а разве можно «автоматизировать»

творческий процесс?! Оказывается, можно и даже нужно. Для этого в ТРИЗ разработан целый алгоритм, но дома лучше практиковать с ребенком вот такую простую схему:

1. Сформулируй задачу – попросите ребенка придумать идеальный конечный результат (ИКР) для какой-либо ситуации. Этот способ «от обратного» поможет ему увидеть, как прийти к положительному исходу.

2. Определи препятствия – попросите ребенка найти в проблеме противоречие (сложность), которое мешает ему получить желаемое.

3. Найди решение – попросите ребенка найти самое простое/невероятное/дешёвое/быстрое решение конкретной проблемы.

При этом вы можете пользоваться любыми методами: мозговой штурм, анализ ситуации, обмен мнениями, фантазия, открытые вопросы и т.д.

Как научить ребенка мыслить нестандартно

На то, как мы мыслим, влияет ведущий стиль мышления, который присущ каждому с рождения. Набор генов и нейронных связей определяет характер ребенка, его таланты, предрасположенность к какому-то типу занятий. Стиль мышления определяет уровень развития эмпатии, умение невербально считывать эмоциональное состояние других людей, любовь к музыке или искусству.

О том, какие бывают стили мышления и как определить, как мыслит ваш дошкольник, мы попросили рассказать основателя обучающего мобильного приложения для детей 2-6 лет «Сказбука» Кешу Скирневского.

О четырех стилях мышления

Инженерное мышление

Инженерное мышление непосредственно связано с умением ставить и решать технические и конструкторские задачи. Мы используем инженерный тип мышления, когда анализируем состав, структуру и принцип работы объектов.

Например, когда ребенок собирает пирамидку, конструктор или строит фигуру из кубиков, он развивает инженерное мышление.

6 секретов, как научить ребенка мыслить нестандартно

Критическое мышление — один из важных навыков, который пригодится детям в будущем. Так считает президент независимого американского института «Семья и работа», автор более сорока книг, в том числе «Я сам! Или как мотивировать ребенка на успех» (издана на русском в 2010 году), и мать двоих детей Эллен Галински.

Чтобы выжить в постоянно меняющемся мире и чувствовать себя успешным, ребенок должен уметь гораздо больше, чем зазубривать факты, а потом повторять их в нужный момент. Он должен быть мыслителем, который разберется в новой информации, проанализирует ее, научится сравнивать и противопоставлять факты, делать выводы и подкреплять свою позицию аргументами.

Как же научить ребенка мыслить критически и таким образом дать ему ключ, который поможет открыть ему во взрослой жизни множество дверей?

На самом деле здесь нет какой-то единственно верной дороги, выбрав которую, вы совершенно точно научите малыша этому умению. Однако определенный фундамент заложить можно и нужно.

Во-первых, постарайтесь время от времени задавать ребенку открытые вопросы (на которые нельзя ответить «да» или «нет»), таким образом подталкивая его к размышлению.

Позвольте ему фантазировать, экспериментировать и самостоятельно узнавать природу вещей, самому устанавливать причинно-следственные связи.

10 способов научить творчеству в классе |

Эксперт в области образования сэр Кен Робинсон отмечает, что на фабриках 20 века творчество не ценилось. Однако для стартапов 21 века это критически важно для успеха. Что могут сделать учителя прямо сейчас, чтобы подготовить учеников к жизни в мире будущего? Ниже приведены 10 способов научить творчеству в классе:

1. Запустите студенческие тетради для идей в дикой природе. Если идеи - бабочки, то записные книжки - сети.Профессиональные художники, ученые и писатели часто берут с собой небольшие записные книжки, чтобы зафиксировать творческие идеи, прежде чем они улетят. Например, ознакомьтесь с этими идеями и набросками.

2. Вместе ищите новые источники вдохновения. Творчество требует постоянной диеты вдохновения. Какие-то проверенные и достоверные источники? Природа, музыка, искусство, научная фантастика, путешествия - список можно продолжать. Все, что поощряет студенческое любопытство, может способствовать творчеству.

3. Исследуйте других производителей во время занятий. В мире полно людей, которые регулярно используют свое творчество для изобретения и создания новых вещей. Три отличных места, где можно узнать, как они это делают: Make, Instructables и Kickstarter.

4. Представьте внимательность как инструмент творчества. Наука говорит нам, что медитация осознанности помогает мозгу. В сфере творчества это может повысить способность учащегося находить творческие решения проблемы. Чтобы получить отличное анимированное введение в медитацию осознанности, посетите Headspace.

5. Слушайте забавные истории о дизайне. Что такое дизайн? Как это влияет на нашу жизнь? Этот развлекательный подкаст показывает, как творческий выбор влияет на мир. Чтобы узнать больше о дизайне, послушайте 99% Invisible.

6. Проведите мозговой штурм для решения общей проблемы. Как лучше всего придумать отличную идею проекта для научной выставки? Сначала продумайте несколько идей проектов для научной выставки! Узнайте, как провести мозговой штурм из этой статьи.

7.Придумайте полезную закуску для придирчивого едока. Проекты, связанные со здоровьем и питанием, могут быть отличным способом развития творческих навыков. Ознакомьтесь с другими проектами экспериментального обучения на DIY.org.

8. Попробуйте вместе решить реальную задачу по дизайну. Как мы можем улучшить обучение и расширить возможности образования для беженцев во всем мире? Это реальная задача дизайна, над которой люди работают прямо сейчас, и ваш класс может участвовать в создании решений. Узнайте больше на Amplify’s Refugee Education Challenge.

9. Начните # The100DayProject вместе со своими учениками. Занимайтесь творчеством каждый день в течение 100 дней. Документируйте свой прогресс. Это просто, но непросто! Узнайте больше о проекте # The100DayProject.

10. Создайте клуб TED-Ed в своей школе. Иногда бывает трудно убедить учащихся поделиться своими творческими идеями. Поддерживающая клубная обстановка может помочь. Узнайте больше об одном варианте.

.

Как развивать творческое мышление

Мы часто отмечаем удивительное творчество маленьких детей в рисунках, драматических играх и изобретенном языке. Дети демонстрируют творческое использование цвета, темы и полеты фантазии на своем языке. Как учителя, мы играем важную роль в поддержке способностей детей к искусству, драматическому самовыражению и творческому реагированию на проблемы.

Часто наши основные цели направлены на обеспечение здоровья и безопасности детей, обучение когнитивным навыкам, таким как распознавание формы и цвета, поощрение просоциального поведения и привитие базовой грамотности и навыков счета.Поскольку все время, которое необходимо посвящать этим областям, уменьшается, остается меньше возможностей думать о важности развития творческих способностей детей. И все же творческая сила увеличивает желание маленького ребенка учиться и поддерживает интеллектуальное развитие.

Попросите пять разных учителей дать определение «творчеству», и вы, вероятно, получите пять разных ответов. Одно определение творчества сосредоточено на процессе «дивергентного мышления», который включает:

  • Разрушение старых идей
  • создание новых соединений
  • расширяя границы знаний
  • начало чудесных идей

Когда мы поощряем дивергентное мышление, мы помогаем поддерживать мотивацию и страсть детей к углубленному обучению.Поощрение детей к продолжению генерирования новых идей способствует развитию их творческих способностей.

Когда дети учатся справляться с двусмысленностями, они развивают навыки комплексного мышления. Например, Джои, малыш постарше; был рад, что его пригласили на день рождения своего друга, но он также чувствовал себя сварливым, потому что не получил игрушечный поезд, который его друг получил в подарок на день рождения. Детям нужна помощь, чтобы понять, что не только возможно, но и допустимо удерживать в уме противоречивые или противоположные идеи и чувства одновременно.Дайте детям возможность поиграть с идеями, которые могут быть неоднозначными или неопределенными.

Вы можете помочь детям понять, что:

  • Некоторые чувства и желания такие же, как у других людей, а некоторые другие.
  • Друг может хотеть играть в ту же игру, что и вы, время от времени, но не все время.
  • Вы можете сделать что-то сейчас, а что-то позже.
  • Одна идея может быть хорошей или плохой. (Петь песни - это весело, но не во время сна, когда другие отдыхают.)
  • Есть последствия и альтернативы действиям. Такое мышление обостряет навыки рассуждения и побуждает ребенка к творческому решению конфликтов.

Креативное обучение

Чтобы развивать творческие способности детей, помните следующее:

  • Один из важных способов, которым ребенок узнает о своей самооценке, - это взаимодействие с вами.
  • Будьте щедры, положительно описывая детские работы и идеи.
  • Сосредоточьтесь на уникальности каждого ребенка и задайте задачу воспитывать в нем доверие и творческий потенциал.
  • Проводите групповые собрания, на которых дети могут свободно выражать идеи, особенно в области решения проблем.

Вопросы без ответов

Сократовские вопросы или вопросы с открытым ответом - отличный способ развить детский творческий поток. Эти вопросы помогают ребенку дистанцироваться от «здесь и сейчас». Выбор, сравнения, новые идеи и формулирование личных ответов на эти вопросы - важнейшие составляющие творческого мышления.

Вот несколько открытых вопросов, которые можно задать детям, чтобы вдохновить их на творчество:

  • Что могло бы случиться, если бы по субботам всегда шел дождь?
  • Что, если машины никогда не изнашиваются?
  • Если бы вы увидели у себя на заднем дворе мышь, которая жует любимые цветы вашей матери, что бы вы сделали?
  • Почему мы не просыпаемся с опрятными и причесанными волосами?
  • Что было бы, если бы корова, пчела и клевер собрались вместе?
  • Что могло бы случиться, если бы кошки могли лаять?
  • Что могло бы случиться, если бы вся обувь в мире была одного размера?

Помните, что некоторые вопросы могут быть слишком сложными для ребенка, у которого мало опыта в реальном мире (некоторые городские дети никогда не видели корову или клевер).Обязательно адаптируйте свои вопросы к текущим экспериментальным знаниям детей. По возможности приглашайте детей на экскурсию, показывайте им видео или приглашайте «экспертов» в разных областях, чтобы они пришли и поговорили с классом, чтобы расширить опыт детей.

Интересно изучить способы стимулирования детского творчества в различных областях учебной программы. Независимо от того, занимаются ли дети искусством, драматическими играми или музыкой и движением, тщательное обдумывание и планирование могут помочь им глубже раскрыть свои способности творческого мышления.

Погружение глубже через искусство

Станковая и пальчиковая роспись при прослушивании классической музыки; Рисование; глиняная работа; изготовление отпечатков; скользящая слизистая кукурузного крахмала между пальцами - это лишь некоторые из видов искусства, которые способствуют развитию творческих способностей и уже являются основными продуктами многих школьных классов. Чуткое наблюдение откроет творческие открытия. Например, учитель может вручить большую кисть и чашку с синей краской каждому из небольшой группы дошкольников.Она может заметить, как синий мазок на ее бумаге. В мечтательном удовольствии ребенок наблюдает за синим пятном на своей бумаге. Затем она окунает кисть и широко раскрытыми глазами наблюдает, как синий цвет ее первоначального полотна становится более глубоким, и большие капли синей краски медленно стекают по бумаге станка. Она восхищается созданием более глубокого синего оттенка.

В своем наблюдении учительница смогла оценить открытие ребенка, что наслоение все большего и большего количества цветов изменяет интенсивность цвета и количество капель.Ваша чувствительность к силе детских открытий - это то, что раскрывает страстную приверженность ребенка и его восторг, которые являются краеугольными камнями творчества.

Магическое движение

Некоторым маленьким людям нужно постоянно находиться в интенсивном активном движении. Для них было бы разумно поощрять танец и движение как можно чаще. Разделите детей на две группы. Попросите одну группу «сочинить музыку», хлопая в ладоши, играя на ритм-инструментах или стуча ногами по полу.Попросите вторую группу внимательно прислушаться к ритмам, которые задают их сверстники, и танцевать под музыку по-своему.

Дети учатся изображать предметы, используя свое тело в пространстве. Малыши любят прыгать, как кролик. Детям постарше нравится двигаться, как черепаха, стрекоза или слон. Спросите детей, могут ли они использовать свое тело для выражения эмоций, таких как радость, гнев или удивление.

Креативное мышление неявно присутствует во многих совместных играх, таких как Big Snake.«В этой игре дети растягиваются на животе и держатся за щиколотки человека перед собой, чтобы получилась змея из двух человек.« Змея »скользит на животе, чтобы соединиться, чтобы образовать змею из четырех человек. и т. д. Дети должны выяснить, как змея может взобраться на гору, или придумать способ перевернуть змею целиком на спине, не теряя ее частей.

Игры "Just-Imagine"

Игры «Представь это» позволяют детям совершать полеты фантазии, требующие от них извлечения информации из памяти, сравнения и сопоставления идей и установления связи между разрозненными фрагментами информации.

Во время отдыха вы можете позволить детям представить в воображении различные воображаемые сценарии, например, быть мухой, которая деловито бродит по потолку. Что они ищут? Как дети на своих кроватках смотрят на муху с перевернутой точки обзора на потолке?

Вы также можете попросить детей притвориться: «Вы можете быть любым животным, каким захотите. Какое животное вы бы выбрали? Что бы вы делали весь день в качестве этого животного?»

Некоторые творческие игры, такие как «One Goes Back», помогают детям больше узнать о себе, в том числе о своих предпочтениях и реакциях.В этой игре вы можете спросить:

«Предположим, вам дали эти три предмета (учитель называет предметы): от какого из трех вы отказались бы, если бы вам пришлось вернуть один? Почему? Что вы могли бы сделать с двумя другими предметами? Могли бы вы использовать их вместе? Как?"

Игра «Использует» основана на способности детей придумывать множество необычных и нетрадиционных способов использования таких предметов, как консервная банка, скрепка или картонная трубка из рулона бумажных полотенец. Когда учитель дал какие-то мужские галстуки группе шестилетних детей, они сделали вид, что используют их в качестве ремней безопасности во время полета на самолете.Они также притворились, что галстуки - это скользкие змеи, ползающие по полу. Дайте детям возможность разыграть их творческие сценарии с помощью такого реквизита, а затем насладиться взглядом в окно их творческого воображения!

Пикник в помещении

Планируйте вместе с детьми создавать творческие сценарии в помещении, чтобы поднять настроение всем в темные зимние дни. Например, попробуйте устроить летний пикник в классе. Разложите на полу большой лист. Положите морские ракушки и, возможно, несколько горстей песка в мелкие пластиковые бадьи с водой. Работайте с детьми, чтобы приготовить различные бутерброды и ломтики свежих фруктов.Попросите родителей прислать летнюю одежду, чтобы дошкольники могли переодеться в купальники и нести полотенца. Установите небольшой пластиковый бассейн на полу. После того, как дети «купаются», они могут приготовить песочные пироги или сортировать ракушки на краю «песочного» листа.

Поэтические тропы

Читай стихи! Исследователи мозга подчеркивают, насколько важно подключать нейронные пути к разнообразию и богатству языковых взаимодействий. «Используй или потеряй», кажется, является объединяющим призывом к развитию мозга в первые годы жизни, и «клетки, которые срабатывают вместе, соединяются вместе."Вы можете использовать стихи, чтобы побудить детей решать проблемы и спрашивать, что будет дальше.

Попробуйте это веселое и веселое стихотворение из книги Евы Мерриам Blackberry Ink (Turtleback Books, 1994; 10,15 доллара США):

У Беллы новый зонт

Не хотел терять,

Итак, когда она вышла

под дождем

Она никогда им не пользовалась.

Нос понюхал,

Ее туфли пошли хлюпать,

Ее носки стали мокрыми,

Ее очки запотели,

Ее карманы с водой

И маленькая зеленая лягушка.

Все, что она могла говорить, было слабым Качу!

Но зонт Беллы

Остался красивым и новым.

Подготовка к творчеству

То, как вы обустраиваете класс, открывает путь к творческим приключениям.Обеспечьте достаточно места для безопасного угла блока и достаточно машин и блоков для создания шоссе и пробок. Имейте при себе мольберты и халаты с пластиковыми гибкими воротниками - повязки, которые дети могут надевать, когда приходит вдохновение. Старайтесь иметь меньше ограничений по времени для занятий, чтобы детские творческие соки могли течь, не сдерживаясь часами в классе.

Хотя время чтения рассказов и групповое время - прекрасные способы повысить социальную сплоченность, имейте в виду, что от всех детей требуется совместное участие в других запланированных мероприятиях.Дети могут открывать для себя то, что не входит в ваш конкретный план. Например, если все дети играют в игру на открытом воздухе, и один ребенок хочет построить замок из песка, гибкий учитель не столкнется с этим личным выбором. Проницательные учителя обрабатывают такие индивидуальные потребности таким образом, чтобы способствовать росту ребенка, а не подавлять инициативы по его развитию.

Драматические модели

Неотъемлемым элементом классной комнаты является игровая площадка.Учителя часто спрашивают себя: «Можно ли считать жесткие драматические сценарии творческими?»

В погоне за сверстниками некоторые дети играют в «монстров», в то время как другие дети визжат и убегают. Повторяющаяся игра «монстра» не требует сценариев-сюрпризов. Тем не менее, учитель, который хочет развивать творческие способности, может помочь связать стереотипное поведение данного ребенка с большим миром творческой игры. Мы, как учителя, постоянно наблюдаем и узнаем об уникальном стиле каждого ребенка, его страхах, сильных сторонах и использовании фантазии.Обратите внимание на повторяющиеся детские темы и то, как они служат для защиты от беспокойства. Опросите детей, чтобы лучше понять их драматические темы и желания.

Отношения между учителями и детьми, то, как организовано время и пространство в классе, а также доступные материалы являются важными факторами в развитии творческих способностей. Классы, в которых детей поддерживают в их стремлении изучать отношения и материалы без страха или неодобрения со стороны учителей или сверстников, где учителя готовы находить ресурсы, чтобы удовлетворить творческую жажду детей познавать, - это классы, в которых творчество может расцветать и расти.

Щелкните здесь, чтобы просмотреть и загрузить схему развития Детское творческое развитие (PDF)

.

Как развивать творческие способности в классе - Кривая психологического обучения

«Опишите язык дятла», - написал Леонардо да Винчи в одном из своих списков дел, рядом с рисованием трупов, конструированием сложных машин и шитьем костюмов. Да Винчи заполнил более 7000 страниц блокнота вопросами, каракулями, наблюдениями, набросками и расчетами. Он каждый день воспитывал творчество как привычку и умение - и это окупалось. Работа да Винчи изменила множество дисциплин, от науки до искусства и инженерии.

Я был заинтригован, когда мой соучитель предложил использовать тетради «Да Винчи» в нашем классе 2-го класса. Идея была проста: учащиеся ведут записные книжки, не зависящие от какой-либо учебной дисциплины, где они могут пробовать творческие упражнения и изучать личные увлечения. Я заказал стопку тетрадей в переплете по этому случаю.

Через неделю результаты меня поразили. Каждый раз, когда мышление ученика расходилось с целями нашего урока или его вопрос вспыхивал искрой потенциального нового интереса, мы отправляли их в их тетрадь Да Винчи.«Запиши!» - припев, повторяемый бесчисленное количество раз в день. Однажды мы провели «испытание на 100 вопросов», вдохновленное книгой Майкла Гелба « Как думать, как Леонардо да Винчи ». Цель: написать 100 вопросов за один присест, примерно или . Второклассники задавали такие вопросы, как: как работает ваш мозг? Почему у нас есть музыка? Крошечные люди живут на атомах? Почему я не тигр? Как ключи открывают дверные замки? Почему все должно умирать? Зачем Бетховен написал оду радости, если он был таким сварливым? Почему не все автомобили электрические?

К концу года записные книжки да Винчи были заполнены до блеска.Один второклассник спроектировал и зарисовал парк машин зомби-апокалипсиса. Другая писала стихи за стихами, практикуя методы, которым она научилась на этой неделе. Другая сделала проницательные записи о своих повседневных наблюдениях за нашим классом. Несмотря на множество поездок из дома в школу, только один ребенок потерял тетрадь за весь год - немалый подвиг для семилетних.

Блокноты Да Винчи предназначались не только для студентов. Мы, учителя, тоже сохранили их. Присоединяясь к творческому хаосу с нашими учениками, мы фиксировали свои собственные любопытства и увлечения.Когда я писал стихи, зарисовывал растение у себя на столе и записывал вопросы о том, кто изобрел авторучку, я снова погрузился в радость процесса обучения. Я убежден, что тетрадь сделала меня более увлеченным учителем, особенно в трудные дни. Невозможно с уверенностью узнать, на что повлияли эти записные книжки. Но творческий подход Да Винчи начал укореняться в нашем классе - в наших учениках и в нас как преподавателях.

Креативность часто носит лишь словесный характер, но на самом деле большинство школ в настоящее время испытывают «творческий пробел» - гораздо больше творческой активности происходит вне школы.Многие психологи утверждают, что творчество - это не просто обогащение или дополнение в классе: это определяемый, измеримый набор психологических навыков, которые улучшают обучение и будут необходимы в рабочей силе 21-го века.

Ваши ученики регулярно демонстрируют и развивают свои творческие способности в вашем классе?
Участвуете ли вы в собственном творчестве как учитель?

Вот несколько шагов, которые вы можете предпринять, чтобы поразмыслить, и несколько стратегий, которые вы можете попробовать.

Почему школам нужно отдавать приоритет творчеству

Общепринятое определение творчества - это создание нового продукта, одновременно нового и подходящего для определенного сценария. (Продуктом может быть идея, произведение искусства, изобретение или задание в классе.)

не может быть только одним способом.

Учите своих детей думать, а не тому, что думать

Суфийский Мастер имел обыкновение рассказывать своим ученикам притчи в конце каждого урока, но они не всегда понимали суть.

- Учитель, - однажды вызывающе сказал один из учеников, - вы всегда рассказываете нам историю, но никогда не объясняете ее более глубокий смысл.

- Прошу прощения за это, - извинилась учительница, - позвольте мне исправить мою ошибку, а я предлагаю вам только что пойманную рыбу.

- Спасибо, учитель.

- Тем не менее, я хотел бы поблагодарить вас, как вы того заслуживаете. Вы смеете, если я почищу для вас рыбу?

- Да, большое спасибо, - сказал студент, удивленный и польщенный предложением мастера.

- Раз уж у меня в руке нож, не хотите, чтобы я разрезал его на мелкие кусочки, чтобы вам было легче его есть?

- Я бы хотел, но не буду злоупотреблять вашей щедростью, Учитель.

- Это не оскорбление, если я предлагаю это мне. Я просто хочу доставить вам удовольствие всем, чем могу. Также позволь мне приготовить и пережевать его, прежде чем я дам тебе.

- Нет, хозяин, я бы не хотел, чтобы вы это делали! - ответил удивленный и шокированный студент.

Учитель сделал паузу, улыбнулся и сказал:

- Если я объясню смысл каждой из историй своим ученикам, это будет похоже на то, чтобы накормить их уже пережеванными фруктами.

К сожалению, многие учителя и родители считают, что лучше давать детям идеально нарезанные и пережеванные фрукты. Фактически, общество и школа структурированы таким образом, что больше внимания уделяется передаче знаний, более или менее абсолютных истин, а не тому, чтобы учить детей думать самостоятельно и делать собственные выводы.

Даже родители, обученные этой схеме, повторяют ее дома, потому что все мы склонны повторять с нашими детьми те же принципы, которые используются с нами, даже если мы не всегда осознаем это.

Но учить детей слепо верить в предполагаемые истины, не спрашивая их, обучать их тому, что думать, означает украсть один из их самых важных навыков: способность к самоопределению.

Образование - это не создание, а помощь детям в создании самих себя.

Самоопределение - это гарантия того, что, выбирая то, что мы выбираем, мы будем главными действующими лицами своей жизни. Мы можем ошибаться. На самом деле, очень вероятно, что мы так и сделаем, но мы будем учиться на ошибках и двигаться вперед, обогащая наш инструментарий, чтобы смотреть в лицо жизни.

С когнитивной точки зрения нет большей проблемы, чем столкновение с проблемами и ошибками, поскольку они требуют не только усилий, но также изменений и процесса адаптации. Столкнувшись с проблемой, приводят в движение все наши когнитивные ресурсы, и часто решение включает в себя реорганизацию нашего мышления.

Итак, если вместо того, чтобы обучать детей абсолютным истинам (которых даже не существует), мы предложим им задачи, которые заставят их думать, мы разовьем их способность наблюдать, думать и принимать решения.Если мы учим детей принимать что-то, не задумываясь, информация не будет иметь значения, не вызовет серьезных изменений в их мозгу, а просто будет храниться где-то внутри памяти, откуда она будет медленно исчезать.

Напротив, когда мы вынуждены думать над решением проблемы или пытаться выяснить, в чем мы ошибались, мозг производит реструктуризацию, которая приводит к росту. Когда дети привыкают думать, ставить под сомнение реальность и сами искать решения, они начинают доверять своим навыкам и подходят к жизни с большей уверенностью и меньшим страхом.

Дети должны найти свой собственный способ делать что-либо, они должны осмыслить свой мир и постепенно сформировать свои собственные ценности.

Как это сделать?

Ряд экспериментов, проведенных в 1970 году в Университете Рочестера, дает нам некоторые подсказки. Эти психологи работали с разными группами людей и обнаружили, что вознаграждения могут улучшать до определенного момента мотивацию и эффективность, когда дело доходит до повторяющихся и утомительных задач, но они могут стать контрпродуктивными, когда дело доходит до решения проблем, требующих размышлений и творческого мышления.

Интересно, что люди, не получившие внешнего вознаграждения, добивались лучших результатов в решении сложных задач. Фактически, в некоторых случаях вознаграждение означало, что люди искали ярлыки и допускали иное неэтичное поведение, поскольку целью было уже не решение проблемы, а получение вознаграждения.

Эти результаты побудили психолога Эдварда Л. Деси применить свою теорию самоопределения, согласно которой для мотивации людей и детей не нужно прибегать к внешним вознаграждениям, а просто предоставить им подходящую среду, которая отвечает этим трем требованиям:

1.Почувствуйте, что у них есть определенный опыт, чтобы задача не вызывала чрезмерного разочарования и беспокойства.

2. Наслаждайтесь определенной степенью автономии, чтобы они могли искать новые решения и реализовывать их, чувствуя, что все в их руках.

3. Поддерживайте взаимодействие с другими, чтобы чувствовать поддержку и связь.

Наконец, я призываю вас насладиться этим коротким видео от Pixar, в котором на самом деле говорится о том, как важно позволить детям найти свой путь самостоятельно, а не давать им ответы и заранее определенные решения.

Источник:
Деци, Э. Л. и Райан, Р. М. (2000) Внутренние и внешние мотивации: классические определения и новые направления. Современная педагогическая психология; 25: 54–67.

.

Критическое мышление - неотъемлемая часть 21 века - вот как помочь детям научиться этому |

Иордания Аван

Если мы хотим, чтобы дети процветали в нашем сложном мире, нам нужно научить их думать, - говорит педагог Брайан Оширо. И мы можем сделать это с помощью 4 простых вопросов.

Этот пост является частью серии TED «Как стать лучшим человеком», каждая из которых содержит полезный совет от кого-то из сообщества TED; просмотрите все сообщения здесь.

Мы все хотим, чтобы молодые люди в нашей жизни процветали, но нет четкого консенсуса относительно того, что лучше всего направит их на путь будущего успеха. Следует ли учить программировать каждого ребенка? Свободно говорят на мандаринском, испанском, хинди и английском языках?

Это здорово, но этого недостаточно, - говорит педагог и инструктор Брайан Оширо. По его словам, если мы хотим, чтобы у наших детей был гибкий ум, который мог бы легко усваивать новую информацию и решать сложные проблемы, нам необходимо развивать их навыки критического мышления.

Во взрослой жизни «нам всем приходится иметь дело с вопросами, которые намного сложнее, чем те, которые можно найти в тесте с множественным выбором», - говорит он в своем выступлении на TEDxXiguan. «Мы должны дать студентам возможность решать вопросы, на которые не обязательно есть один правильный ответ. Это более реалистично из тех ситуаций, с которыми они могут столкнуться, выйдя за пределы класса ".

Как мы можем побудить детей мыслить критически с раннего возраста? Через занятие, в котором каждый ребенок уже является экспертом, - задавая вопросы.

1. Выйти за рамки «чего?» - и спросите "как?" и почему?"

Допустим, ваш ребенок узнает об изменении климата в школе. Их учитель может задать им вопрос типа «Каковы основные причины изменения климата?» Оширо говорит, что с этим вопросом есть две проблемы: на него можно ответить с помощью быстрого поиска в Интернете, и возможность ответить на него дает людям ложное чувство безопасности; это заставляет их чувствовать, что они знают тему, но их знания поверхностны.

Дома предложите ребенку ответить на такие вопросы, как « Как именно X вызывает изменение климата?» и « Почему нам следует об этом беспокоиться?» Чтобы ответить, им нужно выйти за рамки голых фактов и действительно задуматься о предмете.

Другие замечательные вопросы: « Как повлияет на изменение климата, где мы живем?» или " Почему наш город должен особенно беспокоиться об изменении климата?" Локализация вопросов дает детям, по словам Оширо, «возможность связать имеющиеся у них знания с чем-то личным в их жизни».

2. В заключение укажите «Откуда вы это знаете?»

Оширо говорит: «Они должны предоставить какие-то доказательства и уметь защитить свой ответ от некоторой логической атаки.Чтобы ответить на этот вопрос, дети должны задуматься над своими предыдущими утверждениями и оценить, откуда они берут информацию.

3. Предложите им подумать о том, чем их точка зрения может отличаться от точки зрения других людей.

Задайте вопрос типа «Как изменение климата повлияет на людей, живущих в стране X или городе X?» или «Почему люди, живущие в стране X или городе X, должны беспокоиться об этом?» По словам Оширо, детей заставят думать о приоритетах и ​​заботах других и пытаться понять их взгляды - важные элементы творческого решения проблем.

4. Наконец, спросите их, как решить эту проблему.

Но обязательно в фокусе вопрос. Например, вместо того, чтобы спрашивать «Как мы можем решить проблему изменения климата?» - что слишком велико, чтобы кто-либо мог осознать, - спросите: «Как мы можем устранить причину X изменения климата?» Ответ на этот вопрос потребует от детей обобщения своих знаний. Убедите их придумать различные подходы: какое научное решение могло бы устранить причину X? Какое финансовое решение? Политическое решение?

Вы можете начать этот проект в любое время по любой теме; вам не обязательно быть экспертом в том, что изучают ваши дети.Речь идет о том, чтобы научить их думать самостоятельно. Ваша роль - направлять их вопросы, слушать и отвечать. Между тем, ваши дети «должны подумать о том, как они собираются разделить это на удобоваримые части, чтобы вы это поняли», - говорит Оширо. «Это отличный способ закрепить знания».

Разумеется, критическое мышление подходит не только молодежи. Он говорит: «Если вы учитесь на протяжении всей жизни, задавайте себе такие вопросы, чтобы проверить свои предположения о том, что, по вашему мнению, вы уже знаете.Как он добавляет: «Мы все можем улучшить и поддержать критическое мышление, задавая несколько дополнительных вопросов каждый день».

Посмотрите его выступление на TEDxXiguan прямо сейчас:

.

Материалы и методика: Как творчески учить по учебнику | TeachingEnglish | British Council

В этом видео Шахид Фиаз из Пакистана рассказывает о том, как учителя могут играть с учебником и дополнять его, часто это единственный учебный ресурс в условиях нехватки ресурсов, чтобы внести изменения в уроки и повысить вовлеченность учащихся.

Изменение порядка уроков в учебниках, дополнение текстов диалогами и ролевыми играми или добавление картинок из журналов - вот некоторые из предложений, которые помогут сделать уроки более разнообразными.Он описывает, как простые занятия, такие как разминка, мозговой штурм или разгадывание кроссвордов, могут улучшить урок и зарядить учащихся энергией. Он также описывает, как учителя могут легко использовать чтение текстов для достижения различных результатов, сосредотачиваясь на других аспектах языка, например пунктуация, словарный запас или времена глаголов.

Как указывает Шахид, творческое обучение заключается в реализации простых, но эффективных идей обучения, которые помогают учащимся достигать целей и задач интересным и мотивирующим образом.

Обсуждение и обсуждение

Одна из целей этих ресурсов - помочь вам в развитии вашего собственного учителя в соответствующих контекстах. Вопросы в задании 1 и задании 2 предназначены для того, чтобы вы могли обдумать и обсудить с коллегами как неформально, так и в рамках вашего формального профессионального развития.

.

Смотрите также

Карта сайта, XML.