О нашей школе Обучение Полезные ссылки Контакты

Как научить ребенка самостоятельности


Как научить ребенка самостоятельности - 10 правил для родителей

Как научить ребенка самостоятельности — один из частых родительских запросов. Это качество очень облегчает жизнь и помогает добиться успеха в разных сферах жизни. Но самостоятельность не приходит к ребенку вместе с взрослением. Нельзя стать самостоятельным только потому, что в семье появился младший братик, ребенок стал школьником или пришло время выбирать профессию. Этому учатся постепенно с самого раннего возраста, поэтому родителям надо набраться терпения и самим научиться ослаблять контроль над детьми.

Как научить ребенка самостоятельности и ослабить контроль

Для родителей самостоятельный ребенок означает, что он может что-то делать сам без напоминаний и указок. Но немногие готовы дать ему реальную свободу даже в пределах разумных границ. Получается, что родители мыслят двойными стандартами: хотят научить ребенка тому, что сами не готовы дать. Причиной этому может быть повышенная тревога за ребенка, собственные страхи, предубеждения и незнание того, как развивается ребенок.

Читайте нас в Instagram

Если вы интересуетесь тем, как научить ребенка самостоятельности, то начать придется с себя. Вам надо будет разобраться с собственной тревожностью, увидеть в ребенке отдельную личность и осознать, что гиперопека также вредит детям, как и полное равнодушие.

Родителям также понадобится терпение и понимание. Дети с грудничкового возраста стремятся к самостоятельности, хотят что-то пробовать, ищут и познают. И тут главное не запрещать, а умело направлять.

Надеемся, наши советы помогут вам на этом пути.

1. Не запрещать, а разрешать

То и дело можно услышать, как родители строго говорят: «Нет», «Нельзя», «Я запрещаю». Этих запретов так много в жизни ребенка, что они подавляют его волю и инициативу. Если все воспитание держится на этих словах, то ребенок никогда не научится быть самостоятельным. Особенно в сочетании с гиперопекой. Проследите за своей речью и посчитайте, сколько раз вы что-то запрещаете ребенку. Сократите запреты до минимума. Вместо того, чтобы бесконечно указывать ребенку на то, что ему нельзя, расскажите, что можно. Покажите, как много у него альтернатив, сместите акценты с того, что нельзя, на то, что можно. Вы увидите, как это окрыляет детей, и они уже не воспринимают «нельзя» так болезненно.

Читайте также: Развитие ребенка в обществе: как привить детям хорошие манеры

2. Давайте свободу выбора

Предлагайте ребенку разумный выбор из тех вариантов, которые вы считаете приемлемыми. Так вы подсластите пилюлю и покажите ребенку, что вы к нему прислушиваетесь и уважаете его мнение. Это работает в любом возрасте, но важно не манипулировать ребенком. Чем старше становится ребенок, тем больше у него должно быть вариантов для выбора.

3. Учитывайте особенности возраста

Требования родителей должны быть разумными и по силам ребенку определенного возраста. Когда ребенок получает задание, которое он выполнить не может, он становится неуверенным и нерешительным. Не забывайте о важности помощи и поддержки ребенка.

Например, малыши трех лет не могут быстро одеться самостоятельно. Трехлетки медлительны, отвлекаются и не ощущают времени. Нет смысла кричать на них и сравнивать с младенцами. Это не поможет, только внушит ребенку, что с ним что-то не так. Как вариант, можно дать ему задание надеть только колготки или футболку, а с остальной одеждой помочь.

Первоклашки отлично знают, как складывать портфель, но за день они испытывают столько стресса, что вечером обо всем забывают. Родители могут напомнить ему, что пришло время подготовиться к завтрашнему дню. Постепенно круг задач, посильных ребенку, расширяется, а участие родителей уменьшается.

4. Наберитесь терпения

Намного быстрее и проще все сделать за ребенка. Вытереть за ним разлитую воду, одеть на него одежду, собрать его в школу, выбрать вуз. Ребенку нет смысла делать что-то самостоятельно, если у него есть тот, кто покричит, но все сделает сам.

Учитесь сдерживать свои порывы помочь и смиритесь с тем, что ребенок не все сразу сделает хорошо и так, как вам хочется.

Читайте также: Ребенок стал капризным: стратегия поведения родителей

5. Не критикуйте ошибки

Конечно, сначала у него будет получаться плохо. И тут родители начинают ребенка критиковать, отчитывать, ругать и сравнивать с кем-то. Ошибка воспринимается, как конец света. Кажется, что ребенок так и останется неумехой на всю жизнь. Правда в том, что так и будет, если он постоянно слышит критику в свой адрес.

Воспринимайте ошибки ребенка, как часть процесса. Это его возможность научиться самостоятельности. Вы можете ему помочь, если подскажите, что можно было сделать лучше, напомните об осторожности, похвалите за удачи.

6. Учите ребенка принимать последствия своих поступков

Родители отругали, призвали к совести, привели положительные примеры. И все исправили за ребенка. В итоге, получается, что он на практике не осознал и не почувствовал, что сделал что-то плохое или неправильное. Может, он даже понес наказание, но некоторые психологи уверены, что и это не принесет пользы. Ребенок только тогда научится самостоятельности, когда ощутит на себе последствия своих поступков.

Начните с простых и понятных вещей. Например, с ухода за своими вещами, рабочим местом, подготовкой к школе. Постепенно все меньше контролируйте процесс и давайте ребенку осознать, что его действия всегда несут за собой последствия.

7. Помогите ребенку составить распорядок дня

Распорядок дня, основы тайм-менеджмента помогут детям стать более самостоятельными и уверенными в себе. У ребенка обязательно должно быть свободное время, которое он может использовать по своему усмотрению. Приобретите для него наглядные пособия: календари, плакаты, стенды с графиком дня, альбомы, ежедневники. Составляя план на день, неделю, формируя цели и свои задачи, ребенок учится эффективно распоряжаться своим временем.

8. Определите обязанности ребенка

Дети — часть семьи, а значит они должны принимать посильное участие в ее жизни. Малыши могут поливать цветы, школьники убирать свою комнату, выносить мусор, подростки помогать с покупками. Привлекайте детей к семейным делам, пусть у них в зоне ответственности будут и те задачи, которые приносят пользу всей семье. Например, убрать на своем столе — это необходимо самому ребенку, чтобы ему было удобно заниматься. А вот, если он пропылесосит во всей квартире, то сделает ее комфортной для каждого члена семьи. Так ребенок научится заботиться не только о себе, но и об интересах близких.

9. Не спешите вмешиваться

Когда у ребенка возникает какая-либо проблема, родители слишком спешат ему помочь. Если это не несет угрозы для жизни ребенка или его психологическому благополучию, не спешите. Дети очень находчивы, поэтому могут сами найти выход из сложившийся ситуации. Но будьте готовы дать совет или направить в нужном направлении. А вот решение задачи пусть ищет сам.

Читайте также: Как хвалить ребенка правильно и конструктивно: 10 советов

10. Будьте примером

Дети очень чувствительны к двойным стандартам. Если родители требуют от них самостоятельности и ответственности, но сами такими не являются, научить этому будет сложно. Именно правила, по которым живет семья, будут для ребенка ориентиром. Самостоятельным стать можно там, где это поощряется, где родители сами не боятся нести ответственность за свои поступки, умеют принимать свои ошибки, где есть свобода выбора и уважение друг к другу.

Читайте нас в Telegram

Самостоятельность — это набор навыков, которым ребенок постепенно учится на своем опыте. Этому невозможно научиться за пару дней, поэтому родителям стоит придерживаться последовательности в воспитании. Часто процесс обучения самостоятельности может доставлять определенные неудобства. Зато это станет отличным фундаментом для ответственности, к которой ребенок приходит в подростковом возрасте.

Быть ответственным — сложнее, чем просто самостоятельным. Ребенок должен будет уметь анализировать свои поступки, прогнозировать результат и нести за него ответственность. Чтобы ребенок к этому пришел, от родителей потребуется готовность отпустить от себя, быть примером и постоянно искать баланс в воспитании.

Читайте также: Как делать уроки: стоит ли родителям помогать ребенку

Вам может быть интересно: Тест для проверки памяти.

Воспитание школьника. Как приучить ребенка к самостоятельности?

Все родители хотят, чтобы чадо успешно справлялось со школьными делами и оставалось при этом веселым и здоровым. И все мы знаем, что хорошая учеба – это не только пятерки в дневнике, но еще и организованность: умение собрать рюкзак, записать в школе домашнее задание, вовремя сделать уроки, лечь раньше полуночи, встать по будильнику и одеться… Как помочь ребенку установить контроль над всеми этими процессами? Ведь от них во многом зависит его самооценка, отношения с учителями и одноклассниками. Да и нам с вами, прямо скажем, будет радостнее жить и общаться с ребенком, если свои школьные обязанности он научится отслеживать сам, а мы оставим себе роль ненавязчивого контролера и подстраховщика.

Ужас и хаос учебной жизни

Ребенок ушел в школу, забыв дома пенал и плавки для бассейна, дома поздно пообедал и болтал ногами до вечера, затем внезапно схватился за уроки (обнаружив, что не записал задания по паре предметов), впопыхах собрал рюкзак и забрался в постель на час-полтора позже, чем стоило бы. Знакомая картина? Если нет, вас можно поздравить! – вы редкий вид среди родителей школьников. А большинство мам и пап годами размахивают кнутом и пряником, чтобы приучить ребенка к самостоятельности.

Но давайте разберемся со всем по порядку. Во-первых, нормальна ли детская беспечность и забывчивость? – психологи отвечают: да! В большинстве случаев, детям нужно немало времени, чтобы научиться самостоятельно справляться со своими обязанностями. Формирование этого навыка продолжается вплоть до 13-15 лет, и это нормальный человеческий процесс. Ведь мы – организмы, а не механизмы, наша жизнь плавная и гибкая, она очень зависит от внешних условий и не всегда ровненько вписывается в рамки и клеточки. А дети – особенно спонтанны и несобранны, и недаром возле школ всегда ставится дорожный знак «Осторожно, дети!» - это еще одно напоминание взрослым, что мы должны долго и терпеливо учить наших отпрысков быть внимательными и контролировать себя. Кроме того, многое зависит от наследственности и особенностей нервной системы маленького человека, говорят специалисты. Если мама или папа в детстве «ловили ворон» и теряли тетрадки, то и ребенок не сможет продемонстрировать чудеса самоорганизации.

Тогда возникает второй вопрос: как, все-таки, приучать ребенка к организованности и самостоятельности? И здесь, прежде всего, нужно помнить, что вне зависимости от типа нервной системы и склонности к творческому хаосу, организованность – это навык, который можно поставить. Иными словами, мы можем установить программное обеспечение под названием «Самоконтроль и дисциплина» в организм нашего ребенка. Но распаковка и установка этого ПО займет какое-то время и, может быть, пакет установится не с первого раза. Хотя при упорстве с нашей стороны – все получится.

Родители порой впадают в две крайности.

Первая крайность: пустить все на самотек, «бросить ребенка в воду, чтобы он научился плавать». В этом случае участие родителей в школьной жизни ребенка минимально (сходить на собрания, расписаться в дневнике), детка все делает сама - и сама же расхлебывает последствия своей забывчивости. В такой ситуации ребенок может и «выплыть», а может и надолго забуксовать, упираясь в груду проблем, которые кажутся ему неразрешимыми. При таком подходе родителями порой руководит сильная занятость, и очень часто – внушающая ужас идея, что «если я буду с ним нянчиться, он не научится организовывать себя сам НИКОГДА!»

Другая крайность – контролировать ребенка во всем, помогать ему просыпаться, завтракать, вести в школу, неотступно учить с ним уроки и отслеживать школьные задания, переживать за двойки и тройки больше самого ученика. Родители действуют «из лучших побуждений», но здесь есть риск, что ребенок настолько привыкнет к поддержке и постоянному понуканию, что ему сложно будет брать ответственность за свою учебу (а в перспективе – и жизнь) на себя и осуществлять именно сознательный САМОконтроль.

И, наверное, где-то между этими крайностям лежит подходящая именно вашей семье золотая середина.

Подарите ребенку красивый и удобный ОБРАЗЕЦ

В когнитивной психологии существует наглядный расклад: чтобы ребенок научился самоконтролю, ему просто необходим эталон. Такой образец желательного и поощряемого поведения, на который он будет равняться. Ребенок будет сверяться с этим образцом и постепенно разовьет свой самоконтроль: научится планировать свою работу для достижения образца, а потом проверять самого себя, хорошо ли он воспроизвел образец и как в следующий раз сделать лучше. И мы, родители, вместе с учителями должны этот эталон ребенку предоставить, потому что иначе он возьмет образец на улице, в телевизоре или Вконтакте. Как же это сделать?

* Родители сами должны быть достаточно организованными людьми. Важно, чтобы ребенок видел и знал, что в родительской жизни есть место порядку и дисциплине: мама-папа умеют делать над собой усилие и выполнять свою работу и другие обязанности (готовить ужины семье, содержать дом в чистоте – все это тоже плюсы в пользу самоконтроля).

* У ребенка должно быть упорядоченное пространство для учебных маневров: стол или парта для уроков, полки и ящики для книжек и тетрадок, место в шкафу для школьной одежды, будильник, телефон, продукты к завтраку и обед в холодильнике.

* Родителям вслед за учителями нужно регулярно подсказывать ребенку: что, когда и как удобно делать, чтобы с учебой у него все было хорошо .

* И нужно не просто рассказывать и подсказывать, «что такое хорошо и что такое плохо», но и помогать ребенку придерживаться «хорошей» линии, напоминать о необходимых действиях, стимулировать и подбадривать. И, конечно, хвалить.

* И даже не только помогать, напоминать и хвалить, а еще и обращать внимание на последствия хороших действий: «Смотри, ты выучил уроки пораньше – весь вечер был свободен, здорово? Ты хорошо подготовился по английскому – и на уроке тебе было все понятно, приятно же? Ты перестал забывать пенал – и больше не приходится просить ручки и карандаши у ребят, удобно, да?»

Едим слона по частям

Ребенок пытается контролировать себя, а мы все это время контролируем ребенка. И контролируем то, как он себя контролирует! – и чтобы совсем не запутаться, можно применить один удобный метод, психологи рекомендуют. Итак:очень сложно наладить все, сразу и навсегда, психика просто пасует перед такой непосильной задачей. Гораздо проще и реальнее меняться по частям.

* Составьте для себя список «проблемных зон» в учебной жизни вашего ребенка, чтобы с особенным вниманием их исправлять. Скажем: детка не умеет вставать по будильнику, забывает записывать домашние задания и слишком поздно садится за уроки. Прекрасно, принимаемся за дело.

* В общем потоке привычной жизни вы начинаете особенно внимательно стимулировать ребенка именно по этим трем направлениям, чтобы хотя бы под вашим контролем эти проблемы исчезали. На установление ВАШЕЙ привычки контролировать может уйти 2-3 недели. А ребенок тем временем почувствует, что его жизнь упорядочивается.

* После этого выбираете одну, самую простую задачу из списка и обсуждаете с ребенком, а как бы он мог делать это сам? Например, вставать и собираться утром самостоятельно. Может быть, нужен будильник погромче? Или перевести его на 10 минут пораньше? Или закупить для завтраков особые йогурты, фрукты, сыр, кефир, чтобы чадо с удовольствием хозяйничало на кухне? Сказано – сделано, стараетесь честно отдать ребенку ответственность за это конкретное дело и наблюдаете: получается ли у него эту ответственность взять? Наблюдаете пристально, подруливаете и совсем немного помогаете, чтобы контроль за этой сферой на самом деле перешел к ребенку. На вашей совести теперь будут не сами утренние сборы в школу, а поставки в холодильник сыра и кефира. Если в этой сфере в будущем случатся промахи и недочеты – а такое бывает, будьте готовы! – вам нужно будет просто поддержать ребенка и помочь ему снова восстановить ЕГО самоконтроль по этой линии. Ну, может быть, сменить фрукты на мюсли. И хвалить, хвалить.

* Как только вы увидели, что одно направление полностью отработано, и ответственность за него перешла в руки ребенка, вычеркиваете розовым фломастером этот пункт из своего списка и вносите туда что-нибудь новенькое, актуальное, например: «Вечно забывает зарядить телефон».

* Даете детке небольшую передышку и время для адаптации, а затем вкрадчиво подходите к нему с новым креативным предложением из списка: «А что бы помогло тебе всегда записывать домашнее задание?..» Цикл повторяется. Только не стоит слишком торопиться, тише едешь – дальше будешь, а капля по капле и камень точит.

Организационный виш-лист

И напоследок давайте перечислим процессы, которые важны для успешной учебной жизни ребенка. Ваш ученик может выполнять их на автопилоте, а может забывать о них постоянно, но хотя бы классу к седьмому-восьмому стоит их проработать. Хотя бы затем, чтобы через несколько лет вам не пришлось говорить друзьям и знакомым: «Я не могу принять это чертовски привлекательное приглашение, слишком занята: мы с ребенком сдаем сессию».

Подъем по будильнику.

Самостоятельные утренние сборы в школу, хороший завтрак.

Умение запирать, отпирать квартиру и не забывать ключи.

Самостоятельный поход в школу и обратно.

Обеспечение связи (заряженный телефон, все время с собой).

Контроль количества денег на проезд и школьные завтраки.

Заполнение дневника и запись домашнего задания в дневник.

Умение следить за временем по часам.

Прогнозы о том, сколько времени займет выполнение уроков.

Самостоятельное и своевременное выполнение уроков.

Поиск учебного материала в домашней/школьной библиотеке и Интернете.

Собирание рюкзака в соответствии с расписанием на следующий день.

Поддержание в порядке всех школьных принадлежностей (ручки, линейки, циркуль и пр.).

Уборка на рабочем месте (чтобы не страшно было подходить к нему на следующий день).

Уборка школьной формы в положенное место.

Обеды и полдники вовремя.

Наверняка вам захочется чем-то дополнить наш список. Это простая «техническая база» учебного процесса, но она, правда, важна. И похоже, виш-лист не так уж огромен, за несколько лет можно помочь ребенку отточить все эти навыки, облегчить ему путь к самостоятельности и успеху, а себе – обеспечить покой и уверенность человека, который знает, что его отпрыск – научен нужным вещам.

50 способов научить ребенка самостоятельности

Ваш ребенок навсегда останется для вас ребенком, но обретение самостоятельности — важный шаг в его развитии. Вот несколько советов о том, как ваш малыш может помогать вам каждый день.

С точки зрения психологии развитие самостоятельности ведет к уверенности в себе и показывает ребенку, что вы ему доверяете.

С точки зрения поведения разрешение ребенку каждый день что-то делать самому и быть активным участником его собственной ежедневной жизни позднее ослабит неизбежные приступы упрямства. Он будет бороться за независимость — это нормальный этап развития, но многие эксперты соглашаются в том, что возможность почувствовать свою самостоятельность и автономию снижает вероятность кризисного поведения.

С точки зрения развития речи, когда ребенок участвует в делах, вы можете поговорить о тысяче вещей. Не забывайте задавать вопросы и давать ребенку ответить — словами, выражением лица, жестами.

С точки зрения моторики разнообразные самостоятельные действия дают ребенку новый опыт, который поможет развить координацию, лучше распознавать свои чувства и научиться разным полезным вещам — сколько силы нужно, чтобы открыть контейнер (умение давить и тянуть), ощущение мягкой мокрой губки в руках, когда протираешь стол (тактильные ощущения), балансирование, когда наклоняешься к обуви (вестибулярный аппарат).

С практической точки зрения вы занимаете ребенка и делаете ежедневные задачи немножко повеселее. Нужно сделать завтрак, а малыш путается под ногами? Посадите его на стул и пусть помогает вам разбивать и взбивать яйца. Времени вам это не сэкономит, но зато рассудок, может, и сохранит.

Я начну, ты закончи
Простой способ дать малышу возможность помочь — если вы начинаете что-то делать, а он доводит до завершения. Я им пользуюсь, когда учу детей есть самостоятельно. Например: начните чистить банан, а ребенок пусть снимает лепестки кожуры; вытащите ему руки из рукавов, а стягивает кофту пусть сам; расшнуруйте обувь и стащите с пяток, а снимает пусть сам.

Ты начни, я закончу
Это отличный подход, когда речь о мытье и других процедурах, которые нужно сделать внимательно. Например: дайте попробовать немного почистить зубы или протереть стол после еды.

Давай вместе
Этот способ подходит в случаях сложных задач, которые требуют помощи или заботы о безопасности. Например: разбить яйцо для завтрака в миску, порезать мягкие овощи детским ножиком, помыть тарелки, ополоснуть голову в ванной.

Я покажу, а ты попробуй
Этот способ — когда нужны только базовые навыки. Например: засунуть грязную одежду в корзину или машинку, снять шапку, понести очень легкую сумку с продуктами, которые нельзя разбить.

Выбери ты
Просто дать ребенку самому выбирать — прекрасный способ вдохновить его на раннюю самостоятельность. Например: пусть выберет между двумя футболками, двумя бутербродами или двумя игрушками — посмотрит, скажет, возьмет или покажет, что хочет.

Одежда

   Стащить кофту через голову
   Засунуть руки в рукава
   Стянуть носки (снимите их с пятки, чтобы помочь)
   Снять обувь (расстегните и покажите, как ее правильно снять)
   Выбрать между двумя видами одежды
   Положить обувь на место
   Расстегнуть куртку
   Застегнуть куртку (сначала вставьте молнию)
   Снять шапку
   Натянуть штаны (стоя)
   Стянуть штаны (лежа или сидя)

Уход за собой

   Почистить зубы
   Расчесаться
   Вытереть руки и лицо
   Высморкать или вытереть нос
   Ополоснуться
   Намылиться
   Помыть руки
   Взять чистые полотенца
   Подержать чистый подгузник
   Выбрать полотенце
   Вытереться после ванной

В доме

   Вытереть пролитое
   Открыть и закрыть дверь
   Смахнуть пыль
   Вымыть тарелки
   Очистить банан
   Разбить яйца
   Высыпать порезанные ингредиенты в емкость
   Размешать
   Выкинуть ненужное
   Положить белье в стиральную машинку
   Вынуть чистое белье
   Положить чистый пакет для мусора в корзину
   Убрать книги и игрушки на место
   Понести легкую сумку с продуктами
   Полить цветы
   Выключить или включить свет

Еда

   Выбрать между двумя бутербродами
   Открыть контейнер
   Порезать мягкую еду пластиковым ножом
   Поесть (даже если получается грязно)
   Налить себе попить из маленькой упаковки
   Вытереть поднос или стол после еды
   Вытереть лицо или руки после еды
   Положить посуду в раковину

Дети могут учиться самостоятельности раньше, чем кажется. Позвольте малышу помочь, дорогие родители, и приготовьтесь поразиться, на что он способен!

Изначально перевод этого текста был опубликован на сайте ponaroshku.ru. Мы публикуем его с разрешения редакции.

Как воспитать самостоятельного и ответственного ребенка? 10 советов


Быть ответственным — значит уметь самостоятельно принимать решения и осознанно их выполнять. Самостоятельность — это не тяжкое бремя, а система полезных и важных для дальнейшей жизни навыков и ценностей. С ними будет легче и комфортнее жить, заводить друзей и добиваться целей.

Именно к такому понимаю должен прийти ребенок. Он должен осознать, что ответственность дает человеку уважение со стороны окружающих, уверенность в себе и своих силах, возможность самоконтроля и контроля над разнообразными жизненными ситуациями, а также вносит смысл в саму жизнь. Детям, как и нам всем, нужно чувствовать, что они важны для этого мира и могут внести в него свой значимый вклад.

Мы не рождаемся с умением нести ответственность за свои поступки, а приобретаем эти качества на протяжении всей жизни. И насколько верно родители, педагоги и воспитатели смогут подойти к вопросу развития ответственности у малыша, настолько ответственным и самостоятельным он вырастет.

Обратите внимание на важный нюанс: дети будут нести ответственность в той степени, в какой мы их поддерживаем и направляем.

10 способов воспитания ответственного ребенка

1. Учим убирать за собой самостоятельно
Если ваш ребенок нечаянно пролил стакан молока, разбил чашку, разбросал обувь по коридору так, что шнурки спадают лианами на нос, не спешите:

а) ругать его;
б) самостоятельно наводить порядок.
  
Скажите:

 – В том, что пролилось молоко, нет ничего страшного. Мы сейчас все уберем вместе. Помоги мне, пожалуйста!

Тогда ребенок не будет чувствовать страх и пытаться врать, что это не его вина.

Он гораздо быстрее научится самостоятельно убирать любой беспорядок, если вы будете относиться к ситуации с пониманием. Попросите ребенка о помощи, даже если считаете, что проще будет сделать все своими силами.

Ситуация: пятилетняя Оля оставила свои туфельки посреди коридора. Поднимите их, позовите девочку и вежливо попросите убрать обувь в шкафчик:

 – Мы всегда убираем свои вещи на место. 


Если ваш подход позитивный и дружелюбный, ребенок не станет защищаться и отнекиваться от уборки, а сам захочет помочь.
2. Учим заботиться о семье
Найдите полезные привычки ребенка, которые вносят позитивный вклад в семейное благополучие. Это может быть дружелюбное общение с братом или сестрой, рисование или пение, еженедельная уборка с папой под музыку, телефонные разговоры с родственниками и т.д. Отметьте это, похвалив ребенка, скажите, что такие действия приносит пользу всей семье. Тогда подобное поведение станет для него приятной привычкой, а совсем не обязанностью.

По мере того, как ваши дети становятся старше, их «взносы» могут соответствующим образом увеличиваться как в семье, так и за ее пределами. Дети должны разделять два вида обязанностей: самообслуживание и содействие благополучию семьи. Исследования показывают: дети, которые помогают по дому, более склонны предлагать помощь окружающим в других жизненных ситуациях.

3. Главное — это желание
Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок воспринимал свой вклад в «семейные обязанности» как тяжелый труд, а относился к этому занятию с удовольствием, не заставляйте его выполнять домашние дела. Пусть у него появится желание.

Ваша цель заключается не в том, чтобы заставить ребенка выполнить какую-то работу, а в том, чтобы мотивировать ребенка и взрастить в нем желание быть полезным и ответственным. Сделай работу веселой. Дайте столько поддержки и помощи, сколько того требуют обстоятельства. Крики и принуждение — никогда не выход. Вы добьетесь разовой победы, а Сеня, Ваня, Саша и Алина просто возненавидят мыть посуду, убирать за собой игрушки, складывать одежду на полочке и самостоятельно собирать рюкзак.

Некоторые дети становятся ответственными очень легко, другим для формирования этого качества требуется много времени и родительского терпения. Но цель явно стоит вложенных усилий!

Программа «Предшкольная пора»

Основные цели программы «Предшкольная пора» — личностное развитие будущих первоклассников, их готовности к обучению. Программа поможет сформировать у дошкольников качества, которые в дальнейшем станут основой высокой познавательной активности и успешной учебы. В нее включены темы, направленные на познание мира, социальных отношений и самопознание; знакомство с родным языком, музыкой, искусством, литературой; физическое развитие.

Купить
4. Учим проявлять самостоятельность и помогать по дому
У ребенка могут появиться собственные обязанности по дому. Такие обязанности не обязательно должны быть важными и могут иметь игровую форму.

Важно понять: при помощи даже мелких поручений ребенок понимает, что такое обязанности и чего от него ждут. Дело может быть совсем простым: каждое утро заправлять свою кровать или после завтрака положить посуду в раковину, но ребенок должен каждый день следовать этой привычке.

Важно: если вы не поддерживаете дисциплину и нарушаете собственные правила игры, например, разрешая «именно сегодня идти поиграть, не помогать с посудой», у маленького человека не сложится логическая цепочка. Вернее, она сложится явно не такой, как того бы хотелось: «сегодня можно не делать – значит, и всегда необязательно».

Когда ребенок пойдет в школу, задачу можно усложнить: не просто убрать свою посуду со стола, но и помыть ее. Это помогает выработать необходимые навыки бытовой ответственности.

5. Перестаём критиковать
Очень сложный пункт, правда? Особенно, если вы считаете, что ребенок должен убирать в своей комнате, так же, как это делали когда-то давно вы сами. Но ваш ребенок — не вы. А вы — не ваши родители.

Старайтесь быть терпеливыми, когда ребенок забывает что-то сделать или выполняет задачу не так, как вам бы того хотелось. Когда что-то идет не так, относитесь к этому с юмором. 

Утром вместо крика: «Почисти зубы! Собери рюкзак!» Вы можете спросить: «Что еще нужно сделать, чтобы подготовиться к завтраку? Кажется, мы что-то забыли! И портфель какой-то подозрительно легкий... Наверное, у нас завелась мышка-воришка!»


Ваша задача заключается в том, чтобы научить ребенка нести ответственность за свои обязанности, поддерживая при этом непринужденную обстановку.
6. Создаем необходимые условия
Для того чтобы ребенок стал самостоятельным и ответственным, необходимо создать ему комфортные условия не только в психологическом плане, но и в бытовом. Предоставьте ему «снаряжение», необходимое для самодисциплины. Если вы хотите, чтобы малыш вовремя просыпался, обеспечьте его будильником. Если вы хотите видеть порядок на его рабочем столе, убедитесь, что у ребенка есть вещи для хранения канцелярских принадлежностей. Предоставьте ребенку инструменты, и пусть он сам организовывает свою работу.

Дополнительно: ребенка очень мотивирует, если вы разрешите ему самостоятельно выбирать вещи для хранения, канцелярские принадлежности, календари и планеры, декор в комнату. Зайдите с ним вместе на сайт (поехать в Ikea или другой мебельный пока не получится) и займитесь выбором предметов. Если у ребенка будет возможность сделать пространство «своим», он с большим удовольствием будет следить за чистотой.

7. Даём возможность разобраться ребёнку самому
Родители стараются оградить ребенка ото всех проблем и невзгод. Очень часто это носит гипертрофированный характер, и дети вступают во взрослую жизнь неподготовленными. Подросток должен понимать, что вокруг него довольно сложный мир, где у каждого свои задачи и обязательства.

Как родители, вы должны быть всегда готовы выслушать ребенка и прийти к нему на помощь, если он обратиться за ней. Но не стоит забывать о том, что иногда детям самим надо проанализировать свои поступки, поведение и вытекающие последствия.

8. Поощряем
Иногда детям полезен опыт работы за определенную плату. Не обязательно начинать с крупных сумм. Попробуйте договориться со своим ребенком о тех заданиях, которые не входят в его обычный распорядок дня: мытье машины, прополку в огороде, полив цветов и т.д. Постепенно можно предложить ему заняться чем-то более существенным, например, подработкой на каникулах. Таким образом вы подготовите ребенка ко взрослой и ответственной жизни, где все имеет свою цену.

Пример: шестикласснице Кате очень хотелось получить новую книгу о любимом волшебнике, но день рождения уже прошел. Мама и папа предложили Кате составить список дел, с которыми она могла бы помогать по дому, и сыграть в «рабочий день» с настоящей зарплатой и мотивирующими надбавками. Две недели Катя помогала маме с обедом, младшему брату с уроками, а папе — во дворе, исправно убиралась в комнате и выгуливала собаку Динку.

9. Учим составлять график
Кому-то это может показаться излишним, но в современной жизни составление графиков и расписаний считается крайне полезным навыком.

Сядьте вместе, возьмите лист бумаги, нанесите на него день недели и время. После спросите ребенка, что ему нужно сделать в эти дни, какие у него планы. Что-то он скажет сам, что-то поможете вспомнить ему вы. Это могут быть самые незначительные дела, но их лучше тоже внести в расписание.

Большинство детей считают, что подобное планирование уменьшает уровень стресса, так как они знают, что и когда нужно сделать. Но самое главное — это помогает правильно распоряжаться своим временем и ответственно относиться к своим обязательствам.

10. Стремимся стать хорошим примером
Дети познают и узнают мир через собственные наблюдения и родителей. Они тонко подмечают, как именно вы общаетесь, ведете себя в повседневной жизни, какая у вас манера разговора, и как вы сами выполняете обещания и относитесь к своим обязанностям.

Если вы сами несете ответственность за свои поступки, то и ребенок начнет подражать вашему поведению.

Пример 1. Отрицательный

— Ой, чашка разбилась! Вот же я криворукая, а!

Вы сами себя ругаете за незначительный промах, ребенок видит, что любая его ошибка в будущем приведет к неприятному чувству обиды и, вероятно, порицанию со стороны окружающих.
Пример 2. Отрицательный

— Чашка разбилась. Наверное, опять папа ее на краю оставил! Ну говорила же сотню раз, чтобы убирал в шкаф, растяпа!

Ругать близких при ребенке нельзя ни при каких обстоятельствах. В семье должна быть гармония – наблюдая за вашими отношениями с близкими, ребенок строит собственные паттерны поведения. А тут налицо еще и перекладывание ответственности. Не мама разбила чашку, а папа во всем виноват, «растяпа». Двойной отрицательный урок.
Пример 3. Положительный

— Упс, чашка разбилась. Ничего страшного! В следующий раз буду осторожнее. Правильно, Саш? Нам всем нужно быть чуть-чуть аккуратнее. Давай-ка организуем операцию по спасению пола от осколков. Неси веник, я буду исправлять ошибки, а ты мне поможешь. 


На каждый возраст – свои обязанности

Ещё один вопрос, который часто задают родители: с какого возраста можно просить ребенка делать что-то самостоятельно?
Приведенный ниже список обязанностей — это всего лишь ориентир, который требует адаптации под вашу ситуацию и конкретного ребенка. Не забывайте постепенно наращивать степени свободы и ответственности, которые вы предлагаете детям. И старайтесь оказать им столько помощи, сколько им необходимо для успешного прохождения уровня квеста «пока они не освоят его с комфортом.
За что могут нести ответственность малыши:
  • Что надеть.
  • Кушать самостоятельно (если они не попросят вашей помощи).
  • Какую книгу читать, даже если родители читают им вслух.
  • С какими игрушками играть.
  • Когда сходить в туалет.
За что могут нести ответственность дошкольники (3-5):
  • Все вышеперечисленное, плюс:
  • Их собственная одежда (в пределах соответствующего сезона, безопасности и приличий).
  • Их собственные комнаты.
  • Сколько нужно еды.
  • С кем и когда играть.
  • Следует ли посещать общественные мероприятия, на которые приглашен ребенок (исключая обязательные семейные мероприятия).
УМК «Ступеньки к школе»

Предлагаемые варианты заданий в пособиях серии предполагают активное включение ребёнка в познавательную деятельность, с учётом его сильных и слабых сторон развития, и возможность учёта индивидуальных особенностей при подсказке и помощи взрослых.

Купить
За что могут нести ответственность дети школьного возраста (от 6 до 9 лет):
  • Все вышеперечисленное, плюс:
  • Какую прическу носить.
  • Как потратить карманные деньги.
  • Когда готовить домашнее задание.
  • Как провести время (после выполнения основных обязанностей, таких как домашние задания).
  • Каким спортом или физической активностью заниматься (выбор кружков — аналогично).
За что могут нести ответственность подростки в 10-12 лет:
  • Все вышеперечисленное, плюс:
  • Самостоятельный уход за собой: ногти, волосы, тело.
  • Выбирать маршруты и компанию для прогулок (в допустимых пределах).
  • Оставаться одним дома.
За что могут нести ответственность подростки в 13-15 лет:
  • Выбирать часы подъема (с условием, что все нужно успеть).
  • Стирать белье самостоятельно.
  • Временные изменения во внешнем виде.
  • Ездить на автобусе или метро.
  • Ходить в кино и на другие мероприятия, где нужно расплачиваться, с друзьями.
  • Подрабатывать не в ущерб обучению.
  • Контролировать свой бюджет.
И самое главное — не забывайте хвалить ребенка за любое проявление самостоятельности. Обязательно отмечайте, когда он сам сделал уроки, вынес мусор или проявил другую инициативу. Так он поймет, что самостоятельность — не обуза, а навык, который позволяет заслужить уважение окружающих, и за которым следует расширение «свободы».

«А в наше время дети сами в школу ходили». Как научить ребёнка самостоятельности?

Безопасность в последние десятилетия стала приоритетом номер один для родителей. Многие обращают внимание на то, что разница между тем, как рос ребенок в обычной заботливой семье 30–40 лет назад, и тем, как он растет сейчас, огромна, и задаются вопросом, не вредит ли детям гиперопека семьи и общества. Чего лишаются наши дети, когда мы не даем им возможности рисковать? Как достичь баланса между безопасностью ребенка и его самостоятельностью?

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Проверьте, насколько разумны ваши страхи

Ограничивая свободу ребенка, родитель часто ориентируется на смутные опасения и общественное мнение: «А если что-то случится?», «Я себе не прощу!», «Кругом столько плохих людей». Так делать не надо.

Давайте вспомним о том, насколько сильнее наши родители и бабушки ограничивали свободу младенцев, детей до трех лет. Их не пускали ползать на пол: боялись грязи. Их кутали, пеленали, держали в манежике. И мысли не было о том, чтобы давать им прикорм с общего стола. Как правило, по сравнению с предыдущим поколением нынешняя мама младенца — это «смелая мама». Почему? Мы стали беспечнее, нам плевать на детей?

Нет, мы так поступаем, потому что у нас есть точное знание: стерильность скорее вредна маленькому ребенку, иммунитет и теплорегуляция требуют умеренной прохлады в доме, а грудь не нужно мыть с мылом перед кормлением.

Точно так же можно проверить и точно выяснить, от чего именно следует беречь детей.

Так, например, существует статистика, по которой большинство несчастных случаев с детьми — это ДТП, в которых ребенок пассажир, а за рулем — член его семьи. Очевидно, что, снижая скорость на дороге и пользуясь хорошим автокреслом, мы значительно повышаем безопасность ребенка.

Чего следует бояться, отпуская ребенка одного в школу в большом городе? Многие родители первым делом вспоминают о педофилах. Между тем неумолимая статистика говорит совсем иное:

  • 90% насилия по отношению к детям осуществляется родственниками или хорошо знакомыми ребенку людьми;
  • подавляющая часть пропавших детей — это дети, бежавшие из детских домов, подростки, у которых случился конфликт с родителями, и (на третьем месте) потерявшиеся малыши до 5 лет. Резонансные случаи убийства детей потому и получают такую огласку, что они крайне редки.

Главная (с огромным отрывом) опасность большого города для ребенка — это опять-таки дорожно-транспортные происшествия. Но этот риск снижается именно развитием навыка самостоятельного разумного поведения на улице. Если добиться того, что ребенок ни под каким видом не будет переходить нерегулируемые перекрестки или начинать движение на красный, мы минимизируем опасность.

2. Помните, что мы не можем просчитать все риски

Родитель может возразить на это: «Ну и что, что риск невелик. Я не прощу себе, если этот шанс, один на миллион, выпадет именно моему ребенку».

Дело в том, что всех рисков мы не знаем: нам известны только те, которые на слуху. Вы не можете проконтролировать многие опасности, вероятность которых значительно выше. Например, «чужие дядьки-педофилы» встречаются гораздо реже, чем харизматичные учителя и старшеклассники, которые втираются в доверие и злоупотребляют им.

Точно так же рассуждают родители, которые боятся делать детям прививки: шансы на смертельные осложнения действительно есть, но они крайне малы, даже меньше, чем один на миллион, в то время как риск заболеть для непривитого ребенка значительно выше.

Невозможно посчитать, каковы риски сниженной самостоятельности наших детей. Мы не знаем, какие опасности и трагические случайности могут последовать в результате того, что ребенок 9–10 лет не сумеет в случае чего самостоятельно сориентироваться в городе (например, если потеряется в толпе).

Многие из этих рисков являются отложенными. Привычка к гиперопеке, выученная беспомощность, стремление полагаться на старших, которые решают за тебя, отсутствие самостоятельного мышления и склонности рисковать — вполне вероятные последствия для поколения, которому установили слишком жесткие правила безопасности. Многие психологи и педагоги уже говорят о том, что законодательство развитых стран серьезно перебарщивает в создании безрисковой среды для детей и подростков и что это может сказаться — или уже сказывается — на молодежи этих стран не в лучшую сторону.

3. Научите детей действовать самостоятельно и здраво оцените их возможности

«Мой-то? Да он такой растяпа, его надо за ручку водить до 14 лет», — нередко заявляют родители.

Неизвестно, где тут причина, а где следствие. Возможно, наоборот: он растяпа потому, что его до сих пор водили за руку.

Действительно, у каждого ребенка есть свои зоны повышенной опасности. И кому, как не родителям, их знать. Если у нас импульсивный ребенок, ему потребуется больше повторений, чтобы усвоить, что на красный свет перебегать нельзя (да, совсем никогда, и даже если ты увидел на той стороне улицы приятеля, и даже если опаздываешь). Если ребенок пугливый, придется установить больше мер предосторожности и познакомить его со всеми возможными вариантами опасностей и выходов из них: так он будет чувствовать себя увереннее. Одному ребенку нужно специально рассказать о том, что выходить на лед зимней реки ни в коем случае не следует, а другой не пойдет туда, даже если его будут высмеивать одноклассники, да еще и побежит рассказывать учителю.

Мы все обладаем разными характерами, особенностями и слабостями. Но эти особенности можно корректировать.

4. Помогите ребенку научиться самому здраво оценивать ситуацию

На самом деле это единственный работающий способ уберечь ребенка от множества неразумных решений и опасностей, о которых мы даже не догадываемся. Ведь мы не всегда будем стоять рядом. Опека — ненадежный способ «спасать и сохранять», а надежный — когда у ребенка формируется собственное чутьё на то, что опасно, а что нет, что можно, а что нельзя.

Чем раньше мы начнем учить ребенка жить своим умом, тем лучше. А для этого он должен сталкиваться с опасностями, а мы можем их дозировать, разрешая ему получать опыт под нашим контролем.

Вот трехлетний малыш подбежал к крупному щенку овчарки, гуляющему на поводке и в наморднике, а тот его облаял. Малыш испугался, но получил ценный опыт: к чужим собакам не стоит подходить без разрешения.

Именно поэтому проще учить малышей: их риски нам легче измерить и дозировать. Переоценил свои силы и забрался на слишком высокую лесенку; неосторожно пробежался по льду и немного ушибся — все это опыт, который лучше получить самостоятельно. Еще одно преимущество такого подхода — ребенок, которого не оберегают по пустякам, охотнее верит взрослому, когда тот действительно что-то запрещает. Уж если сам папа сказал, что нельзя, значит, нельзя точно!

Более того: ребенок, который учится жить своим умом, в какой-то момент начинает сам спрашивать у родителя: а можно ли ему, а справится ли он, и это бесценный подарок для родителя подростка.

«Я знаю, что с четырнадцати можно ездить на велосипеде по шоссе, а ты как считаешь — мне стоит? У нас тут фуры стоят, и выглядит это как-то не очень безопасно».

5. Техника безопасности не обсуждается

Люди опасных профессий, которые рискуют жизнью по работе, обычно очень строго относятся к технике безопасности.

Если мы выбираем не опекать ребенка от всего на свете «на всякий случай», то те реальные меры предосторожности должны соблюдаться обязательно и без всяких исключений.

Ребенок должен сразу выучить, что есть четкая граница между «можно» и «нельзя». В машине — только в автокресле, даже если никуда не едем

На подоконники не залезаем ни под каким видом. На лёд — ни шагу. На речку — со взрослым, в воде «тону!» не кричим. (Я перечисляю именно эти примеры не случайно: именно они составляют наибольший процент случаев тяжелого детского травматизма и смертности от несчастных случаев.)

Точно так же четко отрабатываем правила поведения при общении с незнакомцами, при переходе дорог, при обращении с горячими кастрюлями или костром в лесу и так далее. Повторяем их время от времени — помним, что ребенку недостаточно услышать правила один раз, нужно, чтобы они хорошо запомнились и были отработаны.

6. Не поддавайтесь общественному мнению

  • «Никто из его одноклассников еще не ездит в школу один — значит, это опасно».
  • «Гулять одному во дворе?! Там гуляют только беспризорные дети! Лучше пусть сидит на продленке и учит уроки с учителем».
  • «Я не могу оставить восьмилетку дома одного, так никто не делает, лучше найму няню, заодно она заставит его делать уроки».

Проверьте себя: точно ли это оптимальные решения? А может быть, вы уже можете в чем-то положиться на вашего ребенка и дать ему немного больше самостоятельности, которой он будет гордиться? Разрешить ему самому готовить себе обед, самому уходить домой под вашу расписку, решать, сделать уроки или получить нагоняй, бросить кружок или продолжать заниматься.

Решать, сколько выбора и в каком возрасте дать ребенку, может только родитель этого ребенка. А не общественное мнение, не родительский чат и не интернет-страшилки. Растить в себе чувство вины и необоснованные страхи не лучший вариант, тем более что в наше время среда куда более безопасная, чем та, в которой росли мы сами.

7. Свобода — это ценность

И она, свобода, подразумевает личный выбор и личный риск.

Есть ли у ребенка свободное время, в которое только он решает, чем заняться, и может ли он занять себя сам? Оказывается ли он в ситуациях выбора? Сталкивается ли с личной ответственностью за принятые решения? Доверяете ли вы своему ребенку, знаете ли, в чем он надежен, а в чем пока нет?

Если вы хотите, чтобы взрослый, который вырастет из этого ребенка, умел стремиться не только к комфорту и безопасности, но и к счастью, своему и других людей, и к прорывам, и к творческому эксперименту — свобода будет одной из ваших ценностей. Свобода не как бездумное «делай что хочешь, и будь что будет», а как осознанное сотрудничество с ребенком и доверие к нему.

Фото: Shutterstock / Everett Collection

Как научить ребенка самостоятельности: 7 важных правил

Родителям хочется, чтобы дети многое делали сами: готовили еду, одевались, играли, находили ответы на свои вопросы. С чем-то дети не справятся в силу возраста, но точно могут становиться самостоятельнее с каждым месяцем. Разбираемся, как им в этом помочь.
 

Источник фото: Unsplash.com


Ребенок зависим от родителей, и эта зависимость определяет детско-родительские отношения. Но постепенно ребенок все больше отделяется от мамы и папы: он понимает, что мир не такой уж страшный и в присутствии родителей начинает изучать его самостоятельно. Дальше — больше: он проверяет все шкафчики, залезает на самые высокие горки и идет знакомиться с ребятами выше его на несколько голов.

Почему не все дети хотят быть самостоятельными

Во-первых, все дети хотят быть самостоятельными, но не всем это разрешают. Иногда родители слишком сильно опекают детей, поэтому дети опасаются делать что-то новое самостоятельно. Иногда родители слишком сильно пугают детей. Дети хотят знакомиться со сверстниками, но им мешает мамин страх, что тот другой обязательно ударит.

Также взрослые могут шантажировать ребенка: если ты сделаешь что-то сам, я не буду любить тебя. Это может касаться опасных вещей, но опасных с точки зрения взрослых, например, они запрещают ребенку залезть на горку. Такое родительское поведение парализует ребенка, мешает ему принимать самостоятельные решения.

Источник фото: Unsplash.com


Во-вторых, многие дети хотят самостоятельно решать интересные задачи, но не берутся за скучные и рутинные. Например, разобрать старые вещи на дедушкином чердаке — это интересная задача, а просто прибрать игрушки в свой комнате — кажется им скукотищей. В эту задачу можно добавлять игровые элементы или превратить в работу и дать ответственность за ее выполнение.

В-третьих, некоторые задачи сложны для детей. Им нужна помощь. Если взрослый слишком много требует от ребенка и при этом не помогает ему, это также мешает быть самостоятельным. Например, ребенку нужно завязать шнурки на ботинках — это часто не удается дошкольникам. Им нужно помочь или обучать постепенно, а пока найти обувь с другой застежкой.

Родители будущих первоклассников могут проверить, насколько ребенок психологически и познавательно готов к школе. Вот здесь предлагается бесплатная онлайн-диагностика с опытным методистом.

Как развить самостоятельность

Давать посильные задачи. В каждом возрасте ребенок может выполнять те или иные задачи: в два года прибирает игрушки, в три может накрыть на стол, в семь — приготовить суп, если научить заранее. Но двухлетка не сможет помыть посуду, а семилетке будет неинтересно просто порезать огурцы. Если задача непосильна, ребенок может сдаться.

Учить нести ответственность. Если задача дана, то ребенок должен отвечать за результат. Пусть он сделает как сможет, но сделает. Важно, чтобы ребенок понимал, что без него игрушки останутся лежать на полу. Если он забыл или поленился, не нужно его ругать, просто оставьте игрушки до завтра. А завтра снова поставьте ему задачу. Если не получается второй раз, нужно разговаривать и обсуждать причины.

Заинтересовывать. Дети, особенно дошкольники, многое делают через игру. Превратите уборку квартиры в поиск сокровищ, а мытье посуды в купание дракона. Если ребенку интересно, если он получает удовольствие в процессе, то сделает задачу до конца. Конечно, если она посильна.

Учитывать мнение. Не так важно, как ребенок завязал шнурки. Важно, что он вообще это сделал. Пусть действует тем способом, который ему нравится. Если способ не устраивает вас, постарайтесь научить своему, но учитывайте опыт ребенка. Если его научили в детском саду решать задачу именно таким образом, ему будет тяжело переучиться.

Источник фото: Pexels.com


Давать право на ошибку. Даже взрослых не увольняют за каждую ошибку, а ребенок тем более будет ошибаться, ведь у него меньше опыта. Если ребенок может ошибаться без осуждения взрослых, он будет пробовать еще и еще. Если его ругают за каждую попытку, то он опустит руки.

Хвалить. Не так важно, хвалите вы за попытки или за результат. Главное — не забывать это делать. Необязательно давать оценку, можно просто благодарить за помощь. А если оцениваете, то не просто говорите «молодец», а уточняйте: «Молодец, мне понравилось, как быстро ты убрал комнату».

Помогать и обсуждать ошибки. Если у ребенка не получается, помогайте ему. Но только с его разрешения — ребенок может устроить скандал, если вы вмешиваетесь, когда он считает, что все идет по плану. Если он не просит помощи, но не справляется, постарайтесь после задания обсудить, что пошло не так. Но ребенок должен быть согласен на обсуждение. А он будет согласен, если будет знать, что его не забросают упреками, а выслушают и дадут совет.

Как научить детей независимости?

Как родитель, вы хотите, чтобы у вашего ребенка было самое лучшее детство. Вы хотите, чтобы он был наполнен положительными воспоминаниями, а это может вызвать у вас сильный стресс. Бегать с места на место, чтобы создать идеальную полосу памяти для вашего ребенка, может быть утомительным, особенно если вы делаете все для себя и своего ребенка.

Это может быть более совершенным, но оно также может научить вашего ребенка полагаться на других в выполнении всего.Очевидно, что младенцам нужно, чтобы все было сделано за них, но по мере того, как дети растут, они становятся более способными выполнять некоторые небольшие задачи самостоятельно. Обучение этой независимости может принести им пользу в долгосрочной перспективе и заставить вас меньше нервничать как родителя.

Принятие решений

Прежде чем они научатся выполнять некоторые фактические задачи самостоятельно, это хорошее начало, чтобы дать им возможность выбора. Это поможет им в принятии решений и учиться на ошибках, которые они могут совершить. Один классический пример, который можно дать по мере взросления, - «закончить овощи или не давать десерта».«Если ваш ребенок любит десерты, ему может потребоваться всего несколько раз, чтобы сделать выбор, чтобы съесть овощи самостоятельно, не спрашивая его.

Привлечение их к принятию более важных решений может заставить их чувствовать себя более уверенно и научить их рассуждать. Например, если вы собираетесь осматривать недвижимость в Чикаго, возьмите ребенка с собой, чтобы увидеть потенциальные дома. Если спросить их, что они хотели бы видеть в своей комнате и почему им больше нравится тот или иной дом, это еще больше укрепит их способность мыслить критически.

Пусть делают это

По мере взросления дети могут искать возможности «сделать это сам». Когда время будет подходящим, позвольте им! Если это неуместно, найдите время позже, чтобы научить их брать новые обязанности. Это может быть чистка зубов, выбор одежды, одевание и приготовление легких блюд.

Вы можете сначала предоставить некоторые приспособления, которые позволят им имитировать выполнение задачи самостоятельно.Например, ваш ребенок может захотеть налить собственное молоко и кашу. Вместо того, чтобы надеяться, что он или она не разольет все содержимое коробки с хлопьями или пакета молока, налейте достаточное количество каждого в меньшие чашки, чтобы они могли вылить в свою миску. Другой вариант - позволить им черпать крупы из емкости с большим отверстием, чтобы избежать больших беспорядков.

Добавить обязанности

Когда ваш ребенок перейдет в фазу «сделай сам», вы можете начать добавлять дополнительные обязанности в его репертуар. Они могут начать с малого, как уже упоминалось, и вырасти в список, которым они могут гордиться.Составление физического списка может стать отличным инструментом для привлечения их к ответственности и развития у них чувства независимости.

Включите в этот процесс два других совета. Позвольте вашему ребенку решить, какую ответственность он хочет взять на себя, и предложите варианты, которые упростят его. Если они настаивают на добавлении чего-то, к чему, по вашему мнению, они не готовы, вы можете договориться с ними - еще один навык, чтобы развить их чувство независимости. В конце концов, ваш ребенок должен гордиться всем, что он может сделать сам, и гордиться каждый раз, когда он выполняет новую задачу.

.

Как научить ребенка независимости

Это Стив Роббинс. Добро пожаловать в «Быстрые и грязные советы» от «Get-it-Done Guy», чтобы меньше работать и делать больше.

Настало время школы. Сын Европы Томас - которого мы все считаем киборгом, хотя она никогда не подтверждала и не отрицала этого - готовится вернуться в среднюю школу на год. Он доставляет неприятности. Значит, ленивый. Мы думаем, что он может больше проявлять себя, и, поскольку мы взрослые, мы должны быть правы. Европа говорит, что он всего лишь подросток, и нам не о чем беспокоиться.

Я не уверен. Родители могут иметь большое значение, когда речь идет о том, как дети учатся в школе.

Когда приходит время делать домашнее задание, Томас как раз делает это. Под «этим» я имел в виду его смартфон. Играя в игры, в которых он может захватывать огромные королевства, строить фабрики, нанимать крестьян и идти на войну (как мать, как сын). Однако он не делает домашнего задания. Когда я указываю, что у него завтра экзамен по алгебре, он даже не смотрит. «Я умен. Мне не нужно это доказывать», - бормочет он.И в этом заключается проблема..

Читал про "умные". Да, вероятно, в некоторых аспектах интеллекта есть генетический компонент. По крайней мере, у людей разные стили мышления, и разные стили подходят для разных задач. Но генетика - это только начало. Фактическая производительность больше связана с практикой, принятием риска, тяжелой работой, усилиями и всем тем, чего мы предпочли бы избегать в пользу захвата королевств.

Психолог Кэрол Двек обнаружила, что язык, которым вы говорите, хваля кого-то, может иметь огромное влияние на их работу - и это парадоксально.

Не думайте о них

Каждый раз, когда Томас приходит домой с хорошим домашним заданием, Европа говорит ему: «Ты такой умный! Ты самый умный сын, который когда-либо был у любой матери! Я должен знать, я сам тебя создал».

Однако, с точки зрения Томаса, эта похвала - тюрьма. Если он добивается успеха только потому, что он умен, то если он пробует что-то новое и терпит неудачу, это должно означать, что это безнадежно - потому что он «умен». и очевидно, что даже умный человек не смог бы этого сделать.

Еще более коварна мысль о том, что если Томас в чем-то терпит неудачу, возможно, это означает, что он все-таки не умен.Если «умный» является важной частью его личности, он пойдет на все, чтобы не оспаривать это, даже если это означает умышленную неудачу.

Умышленный отказ может быть незаметным. Это может быть: «Я не хочу делать домашнее задание» или предпочитаю играть в видеоигры. Но, по крайней мере, это находится под контролем Томаса. Он предпочел бы быть умным человеком , сознательно решившим потерпеть неудачу, чем тем, кто пытается, но не «достаточно умным», чтобы добиться успеха.

Сказать кому-то, что «ты умный», хвалит его личность и делает «умный» врожденным качеством.Так хвалите кого-то, и он с большей легкостью сдастся, будет меньше рисковать и избегать проблем. Они рассматривают свои способности как неизменный, врожденный аспект того, кем они являются. Более того, вы говорите им, что их результаты зависят от этой врожденной вещи. Они не хотят рисковать, выходя за пределы тех областей, где, как они знают, могут добиться успеха.

Усилия похвалы

Есть другой способ похвалить: хвалить усилий, а не человека. Если Томас приходит домой с отличной оценкой за домашнее задание, скажите: «Отличный результат! Это замечательно! Вы, должно быть, очень усердно учились и действительно приложили все усилия."Люди, чьи усилия хвалят, больше проявляют себя, больше рискуют и рассматривают неудачи как преодолимые и временные.

Страниц

.

10 полезных советов, как сделать вашего ребенка независимым

Последнее обновление

Дети слишком малы, чтобы понимать понятие пунктуальности или брать на себя ответственность за свои действия, если родители не учат их тому же. Ваш малыш может зависеть от вас в мелочах, а вы ему могут понадобиться в простых вещах, если вы не дадите ему свободу делать что-то самостоятельно, делать ошибки и учиться на них.По мере роста вашего ребенка вы захотите сделать его независимым и правильным, потому что ваши простые команды не должны служить наказанием. Как родитель, вы можете подтолкнуть своих детей в правильном направлении с помощью нескольких безобидных советов и позволить своему ребенку обрести независимость по-своему.

Почему дети должны учиться быть независимыми?

Возможно, ваш ребенок сейчас слишком мал, но со временем он вырастет и станет полноценным взрослым. Приобретение нескольких жизненных навыков в раннем возрасте может подготовить его к требованиям взрослой жизни.

  • Детям нужно время, чтобы понять концепцию выбора и принять решение, которое, по их мнению, лучше для них. Предлагая возможность выбора на раннем этапе своей жизни, дети могут начать лучше понимать себя и понимать, что действительно делает их счастливыми.
  • Жизнь - это не только счастье и радость. Бывают моменты, когда ваш ребенок может не делать то, что от него ожидают. Но если он независим, он осознает свои ошибки, обратится к вам за поддержкой и будет открыт для советов, как добиться лучших результатов.
  • Самоуважение у человека развивается в довольно раннем возрасте. И это может быть сильнее, если ребенок начинает верить в себя и свои решения. Самостоятельность помогает в этом отношении и заставляет ребенка рано почувствовать себя стоящим.
  • Книги содержат информацию, но знания можно получить только через действия. Разница между предупреждением вашего ребенка об опасности и вашим малышом, которому она грозит, огромна. Независимость позволяет вашему ребенку начать учиться самостоятельно, рисковать и быть лучше информированным как личность.

Как научить ребенка быть независимым

Существует множество способов научить вашего ребенка быть независимым и при этом наслаждаться своим детством так, как он того заслуживает.

1. Возложите на него обязанности, которые он может выполнить

Вашему ребенку не нужно заниматься домашними финансами и принимать важные решения. Независимость должна начинаться с самого себя, и именно здесь вы можете помочь своему ребенку. Если вы планируете пикник и хотите, чтобы ваш ребенок помог вам с этим, дайте ему простые задания, такие как составление списка вещей, которые могут вам понадобиться, или сбор его собственной сумки для короткой поездки на выходных, в которую вы, возможно, отправитесь.

2. Не держите ребенка за руки

Многие родители путают руководство с держанием за руку и постоянно вмешиваются в действия ребенка, если он делает что-то неправильно или занимает больше времени, чем необходимо. Когда ваш ребенок маленький, полезно дать ему несколько инструкций или открытых предложений, которые информируют его о возможности более простого выполнения задачи. Но когда он вырастет, позвольте ему прийти к вам, если ему понадобится помощь, а не вмешиваться без необходимости.

3. Предлагайте варианты выбора с ограниченными возможностями

Спросить вашего ребенка, что он хотел бы съесть в ресторане, может стать для него довольно сложным, поскольку меню ресторана довольно обширное. Вместо этого выберите в меню несколько вариантов и попросите его выбрать один из выбранных. Если начать с ограниченного набора, это поможет ему легко сделать выбор и подготовить его к новым.

4. Пусть ваш ребенок сам принимает решения в разы

Возможно, вы предпочтете, чтобы ваш ребенок делал уроки, прежде чем он пойдет играть.Но он может предпочесть сначала поиграть, чем выполнить домашнее задание. Дайте вашему ребенку некоторую свободу в меньших аспектах, например, в выборе, что надеть или какую закуску есть вечером. И пока он выполняет то, что обещает, у вас не должно быть проблем.

5. Сочувствуйте своему ребенку

Ваш ребенок только учится быть самостоятельным, поэтому ему будет нелегко. Не ругайте и не унижайте его, даже если он не может сделать что-то очень простое. Будьте рядом, чтобы поддержать его и помочь, если он об этом попросит, не осуждая его.

6. Не делайте неудач большой проблемой

Бывают моменты, когда ваш ребенок может в чем-то потерпеть неудачу, и, очевидно, он будет разочарован. Утешайте его и дайте понять, что потерпеть неудачу - это нормально. Научите его извлекать уроки из этих неудач, вставайте и пробуйте снова. Он может даже повторить их, несмотря на ваши предупреждения. Ничего страшного, пусть учится на своих ошибках. Сообщите ребенку, что он мог бы сделать лучше, но не связывайте неудачу с ним. Это может серьезно подорвать его самооценку.

7. Научите ребенка решать проблемы самостоятельно

Будь то школьные проблемы или любые проблемы, которые могут возникнуть у него с братьями и сестрами или друзьями, дайте своему ребенку знать, что определенные проблемы должны быть решены им, и вы не можете ему помочь. Если необходимо, направьте его, предоставив ему другую точку зрения на ситуацию.

8. Создайте правильный распорядок дня

У детей могут возникнуть проблемы с принятием решений, если они не думают последовательно.С этим можно легко справиться, установив для них фиксированный распорядок дня. Как только ваш ребенок узнает, что нужно делать в определенный день и в определенное время, он начнет делать все сам.

9. Обучение переговорам

Многие дети склонны смотреть на мир как на выигрыш и проигрыш. Откройте своему ребенку мир компромиссов и переговоров, и он начнет понимать, чтобы извлечь максимальную пользу из ситуации, представленной перед ним.Он может выбрать место для пикника или пикник, но он не может сделать и то, и другое. Это также поможет ему расставить приоритеты в своих предпочтениях.

10. Не забывайте поощрять

Когда ваш ребенок делает то, что обещал, правильно и в одиночку, не бойтесь сказать ему, как он вами гордится. Положительная обратная связь имеет важное значение для правильного формирования личности вашего ребенка, и признание родителей имеет большое значение в этом отношении.

Есть большая разница между превращением малышей в самостоятельные и обучением их самостоятельному выполнению определенных действий.Но как только ваш ребенок привыкнет к окружающей среде в школе, вы можете попросить его самому выполнять простые задания. Это может постепенно посеять в нем семена независимости.

Также читают:

Как научить ребенка хорошо себя вести
Моральные ценности, которым вы должны учить своих детей
Эффективные способы хвалить ребенка

.

Обучение вашего ребенка независимости | Родители

перейти к содержанию

Верхняя навигация

Исследовать

Меню профиля

Ваш счет Вниз треугольник .

10 мероприятий, способствующих независимости дошкольников

«Я сделаю это! Я сделаю это!" часто слышно изо рта моего 3-летнего сына. Как и большинство дошкольников, он находится в бесконечном поиске независимости и учится делать что-то самостоятельно. Это веселая фаза, но также может быть сложной для занятых родителей. Для меня это был вызов, особенно когда моя 8-летняя дочь прошла этот этап развития.

Как и в случае с обучением любому новому навыку, выполнение упражнений по развитию независимости может занять больше времени.Могут быть ошибки или несчастные случаи, которые требуют повторного запуска или очистки. Они могут вызвать разочарование и даже вспышки гнева. Их не всегда практикуют в самое подходящее время (например, когда вам нужно добраться до работы или важной встречи). Я узнал эти истины на собственном горьком опыте. Когда Оливия была маленькой, я часто брала на себя ответственность, когда она терпела неудачу в первый раз. Если бы мы спешили, я бы сказал ей «не сейчас», когда она хотела что-то сделать для себя. Я часто вздыхал, когда случался разлив.

С тех пор я узнал, насколько важно для дошкольников практиковать навыки независимости, а для меня - терпение. Я стал свидетелем долгосрочных преимуществ, и, поверьте, они того стоят. Вот несколько хороших занятий по самостоятельности дошкольного образования.

Деятельность по воспитанию независимости дошкольников

  1. Выбор одежды. Это отличное занятие перед сном, особенно если утро занято.Вы также можете попросить детей выбирать одежду на всю неделю в воскресенье. Модные битвы могут происходить, но это полезный опыт для всех.
  2. Одеваемся. Мы все еще пытаемся справиться с этим. Оуэн очень отвлекается или, скорее, мастер избегает. Я думаю, что скоро в этой области может потребоваться система поощрений или вознаграждений.
  3. Приготовление завтрака или обеда. Утро в нашем доме занято, и мне нравится, что Оуэн теперь может участвовать в приготовлении завтрака.Со временем мы показали ему, как самому приготовить завтрак, и теперь он освоил приготовление вафель в тостере, приготовление хлопьев, включая заливку молока и намазывание тостов маслом. Одна из проблем - помочь ему узнать, что считается правильной пищей для завтрака (т. Е. Леденцы не подходят).
  4. Подготовка зубной щетки и чистка зубов. В этой области помогла старшая сестра. Дети чистят зубы вместе, поэтому Оуэн быстро научился наносить зубную пасту на свою щетку, как чистить каждый зуб и как чистить после этого.
  5. Сервировка стола или уборка на столе после еды. Участие детей в семейной трапезе не только способствует развитию независимости, но и демонстрирует ценность каждого, кто занимается домашними делами. Мы начали с того, что Оуэн просто поднес свою тарелку к стойке рядом с раковиной. Со временем это расширилось до того, что он убирал тарелку в мусор, приносил наши тарелки и раскладывал приправы.
  6. Убираем игрушки. Это может быть проблемой, особенно когда игровая комната выглядит так, как будто в нее ударил торнадо.Но мы стараемся сделать это как можно более приоритетным - и делаем это вместе! И вы легко можете сделать из этого игру - «Кто наполняет мусорное ведро, тот обнимает!»
  7. Уборка комнаты - заправка постели, вытирание пыли, складирование белья. Теперь я твердо верю в то, что дети рано начинают заниматься домашними делами - есть много дел, с которыми дети могут помочь. Мы изо всех сил пытаемся мотивировать Оливию забрать свою комнату - я полагаю, это потому, что я всегда делал это за нее.
  8. Приготовление ванны, мытье тела и волос, надевание пижамы. Это то место, где мы всегда поощряли Оливию играть активную роль, и теперь она в значительной степени делает это без каких-либо указаний с нашей стороны - кроме мягких напоминаний о необходимости выйти из душа через 30 с лишним минут.
  9. Убирать пальто, обувь, рюкзаки, ланчбоксы при входе в дом. У нас есть подъезд, который может быстро стать свалкой для детских вещей. Мы рекомендуем детям вешать пальто, убирать обувь, пустые контейнеры для обедов в раковину и складывать рюкзаки.
  10. Уход за домашним животным. Кормление собаки / кошки / рыбы, наполнение мисок для воды или чистка рыбных мисок, выгул собаки, купание домашних животных - есть так много обязанностей, которые дошкольники могут взять на себя при уходе за домашним животным. Дополнительным преимуществом является то, что они узнают о сострадании и заботе о других.

В нашей семье иметь дошкольника, который выполняет все эти все время , просто нереально. Нам понадобится 80 с лишним часов в день. Но мы стараемся как можно чаще, потому что мы узнали, что поощрение навыков независимости дошкольников теперь имеет потрясающую отдачу в будущем.

Послушайте рассказы экспертов по раннему детству Эллен Галински, главного научного сотрудника Фонда семьи Безос и исполнительного директора Mind in the Making, и Рэйчел Робертсон, вице-президента по образованию и развитию Bright Horizons, как они обсуждают общие проблемы воспитания детей и наука, лежащая в основе воспитания детей, которая может превратить разочарование в полезные навыки на всю жизнь.

СВЯЗАННЫЕ РЕСУРСЫ:

.

Поощрение независимости детей - детство101

Сегодня мы приветствуем Николь Эйвери, суперорганизованную маму, стоящую за популярным родительским блогом «Планирование с детьми», чтобы поговорить на близкую мне тему - побудить детей развивать соответствующий возрасту уровень независимости .

В семьях с маленькими детьми может показаться, что всегда есть чем заняться маме и папе: стирка, приготовление пищи, уборка, купание - и этот список можно продолжить.Но разве мама и папа должны заниматься этой работой? Не всегда! Я нашел лучший способ поощрить детей к самостоятельности и упростить мою рабочую нагрузку - это научить детей заботиться о себе и своем имуществе. Это не значит, что я ожидаю, что наш четырехлетний ребенок приготовит ужин, но он более чем способен налить себе стакан воды, если хочет пить. Как родители мы можем поощрять и помогать нашим детям становиться более независимыми, создавая инфраструктуру вокруг дома, чтобы они могли делать что-то самостоятельно.Вот четыре области и несколько советов по каждой, которые помогут вам начать работу;

1. Одеваться
Эксперты предполагают, что в возрасте от 2,5 до 3 лет дети могут самостоятельно одеваться. Чтобы сделать эту задачу выполнимой, дети должны иметь свободный доступ к своей одежде. Наличие более низких ступенек в шкафах или шкафах и организация ящиков в четкие отсеки означает, что они могут найти предметы одежды, которые им нужны. Опыт научил меня, что для маленьких детей крайне важно иметь скромное количество одежды на выбор.Слишком большой выбор, и они могут стоять весь день, решая, что надеть.

2. Уборка
Маленькие дети устраивают беспорядок! Они разливают вещи, разносят грязь по дому, пачкают окна и так далее. Ни одна из этих вещей сама по себе не является серьезной драмой, но если мама или папа постоянно убирают беспорядок, это может стать точкой конфликта. Чтобы этого избежать, имейте в наличии подходящие инструменты, чтобы вы могли просто направить ребенка на уборку собственного беспорядка. У нас есть совок и щетка, хранящиеся в месте, к которому дети могут легко добраться.У нас есть ящик, в котором есть куча маленьких тряпок на кухне (они были сделаны из старых полотенец на маленькие квадраты). Дети могут использовать их, чтобы вытереть пятна со стола или с пола, а затем положить их прямо в корзину для белья.

3. Питание
Дети дошкольного возраста и старше вполне способны приготовить себе простые закуски, такие как тосты или бутерброды. Опять же, речь идет о наличии необходимого оборудования, доступном для использования. Ножи меньшего размера значительно упрощают задачу намазывания масла для маленьких рук, а наличие тарелок на таком уровне, который они могут дотянуться для себя, означает, что они могут приготовить себе перекус, не нуждаясь в помощи взрослых.Потратить время на то, чтобы научить ребенка готовить бутерброд, стоит потраченного времени родителей. Поначалу детям может потребоваться несколько раз, чтобы сделать это с помощью взрослых, но когда они научатся этому, они смогут делать это самостоятельно (и f0r), а для младших братьев и сестер - много-много раз.

4. Самообслуживание
Когда в доме было много маленьких детей, я мог потратить значительную часть своего времени на завязывание шнурков, застегивание пуговиц, мытье рук и т. Д. По мере того, как у детей появляется мелкая моторика, чтобы выполнять эти части Забота о себе, я найду время с каждым ребенком, чтобы показать им, как это делать.Это действительно похоже на старую пословицу: «Если научишь человека ловить рыбу!»

Хотя обучение детей выполнению этих основных задач помогает облегчить домашнюю нагрузку родителей, реальная польза действительно для ребенка. Прирост уверенности в себе, который дети получают от того, что они могут и позволяют делать что-то самостоятельно, примечателен. Дети испытывают огромное чувство гордости, когда осваивают новый навык или приобретают знания в новой области. Поощряя детей делать для себя то, на что они способны, вы твердо ставите их на путь уверенной независимости.

Николь Эйвери - мать пятерых великолепных детей. В своем блоге Планирование с детьми она делится приемами, процессами и планами, которые помогли облегчить семейную жизнь для нее и ее потомства.

Кристи Бернетт - учитель дошкольного образования, ведущая, писатель и редактор журнала «Детство 101». Что еще более важно, она - мама, которая всем сердцем верит в ценность обучения детей через игру, важность качественного раннего образования и единства семья..

Смотрите также

Карта сайта, XML.