О нашей школе Обучение Полезные ссылки Контакты

Как научить ребенка сдерживать свой гнев


Как научить ребенка управлять гневом?

Среди всех чувств, которые испытывают люди, психологи выделяют «престижные» и «непрестижные». Престижные — радость, счастье, удовольствие, восхищение и подобные — мы охотно демонстрируем окружающим, сообщаем о них, готовы ими делиться. Мы симпатизируем людям, которые демонстрируют эти эмоции. И другие люди симпатизируют нам, когда мы выражаем эти эмоции сами (в этом тексте слова «чувства» и «эмоции» я буду использовать как синонимы, хотя в научных работах их определения несколько отличаются).

Но есть и непрестижные, так называемые «негативные» чувства — гнев, раздражение, обида, тревога, страх и подобные, — которые нам неприятны, и для других мы стараемся их не афишировать. Часто мы пытаемся скрыть эти чувства даже от самих себя, не признаем, что мы их в данный момент испытываем. Собственно, наши старания скрыть от себя и окружающих эти чувства и создают проблемы, порой, достаточно серьезные. Например, не признавая, что сердимся, мы не учимся управлять этим чувством (нельзя же управлять тем, чего нет!). Значит, переживаемое чувство перестает нами контролироваться и само начинает контролировать наше поведение. Вспомните, наверняка, Вам хотя бы раз в жизни приходилось жалеть о том, что Вы дали волю своим чувствам.

Пожалуй, самым разрушительным из негативных чувств является гнев. Дойдя от уровня раздражения до степени ярости, он способен серьезно навредить не только тем, на кого направлен, но и самому рассердившемуся. Речь не только о телесных повреждениях и материальных разрушениях, но и о разрушенных отношениях, разочаровании в близких людях, отчуждении от друзей. Понятно, что умение управлять своим гневом, — одно из важнейших для благополучной жизни в человеческом обществе.

На самом деле, конечно, нет чувств хороших и плохих. В жизни мы испытываем самые разные чувства. Это нормально и естественно! Главное — научиться владеть ими, адекватно выражать их в общении с другими людьми. Обучаться этому, как, впрочем, и многому другому, лучше с детства.

Обсудим, как мы, взрослые, можем помочь нашим детям научиться управлять своим гневом.

Способ, которым ребенок выражает свой гнев в разных ситуациях — словесные угрозы, крик, рёв, толкание, драка и т. д., — как правило, не случаен. К тому времени, когда мы наблюдаем эти проявления гнева, ребенок действует по уже знакомому сценарию. Где же он научился?

До подросткового возраста круг общения у ребенка довольно узок. Обычно, это семья, близкие родственники, друзья и одноклассники. В первую очередь, примером для него являются, конечно же, наиболее близкие люди, то есть родители. Поэтому начинать обучать ребенка навыкам совладания с гневом придется на своем примере. Попробуйте объективно взглянуть на себя со стороны: как Вы выражаете свой гнев? Как Вы с ним справляетесь? Это действует? Как Вы этому научились? Как это делали Ваши родители? Можно ли Вас считать хорошим примером управления своими чувствами для Вашего ребенка? А других членов Вашей семьи? Как Вы реагируете, когда ребенок проявляет свой гнев? К чему это приводит? Вас устраивает такой результат? Нужно ли, на Ваш взгляд, что-то изменить? Честные, объективные ответы на эти вопросы (а какой смысл обманывать самого себя, верно?) помогут Вам сделать первый шаг в обучении ребенка управлению гневом — стать для него положительным примером.

Можно ли назвать Вашего ребенка вспыльчивым? Насколько хорошо он умеет контролировать свои чувства? Педагог Мишель Борба (я как-то упоминал ее книгу Борба М. Нет плохому поведению: 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ними бороться. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2005) предлагает следующий список признаков вспыльчивости:

  • ребенок не может выразить свои ощущения в разгневанном состоянии,
  • частые вспышки гнева, даже по мелочам,
  • трудности с приведением себя в нормальное состояние во время приступов гнева,
  • перерастание гнева в приступ (например, с криком, битьем, бранью, брызганьем слюной и т. п.),
  • трудности с выходом из ситуации, когда ребенок не получает того, чего хочет,
  • частые драки с другими детьми или их избиение,
  • необдуманные действия, очень часто — безрассудное поведение,
  • замкнутость и молчаливость, отсутствие склонности делиться переживаниями,
  • склонность рассказывать, описывать либо рисовать сцены насилия или агрессивные действия.

Если Вы отмечаете у своего ребенка два и более из перечисленных признаков, значит, Вам необходимо особенно внимательно отнестись к воспитанию у него навыков управления своими чувствами.

Прежде чем обсуждать конкретные шаги по управлению гневом, обсудим его причины. Почему возникает гнев? В самых общих чертах, любое поведение позволяет либо что-то получить, чего-то достичь, либо чего-то избежать. Значит, гнев может возникать, если ребенок хочет, но не может чего-то получить, удовлетворить какие-то свои потребности, либо хочет, но не может чего-то избежать. Пока это общие слова, но они позволяют наметить предварительные направления для последующих наблюдений за поведением ребенка.

Итак, понаблюдайте за поведением ребенка в течение, скажем, недели. Присмотритесь к проявлениям гнева. С чего они начинаются? Что происходит перед тем, как Вы начинаете замечать первые признаки гнева у ребенка? Это какие-то слова, действия других лиц? Кого именно? В каких местах и в чьем присутствии, как правило, происходят вспышки гнева, а в каких местах и в чьем присутствии они не происходят никогда? Сколько времени обычно длится «приступ» гнева? Какова его интенсивность (неудовольствие, беспокойство, раздражение, злость, ярость)? Как все заканчивается? Что происходит сразу после вспышки эмоций? Ответы на эти вопросы помогут более точно определить причины возникновения гнева.

Одно из важных свойств чувств — они нарастают у человека постепенно, нужно некоторое время, чтобы они обрели полную силу. Это свойство и позволяет человеку обнаружить растущее чувство «на ранней стадии» и попытаться повлиять на него. Наша задача — научить ребенка прислушиваться к себе, замечать, распознавать у себя первые признаки нарастающего гнева. Например, закипающий у ребенка гнев чаще всего выражается в покраснении лица, учащении дыхания, стиснутых зубах, сжатых кулаках (у Вашего ребенка эти признаки могут несколько отличаться от перечисленных). Выявить их помогут наблюдения. Расскажите о том, что Вы увидели, ребенку. Заметив появление этих признаков, обратите на них внимание ребенка, например: «Ты сжал руки в кулаки. Ты чувствуешь, что начинаешь сердиться?». Задача — обратить внимание ребенка на появившиеся у него признаки нарастающего гнева, пока он только начал выходить из себя.

М. Борба советует родителям обучить ребенка одному или нескольким из следующих приемов, позволяющих взять гнев под контроль, пока он только появился:

Внутренний диалог. Научите ребенка произносить простую утвердительную фразу, которую он будет повторять про себя в любой стрессовой ситуации, например: «Остановись и успокойся», «Сохраняй самообладание», «Я могу с этим справиться».

Освобождение от гнева. Предложите ребенку нарисовать или написать на листе бумаги то, что его выводит из себя, а затем разорвать этот лист на мелкие кусочки и «выбросить гнев». Он также может попытаться представить себе, как гнев постепенно покидает его небольшими порциями.

Контроль глубокого дыхания. Сядьте рядом со своим ребенком, устройтесь поудобнее, чтобы спина была ровной и опиралась на спинку стула. Считая про себя до пяти, сделайте вдох, задержите дыхание на два счета, затем медленно сделайте выдох, также сосчитав до пяти. Повторение этого упражнения поможет максимально расслабиться.

Формула «1+3+10». Скажите ребенку следующее: «Как только ты почувствуешь, что в тебе начинает расти гнев, сделай три вещи. Сначала остановись и скажи себе: „Успокойся“. Это 1. После этого сделай три глубоких, медленных вдоха. Это 3. И, наконец, сосчитай про себя до 10. Таким образом, получается 1+3+10. Это поможет тебе успокоиться и вернуть контроль над самим собой».

Будьте рядом с ребенком и помогайте ему научиться перечисленным приемам, пока он не сможет применять их самостоятельно.

Поскольку причины, вызывающие гнев у Вашего ребенка, после наблюдений Вам, хотя бы примерно, известны, можно научить его получать то, чего он хочет (или избегать того, чего он хочет избежать) с помощью альтернативного поведения, то есть без проявлений гнева и агрессии. Сделать это лучше, обсуждая конкретные примеры, не давая конкретных указаний, а наводя ребенка на мысли о правильном поведении. Например, ребенка обозвал одноклассник. В ответ он немедленно разозлился и ударил обидчика. В спокойной обстановке обсудите с ребенком, какие слова вызывают у него гнев? Почему они его сердят? Он считает себя похожим на то животное, которым его обозвали? Он хочет что-то доказать? А это нуждается в доказательстве? Он хочет показать другим, что он сильный и может постоять за себя? А иначе они не поверят? Разве уверенному в себе и сильному нужно это доказывать?

Итак, гнев, как и любое другое человеческое чувство, вполне естественен. Однако, как и любое другое чувство, он не должен приводить к неадекватному и разрушительному поведению. Важный шаг на пути воспитания успешного, самостоятельного, уверенного в себе ребенка — обучение его навыкам совладания с собственным гневом.

10 советов, как помочь ребенку справиться с гневом

Крики, борьба, истерики, укусы, битье. Это детский гнев. Но не всегда это выброс эмоций. Непроявленный гнев и сдерживаемое разочарование может привести к беспокойству и даже детской депрессии.

Первый шаг, чтобы помочь ребенку, это научить его управлять своим гневом. Как это сделать? 


Источник фото: blogspot.com

1. Развивать эмоциональный словарь

Многие дети показывать агрессию через топанье ногами, крики, битье и укусы потому что они просто не знают, как выразить свое недовольство любым другим способом.

Вы можете помочь ребенку создать собственный словарь эмоций. Вот несколько слов, с которых можно начать: сердитый, расстроенный, безумный, разочарованный, взволнованный, разъяренный, опасающийся, напряженный, нервный, тревожный, раздражен, взбешен.


Источник фото: happy-giraffe.ru
 

После того, как ваш ребенок узнает новые слова, описывающие эмоции, ему будет легче говорить о своем гневе и описывать его.

2. Техника 1+3+10

Как только вы чувствуете, что ваше тело посылает вам предупреждающий знак, который говорит о потере контроля, надо сделать три вещи.

Техника 1+3+10:

  • Остановиться и сказать: «Будь спокоен». Это 1.
  • Потом сделать 3 глубоких вдоха и выдоха. Это 3.
  • Затем, медленно посчитать про себя до десяти. Это 10.

 

Источник фото: ladyzhurnal.ru

3. Спокойное место

Попросите ребенка помочь вам создать место, куда он может пойти, чтобы обрести контроль над своими эмоциями. Можно положить в этом месте успокоительные вещи: книги, плеер с музыкой, ручки и бумагу. Поощряйте его использовать это место, чтобы остыть.

4. Разорви на кусочки!

Попросите ребенка нарисовать или написать то, что расстраивает его на листе бумаги. Затем разорвать лист на мелкие кусочки и «бросить гнев» прочь.

5. Нарисуй его! 

Многих детей расслабляет рисование. Если это про вашего ребенка, то запаситесь красками и фломастерами, и пусть он выплескивает свои эмоции на бумагу.


Источник фото: batanga.com
 

Вы также можете положить запасной блокнот для рисования в его школьный рюкзак.

6. Самоуспокоение

Научите ребенка простым фразам, которые он может проговаривать про себя в моменты гнева. Например: "Остановись и успокойся", "Досчитай до 10", "Я могу справиться с этим". 

7. Выпустить пар 

Ударить подушку или боксерскую грушу, бросить камень или мяч в стену. Помогите ребенку найти наиболее эффективный способ успокоить свой нрав с помощью физических упражнений.


Источник фото: bitnet.ru
 

Внимание: большинство исследователей приходит к выводу, что эта стратегия может иметь неприятные последствия и увеличить импульсивность. Используйте этот способ только тогда, когда вы убедились в его результативности.

8. Дыхательная техника

Покажите ребенку успокоительную дыхательную технику: медленный вдох на 5 счетов, пауза на 2 счета и медленный выдох снова на 5 счетов.

Повторение последовательности создает максимальное расслабление и уменьшает стресс, который может превратиться в гнев.


Источник фото: zastavki.com

9. Воображение в помощь

Пусть ребенок представит то место, где бы он чувствовал себя хорошо. Например: пляж, кровать, домик на дереве или любое другое место, которое любит ваш ребенок.

Как только он чувствует приближение гнева, пусть закроет глаза и представит себе в этом месте. Дыхание само замедлиться от визуализации приятных эмоций, и гнев отступит.


Источник фото: permiekids.com

10. Напиши письмо!

Если гнев ребенка обращен на определенного человека, то предложите написать этому человеку письмо. Адресату письмо отправлять не обязательно.

Пусть распишет все свои чувства и эмоции, а затем можно сложить из него самолетик и “отпустить гнев”.

 

Подготовила Анастасия Разумова


А вы учите ребенка справляться с гневом или определяете его проявления как плохое поведение?
 

Стратегии управления гневом для детей – Развитие ребенка

Карта сайта, XML.