О нашей школе Обучение Полезные ссылки Контакты

Как научить ребенка смелости и уверенности


Как научить ребенка смелости | Полезные советы от бренда «Тёма»

Храбрость, отвага, готовность спокойно принимать и преодолевать трудности – все эти качества у большинства детей справедливо вызывают восхищение. Как же воспитать в малыше эти качества, чтобы он не пугался ни хулиганов во дворе, ни злых собак, ни других возможных опасностей?

Страх является естественным, но…
 

Страх – абсолютно нормальное чувство. Он является естественным защитным механизмом организма на появление потенциально опасных ситуаций, которые могут нанести определенный ущерб здоровью и жизни человека. На улице темно – а вдруг там притаились хищники? Рядом ползет паук – он может укусить? Эти ситуации объединяет то, что страх мотивирует искать выход, решение подобного кризисного состояния. Темный переулок можно обойти по освещенной дороге, паука смахнуть в сторону. В этом заключается огромное значение страха. Но реакция у людей бывает разная: боязнь опасности заставляет нас изменить поведение, чтобы избежать возможного риска. И совсем другое: если страх парализует человека, лишает воли, переходит в трусость. И именно эти проявления в характере ребенка нужно искоренять, прививать смелость, силу воли и уверенность в себе, чтобы малыш мог вырасти здоровым, крепким с психологической точки зрения человеком. Тогда он будет спокойно воспринимать вызовы окружающего мира – и вместо паники искать выход из сложной ситуации.

Не стоит давить на ребенка, если вы видите, что он чего-то искренне боится. Это вы, взрослый, знаете, что собака не укусит, потому что гуляет на поводке и в наморднике. Это вы в курсе, что монстры под кроватью живут только в фильмах ужасов. И это вы понимаете, что знакомство с новыми детьми в детском саду может принести море положительных эмоций. А малыш еще боится, всё это для него новое, непознанное, необычное – а значит, такое, что может таить определенную опасность. И если вы решите посмеяться над ним, вы никак не подтолкнете его к решению внутреннего конфликта. Не стоит думать, будто услышав «трусишка, чего ты боишься», ребенок скажет «нет, я не такой, я не боюсь, я справлюсь!». Конечно, сказать-то он как раз может, чтобы оправдать себя, но его ощущения от этого не изменятся. И вместо того, чтобы реально бороться со страхом, он просто сделает вывод: бояться – стыдно. А раз так, буду бояться дальше, но тайком (особенно характерно для интровертов). Аналогичная реакция и на сравнение малыша с другими детьми. «Посмотри, твой товарищ не боится прививки, а ты чего?», «Какая умница девочка на площадке: не побоялась залезть на качели без помощи мамы – не то что ты…» – эти фразы лишь усугубляют проблему. Ведь они заставляют малыша почувствовать себя плохим, что может привести к развитию комплексов и даже неврозов.

Поддерживайте и учите самостоятельности
 

Лучшая политика в обучении смелости – помощь в преодолении детских страхов. Для начала расскажите ребенку всё то, что описано выше: страх является нормальным чувством, которое испытывают все люди. И нужно не стыдиться, а бороться с ним. Можно показать малышу, как его организм помогает ему в этом! Когда человек боится, у него учащается биение сердца и дыхание, чтобы ускорить движение крови и кислорода к органам. И благодаря этому мозг активнее ищет варианты выхода из кризиса, а мышцы собирают силу, чтобы как можно быстрее справиться с поставленной мозгом задачей: побежать, ускориться, дать сдачи. Конечно, ребенку 2-3 лет физиология сложна для понимания. Но он запомнит главное: тело придет ему на помощь, если он научится контролировать свой страх – не впадать в панику и застывать в ступоре перед лицом опасности, а находить силу воли для ее ликвидации. Хотя, разумеется, разговоров мало. И самое важное, что вы можете сделать: развивать уверенность ребенка в своих силах. Находите посильные задачи в других сферах, хвалите за значимые достижения, развивайте его эрудицию посредством познавательных книг или фильмов, отдайте в какую-то спортивную и творческую секцию, разыгрывайте различные конфликтные ситуации в тихой домашней обстановке в ролях, поощряйте знакомство с другими людьми – чем больше у него будет накоплен успешный опыт в коммуникации с окружающим миром, тем спокойнее он будет воспринимать те моменты, которые мо

Как воспитать смелость у мальчика

Смелость напрямую зависит от способности адекватно оценивать свои силы, то есть от здоровой самооценки. Бессмысленная храбрость – это не качество, а недостаток, поэтому будущего мужчину следует учить преодолевать трудности, которые он может преодолеть, но не все трудности без разбора. Не думайте, что полное отсутствие страха – это Божий дар. Страх выполняет важную функцию сдерживания в потенциально опасных ситуациях. Человек, лишенный страха, будет вредить сам себе. Поэтому важно воспитать смелость у мальчика, а не лишить его малейшего чувства страха.

Самооценка определяет, насколько правильно человек оценивает риски. Если самооценка занижена, средние риски кажутся высокими, страх берет свое. Если завышена, высокие риски кажутся средними, человек подвергает себя опасности. Если адекватна, человек берет на себя столько, сколько может унести, не поддаваясь необоснованному страху.

Детство играет ключевую роль в формировании самооценки. Это время нельзя упустить, иначе ребенку всю жизнь придется расплачиваться за упущение.

К сожалению, родители часто не думают, как сказываются на ребенке их слова и поступки, такие как чрезмерная похвала или излишняя опека. Многие мамы и папы привыкли ставить свое удобство во главу угла, например, поощрять пристрастие ребенка к компьютеру и гаджетам. Это удобно, мальчик всегда под надзором, не мешает заниматься делами и точно не свяжется с плохой компанией. Проходят годы, привычка отделываться от ребенка гаджетом превращается в норму, а ребенок все больше и больше теряет связь с реальностью.

Или другой случай: заботливая мама не отходит от мальчика ни на шаг, опекает каждое его движение, вмешивается в каждый его конфликт и решает все его смешные детские проблемы, тем самым подавляя природную мужественность сына. Проходят годы, и ребенок с ужасом узнает, что маму нельзя взять в школу, что она не поможет ему найти девушку, окончить вуз и устроиться на работу. Без привычной опоры жизнь кажется ребенку слишком тяжелой, и он пасует перед первыми же трудностями.

Поощряйте активные игры и общество сверстников

Для дошкольников и младших школьников игры – ведущий вид деятельности. Это значит, что через игру происходит обучение и развитие ребенка. Вглядитесь в игры (домики, дочки-матери и т. д.): многие из них моделируют простейшие бытовые ситуации из мира взрослых. Ребенок воспроизводит то, что видит вокруг себя, и таким образом учится ориентироваться в социуме.

Отобрать у ребенка игры – все равно, что запретить ходить в школу, а потом удивляться, почему он не умеет читать.

Кроме того, совместная игровая деятельность позволяет детям обмениваться опытом. Это важный информационный канал, компенсировать его другими средствами невозможно. Отпускайте ребенка в общество других детей, не опекайте его сверх меры, не мешайте ему самому находить решения конфликтов, если они возникнут. Поощряйте самостоятельность и вам без труда удастся воспитать смелость у ребенка.

Поощряйте активные игры и общество сверстников

Подавайте пример

Ребенок смотрит на вас все время. Через вас он узнает, что хорошо, а что плохо, как следует поступать, а как не следует и т. д. В раннем детстве ребенок – ваше зеркало, и вы несете прямую ответственность за все, что в нем отразится. Чтобы сделать ребенка смелым, он должен видеть смелость своих родителей. Или хотя бы не видеть их слабость, неуверенность в себе и закомплексованность, иначе мальчик моментально скопирует эти качества. Отсюда следует первое родительское правило, которое подтвердит любой детский психолог: не проявлять страх и неуверенность при ребенке!

  • Выпишите на листе бумаги все качества, которые вы хотите воспитать в мальчике. Повесьте лист на видное место и чаще на него смотрите. Он должен стать вашей краткой характеристикой во время взросления сына.
  • Объясняйте ребенку свои поступки. Иногда мало совершить смелый и решительный поступок, нужно чтобы ребенок понял, почему папа или мама так поступили. Не бойтесь объяснять свои действия, совершенные у него на глазах, даже если он не спрашивает о них.
  • Интересуйтесь его мнением. Примеры правильных и неправильных поступков можно найти в быту, в детских играх или даже в телевизоре. Предлагайте сыну комментировать ваши и его поступки, действия сверстников и просто увиденное со стороны, так вы сможете научить ребенка быть храбрым. Не навязывайте мальчику свое мнение, но помогайте самостоятельно разобраться в том, что правильно, а что нет.

Стимулируйте ребенка к проявлению инициативы

Инициативность – это синоним смелости, хоть и не столь громкий. Если ребенок с детства привыкнет проявлять инициативу, а не ждать, пока это сделает кто-то другой, ему будет легче добиваться своего в любом возрасте. Что в этом направлении могут сделать родители?

  1. Не мешайте проявлять инициативу. Если ребенок что-то делает, лучше вообще не вмешиваться (кроме случаев, когда он подвергает себя опасности). Позвольте довести дело до конца. Если получится – похвалите, если не получится – помогите самостоятельно найти ошибки и решить, как их лучше исправить. Если ребенок просит помощи, не берите все под контроль, наоборот, позвольте ребенку побыть в роли руководителя.
  2. Предлагайте проявить инициативу, объясняйте, почему это важно, и поощряйте за это. Дети очень любят помогать родителям, это пример желательной инициативы.
  3. Никогда не критикуйте ребенка за инициативу, даже если ничего не получилось. Фразы вроде «ты даже этого сделать не можешь», хоть и выглядят, как невинное ворчание, могут нанести огромный вред детской самооценке. Критикуйте конструктивно, помогайте находить ошибки и учите их исправлять.

Отдайте ребенка в драмкружок

Почему именно драмкружок? Почему не спортивная секция и не школа восточных единоборств? Все очень просто. В школах единоборств детей не учат преодолевать психологические проблемы, одной из которых является недостаток смелости. Там развивают физические навыки, делают мальчика сильным, выносливым и способным за себя постоять. Это очень хорошо и, безусловно, помогает делу, но не имеет отношения к причинам возможных трудностей. Нередки случаи, когда человек находится в отличной физической форме, умеет драться и не боится себя защитить, но легко внушаем и зависим от мнения окружающих.

Занятия актерским мастерством не научат ребенка отбиваться от хулиганов, но создадут благоприятные условия для личностного развития.

Чем же так хорош драмкружок? В этой статье мы дали 4 совета о том, как научить ребенка быть смелым. Большую их часть можно реализовать в актерском кружке. Давайте посмотрим:

  1. Игры. 90% обучения актера проходит в игровой форме. Актерские игры бывают с элементами перевоплощения или по ролям, также сюда относятся игры на внимательность, координацию, память, взаимодействие и многое другое.
  2. Общение со сверстниками. Обучение происходят в группах, но не потому, что так дешевле по стоимости и экономнее по человеческим ресурсам, а потому, что для обучения необходим творческий коллектив.
  3. Инициатива. Главная цель театрального кружка – не столько сделать ребенка храбрым, сколько научить маленького актера мыслить творчески. Там детям не ставят рамки, но мотивируют искать и предлагать интересные формы и интерпретации ролей, сцен и даже небольших полноценных постановок.
Входя в лучшие детские театральные студии, мы понимаем ту ответственность, которую несем за своих маленьких учеников. Мы дорожим своей репутацией и о качестве нашей работы говорят положительные отзывы и почти 10 лет успешной практики в области актерского мастерства.

8 советов психолога, как вырастить уверенного в себе ребенка

8 советов психолога, как вырастить уверенного в себе ребенка

«Мама, мне кажется, у меня не получится», — слышите вы от ребенка. Стараетесь убедить его в обратном, но в ответ малыш замыкается в себе. Как реагировать? В чем причина? Отсутствие веры в себя и нежелание проявлять инициативу, ведь единственно ожидаемый исход — неудача, а последствия — чувство вины за свои ошибки. Неуверенность в себе — бич современных детей, с которым можно и нужно работать. О том, как это сделать, рассказывает психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта и социальных навыков детей «Академия Монсиков» Виктория Шиманская.

Виктория Шиманская, доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта

Уверьтесь в неуверенности

Большинство детей не догадываются о том, что они испытывают неуверенность. Недостаточно развитый эмоциональный интеллект не позволяет им осознать свою тревогу. Со стороны это выглядит как внезапная агрессия, плаксивость, отказы от любимых игр, еды и тому подобное. Родители относят такие «закидоны» к проявлениям очередного кризиса и оставляют попытки докопаться до причин. Хотя всем своим видом ребенок говорит: «Мне плохо, мне нужна ваша помощь!» Оставьте дела, посвятите время малышу и в подходящий момент постарайтесь выяснить, что же беспокоит его на самом деле.

Если вы убедились, что в корне проблем лежит низкая самооценка, будьте готовы — вам предстоит непростая, но неоценимая для будущего ребенка работа. Итак, начинаем!

Как воспитать уверенную в себе личность

Дети — наше отражение, поэтому начните с себя

Учитесь нести ответственность за свои решения. Самостоятельный выбор десерта в кафе, платья в примерочной, цвета лака для ногтей и т. д. Приняли решение — уважайте и придерживайтесь его, без «А может быть, надо было…» Сначала будет непросто, но быстро войдет в привычку. Но если что-то пошло не так — невкусно, не понравился цвет или фасон — реагируйте спокойно, просто примите это как опыт.

Любите себя и будьте честными сами с собой. Постарайтесь минимизировать жизненные «У меня выбора нет», «Надо, значит, надо» — это привитые нам с детства модели поведения, шаблоны которых никогда не поздно начать разрушать.

Прислушивайтесь к своим истинным желаниям — уверенность в себе при таком поведении формируется автоматически, вы больше не сомневаетесь в своих поступках, ведь это именно то, чего хотели вы сами.

Взгляните со стороны на свои отношения с ребенком

Как часто вы говорите о своей любви? В моменты, когда вам не приходится иметь дело с негативными последствиями его поступков? Малыш решил попить воды из взрослого стакана, не удержал, уронил на пол. Мама торопится убрать лужу, отчитывая ребенка за неаккуратность.

Какой вывод созревает в сознании ребенка? «Проявил инициативу — совершил поступок — что-то пошло не так… Мама недовольна, наверное, я плохой!» В следующий раз ребенок не уверен, а стоит ли ему ввязываться в авантюру новых свершений, ведь печальный опыт повторять ох как не хочется!

Позвольте ребенку, в рамках безопасности, конечно, принимать решения самостоятельно, видеть последствия своих поступков и делать выводы. Избегайте оценок, принимайте его неудачи без критики — разбитый стакан, сломанный мелок, падение с велосипеда. Любите ребенка не только когда вам удобно рядом с ним, а в любой ситуации, безусловно.

Устраните вредные привычки воспитания

Задача — осознать их, принять и устранить. В течение дня записывайте в специальный блокнот: критику, недоверие, сравнение, нетерпение, проявленные в отношении к малышу. По привычке брошенные фразы могут на корню убить стремление ребенка к инициативе: «Ну что за каракули, нарисовал бы лучше машинку!», «Смотри, как Миша гоняет на велосипеде, а ты все научиться не можешь», «Сама построю эту башню, а то ты грохотом соседей перебудишь» — и т. д. Придадут ли ребенку уверенности такие слова? Конечно, нет. Чтобы выработать в себе новую модель реагирования, можно использовать классическую технику «резинка на руке». Поймали себя на критике малыша — оттянули резинку. В подсознании отложится информация: «Чтобы не было боли — следи за языком». Привычки формируются не меньше месяца, запаситесь терпением.

Проанализируйте игры и пособия ребенка

Все ли они соответствуют возрасту? Часто вместе с горой ненужных игрушек растет и неуверенность в своих силах: «Не умею собирать кубики», «Не могу рисовать красками» — и т. д.

Оставьте лишь несколько игрушек — те, с которыми не возникает проблем, — и 1−2 из тех, с которыми ребенку справиться тяжело. Теперь наблюдайте, что именно дается малышу с трудом. Возможно, набор «Лего» неинтересен ребенку не потому, что он не из последней коллекции, а потому, что он не понял, КАК соединять кубики друг с другом. Наберитесь терпения, объясните и покажите малышу, как одна деталь вставляется в другую. Нам задача кажется до смешного простой, а маленький человек сталкивается с ней впервые в жизни. Впоследствии усложняйте процесс — стройте небольшие дома, потом башни и т. д. Принцип «от простого к сложному» — успех в простых задачах даст возможность поверить в свои силы и уверенно приступить к более трудным.

Практические шаги

Дерево достижений

Нарисуйте дерево. Пусть оно будет большим, с широкой кроной и длинными ветвями. Расположите его на стене в самой посещаемой части квартиры — отныне это предмет большой гордости! Расскажите, что дерево — плодоносящее, а плоды — это достижения малыша. Фрукты подготовьте заранее из картона, подписывайте по мере появления успехов и торжественно приклеивайте на дерево. Важно: отмечайте любые ситуации, в которых преуспел ребенок, будь то приготовленный салат или победа на олимпиаде.

Мяч умений

Сядьте друг напротив друга. Задача — закончить предложение, которое начинает родитель, одновременно перекатывая мяч малышу: «Я могу…», «Я научился…», «Я знаю, как…» и т. д. На первый взгляд игра совсем простая, но задача у нее важная — помочь ребенку осознать сильные стороны своего характера, свои способности и умения.

Коробочка Эмоций: «Уверенность в себе»

В ней будут храниться вещи, связанные со значимыми событиями жизни ребенка, его успехами и свершениями. Важно, чтобы эти предметы одновременно выполняли функцию развития эмоционального интеллекта ребенка — тренировали органы чувств малыша. Звук колокольчика поможет вспомнить о первых школьных успехах, запах и вкус шоколадного печенья — о первом испеченном блюде, разглядывание фотоальбома напомнит о первом путешествии, а перебирание пальчиками поделок и аппликаций — о творческих успехах!

Дневник чувств и эмоций

Уверенный в себе человек принимает себя со всеми своими проявлениями и эмоциями — как позитивными, так и негативными. Помочь узнать себя настоящего, узнать свои истинные желания сможет Дневник эмоций, который вы презентуете ребенку в юношестве. Записывайте туда все события жизни малыша, его чувства, достижения — все то, что каждый день формирует его уникальную личность.

Учите ребенка жить в ладу со своими эмоциями. Осознание своих чувств, умение делиться ими с близкими, доверять их попыткам помочь — это уже 50% успеха на пути к уверенности в себе.

Фото: VGstockstudio/Olesia Bilkei/altanaka/Shutterstock.com

12 советов, как развить в ребенке уверенность – Развитие ребенка

Карта сайта, XML.