О нашей школе Обучение Полезные ссылки Контакты

Как научить ребенка устному счету


5 вдохновляющих советов, чтобы быстро и легко освоить навыки устного счёта

Первое знакомство с цифрами и игры с ними

Наверняка вы уже перешагнули эту ступеньку и успели использовать самые разные способы, чтобы запомнить цифры: рисовали, вырезали, лепили и т.д. В возрасте 3-5 лет дети на лету схватывают всё, что интересно, поэтому их несложно вовлекать в обучающие игры.

Давайте рассмотрим пару необычных приёмов для обучения счёту, которые одинаково полезны не только младшим и средним, но и старшим дошкольникам.

«Язык чисел» и математические задачки из воздуха

Мы, взрослые, каждый день думаем числами, но не всегда называем их вслух. А ведь детей может заинтересовать именно «язык чисел»: «Во сколько мы сегодня проснулись? В 7 утра. А какой автобус ждали на остановке? 12-й. Сколько минут ехали? 10».

Постепенно просто называть числа станет скучно. Покажите ребёнку, как интересно считать всё, что его окружает: подъезды в доме, машины на парковке, деревья возле детской площадки, номера домов. Если вы находчивый родитель, то сможете на ходу придумать небольшие математические задачки на сложение и вычитание.

Учим ребенка считать в уме быстро и правильно

Если ребёнок плохо считает, его нужно правильно научить этому навыку. Несмотря на наличие всевозможных устройств, помогающих людям производить всевозможные математические действия, навык счёта в уме остаётся актуальным. Владение подобными приёмами позволяет организоваться в различных жизненных ситуациях, положительно влияет на имидж, является демонстрацией интеллектуальных способностей.

Навык быстрого счёта в уме можно развить в любом возрасте, но лучше уделить внимание развитию этой способности в раннем детстве. Поэтому родители должны знать, как научить ребёнка считать в уме.

Польза от счёта в уме

Научить ребёнка быстро считать в уме необходимо, потому что от этого занятия идёт одна только польза, а именно:

  • формируется аналитический склад ума, благодаря чему идёт профилактика таких болезней, как слабоумие, маразм, болезнь Альцгеймера;
  • при походе в магазин или покупке билетов Вы можете быть уверены, что Вас не обманут на кассе;
  • человек, который быстро считает в уме, мгновенно принимает верные решения в трудных ситуациях, просчитывает, какие последствия могут быть, ищет лучшие вариации различных задач;
  • у ребёнка развиваются интеллектуальные способности, что положительно влияет на его самооценку и карьерный рост;
  • дети, которые быстро считают в уме, имеют хорошее развитие речи, мысленной реакции, способности принимать творческие решения.

Лучший возраст для начала обучения

Нужно не только знать, как научить ребёнка устному счёту, но и когда лучше начать это делать. Специалисты пришли к общему мнению, что самый благоприятный период для обучения устному счёту – это от 3 до 5 лет. В это время ребёнок легко осваивает лёгкие действия по арифметике (сложение и вычитание). В 5 лет ребёнок решает элементарные примеры и задачки.

Научить считать в уме школьника довольно просто. Главное, чтобы он знал таблицу умножения. Некоторые люди достаточно быстро умеют складывать, вычитать двузначные числа в уме. Другие молниеносно оперируют трёхзначными величинами. Специалисты не называют такую способность феноменом, а полагают, что это под силу любому человеку после соответствующих тренировок.

Следует выделить три важных аспекта:

  • способность концентрировать внимание и удерживать в краткосрочной памяти несколько объектов одновременно;
  • знание специальных алгоритмов, умение подобрать нужный в конкретной ситуации;
  • постоянные тренировки.

При организации упражнений на устные вычисления с дошкольником важно превратить процесс в игру и соблюдать все необходимые условия:

  • установить четкие правила;
  • создать атмосферу состязания – учиться в компании сверстников веселее и азартнее, чем в одиночку;
  • разработать систему поощрений за хорошие результаты.

Первый этап обучения ребёнка устному счету – усвоение расположения цифр. Примеры игровых заданий:

  • знакомство с понятиями «один» и «много» – счётным материалом могут быть кубики, палочки, любые игрушки;
  • соотнесение количества предметов с конкретной цифрой;
  • счёт порядковый и количественный;
  • изучение состава числа.

Перечисленные типы упражнений относятся к тренировочной составляющей навыка. Только при наличии успешного результата можно переходить к алгоритмам и занятиям на концентрацию внимания. Если ребёнок не умеет делать данные упражнения, ему надо повторить всё снова и продуктивно тренироваться.

Эффективные методики обучения счёту в уме

Обучение ребёнка устному счёту – очень важная вещь в процессе развития детей. В этом могут помочь различные программы:

  • Методика Полякова. Сергей Поляков, советский и российский инженер, посвятил более 10 лет тому, чтобы как можно раньше обучить детей техникам чтения и счёта. Его способ состоит в том, что сначала учат ребят считать до десяти и просят их запомнить итоги всех вариаций на плюс и минус. То есть, отрабатываем действия. Затем дошкольники учатся складывать и вычитать в уме двузначные числа. В данном случае им необходимо понять и запомнить способы, как складывать и вычитать в других десятках.
  • Программа Монтессори. Мария Монтессори, первая в Италии женщина-врач и педагог, много лет посвятила системе обучения детей. Данная программа основывается на эмпирических и игровых формах работы с детьми. Материалы, которые используются в обучении, должны быть удобны в применении и иметь яркие картинки, чтобы ребёнку нравилось заниматься. Также детям необходимо на практике применять полученные знания.
  • Ментальная арифметика – логически продуманная, эффективная методика обучения быстрому устному счету является ментальная арифметика. Занятия можно начинать в дошкольном возрасте, когда мозг гибкий, способный к образованию новых нейронных связей.

Для обучения ментальной арифметике используется абакус – древние счёты. Первые тренировки – это умение производить действия, используя костяшки. Последующие – отказ от реального счётного инструмента, замена его ментальной картинкой. Преподаватели учат работать два полушария мозга одновременно.

Мысленная визуализация вычислений – эффективный тренажёр, дающий поразительные результаты. Дети осваивают навык быстрого устного счёта в уме, учатся концентрировать внимание, овладевают специальными алгоритмами вычислений, которые впоследствии рационально используют в нужный момент.

Методики обучения в разном возрасте

Обучить ребёнка устному счёту можно с помощью разных способов. Все они зависят от возраста детей:

  • Дети 2-3 лет. На занятиях в игровой форме расскажите ребёнку, что такое счёт и зачем он нужен. Объясните понятия «много» и «мало».
  • Дети 4-5 лет. Используйте желание дошкольника помочь маме с папой по хозяйству. Собирая тарелки со стола, посчитайте их вместе. Раскладывая игрушки по полкам, также устройте совместный счёт. Со временем у ребёнка сформируются понятия «больше» и «меньше». Познакомьте его с разными геометрическими формами: кругом, квадратом, прямоугольником.
  • Дети 5-6 лет. В этом возрасте ребёнок учится сравнивать предметы, которые отличаются по количеству на один. Основным методом обучения является сравнение. Ребёнок учится устанавливать равенство, убирая или дополняя элементы.
  • Дети 7-8 лет. Школьник осваивает десятичную систему исчисления. Можно использовать методику Зайцева «Тысяча плюс», которая доводит до автомата сложение и вычитание чисел до ста. Или метод Глена Домана, при котором школьники учатся устному счёту по карточкам с точками, развивая при этом зрительную память.

Удивительно легкий способ обучения ребенка устному счету

Почему я называю свой способ легким и даже удивительно легким? Да просто потому, что более простого и надежного способа обучения малышей счету я пока не встречал. Вы сами в этом скоро убедитесь, если воспользуетесь им для обучения своего ребенка. Для ребенка это будет просто игрой, а все, что потребуется от родителей — это уделять этой игре по несколько минут в день, и если будете придерживаться моих рекомендаций, то раньше или позже ваш ребенок обязательно начнет считать наперегонки с вами. Но возможно ли такое, если ребенку всего три или четыре года? Оказывается, вполне возможно. Во всяком случае, я успешно делаю это более десяти лет.

Весь процесс обучения я излагаю далее очень подробно, с детальным описанием каждой обучающей игры, для того чтобы его смогла повторить со своим ребенком любая мама. А, кроме того, в интернете на моем сайте "Семь ступенек к книжке" я разместил видеозаписи фрагментов моих занятий с детьми, чтобы сделать эти уроки еще более доступными для воспроизведения.

Сначала несколько вступительных слов.

Первый вопрос, который возникает у некоторых родителей: а стоит ли начинать учить ребенка счету до школы?

Я считаю, что обучать ребенка нужно тогда, когда он проявляет интерес к предмету обучения, а не после того, как этот интерес у него угас. А интерес к счету и подсчитыванию проявляется у детей рано, его надо лишь слегка подпитывать и незаметно день ото дня усложнять игры. Если же ваш ребенок почему-то безразличен к пересчитыванию предметов, не говорите себе: "У него нет склонности к математике, я тоже в школе по математике отставала". Постарайтесь пробудить в нем этот интерес. Просто включите в его развивающие игры то, что вы до сих пор упускали: пересчитывание игрушек, пуговичек на рубашке, ступенек при ходьбе и т.п.

Второй вопрос: каким способом лучше обучать ребенка?

Ответ на этот вопрос вы получите, прочитав здесь полное изложение моей методики обучения устному счету.

Как правильно научить ребенка складывать и вычитать

А пока хочу предостеречь вас от применения некоторых способов обучения, не приносящих ребенку пользу.

Не учите ребенка складывать и вычитать по единице:

"Чтобы к 2-м прибавить 3, нужно сначала к 2-м прибавить 1, получится 3, потом к 3-м прибавить еще 1, получится 4, и, наконец, к 4-м прибавить еще 1, в результате будет 5"; "- Чтобы от 5-ти отнять 3, нужно сначала отнять 1, останется 4, потом от 4-х отнять еще 1, останется 3, и, наконец, от 3-х отнять еще 1, в результате останется 2".

Этот, к сожалению, распространенный способ вырабатывает и закрепляет привычку к медленному подсчитыванию и не стимулирует умственное развитие ребенка. Ведь считать — значит складывать и отнимать сразу целыми числовыми группами, а не добавлять и убавлять по единичке, да еще и с помощью пересчитывания пальчиков или палочек. Почему же этот не полезный для ребенка способ так распространен? Думаю, потому что так проще учителю. Надеюсь, что некоторые учителя, ознакомившись с моей методикой, откажутся от него.

Не начинайте учить ребенка считать с помощью палочек или пальцев и следите, чтобы он не начал пользоваться ими позже по совету старшей сестрички или братика. Научить считать на пальцах легко, а отучить трудно. Пока ребенок считает по пальцам, механизм памяти не задействован, в памяти не откладываются результаты сложения и вычитания целыми числовыми группами.

И, наконец, ни в коем случае не используйте появившийся в последние годы способ счета "по линеечке":

"Чтобы к 2-м прибавить 3, нужно взять линеечку, найти на ней цифру 2, отсчитать от нее вправо 3 раза по сантиметру и прочитать на линеечке результат 5";

"Чтобы от 5-ти отнять 3, нужно взять линеечку, найти на ней цифру 5, отсчитать от нее влево 3 раза по сантиметру и прочитать на линеечке результат 2".

Этот способ счета с использованием такого примитивного "калькулятора", как линеечка, как будто нарочно придуман для того, чтобы отучить ребенка думать и запоминать. Чем так учить считать, лучше вовсе не учить, а сразу показать, как пользоваться калькулятором. Ведь этот способ, точно так же, как и калькулятор, исключает тренировку памяти и тормозит умственное развитие малыша.

С чего начать обучение счету

На первом этапе обучения устному счету необходимо научить ребенка считать в пределах десяти. Нужно помочь ему прочно запомнить результаты всех вариантов сложения и вычитания чисел в пределах десяти так, как помним их мы, взрослые.

На втором этапе обучения дошкольники осваивают основные методы сложения и вычитания в уме двузначных чисел. Главным теперь уже является не автоматическое извлечение из памяти готовых решений, а понимание и запоминание способов сложения и вычитания в последующих десятках.

Как на первом, так и на втором этапе обучение устному счету происходит с применением элементов игры и состязательности. С помощью обучающих игр, выстроенных в определенной последовательности, достигается не формальное заучивание, а осознанное запоминание с использованием зрительной и тактильной памяти ребенка с последующим закреплением в памяти каждого усвоенного шага.

Почему я учу именно устному счету? Потому что только устный счет развивает память, интеллект ребенка и то, что мы называем смекалкой. А именно это и потребуется ему в последующей взрослой жизни. А писание "примеров" с длительным обдумыванием и вычислением ответа на пальчиках дошкольнику ничего, кроме вреда, не приносит, т.к. отучает думать быстро. Примеры он будет решать позже, в школе, отрабатывая аккуратность оформления. А сообразительность необходимо развить в раннем возрасте, чему способствует именно устный счет.

Еще до того как начать обучение ребенка сложению и вычитанию, родители должны научить его пересчитывать предметы на картинках и в натуре, считать ступеньки на лестнице, шаги на прогулке. К началу обучения устному счету ребенок должен уметь сосчитать хотя бы пять игрушек, рыбок, птичек, или божьих коровок и при этом освоить понятия "больше" и "меньше". Но все эти разнообразные предметы и существа не следует использовать в дальнейшем для обучения сложению и вычитанию. Обучение устному счету нужно начинать со сложения и вычитания одних и тех же однородных предметов, образующих определенную конфигурацию для каждого их числа. Это позволит задействовать зрительную и тактильную память ребенка при запоминании результатов сложения и вычитания целыми числовыми группами (см. видеофайл 056). В качестве пособия для обучения устному счету я применил набор небольших счетных кубиков в коробочке для счета (подробное описание — далее). А к рыбкам, птичкам, куклам, божьим коровкам и прочим предметам и существам дети вернутся позже, при решении арифметических задач. Но к этому времени сложение и вычитание любых чисел в уме уже не будет представлять для них сложности.

Для удобства изложения я разбил первый этап обучения (счет в пределах первого десятка) на 40 уроков, а второй этап обучения (счет в последующих десятках) еще на 10-15 уроков. Пусть вас не пугает большое количество уроков. Разбивка всего курса обучения на уроки приблизительна, с подготовленными детьми я прохожу иногда по 2-3 урока за одно занятие, и вполне возможно, что вашему малышу так много занятий не потребуется. Кроме того, уроками эти занятия можно назвать лишь условно, т.к. продолжительность каждого составляет лишь 10-20 минут. Их можно также совмещать с уроками чтения. Заниматься желательно два раза в неделю, а выполнению домашних заданий достаточно уделять по 5-7 минут в остальные дни. Самый первый урок нужен не каждому ребенку, он разработан лишь для детей, которые еще не знают цифры 1 и, глядя на два предмета, не могут сказать, сколько их, не подсчитав предварительно пальчиком. Их обучение необходимо начинать практически "с чистого листа". Более подготовленные дети могут начинать сразу со второго, а некоторые — с третьего или четвертого урока.

Я провожу занятия одновременно с тремя детьми, не более, чтобы удерживать внимание каждого из них и не давать им скучать. Когда уровень подготовки детей несколько отличается, приходится заниматься с ними поочередно разными задачками, все время переключаясь с одного ребенка на другого. На начальных уроках присутствие родителей желательно для того, чтобы они поняли суть методики и правильно выполняли несложные и коротенькие ежедневные домашние задания со своими детьми. Но разместить родителей надо так, чтобы дети забыли об их присутствии. Родители не должны вмешиваться и одергивать своих детей, даже если те шалят или отвлекаются.

Занятия с детьми устным счетом в небольшой группе можно начинать, приблизительно, с трехлетнего возраста, если они уже умеют подсчитывать пальчиком предметы, хотя бы до пяти. А с собственным ребенком родители вполне могут заниматься начальными уроками по этой методике и с двух лет.

Как научить ребенка счету в пределах пяти

Для проведения начальных уроков потребуются пять карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 и пять кубиков с размером ребра примерно 1,5-2 см, установленных в коробочке. В качестве кубиков я использую продающиеся в магазинах развивающих игр "кубики знаний", или "learning bricks", по 36 кубиков в коробке. На весь курс обучения вам потребуются три таких коробки, т.е. 108 кубиков. Для начальных уроков я беру пять кубиков, остальные понадобятся позже. Если вам не удастся подобрать готовые кубики, то их несложно будет изготовить самостоятельно. Для этого нужно лишь распечатать на плотной бумаге, 200-250 г/м2, рисунок, а затем вырезать из него заготовки кубиков, склеить их в соответствии с имеющимися указаниями, заполнить любым наполнителем, например, какой-нибудь крупой, и оклеить снаружи скотчем. Необходимо также изготовить коробочку для установки этих пяти кубиков в ряд. Склеить ее так же просто из распечатанного на плотной бумаге и вырезанного рисунка. На дне коробочки начерчены пять клеток по размеру кубиков, кубики должны помещаться в ней свободно.

Вы уже поняли, что обучение счету на начальном этапе будет производиться с помощью пяти кубиков и коробочки с пятью клетками для них. В связи с этим возникает вопрос: а чем же способ обучения с помощью пяти счетных кубиков и коробочки с пятью клетками лучше обучения при помощи пяти пальцев? Главным образом тем, что коробочку учитель время от времени может накрывать ладонью или убирать, благодаря чему расположенные в ней кубики и пустые клетки очень скоро запечатлеваются в памяти ребенка. А пальцы ребенка всегда остаются при нем, он может их увидеть или нащупать, и в запоминании просто не возникает необходимости, стимулирование механизма памяти не происходит.

Не следует также пытаться заменять коробочку с кубиками счетными палочками, другими предметами для счета или кубиками, не составленными в коробочке в ряд. В отличие от кубиков, выстроенных в ряд в коробочке, эти предметы располагаются беспорядочно, не образуют постоянной конфигурации и потому не откладываются в памяти в виде запомнившейся картинки.

Урок № 1: первые игры для обучения счету

До начала урока выясните, какое количество кубиков ребенок способен определять одновременно, не пересчитывая их по штучке пальчиком. Обычно к трем годам дети могут сказать сразу, не подсчитывая, сколько в коробке кубиков, если их количество не превышает двух или трех, и лишь некоторые из них видят сразу четыре. Но есть дети, которые пока могут назвать лишь один предмет. Для того чтобы сказать, что видят два предмета, они должны посчитать их, показывая пальчиком. Для таких детей и предназначен первый урок. Остальные присоединятся к ним позже. Чтобы определить, какое количество кубиков ребенок видит сразу, ставьте попеременно в коробочку разное количество кубиков и спрашивайте: "Сколько кубиков в коробочке? Не считай, скажи сразу. Молодец! А сейчас? А сейчас? Правильно, молодец!" Дети могут сидеть или стоять у стола. Коробочку с кубиками ставьте на стол рядом с ребенком параллельно кромке стола.

Для выполнения заданий первого урока оставьте детей, которые пока могут определить только один кубик. Играйте с ними поочередно.

  1. Игра "Приставляем цифры к кубикам" с двумя кубиками.
    Положите на стол карточку с цифрой 1 и карточку с цифрой 2. Поставьте на стол коробочку и вложите в нее один кубик. Спросите ребенка, сколько кубиков в коробочке. После того как он ответит "один", покажите ему и назовите цифру 1 и попросите положить ее рядом с коробочкой. Добавьте в коробочку второй кубик и попросите посчитать, сколько теперь в коробочке кубиков. Пусть, если хочет, посчитает кубики пальчиком. После того как ребенок скажет, что в коробочке уже два кубика, покажите ему и назовите цифру 2 и попросите убрать от коробочки цифру 1, а на ее место положить цифру 2. Повторите эту игру несколько раз. Очень скоро ребенок запомнит, как выглядят два кубика, и начнет называть это количество сразу, не подсчитывая. Одновременно он запомнит цифры 1 и 2 и будет придвигать к коробочке цифру, соответствующую количеству кубиков в ней.
  2. Игра "Гномики в домике" с двумя кубиками.
    Скажите ребенку, что сейчас будете играть с ним в игру "Гномики в домике". Коробочка — это понарошку домик, клеточки в ней — комнатки, а кубики — гномики, которые в них живут. Поставьте один кубик на первую клеточку слева от ребенка и скажите: "Один гномик пришел в домик". Потом спросите: "А если к нему придет еще один, сколько гномиков будет в домике?" Если ребенок затрудняется ответить, поставьте второй кубик на стол рядом с домиком. После того как ребенок скажет, что теперь в домике будет два гномика, позвольте ему поставить второго гномика рядом с первым на вторую клеточку. Затем спросите: "А если теперь один гномик уйдет, сколько гномиков останется в домике?" На этот раз ваш вопрос не вызовет затруднения и ребенок ответит: "Один останется".

Потом усложните игру. Скажите: "А теперь сделаем домику крышу". Накройте коробочку ладонью и повторите игру. Каждый раз, когда ребенок скажет, сколько гномиков стало в домике, после того как один пришел, или сколько их в нем осталось, после того как один ушел, убирайте крышу-ладонь и позволяйте ребенку самому добавлять или убирать кубик и убеждаться в правильности своего ответа. Это способствует подключению не только зрительной, но и тактильной памяти ребенка. Убирать всегда нужно последний кубик, т.е. второй слева.

Играйте в игры 1 и 2 поочередно со всеми детьми в группе. Скажите родителям, присутствующим на уроке, что дома они должны играть со своими детьми в эти игры ежедневно один раз в день, если только дети сами не просят больше.

Статья предоставлена сайтом "7 ступенек к книжке. Как я учу детей читать"

пошаговая инструкция с советами экспертов

Наталья Мельничук:

— Мы с вами говорим о счете от 1 до 10 — значит мы говорим о младших дошкольниках. Тут речь о скорости счета неуместна. Тут скорее надо обращать внимание на то, чтобы ребенок не заучивал счет как стих. И играть в количественно-визуальные игры. Причем так, чтобы цифры были вразброс, а не по порядку. К четырем годам можно давать и обратный счет.

Чтобы дети считали быстро, нужно постоянно тренироваться. Чем больше тренировки, тем быстрее будет счет. Упражнения, упражнения и еще раз упражнения! Тренируйтесь каждый день, считайте все, что видите, играйте с ребенком в игры на счет. Главное побольше. Но тут нужно понимать и то, что все дети разные и нельзя требовать от них одинаковых результатов: одни учатся быстро, другие медленнее. Да и упражнения тоже должны быть разные, поскольку кто-то воспринимает информацию на слух, кто-то просто запоминает цифры, а кому-то для счета нужны предметы. Поэтому для начала определите образ мышления вашего ребенка и только после этого подбирайте для него упражнения, которые в конечном итоге научат его считать быстро.

Ирина Мусинова, директор центра ментальной арифметики «Абакус Крым» (Симферополь):

— Чтобы повысить скорость счета, нужно использовать простые тренажеры, которые вы можете сделать сами. Напишите на листе бумаги простые арифметические примеры, которые ребенок уже умеет решать, но задайте малышу временные рамки: ты должен решить столько-то примеров за такое-то время (оно должно быть небольшим, но реальным). Таким образом вы зададите ему темп счета. Когда не получается решить все примеры сразу, я утешаю своих учеников такими словами: «Не переживай, просто, эти примеры не были готовы решиться. Они уехали в отпуск на море, а когда вернутся, ты их сразу же решишь». Дети смеются и больше не расстраиваются из-за того, что у них что-то не вышло.

Как научить ребёнка считать🥇: быстрое и легкое обучение счёту в уме до 10, 20 и 100

Счёт — один из базовых навыков, которым желательно овладеть до того, как ребёнок пойдёт в школу. Требовать от первоклассника решать сложные примеры никто не станет — но научиться считать количество предметов, и знать основы сложения и вычитания перед школой будет полезно. У ребёнка не возникнет сложностей с пониманием просьб учителя — например, «возьмите два карандаша» — и первоклассник не будет чувствовать себя менее сообразительным, чем сверстники, уже обучившиеся счёту.

Способов, как научить ребёнка считать — много: по разработанным профессиональными педагогами методикам, в игровой форме, с подключением рифм и тематических видео. Какой бы способ вы ни выбрали, обучение счёту можно считать первым шагом к изучению математики. А хорошее знание математики — залог не только положительных оценок, но и отличные память и внимание, развитое логическое мышление, и способность просчитать верное решение в любой ситуации.

Содержание:

Первое знакомство с цифрами: когда и с чего начать

Знакомить малыша с цифрами можно начинать в 1,5-2 года. Но ждать от маленького ребёнка значительных математических успехов рано, хотя разницу между понятиями «один» и «много» дети быстро понимают даже в раннем возрасте.

Коротко об этапах обучения ребёнка счёту — в таблице:

Пытаться научить малыша считать слишком рано не стоит из-за отличий детского мышления от взрослого. Существует такое понятие, как феномены Пиаже, доказанные французским психологом Жаном Пиаже.

Психолог доказал, что дети младше шести лет не могут относиться к счёту абстрактно, считая математическое действие верным только в настоящем времени и именно с теми предметами, которые показывает взрослый. Например, малыш младше шести лет будет убеждён, что если унести яблоки в другую комнату, или заменить яблоки грушами, то количество предметов изменится.

Научить детей считать лучше всего в 4 этапа:

  1. В 2-3 года достаточно научить ребёнка понимать разницу между «мало» и «много».
  2. В 4-5 лет пора учиться считать в пределах 10 конкретные, не абстрактные, предметы: конфеты в вазочке, тарелки на столе, книги на полке.
  3. В 5-6 лет ребёнка можно учить считать до 10 и до 20, и показывать, как выглядят и пишутся цифры. В этом же возрасте малыш уже способен понять термины «больше-меньше», добавляя к предметам нужное количество или, наоборот, убирая лишнее, чтобы добиться равенства (например, раскладывая игрушки в равные кучки).
  4. К 6-7 годам ребёнок готов учиться считать до 100, и складывать и вычитать числа до 10.

Как научить считать до 10

Учить ребёнка счету до 10 можно и раньше пяти лет, или, при необходимости, в более старшем возрасте. Главные условия для успешного обучения устному счёту до 10 — хороший словарный запас ребёнка и его интерес к цифрам.

Как научить ребёнка считать до 10:

  • делайте акцент на цифрах, которые и так используете в повседневных ситуациях, например: «Сейчас тебе четыре года, а скоро исполнится пять лет», «Пора вставать, уже семь часов»;
  • показывайте изображения с разным количеством предметов в пределах 10: иллюстрации в книгах, кубики, собственные рисунки;
  • быстро запомнить последовательность счёта до 10 помогут развивающие видео и мультфильмы на соответствующую тему;
  • подключите элементы ментальной арифметики: научите ребёнка пользоваться счётами — часто дети быстро осваивают счёт в пределах 10, занимаясь со счётами абакус, или даже с классическими деревянными счётами;
  • используйте элемент метода Монтессори: знаменитая педагог успешно учила считать детей 3-6 лет, независимо от их начальных способностей, применяя максимально наглядный практический материал — деньги (самым эффективным занятием для понимания счёта Мария Монтессори считала упражнения по размену денег).

Отправляя ребёнка в школу, позаботьтесь не только об его интеллектуальной подготовке. Ведь в школе малыш столкнётся с целым новым миром. Некоторые дети тяжело переносят период адаптации. Убедиться, что вашего ребёнка не обижают сверстники или учителя, что у него нет проблем и он в безопасности поможет приложение «Где мои дети»!

Как научить считать до 20

Учить ребёнка счёту до 20 можно тогда, когда он уверенно будет считать до 10. Для быстрого и простого освоения счёта до 20 действуйте в такой последовательности:

  1. Расскажите ребёнку, что такое ноль (если он ещё не знает), используя наглядные примеры. Например, покажите две книжки или два любых других одинаковых предмета, а потом уберите их. Объясните, что книжек было две, а теперь их стало ноль.
  2. Покажите, как образуются новые числа — ребёнку легче будет понять принцип на примере чисел, оканчивающихся на ноль. Расскажите, что на древнерусском языке «дцать» значит десять и, соответственно, число 20 — это два десятка (нужно два раза досчитать до десяти).
  3. Познакомьте ребёнка с понятием «состав числа» — тоже с помощью подручных предметов: счётных палочек, игрушек, фруктов. Положите 10 одинаковых предметов в один ряд, сверху поместите отличающийся от этих десяти предмет, например, счётную палочку другого цвета. Объясните ребёнку, что получилось число одиннадцать. Добавляя палочки сверху, покажите, как получаются 12, 13, 14, и остальные числа до 20.
  4. Дайте ребёнку задание собрать определённое количество одинаковых предметов (16, 17, 18 и т.д.) например, мелкие игрушки, и вместе посчитайте количество предметов вслух.
  5. Закрепите материал с помощью числовой прямой от 0 до 20 — так ребёнок научится считать до 20 гораздо быстрее. Числовую прямую можно начертить самостоятельно или использовать линейку длиной 20 сантиметров. Упражняясь с линейкой, малыш постепенно запомнит, как правильно пишутся числа и их верную последовательность.

Как научить считать до 100

Когда ребёнок научится считать до 20 не сбиваясь, родителям пора помочь сыну или дочери освоить счёт до ста. Попробуйте научить малыша считать до 100 таким способом:

  1. Расскажите ребёнку, что раньше числа больше десяти назывались так: «две десяти», «три десяти», «четыре десяти», и так далее. Позже слово «десяти» сократили до «дцать» и появились привычные нам «двадцать», «тридцать», «пятьдесят». Исключения, которые нужно запомнить: «сорок» (означает «очень много») и «девяносто» (означает «девять до ста»).
  2. Потренируйтесь в запоминании десятков в правильной последовательности от 10 до 100: 10, 20, 30, 40, 50…
  3. Запомнив правильную последовательность десятков, переходите к единицам. Объясните ребёнку, что числа от 20 до 100 идут не подряд — между ними всегда есть единицы: 21, 22, 23 и т.д. Дети, которые хорошо усвоили счёт до 10 и до 20, быстро понимают и запоминают последовательность счёта до ста.
  4. Просите малыша учить числа постепенно, по одному десятку в день: с 10 до 20, с 20 до 30, и так по порядку до 100.
  5. Практикуйте занятия в игровых формах. Подключите детскую любовь искать несоответствия и ошибки: намеренно пропускайте число в ряде до 100, и просите ребёнка найти «пропавшее» число — такие логические игры способствуют быстрому запоминанию счёта до 100.

Освоив цифры, переходите к постепенному изучению таблицы умножения. Мы собрали в одном месте и рассказали о самых действенных способах, которые помогут вашему ребёнку легко справиться с этой задачей!

Сложение и вычитание: эффективные способы обучения

К началу обучения в школе большинство детей уже умеют оперировать базовыми математическими действиями — сложением и вычитанием. Современная программа для первых классов построена так, что задачи на сложение и вычитание дают детям почти сразу — и научиться складывать и вычитать лучше успеть в дошкольном возрасте.

Как научить ребёнка сложению и вычитанию: первые шаги

Начните знакомство с базовыми математическими действиями с использования наглядных предметов — кубиков, счётных палочек или других, удобных для ребёнка:

  • разберите цифру 2: покажите ребёнку, что если сложить один предмет и ещё один предмет — получится 2;
  • таким же способом разберите по составу остальные цифры в пределах 10;
  • убедитесь, что ребёнок понял принцип разбора и сам складывает предметы без ошибок;
  • освоив сложение, переходите к вычитанию, используя те же наглядные предметы.

Сложение и вычитание на пальцах

Когда ребёнок научится складывать и вычитать предметы, переходите к сложению и вычитанию на пальцах — или пропустите этот этап, если сын или дочь бойко и уверенно складывают и вычитают все окружающие предметы. В любом случае проследите, чтобы малыш постепенно отучался от счёта на пальцах — педагоги замечают, что привычка считать на пальцах мешает детям научиться считать в уме.

Как научить ребёнка считать на пальцах:

  1. Начните с пяти пальцев одной руки, придумывая интересные малышу задачки. Например, задача на сложение: «У тебя 2 машинки, поэтому разогни два пальчика. У братика 3 машинки, разогни ещё три пальчика. Всего у вас 5 машинок».
  2. Предложите решать задачки на вычитание. Например: «У мамы 4 конфеты, разогни четыре пальчика. Мама дала тебе одну конфету, загни один пальчик. У мамы осталось 3 конфеты».
  3. Когда ребёнок начнёт без ошибок складывать и вычитать в пределах пяти — переходите к аналогичным занятиям с подключением всех десяти пальцев.

Как научить ребёнка считать в уме

Умение складывать и вычитать в уме — один из самых полезных навыков для дошкольника, который сильно облегчит изучение математики в школе. Прежде чем учить ребёнка считать в уме, убедитесь, что он умеет складывать и вычитать предметы, и владеет счётом как минимум в пределах двадцати.

Как научить ребёнка считать в уме:

  1. Создайте у ребёнка чёткую связь между числом и визуальным образом: подключите игры с математическим домино и кубиками. Можно использовать математический набор по методу Зайцева: набор карточек, который связывает число и геометрическую фигуру. Дети хорошо воспринимают занятия по методике Зайцева – постепенно так можно научиться сложению и вычитанию даже в пределах тысячи.
  2. Научите ребёнка, если он ещё не знает, что такое «больше», «меньше», «поровну» с подключением наглядных примеров.
  3. Уделите достаточно времени разбору числа. Чтобы сложить 4 и 3, ребёнок должен знать, что эти цифры «помещаются» в цифру 7. Тот же принцип работает с вычитанием: чтобы от 8 отнять 5, нужно знать, что 5 и 3 «помещаются» в 8.
  4. Познакомьте ребёнка с правилом «от перемены мест слагаемых сумма не меняется».
  5. Подключайте к обучению любые игровые пособия, которые понравятся малышу: кубики, таблицы, счётные палочки, карточки, тематические настольные игры.

Как научить ребёнка считать в столбик

Если ребёнок умеет считать до ста и хорошо понимает, что такое единицы и десятки — сложностей со счётом в столбик обычно не возникает.

Как научить ребёнка считать в столбик:

  1. Объясните, что в столбик числа складывают и вычитают по разрядам: единицы — отдельно, десятки — отдельно.
  2. Покажите последовательность действий, если при сложении единиц получается число больше или равное 10: нужно записать только вторую цифру, а первую — запомнить. Для удобства первую получившуюся цифру можно записать над разрядом десятков. Родители наверняка помнят со школьных времен выражение: «Два пишем — один в уме» (или другие цифры от 0 до 9). Пример: 17+15 = 7+5 = 12 (двойка записывается, единица уходит к десяткам) = 1+1+1 = 3 (итоговая сумма разряда десятков) = 32 (первая цифра — сумма разряда десятков, вторая цифра — сумма разряда единиц).
  3. Научите ребёнка вычитать в столбик. Принцип действий почти тот же, что при сложении, только если верхняя цифра в единицах оказалась меньше нижней, то недостающую единицу нужно «занять» у десятков. Например: 31-13 = 11-3 = 8 («заняли» цифру 1 у десятков) = 2-1 = 1 (цифра 3 в десятках уменьшилась на «занятую» единицу) = 18.

Методики обучения счёту, созданные известными педагогами

Попробуйте подключить к изучению счёта одну или несколько эффективных педагогических методик:

Петерсон

Методика Петерсон обучает детей математике исключительно в игровой форме: с помощью кубиков, рисования, логических игр.

Глен Доман

Метод Глена Домана полностью построен на визуализации: дети видят на карточках цифры и соответствующее цифрам количество точек, постепенно осваивая счёт:

  1. Приготовьте карточки из картона: на одной стороне напишите число, на другой – нарисуйте количество точек, соответствующих этому числу.
  2. Покажите ребёнку карточку с одной точкой и чётко назовите цифру «Один».
  3. Переходите к другим карточкам по той же схеме. Не задерживайтесь – на одну карточку должно уходить столько времени, сколько требуется на произнесение определённого числа.

В первые несколько занятий ребёнок может выступать в качестве наблюдателя. Не просите его повторить. После демонстрации всех карточек (10, 20 цифр в зависимости от возраста) обязательно похвалите малыша, расскажите, как вы его любите и как вам нравится его обучать. Можно угостить будущего математика чем-нибудь вкусным, так как физическое поощрение – неотъемлемая часть методики Глена Домана.

С 3-4 урока карточки можно начинать тасовать, то есть демонстрировать не в чётком цифровом порядке. Запомните главное: показываем быстро, хвалим щедро.

Ментальная арифметика

Дети учатся считать с помощью костяшек счёт, а позже сразу начинают считать в уме без использования счёт или любых других инструментов.

Читайте также: Что нужно знать о психологической готовности ребёнка к обучению?

Лёгкое обучение счёту: советы родителям

Правила обучения дошкольников математике, уже доказавшие свою результативность на практике:

  • занимайтесь 20-30 минут в день, разделив занятия на 2-3 раза;
  • не акцентируйте внимание на повторении, если этого не требуется для решения новых задач: повторение ради повторения в математике только тормозит результат;
  • переходите к новому материалу, когда ребёнок как следует усвоил предыдущий;
  • используйте полученные знания в повседневной жизни: считайте ступеньки, лапы у котов, деньги в магазине;
  • доверяйте ребёнку выполнять задания самостоятельно — так уверенности в своих силах у малыша только прибавится.

Будьте терпеливы. Даже если тяжело и кажется, что вы уже сто раз объяснили, а ребёнок всё равно ничего не понял. Постепенно даже такая сложная задача как обучение счёту уложится в детской голове и, возможно, ваш малыш станет будущим отличником по математике!

1 сентября 2020 года:

Готовимся к школе:

Для родителей первоклассников и дошкольников:

Как научить ребёнка считать в уме? . Ментальная арифметика: обучение ребенка устному счету с помощью абакуса

Не секрет, что ключевые навыки, определяющие успех детей в будущем, закладываются в дошкольном возрасте и в начальных классах. В мире, где всё решают цифры, а решения оцениваются через призму данных, пожалуй, нет лучших навыков, чем умение быстро считать в уме и анализировать. Как научить ребенка устному счету и сохранить навык быстрого счета на всю жизнь?

Научить ребёнка считать в уме — это целая наука, однако ничто не поможет ему в будущем больше. Родители могут поинтересоваться: а стоит ли заставлять ребёнка учиться устному счёту в уме, если он сам этого не просит или не осознаёт такой необходимости?

На мой взгляд — стоит. Умение считать в уме поможет ребёнку со временем покорить любые высоты в учёбе или творчестве, поскольку ничто не развивает оба полушария мозга лучше. Данная способность стимулирует работу всего мозга в процессе обучения и усвоения материала. Дети преуспевают в арифметике и других предметах, поскольку у них значительно увеличивается память, а также способность к восприятию информации.

Обучение счету: с чего начать?

Интерес к счёту в уме просыпается у детей рано, ещё в дошкольном возрасте, и его нужно продолжать подпитывать, чтобы он не угас. Его можно стимулировать через различные обучающие игры: начать с простого пересчёта игрушек, а в начальных классах сфокусироваться на таблице умножения, или же по мере прогресса перейти на изучение ментальной арифметики.

В самом начале пути и ещё до школьной скамьи, нужно учить ребёнка считать в пределах 10, дальше уже переходить к счёту двузначных цифр. Для обучения можно использовать картинки, игрушки или другие однородные предметы, которые бы откладывались в памяти у ребёнка и помогали бы ему в дальнейшем.

Однако при обучении ребёнка важно контролировать, чтобы он не считал с помощью пальцев или палочек. Освоить этот способ легко, а чтобы отучиться он него, потребуются усилия, поскольку механизм памяти задействован не будет. Это так же, как и с калькулятором: люди, которые привыкли на нём считать, впоследствии тяжело отучаются, а способности считать в уме в результате страдают.

Выучили таблицу умножения — что дальше?

Все мы когда-то учили таблицу умножения в начальных классах. Это опыт, который был одним из самых ранних примеров счёта в уме. В результате почти все пользуются навыками умножения, которые выучили в детстве, до сих пор. Нужно ли посчитать что-то на работе или в магазине — таблица умножения незамедлительно всплывает в нашей памяти.

Учить таблицу умножения можно по-разному. Можно прибегнуть к тому же способу пересчёта игрушек или картинок, можно нарисовать примеры и демонстрировать ответы на обратной стороне. Обучение также должно вызывать положительные эмоции и не должно идти из-под палки.

Но не стоит останавливаться на одной лишь таблице умножения — есть ещё более интересные способы развить способность считать в уме. Когда таблица умножения освоена, можно переходить на следующую ступень — ментальную арифметику.

Представьте, что вместо привычных «дважды два» или «девятью девять» ваш ребёнок со временем сможет с лёгкостью перемножать двузначные или даже трёхзначные числа. Я уже давно обучаю детей по данной методике, и для меня важнее всего видеть, как дети со временем преуспевают в школах и в кружках, а также превосходят своих сверстников.

Что такое ментальная арифметика

Для многих в нашей стране ментальная арифметика остаётся чем-то новым и пока неизведанным. Однако она существует тысячи лет, а сегодня широко практикуется в странах Азии и Западной Европы. Данная методика примечательна тем, что стимулирует развитие качества и скорости мышления посредством арифметического счёта в уме и тем самым улучшает работу обоих полушарий мозга.

Математика — наука, которая сложно даётся некоторым детям отчасти из-за абстрактности передаваемой информации. Многие не могут что-то посчитать, пока не представят или не увидят предметы счёта. Ментальная же арифметика, как и любое обучение устному счёту, разрешает данную проблему благодаря использованию «абакуса» (счётов), который позволяют детям «прочувствовать» числа.

Таким образом, методика учитывает особенности восприятия детей и позволяет многим развить навыки, которые зачастую невозможно получить в школах.

На занятиях по ментальной арифметике дети изначально осваивают четыре основные арифметические операции: вычитание и сложение, деление и умножение. По мере продвижения многие учатся выполнять операции с дробями, возводить в квадрат, извлекать квадратный корень и даже комбинировать в уме.

Учить ментальной арифметике не так сложно: как только ребёнок начинает представлять абак в уме, сразу же начинают проявляться его арифметические способности. После закрепления основ у детей постепенно ослабевает привязка к счётам, что позитивно влияет на развитие интеллектуальных способностей. Дети начинают представлять графические счёты в уме, подобно рисунку. Потом — воображать, как двигают косточки «абакуса», в результате чего появляются ответы.

Ментальная арифметика

Лидирующей компанией в мире по обучению ментальной арифметике на данный момент является ALOHA, которая расшифровывается как «Abacus Learning Of Higher Arithmetic» (обучение высшей арифметике с помощью «абакуса»). Организация является основоположником обучения ментальной арифметике во всём мире и совсем недавно открыла представительство в России, а многие методики, накопленные за почти четверть века работы, представлены в открытом доступе в интернете.

Возраст начала обучения, как правило, начинается с пяти лет и обусловлен тем, что дети уже способны считать, понимают значение чисел от 0 до 9 и определяют большее и меньшее число. Начав же изучение ментальной арифметики в возрасте 13 лет, ученики после двух-трех лет достигают пика обучаемости.

Учим ребенка считать. Как научить счету

Вроде ничего сложного в счете нет, но многие ребята категорически отказываются понимать, почему одиннадцать идут после десяти, а двадцать один - после двадцати. Дети меняются номерами или даже скучают по ним, доводя родителей до отчаяния. Итак, как научить ребенка считать?

Дело в том, что детская память очень избирательна. Дети узнают только то, что им интересно, приятно, удивляет или пугает.Вряд ли они быстро вспомнят что-то, по их мнению, неинтересное, даже если на этом настаивают взрослые. Поэтому родителям следует поощрять ребенка, чтобы он заинтересовался счетом. В таком случае маленький мальчик или девочка легко научатся считать. Вы также можете узнать, как развить у детей ранние математические и логические навыки.

Все считай, везде считай…

Лингвисты отметили, что, изучая иностранные языки, человек легче всего осваивает числа.Изучение алфавита требует особых условий для изучения - бумага, ручка, картинки. Однако, чтобы научиться считать, ничего не нужно - не нужно сидеть за столом с карандашом и книгой. Считать можно везде: дома, на улице, в супермаркете. Так что просто делайте это со своим ребенком!

Как научить ребенка считать до десяти?

Ребенку уже два года - пора начинать учиться считать. Сначала научите его считать от одного до пяти. Гуляем по улице, считаем деревья, дети на детской площадке, двери в доме, машины на дороге.Считайте абсолютно все. Одевая малыша, обратите внимание, что у него одна пара колготок, но два носка; одна шапка, но два сапога и так далее. Вернувшись с прогулки, пересчитайте обувь в коридоре. Попросите ребенка подумать, сколько человек должно быть в четырех ботинках. Читая книги, не упускайте из виду иллюстрации. Пусть ваш ребенок считает шарики, щенков, котят на картинках. Если вам интересно, как научить ребенка считать, вы должны знать, что детские стишки с цифрами могут быть полезны для обучения счету до десяти.

Ваш ребенок должен понимать, что он может извлечь пользу из обучения счету. Таким образом, он научится просить еще конфет. Накрывая стол, попросите ребенка о помощи. Пусть он даст вам определенное количество ложек, вилок, тарелок.

Перед тем, как пойти в магазин, скажите ребенку: «У нас так много вещей, чтобы купить… Помните: лук, свекла, морковь, картофель и крупы - это пять покупок. Напомни мне, пожалуйста, если я что-то забуду ». Называя покупки, согните пальцы, а затем попросите ребенка повторить список.В магазине спросите ребенка о товарах, которые вам нужно купить. Снова сосчитайте их. Забудьте взять с собой какой-нибудь продукт - имейте только четыре. Пусть ребенок вспомнит, чего не хватает. Малыш будет пытаться сконцентрироваться, тренируя таким образом счет и слуховую память. Если ребенок помнит весь список покупок, похвалите его. В следующий раз усложняю список.

Вы также можете сыграть в игру-супермаркет с 3-летними детьми. Эта игра поможет закрепить математические навыки. Играйте на самодельные деньги. Напишите цифры на деньгах и дайте их ребенку, так как дети больше заинтересованы в процессе покупки.Ты будешь продавцом. Вы также можете играть без реальных денег, используя семейную валюту: конфеты, фантики или пуговицы. Поощряйте правильные расчеты вашего ребенка.

Обучение числам

Если ребенок научился считать, можно переходить к изучению чисел. Обычно дети просто запоминают числа от одного до десяти. Главное, чтобы малыш понимал, что эти цифры обозначают количество предметов. Трое могут соответствовать трём котятам, трём яблокам или трём воздушным шарикам.Это количество всегда обозначается одним числом. Детям очень нравятся магнитные числа, которые можно прикрепить к холодильнику или специальной доске. Если числа всегда будут перед глазами ребенка, он их выучит даже неосознанно.

Когда ребенок заучивает числа от одного до десяти, введите понятие «ноль». Заставьте ребенка считать то, чего не существует. «Если у нас есть конфеты, мы можем их пересчитать, а если мы съели все конфеты и ничего не осталось, у нас« ноль конфет ». Слово «ноль» означает «ничего».Вы можете объяснить детям от четырех до пяти лет, как составлять числа. Расскажите им о «-teen» и «-ty».

Как научить детей считать до ста?

Когда вы учите ребенка считать от одного до ста, не требуется мгновенного запоминания. Лучше двигаться вперед шаг за шагом, например, от одного до десяти, затем от десяти до двадцати. Прежде чем приступить к изучению новых чисел, необходимо повторить то, что вы узнали в предыдущий день. Дальнейшее обучение возможно только в том случае, если ребенок усвоил предыдущий материал.Таким образом, постепенно ребенок научится считать до ста. Однако помните, что ребенок должен понимать значение чисел, а не только запоминать их. Математические навыки основаны на понимании фактического значения чисел.

После того, как ребенок научится считать до ста, попросите его выполнить следующее задание:

  • Какое число стоит перед 6, 10, 24, 48, 86, 99?
  • Какое число идет после 5, 14, 25, 54, 86, 94?
  • Какое число от 5 до 7; 11 и 13, 45 и 47?
  • Найдите недостающее число: 7,8,9,11,12.

Если ваш ребенок умеет считать от одного до ста и для него это не сложно, то вы можете начать учиться обратному счету - это очень полезно для детской памяти. Здесь многое зависит от малыша - одни дети считают эту задачу легкой, другие долго не могут осилить обратный счет. Обратный счет затруднен. Покажите своему малышу обратный счет на примерах - когда спускаетесь в лифте или что-то в этом роде.

Развитие первых математических навыков

Сегодня даже малыши умеют пользоваться компьютером и калькулятором, но им довольно сложно считать в уме.Мозгу, как и любым другим мышцам, необходимы регулярные упражнения. В раннем детстве счет, особенно в уме, помогает развивать умственные способности.

Некоторые родители считают, что их дети, особенно младше пяти лет, еще не готовы научиться счету. Это неправда. Вы должны понимать, что желание и умение считать у ребенка не возникает внезапно, а формируется и может быть сформировано родителями. Обычно дети в возрасте двух лет умеют считать до десяти.

С трехлетнего возраста или даже раньше, вместе со счетом, вы можете давать малышу первые уроки математики.Вы можете объяснить ребенку, что такое «больше и меньше». Читая книги, обратите внимание на картинки. Попросите вашего малыша сосчитать цветы, бабочек и так далее. Спросите ребенка, что на картинке больше или меньше. Вы увидите, что результаты вашего ребенка превзойдут ваши ожидания.

Чтобы объяснить ребенку понятие «равенство», используйте такие примеры, как: «М. имеет две куклы, а у Л. две куклы. У кого больше кукол? Никто! Потому что у них обоих одинаковое количество кукол.

Освоив равенство, пора приступить к изучению основных математических операций: сложения (плюс) и вычитания (минус).«У вас есть два яблока, и я даю вам еще одно. Теперь у вас три яблока ». Вы можете легко научить считать до 10, используя только пальцы. Чтобы показать, как сложить два к четырем, необходимо поднять два пальца на одной руке и четыре - на другой и вычислить, сколько «открытых» пальцев вы видите. То же самое можно сделать с конфетами, игрушками и палочками. Бесполезно настаивать на том, чтобы ребенок просто помнил, что пять плюс три - восемь. Ребенку необходимо понимать механизм счета. Аналогичным образом объясните вычитание: посчитайте, сколько конфет есть у ребенка, затем съешьте несколько, после этого посчитайте, сколько осталось.Здесь ребенку нужно помнить следующее: когда мы складываем, мы получаем больше, а когда мы вычитаем, мы получаем меньше.

Объясните ребенку: когда мы добавляем последовательность объектов, не имеет значения - результат будет таким же. Например, если мы сначала возьмем три яблока, а затем две груши - у нас будет пять плодов. А если взять две груши, а потом два яблока - все равно получим пять плодов. Таким образом, вы объясняете своему ребенку ассоциативный закон сложения.

Сегодня рынок предлагает большой выбор руководств и книг по раннему развитию детей, в том числе книги о том, как научить ребенка считать.Однако перед тем, как купить для ребенка книгу по счету, внимательно ее изучите. Избегайте книг, в которых есть такие фразы, как «попробуйте угадать, сколько» или «определить, не считая», потому что это ошибочный подход к развитию математических навыков. Математика - точная наука; это не о предположениях и убеждениях. Вы не можете научить детей считать, используя «догадки», потому что это подразумевает неоднозначные ответы, и ребенок может начать думать, что по математике легко угадывать без вычислений.

Иногда родители жалуются, что их дети обладают гуманным складом ума и не имеют способностей к математике. Однако для обучения счету не обязательно иметь особые способности. Напротив, математика помогает улучшить умственные способности, развить память и сформировать логическое мышление. Чем раньше вы начнете тренировать мозг с помощью математических расчетов, тем быстрее ваши усилия принесут хороший результат. Удачи! Надеюсь, что эта статья поможет вам научить ребенка считать.

.

способов научить счет - PreKinders

  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest

Вот 15 способов обучения навыкам счета в Pre-K.

Наборы для изготовления

Используйте учетные карточки для небольших счетных циновок. Дети отсчитывают наборы на каждой карточке.(На этом фото дети считали наборы по 2 штуки.)

Подсчет ящиков для мусора

Я использовал доски для сухого стирания в качестве счетного «коврика», на котором дети могли класть свои счетчики. Я написал цифру на доске для сухого стирания каждого ребенка, затем попросил их определить цифру и отсчитать это количество счетчиков на своей доске. После того, как я проверил их работу, они могли стереть номер, а я написал новый номер на их доске. Каждый ребенок мог работать в своем собственном темпе и на своем уровне способностей.Некоторые дети работали над числами 1-5, а другие считали больше 10.

Для математических счетчиков можно собрать множество интересных материалов. Некоторые идеи - пластиковые ящерицы или жуки из долларового магазина, пластмассовые драгоценности, маленькие пенные фигурки, ключи, ракушки.

Карты с точками

Карточки с точками изготавливаются из учетных карточек и наклеек с цветными точками. Я сделал карточку для каждого числа 1-10, с цифрой, написанной рядом с точками. Дети считают вслух вслух, ставя каждый математический счетчик на каждую точку.Они используют их, когда начинают учиться счету, чтобы помочь им разместить правильное количество математических фишек на карточке. Загрузите точечные карточки для печати.

Подсчет фруктов

Я нанес точки наклеек на одноразовые пластиковые тарелки и покрыл середину прозрачной контактной бумагой. На каждой пластине разное количество точек. Дети считают точки на тарелке, произносят число, затем считают количество фруктов и кладут на тарелку. Если счетчики фруктов недоступны, можно использовать любой тип счетчика.Они похожи на карты с точками выше, за исключением того, что я не писал цифры рядом с точками, потому что в этой игре целью был подсчет и взаимно-однозначное соответствие, а не определение числа.

Путь Игры

Дети бросают игровой кубик и подсчитывают количество мест, на которые можно переместить свою игровую фишку. Игры с путями могут быть разработаны с учетом различных уровней навыков так же, как и игры с сеткой.

Счет и совпадение игр

Я сделал этот набор из плаката, наклеек на машину и прозрачной контактной бумаги.Каждое число представляет собой две карты. Дети считают машины на каждой карточке и сравнивают карточки с одинаковым количеством машин. Я позаботился о том, чтобы наклейки располагались по-разному, чтобы они не казались одинаковыми на первый взгляд (их действительно нужно пересчитывать).

Домино

Дети считают и сравнивают количество точек на домино.

Марки для лепки

Дети нажимают числовой штамп в пластилине и отсчитывают количество шариков, которое нужно вдавить в пластилин.(Эти марки для пластилина пришли из Лейкшора.)

Наборы нумерованных чертежей

Дети рисуют простые картинки (радуги, цветы, солнца, воздушные шары, палки людей и т. Д.), Изображающие числа. Например, для числа 3 они могут нарисовать 3 солнца.

Рыбная ловля

Дети используют навыки цифровой идентификации и счета, чтобы расположить числовую рыбку по порядку на синем фетре (пруд). Я сделал их, написав цифры на поролоновых рыбках из ремесленного магазина (вы можете использовать пенопласт любой формы).

Игра божья коровка

В этой игре 2 уровня. На одной стороне палочек написано число, на котором выбито количество божьих коровок. Дети определяют число, затем кладут каждый жетон божьей коровки на божью коровку на палке, считая вслух. На оборотной стороне ручки есть цифра, написанная на ней, но не проштампованная. Более продвинутые дети могут использовать немаркированную сторону, а затем самостоятельно проверить свой ответ, проверив обратную сторону.

Счетные самолеты

Каждый месяц мы отслеживали, сколько самолетов пролетело над нашей игровой площадкой, пока мы были на улице.Когда дети видели на улице самолеты, мы в голове вели счет (обычно пролетало не более трех). Затем, войдя внутрь, мы добавили столько самолетов к нашей карте. Детей часто видели в таблице, считая, сколько мы уже видели.

Номерная книга

На фото изображена сделанная нами книга для подсчета пауков. Дети определили число, а затем отметили это количество кругов на странице маркером бинго. Нарисовали карандашом ноги и глаза.Я всегда убеждаюсь, что детям комфортно считать с помощью манипуляторов, прежде чем делать книгу с числами, чтобы они не разочаровались, пытаясь сделать книгу без ошибок.

Носки Mystery

Дети работают с партнером, чтобы играть в эту игру. Им понадобится один носок и 5 плоских цветочных шариков (плоские шарики отлично подходят для математических манипуляций, потому что они не скатываются). Один ребенок кладет в носок несколько шариков. Другой ребенок, не выглядывая, тянется к носку, считает шарики на ощупь и называет число.Затем дети могут достать шарики из носка, чтобы проверить правильность ответа.

Ювелирные изделия

Струны для драгоценных камней - это струны цветных пластиковых драгоценных камней, которые разрезаются на сегменты по 1 камню на цепочку, по 2 камня в цепочке, по 3 камня в цепочке и так далее (до 10). Каждому ребенку нужен один набор цепочек с драгоценными камнями 1-10 и набор карточек с цифрами 1-10. Дети берут из контейнера по одной нитке драгоценных камней, подсчитывают количество драгоценных камней на веревке и сопоставляют ее с правильной цифровой карточкой.

Узнайте больше о способах обучения счету здесь.

Добро пожаловать!

Хотите подписаться на мою БЕСПЛАТНУЮ еженедельную рассылку обновлений? Присоединяйтесь к более чем 85 000 подписчиков!

Мы собираем, используем и обрабатываем ваши данные в соответствии с нашей Политикой конфиденциальности.
Не волнуйтесь - мы никогда не продаем и не передаем адреса электронной почты! .

Научите ребенка считать «Научи детей


Персонаж

Образование

Здоровье

Досуг

Обучение ваших детей счету на самом деле может быть одним из самых простых образовательных факторов, которые нужно серьезно научить ваших детей.Возможно, в отличие от того, что вы, возможно, слышали, когда счет станет повседневным образом жизни, вы обнаружите, что вам даже не нужно тратить время на обучение. Иногда даже простые процессы могут показаться сложными и утомительными.

Счетчик - это первое математическое понятие, которое преподают в школе после распознавания чисел. И этому процессу можно начать обучать уже в два года. Просто все зависит от того, как вы каждый день видите события дома. С таким началом у вашего ребенка не будет проблем, когда он войдет в детский сад и сможет сосчитать до двадцати, будь то бесплатный счет или счет предметов.

Даже когда ваш ребенок маленький, вы можете считать пальцы рук и ног, пока вы их купаете, меняете или общаетесь с ними. Вы также можете начать в этом возрасте с представления забавных книжек-счетчиков.

Дошкольное учреждение
Если дошкольники превратят повседневные занятия и мероприятия в упражнение на счет, лучший способ учиться - это когда вы даже не подозреваете, что чему-то учитесь. Что бы вы ни делали, есть что посчитать за ужином: «сколько людей едят; один, два, три, четыре и т. д.Итак, сколько чашек нам нужно? Четыре. Затем сосчитайте чашки, тарелки, ложки или вилки и т. Д. Когда вы едете: «Сколько знаков на обочине дороги отсюда до бабушек? Считайте знаки во время путешествия. В кабинете врача «сколько людей ждут впереди нас? Возможности безграничны, вы можете включать упражнения на счет во все, что вы делаете.

Ваш ребенок начнет считать в течение нескольких недель и начнет считать такие же вещи, как вы. Предложите ребенку ознакомиться с электронными или распечатанными рабочими листами, которые включают подсчет и процесс подсчета.Обычно, когда дети находятся в этой возрастной группе, вы не хотите выходить за рамки 20, поскольку это сбивает детей с толку. Если ваш ребенок не продвинулся в игре на счет, вы можете абсолютно научить своих детей счету до десяти.

Основные пункты для адреса:

  • Включите игры и задания по математике в жизнь вашего ребенка.
  • Превратите повседневные занятия в упражнение на счет.

Классы K-3
Когда ваш ребенок научится считать от 1 до 20, вы сможете научить его множеству других способов счета.Хотя они учатся этому в школе, всегда весело, когда дети начинают чему-то учить, а ваш умный ребенок уже знает, как это делать.

Обычно дети учатся считать на двоек, пятерок и десятков между 1 и 2 классами, многие школьные округа различаются методами обучения и оценками по различным подтемам основных тем, поэтому это также может быть не в вашем округе. Чтобы научить этому увлекательно, вы можете начать с 2… 4… 6… 8, кого мы ценим? (Имя вашего ребенка дважды) Да… (снова произнесите имя вашего ребенка).Пойте более ритмично, когда вы проходите через различные числовые паттерны. 5… 10… 15… 20… 25… 30… и т. Д. подчеркнув оставшиеся из десяти пятен.

Вы также можете познакомить вас с процессом счета до 100. Объясняя эту концепцию своим детям, запишите числа от 1 до 9. Пока вы считаете каждое записанное число. Пройдите через подростков, 13, 14, 15 и т. Д., И покажите им, что, когда они дойдут до двадцати, они просто добавляют число 1-9 к двадцати, 21, 22, 23, 24 и т. Д. девятки, например двадцать девять, становятся еще одним набором чисел.Следующий набор чисел идет после последнего набора. Смысл в том, что последний подход был двадцать, следующий подход - три (тридцать) и так далее. Пока вы объясняете наборы чисел, сосчитайте до сотни, указывая на каждое число для наборов. Например, укажите на два, считая 20-29. Объясните это так просто, и ваши дети поймут это, это просто.

Основные пункты для адреса:

  • Введите счет двоек, пятерок и десятков.
  • Объясните процесс счета от 1 до 100.

Ресурсы
Ресурсы, которые могут помочь вам в вашем предприятии, включают:

Рабочие листы и игры

Счетные онлайн-игры для детей

Опубликовано в Образование.

Похожие статьи:

.

8 советов, как приучать числа к детскому саду

Последнее обновление

Понимание чисел - важный навык, которым необходимо овладеть детсадовцами. С младенчества дети знакомятся с различными понятиями математики, такими как сравнение количества и распознавание образов. Когда дети достигнут дошкольного возраста, вы можете начать учить их числам в увлекательной и интерактивной форме.

Видео: Как учить детей дошкольного возраста числам

Учить детей числам просто.Родители могут мотивировать их связывать числа с повседневными делами. Однако они начнут по-настоящему понимать значение чисел только когда им исполнится около пяти лет.

Когда учить ребенка числам?

Это отличная идея - начать знакомить ребенка с числами после того, как ему исполнится один год. Вы можете начать с цифр, например «Раз, два, пристегни мою обувь», «Десять зеленых бутылок» или 1, 2, 3, 4, 5, «Однажды я поймал рыбу живой». Вы также можете указать на простые предметы или вещи, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни, например, одно яблоко, двух собак, три шоколадных конфеты и так далее.Вы можете сделать изучение чисел забавным и приятным для вашего ребенка.

Как учить детей дошкольного возраста числам

Вот несколько советов, которые помогут научить дошкольников числам:

1. Обучайте счету с помощью числовых рифм

Стихи и песни - это увлекательный способ выучить числа для детсадовцев. Вы можете использовать нумерованные песни и стихотворения, такие как «10 маленьких обезьянок, прыгающих на кровати», «Этот старик - он сыграл одного», «Муравьи маршируют один за другим» и т. Д.научить детей числам в очень приятной манере. Во время пения вместе с ребенком показывайте числа на пальцах, чтобы ребенок знал, что конкретное число относится к этому количеству пальцев.

2. Используйте числа в повседневных задачах

Используйте числа в ежедневных задачах, которые ваш ребенок выполняет вместе с вами. Например, попросите ребенка помочь накрыть стол и положить на каждую тарелку одну вилку или две ложки. Вы также можете заставить ее считать горох или яблоки, таким образом связывая числа с количествами.Другая идея состоит в том, что вы можете посоветовать ей пересчитать свои игрушки, поскольку они помогут вам убрать их после игры.

3. Играйте в игры с числами с группой детей

Дети учатся лучше, когда они играют друг с другом. Вы также можете поощрять здоровую конкуренцию в группе, чтобы мотивировать их. Предложите им сесть в круг и по очереди считать числа.

4. Запишите числа и попросите ребенка нарисовать это число

Запишите числа в альбом для рисования и попросите ребенка нарисовать что-нибудь, обозначающее это количество.Например, напишите 3 и попросите ее нарисовать три цветка. Для 4 вы можете попросить ребенка нарисовать четыре рожка мороженого. Вы также можете сделать противоположное, нарисовав несколько количеств предмета и попросив ребенка посчитать их и назвать вам число.

5. Укажите числа на рекламных щитах и ​​автомобилях

Когда вы гуляете с ребенком, вы можете указывать числа на рекламных щитах или транспортных средствах и таким образом помогать ему узнавать числа в глаза. Это будет полезно позже, когда ваш ребенок начнет писать числа.

6. Обучение порядку чисел с помощью соединения точек

Эта игра учит детей порядку чисел. Воспользуйтесь классной доской, чтобы сформировать фигуру из пронумерованных точек. Затем помогите ребенку соединить точки, чтобы нарисовать эту фигуру. Например, вы можете использовать 8 точек, чтобы сделать восьмиугольник и помочь ребенку нарисовать восьмиугольник. Вы также можете купить книги о соединении точек, в которых есть многочисленные рисунки, обведенные пронумерованными точками. Эти точки нужно соединять последовательно, чтобы нарисовать фигуру.Как только фигура будет нарисована, позвольте вашему ребенку раскрасить ее, чтобы игра была более увлекательной.

7. Счетчик пальцев рук и ног

Счетчик пальцев рук и ног - отличный способ познакомить дошкольников с числами. Вы можете заставить их сосчитать пальцы на каждой руке и попросить их сравнить количество пальцев на каждой руке. Вы также можете спросить их, сколько у них больших пальцев ног или сколько у них мизинцев.

8. Изготовление и использование флеш-карт

Сделайте карточки с числами от нуля до девяти и используйте их, чтобы играть с вашим ребенком в различные игры с числами.Например, вы можете расположить числа в случайном порядке и помочь ребенку расположить их в правильной последовательности.

Дети быстро учатся и легко усваивают концепции. Знакомство детей с числами в увлекательной игровой форме поможет им легко понять числа. Дошкольники запоминают числа. Однако постепенно они начнут понимать, что означают числа, когда вы соотносите количество повседневных предметов с числами. Каждый ребенок уникален и учится в своем собственном темпе.Поэтому рекомендуется избегать сравнения обучающих способностей разных детей.

Также читайте: Как преподавать английский язык детям

.

Как учить детей числам от 1 до 10

Стимулирующие и эффективные способы обучения детей основам чисел.

Студенты почему-то любят считать. Это удачно, потому что числа являются основной частью курса практически любого молодого учащегося, начиная со счета до пяти или десяти и заканчивая деньгами, датами, временем и прочим. Эта статья о ранних стадиях этого процесса, в том числе о том, чтобы сделать эту бесконечно повторяемую тему всегда новой и интересной.Большинство действий и советов ниже также работают с более высокими числами, например до двадцати или до ста десятками.

Семь этапов обучения этим числам:

  1. Счет до 10
  2. Отсчет от 10 до 1
  3. Считаю вещи
  4. Понимание и ответ на произнесенные случайные числа от 1 до 10
  5. Умение произносить случайные числа при отображении числа
  6. Распознавание чисел, записанных словами, и ответ на них, e.г. распознавание числовых слов, распознавание формы слова и распознавание определенных ключевых букв. (Распознавания первой буквы недостаточно, есть две цифры, начинающиеся с T, и две, начинающиеся с F.)
  7. Умение писать числа

Приведенные ниже обучающие идеи более или менее следуют порядку, указанному выше.

Счетчик вверх и вниз

Лучшими занятиями для этого являются те, которые привлекают детей и чьи действия и т. Д. Дают им некоторое подкрепление размером числа, которое они слышат или говорят.Самый простой способ сделать это - становиться все громче и громче при подсчете, а затем все тише и тише при обратном отсчете. Это можно комбинировать с действиями в «Growing Numbers», упражнении TPR, в котором они начинают приседать с опущенной головой и руками на коленях для «1» и становятся все больше и больше по мере их подсчета, пока не окажутся вытянутыми высоко для «10». Шаги назад и вперед по мере их подсчета также работают таким же образом. Есть также множество сборников рассказов и песен для счета вверх и вниз, например.г:

  • Пять маленьких обезьянок прыгают на кровати
  • Пять маленьких уток вылетели однажды
  • Десять индейцев
  • Один маленький палец (Tap Tap Tap)
  • Десять зеленых бутылок на стене
  • Десять лежали в постели (и Малыш сказал, что перевернулся)

Настоящих игр для счета от 1 до 10 не так много, но учитель может преждевременно остановиться или сделать ошибку и заставить учеников исправить их.В качестве альтернативы они могут добавить еще одну задачу, из-за которой ученикам будет труднее получить от 1 до 10, например им нужно бросать мяч взад и вперед, не касаясь земли, когда они считают, или считать, когда они складывают блоки, чтобы построить башню. Вы также можете закончить все классные игры, когда одна команда наберет десять очков, и попросить класс подсчитать очки, прежде чем они перейдут к следующему занятию.

Считаю вещи

Есть множество игр, в которых ученики считают, сколько чего-то есть.Ученикам лучше всего посчитать то, что находится вокруг них в классе. Это будет веселее и активнее, если вы попросите их бегать и трогать предметы, пока они их считают, в ответ на вопросы типа «Сколько там окон?» Вы можете добавить к этому интеллектуальный вызов, наполовину спрятав некоторые вещи (например, степлеры и коробки с мелками) по комнате. Эту идею сокрытия можно также использовать, когда ученики сидят, используя детальную картинку в стиле «Где Уолли», на которой ученики должны мчаться, чтобы определить «Сколько жирафов там?» внимательно присмотревшись к нему.Гораздо более простой вариант - учитель показывает карточку с несколькими предметами, чтобы ученики как можно быстрее посчитали и выкрикнули их число.

Подсчет песен также можно использовать на этом этапе, если вы используете песни, в которых учащиеся могут выбрать число, например для выбора таких людей, как Жевательная резинка, жевательная резинка в блюде (Сколько штук вы хотите?) .

Ученики также могут бегать вокруг, чтобы попрактиковаться в подсчете различных чисел, когда учитель говорит им, сколько вещей им следует искать и просит их потрогать, когда они их считают, e.г. «В этой комнате пять человек. Кто они такие?"

Случайные числа

Хотя затем они переходят к счету, последние две идеи, представленные выше, уже предполагают, что учащиеся производят числа или реагируют на них, не обязательно сначала считая. Во всех играх, представленных ниже, они также могут считать на пальцах и т. Д., Но обнаружат, что обучение, которое не нужно делать, увеличит их скорость и, следовательно, шансы на победу.

Самые простые игры - это игры, в которых учитель называет число, а ученики каким-то образом отвечают, например:

  • Бег и касание фигуры на стене
  • Бег и прыжок на фигуру, прикрепленную к полу
  • Бегать и обводить эту фигуру или количество элементов на доске
  • Взять и показать карточку с фигурой на ней
  • Держа столько пальцев
  • Держать столько пальцев между своей группой (каждый должен держать хотя бы один)
  • Держит столько оружия среди своей группы
  • Держа столько предметов
  • Рисование такого количества объектов, например.г. оружие на монстра
  • Написание этой цифры
  • Создание этой фигуры, например из карандашей, скрепок, пластилина или их тел
  • Раскрашивание многих вещей в цвет, который говорит учитель, например «Цвет семь туфель синий»

Чтение чисел от 1 до 10

В большинство вышеперечисленных игр можно играть, когда учитель держит слово, пишет или указывает на слово, а не выкрикивает его. Бросок кубика с написанными числами - это хороший вариант.Учитель также может показывать формы слов, медленно писать слова или показывать слова только с важными буквами (например, F и O для 4), написанными на.

В качестве альтернативы, учитель может выкрикнуть номер, но попросить учеников сделать что-нибудь с записанным номером, например держите правильное написанное число, бегите и шлепните правую карточку с числами на стене или бегите и обведите правильное написанное слово на доске.

Запись чисел от 1 до 10

Учащиеся могут реагировать на выкрикиваемое слово, неполное написанное слово, неправильно написанное слово, форму слова, фигуру, показ нескольких предметов или просьбу пересчитать количество предметов.Студенты могут соревноваться, чтобы добавить пропущенные буквы, исправить ошибки, написать слово магнитными буквами или карточками с буквами или переставить перепутанные буквы.

.

увлекательных способов научить детей считать до 100 -

Мои дети давно считают до 20, но научить их считать выше, например, до 100, может им немного надоесть. Вот почему я собрал 8 занятий, чтобы поделиться с вами. Благодаря команде Creative Preschool у меня есть замечательная коллекция идей, в которых используются рисунки, сенсорные игры, штампы, шарики и бесплатные печатные материалы, чтобы продолжать считать весело! Если ваш ребенок не готов считать до 100, вы можете адаптировать каждое упражнение к тому уровню, на котором он находится.

Как научить детей считать

Мероприятие «100 сердец» от I Heart Crafty Things

100 Color Challenge by Pink Stripey Socks

Научитесь считать до 100: Place the One. Бесплатная распечатка математического задания с помощью щепотки совершенного

Сосчитай до 100 Играй в математическую игру «Сквиш тесто» от School Time Snippets

Count to 100 Printable Snail Activity от Artsy Momma

Мероприятие «100 сердец» от I Heart Crafty Things

Счета для самостоятельного подсчета по фрагментам школьного времени

Считая до 100 Скульптура из бисера, сделанная вручную детским искусством

Спасибо, что узнали у нас сегодня.Если вам понравились эти учебные задания, пожалуйста, прикрепите и поделитесь им с другими, чтобы они тоже получили удовольствие! Любовь, Кэти и детишки

.

Смотрите также

Карта сайта, XML.