Что мешает научиться говорить ребенку с аутизмом. Нарушения речи при аутизмеДефектолог Наталья Керре более 20 лет работает с семьями, в которых растут дети с аутизмом. Ее книга "Особенные дети: Как подарить счастливую жизнь ребёнку с отклонениями в развитии" может быть полезна всем родителям, которым кажется, что с ребенком что-то не так. О том, как может проявляться аутизм, мы уже рассказали. Сегодня — об особенностях речи и общения у детей с аутизмом. Что мешает им научиться говорить и адаптироваться в обществе? ![]() Пока не выявлено каких-то конкретных признаков, позволяющих диагностировать аутизм в младенчестве. Однако родители довольно часто упоминают о двух вариантах поведения детей, у которых впоследствии был диагностирован аутизм. Вариант первый — это чрезмерно тревожные дети, которых трудно успокоить, у которых "сбит" режим, поэтому они путают день с ночью, не успокаиваются, когда их берут на руки, на руках не принимают удобную позу, а застывают, словно дощечки, либо, наоборот, "растекаются" по рукам. Второй вариант — это, напротив, дети очень "удобные", которых всегда всё устраивает, которых можно с первых дней оставлять одних, и они, как вспоминают родители, "всегда могли занять себя сами" и быстрее успокаивались, когда их не брали на руки или гладили, а оставляли в покое. Такие дети могут предпочитать игрушкам рисунок на обоях, крошки, попавшие в кроватку, тени на стене и т. д. Среди общих признаков малышей, у которых затем был диагностирован аутизм, отмечаются обычно: избегание глазного контакта, явное неудовольствие от контактов с людьми (быстрее успокаивается, когда его оставляют в покое), нестабильность слухового восприятия (то слышит обращённую к нему речь, то не слышит). Почему ребенку с аутизмом трудно общатьсяРебёнок без особенностей развития тянется к близкому взрослому, который разговаривает с ним, после трёх месяцев — улыбается в ответ на улыбку, вокализирует, реагируя на обращённую к нему речь. Ребёнок, у которого нет аутизма, с раннего возраста демонстрирует адекватные эмоциональные реакции: быстрее успокаивается, когда мама берёт его на руки, радуется, когда к его кроватке подходят родители, не любит надолго оставаться в одиночестве в комнате. С раннего возраста у детей с аутизмом проявляются проблемы, связанные с социальными навыками (подражание, ориентация на социальные стимулы, концентрация внимания вместе с другими людьми на одних и тех же объектах, распознавание эмоциональных состояний окружающих людей, участие в играх, требующих использования воображения и подчинения общим правилам). В более старшем возрасте такие дети, даже если у них развита речь, редко первыми идут на контакт с окружающими, что может создавать иллюзию "тотальной неконтактности" аутистов. По современным данным, дети с аутизмом хотят общаться не меньше, чем их обычно развивающиеся сверстники, но им сложнее понять, что нужно делать, чтобы наладить общение, они быстро устают и истощаются от общества людей, особенно на многолюдных мероприятиях. У таких детей слабо выражена социальная направленность собственного поведения, а также восприимчивость к социальным аспектам поведения других людей, они редко делятся своими переживаниями и эмоциями с окружающими, хотя зачастую такие дети очень ранимы и восприимчивы, но им трудно распознать и выразить то, что они чувствуют, словами. Дети с аутизмом также испытывают трудности в распознавании эмоций других людей по движениям тела, жестам, выражению лица и голосу, то есть затруднено формирование тех социальных навыков, которые при обычном развитии формируются "автоматически". Аутичные дети отличаются и в выражении собственных эмоциональных состояний. Эти выражения часто характеризуются ограниченным и непроизвольным использованием экспрессивных жестов и эксцентричной, невнятной или непроизвольной мимикой. Вопреки распространённому ранее мнению о том, что дети с аутизмом не испытывают родственных чувств к своим близким, не могут отличить родителей от посторонних людей, результаты современных исследований и наблюдений свидетельствуют об обратном. Большинство детей с аутизмом более восприимчивы по отношению к близким, чем по отношению к незнакомым людям. В присутствии знакомых и родных поведение детей с аутизмом более социально, они скучают, когда близких нет рядом, быстрее успокаиваются рядом с родителями, прибегают к их помощи при изучении окружающего мира. То есть при аутизме наблюдается не тотальная неспособность к формированию привязанности, а дефицит навыков, которые позволяют понимать социальную информацию и реагировать на неё привычным для большинства людей способом. У аутичных детей присутствуют проблемы, связанные с сонаправленным социальным вниманием, то есть способностью направить внимание другого человека на объект общего интереса, которая в норме проявляется к 12-15-месячному возрасту. Ребёнок с аутизмом может принести другому человеку интересующий его предмет или указать на него, но он, как правило, делает это только в тех случаях, когда хочет, чтобы другой человек что-то для него сделал: дал игрушку, конфету, помог включить телевизор. При этом ребёнок не стремится установить с другим человеком контакт и найти с ним общий интерес, чтобы получить удовольствие от самого процесса общения. Он редко привлекает окружающих, чтобы поделиться с ними эмоциями от познания окружающего мира: показать взрослому красивую бабочку, заинтересовавшую машину, кошку. Разглядывая человеческое лицо, дети нередко обращают внимание на отдельные его части: нос или рот, не воспринимая лицо в целом (у детей с аутизмом обычно наблюдаются проблемы с запоминанием и узнаванием лиц, дети могут не узнать человека, если он по-другому одет, надел шапку или сменил причёску). ![]() Развитие речи при аутизмеПри аутизме часто встречаются серьёзные нарушения речи и общения, которые проявляются в раннем возрасте и сохраняются длительное время, в особо тяжёлых случаях — на протяжении всей жизни. Один из первых признаков нарушения речи при аутизме — неполное использование доречевых средств общения: ребёнок не использует жесты для того, чтобы привлечь внимание взрослого к тому объекту, который его заинтересовал (хотя может показывать на тот объект, который хочет, но не может достать). Например, не показывает маме на рыбок в аквариуме, которые привлекли его внимание, но показывает (собственной рукой или используя руку взрослого) на ту игрушку на полке, которая ему нужна: то есть использует инструментальные жесты для того, чтобы ему помогли осуществить желаемое, но не использует экспрессивные жесты для передачи собственных чувств. Многие дети с аутизмом начинают говорить с существенной задержкой. Часто родители отмечают, что ребёнок начал говорить в соответствии с возрастной нормой, но затем речь постепенно регрессировала либо произошла резкая остановка речевого развития. Когда дети начинают говорить, речь отличается своеобразием: она на первый взгляд вообще слабо соотнесена с ситуацией, в которой происходит общение. Аутичные дети, в отличие от детей без особенностей, отдают предпочтение неречевым звукам. У многих из них наблюдаются реверсия местоимений (ребёнок не говорит о себе "я", называет себя во втором или третьем лице, например вместо "Я хочу конфету" скажет "Ты хочешь конфета", "Серёжа хочет конфету") и эхолалия, когда ребёнок в ответ либо повторяет ответ, немного изменив интонацию: "Ты пойдёшь гулять?" — "Ты пойдёшь гулять" (ответ утвердительный), либо использует цитаты из рекламы, любимых мультфильмов: "Ты хочешь есть?" — "Кетчуп „Хайнц“ — лучший кетчуп" и т.д. Кроме того, иногда ребёнок произносит раз за разом слова либо цитаты вне ситуации общения (причём и слова, и цитаты могут быть довольно сложными). Часто эхолалия расценивается семьёй и специалистами как серьёзное и безнадёжное нарушение речи, и они не всегда над ней работают. Однако появление эхолалии — это хороший знак, потому что в случае с аутизмом она свидетельствует о том, что ребёнок хочет общаться, хоть и не очень понимает, как это нужно делать, и использует доступные ему средства. По механизму использования эхолалия очень похожа на то, как человек учит иностранный язык: сначала заучивает ряд шаблонов, затем осваивает импровизацию. У детей с аутизмом серьёзно страдает "интуитивное чувство языка", которое в норме является врождённым, и они действительно учат родной язык как иностранный. Если ребёнку не помогать — речь может так и остаться на уровне только шаблонов и её использование с целью коммуникации будет грубо ограничено. Однако, если над эхолалией целенаправленно работать, в большинстве случаев на её базе можно развить у ребёнка речь, более или менее приближенную к привычной нам, хотя процесс это и не очень быстрый. Некоторое своеобразие, ограниченность и "штампованность" речи могут остаться на всю жизнь, но это будет тот уровень, который позволит продуктивно общаться с окружающими и успешно социально адаптироваться. Также у детей часто возникают проблемы с согласованием слов на грамматическом уровне, им трудно понять переносный смысл ("крутая гора — крутое яйцо — крутой парень" и т.д.), отгадывать загадки, трактовать пословицы и поговорки. Часто понимание фразы закрепляется за той ситуацией, в которой она была употреблена. (Девочку ругают в школе за то, что она дерётся. Фраза "Нельзя хулиганить" для неё относится только к ситуации "Нельзя драться" и совсем не переносится на другие неодобряемые социально ситуации.) Детям трудно понимать сложные инструкции. Поэтому на первоначальном этапе коррекции, общаясь с детьми, нужно употреблять максимально простые фразы, чёткие инструкции, по возможности избегать уменьшительно-ласкательных форм слова, потому что для аутичного ребёнка "мяч" и "мячик" могут быть совершенно разными предметами, никак друг с другом не связанными. Дети с аутизмом, как правило, с трудом осваивают речевой этикет ("спасибо", "пожалуйста", "здравствуйте", которые нейротипичный ребёнок осваивает автоматически с небольшими подсказками взрослых, для малыша с аутизмом будут совершенно нулевой информацией, не несущей никакой смысловой нагрузки, и употреблять он их, естественно, не будет). В более старшем возрасте у детей с аутизмом возникают проблемы с пониманием и пересказыванием прочитанного, ответами на вопросы и т.д. Таким образом, огромная часть речевых проблем связана с тем, что дети не понимают, что речь можно использовать для общения, передачи информации, решения социальных вопросов. Как научить говорить ребенка с аутизмомОзначает ли всё это, что ребёнок с аутизмом никогда не сможет полноценно коммуницировать с окружающим миром? Конечно нет. Кропотливая и длительная работа позволяет развить его речь до более-менее приемлемого уровня, научить соблюдать нормы речевого этикета, общаться с семьёй и внешним социумом. Правда, часть детей с аутизмом так и не начинает говорить, однако даже у них можно улучшить понимание обращённой речи, научить их выполнять инструкции. Возможно, в этом случае вам поможет обучение методам альтернативной коммуникации — с использованием карточек, планшета и т.д. Однако я считаю, что сначала имеет смысл попробовать развить устную речь, а вот если подвижек в этом направлении не будет — только тогда обратиться к альтернативной коммуникации. Порой аутичные дети показывают удивительные и вроде бы неожиданные результаты. В большинстве своём они очень рано осваивают буквы, многие легко учатся читать (обычно для них методика обучения глобальному чтению продуктивнее традиционной методики послогового чтения). Ни в коем случае не игнорируйте возможность использовать навык чтения для развития устной речи: иногда ребёнку проще отвечать на те вопросы, которые написаны, осваивать новые слова и правила построения фразы по тексту, который у них перед глазами. Развитие речи - StopAutismНАЧАЛО РЕЧИ У АУТИСТА. КАК РАЗВИТЬ РЕЧЬ. КАК ПРОДВИНУТЬСЯ В РЕЧИ У РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ. ЧТО ПРЕДПРИНЯТЬ В НАЧАЛЕ. ПЕРВЫЕ ШАГИ В РЕЧИ. Речь сложный, важный и очень трудный процесс для большинства детей с аутизмом. Из 50 детей чья история мне подробно известны трудностей с речью и ее использованием не было только у нескольких детей. Эти дети всегда говорили, их речь началась вовремя и были трудности только с темами на которых дети циклились и в отработке диалога. Чаще же всего дети с аутизмом вообще не овладевают речью сами, речь не приходит вовремя и учится трудно, требуется спецпомощь по всем фронтам. Речь — это средство общения и выражения своих потребностей. Не говорящего ребенка как можно раньше нужно учить звукам, словам, привлекать внимание к речи, книгам, буквам и т.д. Если речь затруднена, надо учить ребенка жестам или карточкам(Пегс), что бы он все равно мог выразить свои желания. Важно что бы до семи лет были сделаны все попытки научить ребенка говорить и выражать себя.
К полутора годам мой ребенок не заговорил, мало лепетал, визжал. К двум годам мы утратили понимание речи полностью, остались вокализации и мычания. Не было ни мотивации учиться, ни желания общаться, никогда не было указательного жеста. Как и у многих были истерики, проблемы с поведением, с настроением, ЖКТ , еда не переваривались,трудности с обучением, взаимодействием и имитацией…С двух лет мы знали диагноз и вели упорную борьбу по всем фронтам, сенсорные нарушения, общение, обучение через АБА, учились сначала имитировать, контактировать, вызывали КАЖДЫЙ звук, закрепляли, использовали, ставили новые…(наша история) Но все трудности и проблемы были впереди. Знание предметов и названий это был только этап. Но еще не речь. Не предложения, ни диалог. Это был этап ЭХА и расширения словарного запаса. Впереди было много работы. Которая предстоит скорее всего и Вам. Каждым этапом в развитии речи ребенка с атизмом мы делимся на страницах блога и в Уроках для аутиста. Для начала речи необходимо: — необходимо понять, что мешает ребенку слушать и говорить, не мешает ли что то физическое? Если у вашего ребенка нарушено восприятие каких либо органов чувств, есть слабая и сверхчувствительность восприятия, он нездоров, вял, апатичен или наоборот бегает от стенки к стенке , плохо спит, нарушено ЖКТ и ферментация…необходимо сначала решить эти первостепенные проблемы. Здесь вам помогут знания из области сенсорной интеграции и питания, витаминная поддержка ребенка. Ведь когда ребенок здоров, он РАЗВИВАЕТСЯ! — научить ребенка имитировать, речь тоже имитация просто более сложная. Сначала крупные движения тела, руками, имитация с предметами, потом имитация языком и звуки. Попробуйте перед зеркалом открывать рот и закрывать, высовывать язык, губы трубочкой, причмокивать. Вознаграждайте любимой вкусностью такие мини-уроки и задания. -струя воздуха! Можно втягивать и выдувать воздух, брызгаться ртом как дельфинчик. Научите ребенка дуть, на мыльные пузыри, используя трубочки или в дудочку, трубу. Попробуйте использовать для этого навыка свечку, свечку можно поставить в банку и дуть туда, можно попробовать задувать огонек для наглядности резиновой игрушкой, можно привлечь внимание ребенка и зажечь свечку в темноте. Купить декоративную, плавающую свечу и т.д. ПОДРОБНЕЕ О ДЫХАНИИ — если у ребенка физическая проблема с проговаривание звуков, языком, можно записаться на мануальный или логопедический массаж. Самому делать массаж ручек и ног. Активизировать мелкую моторику. И крупную. Дети развиваются через игру. — необходим интерес к речи, речь учится через ИСПОЛЬЗОВАНИЕ! Прислушайтесь к звукам вашего ребенка. Выпишите ВСЕ что ребенок может произнести и используйте это. Скомбинируйте звуки в слоги. Или придумайте на каждый звук слог СМЫСЛ. Может сказать КА — это будет просьба печенки. Может сказать ИИИИ — пусть просит таким образом играть в планшет. Ничего не давайте бесплатно. Пусть игра скажи — повтори — попроси станет частью вашей жизни (АБА, МБА) -Если уже понимает, но еще затрудняется, используете ли вы ПОДСКАЗКИ? Говорите ли коротко, привлекаете ли сначала внимание к объекту или картинке. Используете ли САМЫЕ простые книги когда обучаете, не перегруженные деталями, лучше просто карточки с подписанным названием. Все предметы которые называем подносим к ребенку ближе или указываем на него, лучше рукой ребенка. Хорошо бы и карточки повесить. Например одеваемся в коридоре ШАПКА говорите вы, показываете на стене картинку, потом показываете на предмет одежды. Потом даете ребенку и говорите контрольно — ШАПКА. -Расширяем количество звуков,слогов, вызываем и закрепляем новые. Поддерживаем интерес к музыке, речи, подражанию. Попыткам что то произнести, вокализировать. Когда получается новый звук или слог закрепляем его. Записываем, отрабатываем за вкусности. Комбинируем, наращиваем словарный запас из легких, важных для ребенка слогов-слов. Говорим одинаково, коротко, четко. В момент когда ребенок смотрит и видит, формируем указательный жест и сами активно им пользуемся! Что может помочь в развитии речи: Глобальное чтении— это чтение слов целиков. Карточки с крупно написанным печатными буквами словами, которые ребенок читает целиком и запоминает, а буквы вычленяет самостоятельно. Тренируется зрительная память, внимание, мышление, импрессивная речь. Можно купить методику целиком «Чтение с пеленок»-«Умница», мы покупали комплекты для чтения с рук, на авито. Можно печатать новые слова и картинки самим. А так же в любом книжном есть множество карточек на разные категории и нужды. Методика Доман активно представлена в играх для планшетов, на ютубе. Особенно рекомендую мультфильмы про обезьянку читалку. Это целая серия мультфильмов и уроков по обучению чтению, через которую и заговорил мой ребенок. (ТУТ наш опыт и коллекция материалов и презентаций для занятий). Снимайте САМИ учебные видео, ведь можно один раз записать как вы читаете стихи или показываете карточки, снимайте губы и карточку как можно ближе, усилено артикулируйте. Я записывала и аудио и видео учебные ролики, то чему хотела научить, как рисую, как рассказываю потешку, как читаю Репку…Часто дети не хотят смотреть на нас, но любят мультики и отлично учатся (видеомоделирование)
ПОМНИТЕ. Кроме фундамента(слух, здоровье, кишечник) У ребенка с аутизмом основная проблема в МОТИВАЦИИ! Он не мотивирован на общение, не стремиться УГОДИТЬ, поэтому он не учится имитировать, не стремиться услышать и повторить! Поэтому работаем над этим прежде чем вызывать речь. Строим СТЕНЫ: взаимодействует=слышит=пытается выполнить=понимает. И тогда речь обязательно придет. Используйте любую мотивацию для обучения вашего ребенка! Ведь именно ее не хватает ребенку чтобы начать учиться! Преодолев барьер НЕ ХОЧУ учиться, ребенок будет двигаться в разы быстрее!
Желаю чтобы Ваш ребенок не просто говорил, но и делал это ОСОЗНАННО!
Подробнее о развитии речи написано в УРОКАХ ДЛЯ АУТИСТА: — Понимание речи. Взаимодействие и имитация. Интерес к речи. Наш самый первый опыт в речи описан в книге «Как я снова начала улыбаться», книга выложена в помощь всем мамам Главе 15 «Речь или как добиться первых успехов»
В 3,5 года первые слова через методику Доман — чтение. Без визуальной подсказки и опоры заговорить не мог как мы не старались. Первые звуки ставила отдельно. Не знал как складывать язык губы…Есть опыт на блоге в Уроках http://stopautism.ru/уроки-для-аутиста/ До пяти лет так и были называния предметов и слов. Долго не могли перейти на словосочетания и вообще, уйти с называния предметов. Долго не понимал глаголов, прилагательных, то есть учил все что можно посмотреть потрогать и показать…. Диалога не было никакого! Кроме за ученого Что висит на потолке-люстра. На вопросы о себе-путался. В пять наконец-то освоили ДА и НЕТ. В шесть уже шаблоны-предложения, готовые фразы появились но и из мультиков тоже, так что был целый фонтан речи от которой уставали все…. Предложения в основном использует шаблонные: можно попить? можно в окошко посмотреть? Задает вопросы где мама, папа, любимая книжка или машинка. Куда пойдем, комментирует дни недели и планы если знает. Часто повторяет особо впечатлившие фразы. То есть даже сказанные однажды или услышанные. То есть как бы зацикливается. Занятия как таковые за все года были каплей в мооооореееее. И вернувшись назад я бы поменяла многое в сторону не занятий, а терапий изнутри, работы над ПРИЧИНАМИ, а не симптомами еще больше. Ну и правильные шаблоны: то есть я говорю от лица Максима «мне не нравится, я хочу, потому что я…». Одинаково — то есть ставлю шаблоны правильной речи. Особенно хорошо учится Максим у младшего ребенка. Его просьбам, словам, фразам и речи! Больше всего берет через ЧТЕНИЕ и через наглядность. Чтение вообще сыграло важную роль в становление речи. Так как именно на писаный текст и под писаные картинки явления, презентации обучающие и видео были основой нашего обучения! Текст который написан он не меняется, всегда одинаков и понятен. Чтение невероятное подспорье для всех детей которых я знаю. Сейчас Максим все свободное время читает тетради, книжки, карточки, энциклопедии, подписи, картинки, в интернете, а значит учится самостоятельно!!!
Я думаю в речи у нас все будет ХОРОШО! Мы научимся и окончаниям и предлогам и суффиксам и склонениям через русский язык, чтение, презентации и видео, удачные пособия и книги. Через методику Жохова и собственные уроки по битам которые я готовлю Максиму, наушники, ютуб, видео, садик, школу… Через пример, шаблон, наглядность… С Максимом уже можно разговаривать! Чуть хуже идут вопросительные слова их много и от них зависит ответ. С ними работаем отдельно и их надо как бы сыну тоже понять и квалифицировать…Рассказываем стихи, учимся петь Главное Максим СЛЫШИТ, ПОНИМАЕТ,не молчит, не игнорирует вопросы, пытается подумать, ответить, спрашивает сам и комментирует, шутит… ИНТЕРЕСУЕТСЯ речью и миром вокруг — это самое важное! Как я и мечтала, Максим ГОВОРИТ и говорит все лучше, четче и понятнее и правильнее! Понравилось? Поделитесь в соцсетях! Логопедическая работа с аутичными детьми на начальном этапе (из опыта работы)Пятчиц Марина Викторовна, учитель-логопед ГБУ ГППЦ ДОгМ Расстройства аутистического спектра – это общее расстройство развития, характеризующееся стойким дефицитом способности поддерживать и инициировать социальное взаимодействие и социальные связи. Приоритетная задача учителя-логопеда в работе с детьми с аутизмом – формирование и совершенствование языковых средств и формирование возможности использования речи как инструмента коммуникации. На сегодняшний момент данное заболевание недостаточно изучено, а широкий спектр проявлений затрудняет его диагностику. Очень важно, как можно раньше выявить у ребенка аутизм и скорректировать навыки общения еще до поступления в школу. В общепринятой практике коррекционная работа с аутичными детьми проводится рядом специалистов: логопедов, дефектологов, психологов. Такое комплексное взаимодействие приводит к положительному результату. Если педагоги знают закономерности развития аутичных детей, то они могут многому научить их. Сам коррекционный процесс с ребенком с аутизмом начинается с установления контакта тактильного и вербального. В связи со специфическими психическими особенностями детей с аутизмом, установление контакта происходит весьма длительное время. Как правило, аутичный ребенок вначале никак не реагирует на инструкции, задания логопеда, предложенные игры. Но постепенно можно переходить к тактильному контакту с ребенком: пробовать взять его руки в свои, погладить пальчики. При этом, попробовать проговаривать слова какой-либо потешки или детской песенки. Например: 1. Солнышко лучами Гладит нас, ласкает. Солнце, как и мама, Лишь одно бывает. 2. Сорока, сорока, Где была? Далеко. Дрова рубила, Печку топила, Воду носила, Кашку варила, Деток кормила. Если это вызывает сопротивление, игру следует прекратить, а на следующем занятии вновь предпринять попытку тактильного контакта. Если игра не вызывает отторжения, мы ее включаем в занятие и используем длительное время, не оставляя попыток ввести новые игры. Разученные игры должны включаться и в домашние занятия с ребенком родителями. Начиная занятия с ребенком с аутизмом не нужно стремиться к быстрому установлению контакта, чтобы не испугать его. Учитель-логопед находится как бы на расстоянии, предлагая ребенку задания и игры с учетом его желания. Если игра не вызвала отклика, то заменяем ее на другую. Запас различных вариантов игр и заданий в арсенале педагога всегда должен быть наготове. На первых этапах в построении занятия мы следуем за ребенком, его желаниями и предпочтениями. Если ребенок отказывается заниматься за столом, мы предлагаем попробовать на ковре, но при этом пытаемся привлечь его внимание к столу, оставляя там заинтересовавшие ребенка игрушки, картинки и другие вещи с прошлых занятий. Есть вероятность, что малыш подойдет к столу и даже сядет на стульчик. При любом негативном отношении аутичного ребенка к заданию, игре или игрушке, их сразу стоит отложить. Но в следующий раз мы опять пробуем вновь ввести их. При спокойной, доверительной обстановке и постепенном привыкании у ребенка исчезнет страх, чувство скованности, он будет легче принимать новую ситуацию. Для самых первых игр лучше всего выбрать различные пирамидки, матрешки, кубики, рамки-вкладыши, простые конструкторы, объемные буквы, цифры. С таким игровым материалом ребенок способен играть длительное время и с большим удовольствием. Если у ребенка что-либо не получается, педагог тактично и очень ненавязчиво подсказывает или оказывает необходимую помощь. Ход игры мы сопровождаем речью. Голос при этом спокойный, негромкий, убаюкивающий. Одна из значительных трудностей в работе с ребенком с аутизмом – это установление вербального контакта. Очень редко у таких детей наблюдается полноценная речь. Чаще всего это монотонные звукоподражания. В связи с этим, все усилия учителя-логопеда направлены на развитие речи как средства коммуникации. Как показывает опыт, для достижения эффективности в логопедических занятиях с ребенком с аутизмом, необходимо продумать четкий план занятия и следовать ему. Данное условие способствует уверенности и спокойствию ребенка. Даже небольшие отклонения от плана могут вызвать бурную негативную реакцию. Особенно на первых порах, когда контакт с ребенком еще только налаживается. Очень хорошо себя зарекомендовали в этом плане картинные варианты предстоящих заданий. Данные картинные планы, по мере их выполнения, можно убирать или переворачивать обратной стороной к ребенку. Главное, чтобы подобных заданий было немного, особенно на первых этапах. Постепенно можно пробовать добавлять новые карточки-задания. Если реакция на их введение негативная, откладываем карточку до следующего занятия. Данный процесс может пройти быстро, а может и затянуться на несколько месяцев. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Если у ребенка совсем отсутствует речь, то на первых этапах работы, важно добиться какой-либо голосовой реакции на стимул, то есть преодолеть речевой барьер. Мы используем самые разнообразные пособия: игрушки, картинки, предметы-заместители. Простейшие звукоподражания (самолет летит: У-У-У! птичка поет: ИИ-И! волк рычит: Ы-Ы-Ы! стиральная машина гудит: Н-Н-Н! ежик фырчит: Ф-Ф-Ф!) будут способствовать накоплению активного словаря у ребенка на первом этапе логопедической работы с ним. Обязательным условием, которое будет способствовать эффективности логопедической работы на данном этапе, является многократное повторение одного и того же речевого материала. Всякое проявление речи следует поощрять и постараться избегать слов «скажи», «повтори», так как на эти просьбы у ребенка уже могла выработаться негативная реакция. Учитывая, что у детей с аутизмом снижена подражательная речевая деятельность, нужно стремиться создать такие условия, при которых у малыша возникла бы потребность произнести самые элементарные звуковые комплексы. От простейших звукоподражаний постепенно пробуем переходить к более сложным: девочка заблудилась: АУ! малыш плачет: УА! ослик кричит: ИА! собачка ест: АМ! девочка спит: БАЙ! и т.п. Накопив достаточное количество звукоподражаний можно переходить к произнесению простейших слов, а затем и простейшим фразам. Приведу пример из практики. Индивидуальные занятия посещал трехлетний неговорящий мальчик Федя. Единственное, что у него вызывало интерес – это была пожарная машина. Используя эту игрушку, мы начали работу по развитию речи. После достаточно длительного этапа привыкания с плачем, попытками сломать мебель и игрушки в кабинете, залезанием под стол, ползанием и раздеванием, постепенно перешли к целенаправленной работе. Вначале мы вместе с Федей учились гудеть как сигнализация, потом сигналить другим машинам. Мы озвучивали процесс залива воды в баки, тушение пожара, откручивание гаек при ремонте и т.п. Постепенно появлялись новые персонажи, которых мы, по мере речевых возможностей Феди, пытались озвучивать. Сейчас пожарная машина уже не актуальна. Феде стали нравиться буквы, и он с увлечением их рассматривает, складывает из подручных материалов, пишет на доске, «превращает» одну букву в другую. На данный момент Федя говорит простыми предложениями. Вербальный контакт устанавливает не только с педагогом и родственниками, но и с другими людьми. В качестве примера хочется выделить игры на подражание, которые я активно использую в работе с детьми с аутизмом: 1. Игра «Покажи нос» Логопед называет и показывает на себе части тела, а затем на ребенке, сопровождая показ стихотворением: Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть. Ты смотри, не зевай, Что сейчас тебе скажу И при этом покажу. 2. Игра «Сделай, как я» Действие по тексту. Ладошки вверх! Ладошки вниз! А теперь их на бочок! И зажали в кулачок! 3. Игра «Полетели» Несколько усложненный вариант игры в ладушки. Полетели-полетели, На головку (ноги, живот, шею, подбородок, локти и т.д.) сели. Игру ведем по очереди: взрослый – ребенок. Для детей постарше: если ребенок знаком с понятием право и лево, можно давать команды для разных рук. Например, «правая рука села на живот, а левая – на макушку», или «левая – на правое ухо, а правая – на левую коленку». 4. Игра «Где же» Где же … (имя) (2 раза)? Тут! Тут! Тут! Где же … (папа) (2 раза)? Тут! Тут! Тут! 5. Игра «Наши ручки» Действие по тексту Наши ручки хлопают: Хлоп-хлоп-хлоп. Наши ножки топают: Топ-топ-топ. Голова качается: Раз, два, три. Ротик улыбается – посмотри! 6. Игра «Что пропало»? Прячем руки за спину и читаем приговорку: У меня пропали ручки, Где вы, рученьки мои? Раз, два, три, четыре, пять, Появитесь вы опять! Повторяем игру, пряча различные части тела (например, закрывая руками глаза). Меняемся ролями с ребенком – теперь водит он. 7. Игра «Что мне нравится» На слово «нет» – трясти пальчиком, на слово «да» – качать головой Мне нравится говорить: Нет, нет. Мне нравится говорить: Нет, нет, нет. Мне нравится говорить: нет, нет, нет, нет. Аналогично выполняется со словом «да». Работа с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра длительна во времени. Глубина аутистических расстройств не позволяет учителю-логопеду сразу приступить к развитию произносительной стороны речи. До начала работы над речевой функцией необходима предварительная работа по установлению контакта с ребенком, развитию понимания обращенной речи. Как показывает опыт работы – начальному этапу логопедической работы с детьми с РАС важно уделить особое внимание и время. И при этом сделать все, чтобы у ребенка формировался интерес – это один из важных показателей эффективности логопедической работы. Список литературы: 1. Закревская О.В. Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2015. 2. Климонтович Е.Ю. Увлекательная логопедия. Пособие по развитию речи. М.: Центр лечебной педагогики, 2010. 3. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: методическая разработка. М.: Теревинф, 2016. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Развитие речи у ребёнка-аутистаОдно из основных расстройств в клинической картине аутизма — это нарушение коммуникации. Ребёнок-аутист не просто не умеет разговаривать — он не умеет общаться с окружающими, выражать свои желания, намерения и т.п. Поэтому поведенческая терапия при аутизме фокусируется на развитии у ребёнка навыков общения, в первую очередь невербального. Многие родители ошибочно полагают, что занятия с логопедом должны помочь аутисту заговорить. Но это совсем не так. Логопед развивает механику речи: моторику языка, губ, лицевых мышц. Но в отсутствие базовых, невербальных навыков общения всё это не будет иметь значимого эффекта. Поэтому нет ничего удивительного в том, что родители могут несколько лет подряд заниматься с логопедом, но ребёнок-аутист не только не начинает произносить слова, но и по-прежнему испытывает трудности в коммуникации. Читайте также ![]() Мифы об аутизме Учить ребёнка-аутиста общаться нужно с того, чтобы дать ему возможность выражать свои желания и эмоции альтернативными способами. Развитие коммуникативных навыков начинается, как правило, с того, что терапевт вместе с родителями учит ребёнка попросту указывать на желаемый предмет, одновременно проговаривая его название и действия, которые они с ним производят. Задача терапии на данном этапе — удерживать внимание ребёнка и пытаться ненавязчиво включить его в этот опосредованный процесс коммуникации. На первый взгляд и эта задача может показаться сложной, и здесь хорошим подспорьем станут специальные карточки, которые обозначают отдельные предметы или действия. Используя эти карточки, мы вводим систему альтернативной коммуникации, которая служит промежуточным звеном между невербальным и словесным общением с аутистом. Ребёнок начинает общаться посредством карточек, сначала указывая на них вместо предметов, которые они символизируют, а затем обозначая желаемые действия с их помощью.
Параллельно родители проговаривают названия предметов и действий, стараясь сделать так, чтобы ребёнок запомнил и, насколько это возможно, попытался их воспроизвести. Даже если это будет только попытка, нечленораздельное мычание с его стороны, это может считаться достижением, которое открывает новые возможности в общении с ребёнком-аутистом. Поэтому, руководствуясь принципами поведенческой терапии, мы должны поощрять любые попытки ребёнка назвать желаемый предмет или действие. Уже в первый месяц работы с карточками ребёнок-аутист способен научиться произносить от 5 до 20 слов. Но приобретение полноценных навыков вербального общения может занять несколько лет. Задача родителей на этом этапе — не снижать темпы развития и регулярность занятий с ребёнком за пределами реабилитационного центра. Как помочь невербальному ребенку с аутизмом говоритьПримерно одна треть детей с аутизмом невербальны. Это означает, что они никогда не учатся говорить больше, чем несколько слов в своей жизни. Почему мой аутичный ребенок не может говорить?Может быть несколько причин, по которым ребенок с аутизмом не разговаривает. Первичный идентифицирующий аспект невербального аутизма - это определить, говорит ли человек четко или без помех. Хотя есть люди с аутизмом, которые могут испытывать трудности с разговором взад и вперед, это не невербальные аутичные люди.Те, кто невербален, вообще не говорят на . Давайте посмотрим, почему это может происходить. Дети с аутизмом могут потерять способность говорить позже, поскольку симптомы расстройства со временем ухудшаются. Человек также может страдать от апраксии . Это может привести к тому, что человек не сможет сказать то, что он на самом деле хочет сказать. Аутистов также могут страдать от эхолалии , то есть повторения слов и фраз.Это также может помешать четкому общению. Прочтите: Как лечить эхолалию у ребенка с аутизмом Кроме того, невербальный аутизм имеет социальные, поведенческие симптомы и симптомы развития. Социальные симптомы: Трудности социального взаимодействия являются отличительным признаком расстройства аутистического спектра. Обычно люди избегают зрительного контакта . Они не отвечают, когда их зовут. Это может привести к тому, что человек будет чувствовать себя обделенным и изолированным, и может привести к депрессии. Симптомы развития: Каждый человек уникален . Каждый аутичный человек развивается с разной скоростью. Хотя ребенок может развиваться обычными темпами, его развитие может задерживаться после 2 или 3 лет. Это также может относиться и к речи. Поведенческие симптомы: Люди с аутизмом строго придерживаются распорядка дня. Прерывание этого распорядка или расписания может их расстроить. У некоторых действительно особые интересы и навязчивые идеи по поводу определенных предметов и тем.У них может быть непродолжительное внимание, из-за чего они переключаются с одного на другое, что может повлиять на общение. Поведенческие симптомы действительно различаются для каждого человека. Не у всех людей проявляются одинаковые симптомы, и с возрастом симптомы могут улучшаться. С возрастом они становятся менее разрушительными и серьезными. С помощью логопеда и речевых вмешательств невербальные аутичные дети могли вовремя научиться вербально, при правильной и постоянной помощи и поддержке. Невербальный аутичный двухлетний ребенок может не отвечать, когда его зовут по имени. Невербальный аутичный трехлетний ребенок не может притворяться 4-летний невербальный аутист может повторять слова и фразы, не имеющие смысла Невербальный аутичный пятилетний ребенок может иметь проблемы с интерпретацией жестов в обстановке общения. Причины аутизмаОкончательная причина аутизма все еще изучается. Однако исследования показывают, что у расстройства нет единой причины. Аутизм, по-видимому, возникает в результате сочетания генетических факторов и факторов окружающей среды. Установлено, что эти факторы влияют и увеличивают риск развития у ребенка расстройства аутистического спектра. Повышенный риск не означает, что у человека обязательно разовьется заболевание. Некоторые люди, у которых есть факторы риска, связанные с аутизмом, не страдают этим расстройством. Исследования показывают, что расстройство:
Генетические факторы риска: Было обнаружено, что генетика влияет на риск некоторых форм аутизма. Известно, что если у человека есть брат, сестра или родитель с РАС, у них больше шансов заболеть этим расстройством. Кроме того, некоторые заболевания были связаны с расстройством аутистического спектра.Генетические нарушения, такие как синдром ломкой Х-хромосомы , включены в эти состояния. Факторы риска окружающей среды: Некоторые эксперты предполагают, что воздействие тяжелых металлов и токсинов в окружающей среде может повысить риск развития РАС. Кроме того, CDC указывает, что дети, рожденные от родителей старшего возраста, имеют более высокий риск развития расстройства аутистического спектра. Некоторые лекарства, отпускаемые по рецепту, такие как талидомид и вальпроевая кислота, также связаны с развитием аутизма. Как можно видеть, и генетика, и окружающая среда могут определять, разовьется у ребенка аутизм или нет.Аутизм - это НЕ , вызванный вакцинами. В результате многочисленных исследований, проведенных по этому поводу, был сделан вывод, что заболевание не вызвано вакцинами. Печально известное исследование, проведенное в 1998 году, предполагающее связь между аутизмом и вакциной против кори, паротита и краснухи (MMR), было несколько раз опровергнуто и отозвано в 2010 году. Диагностика невербального аутизмаНе существует специального единого теста, который определяет невербальный аутизм. Для диагностики расстройства проводится многоэтапный процесс. Когда ваш ребенок находится у педиатра, он будет первым поставщиком медицинских услуг, который оценит наличие РАС. Родители и опекуны сообщат врачу о своих опасениях, если заметят какие-либо симптомы. Затем педиатр может запросить различные тесты, чтобы исключить другие возможные причины соответствующих симптомов. Они могут проводить медицинский осмотр, анализы крови и снимки МРТ или компьютерной томографии. Педиатры направят вашего ребенка к специалисту, если они подозревают расстройство аутистического спектра.Специалисты оценят историю болезни ребенка, а также родителей. После всестороннего тестирования можно использовать тесты, специфичные для аутизма, для подтверждения диагноза расстройства. Эти тесты включают в себя третье издание рейтинговой шкалы детского аутизма (GARS-3) и график диагностики аутизма, второе издание (ADOS-2). Они помогут врачам определить, есть ли у ребенка невербальный аутизм.
Болтают ли невербальные аутичные малыши?Около 40% аутичных детей не говорят.Некоторые другие могут говорить, но при этом имеют ограниченные языковые и коммуникативные навыки. Журчание происходит, так сказать, когда новорожденный тренируется в речи. Они открывают и закрывают рты, по-разному шевелят языком. Когда обычно развивающиеся дети начинают лепетать, у них рано начинает развиваться речь. Люди с аутизмом иногда издают определенные бессмысленные звуки речи. Они называются жаргоном . Иногда это самостимулирующее поведение. Как правило, они не привыкли общаться с другими людьми. Уровень лепета у невербальных аутичных людей ниже, чем у их обычно развитых сверстников. Однако лепет может быть предвестником речи у аутичного ребенка с задержкой речи. Исследования показывают, что у большинства невербальных 4-летних детей с аутизмом может развиться разговорная речь, если они имеют относительно сильную социальную активность и не имеют умственной отсталости. Если невербальный ребенок с аутизмом бормочет, глядя в глаза или жестикулируя в сторону других людей, над этим поведением можно поработать, чтобы использовать его в качестве инструмента для значимого социального и коммуникативного обмена. Когда решается, что аутичный ребенок вербальный / невербальный?Каждый человек развивается по-своему. Однако исследования показали, что от одной трети до половины родителей детей-аутистов замечают проблемы до первого дня рождения своего ребенка. Кроме того, от 80% до 90% сталкивались с проблемами до того, как ребенку исполнилось 2 года. Есть определенные симптомы, которые могут указывать на то, что у ребенка вербальный / невербальный аутизм. Вот некоторые:
Как научить аутичного ребенка говоритьХотя от аутизма нет лекарства, существуют методы лечения и вмешательства, которые помогут человеку научиться общаться. Важно помнить, что каждый ребенок уникален. Одно усилие, которое работает с одним ребенком, может оказаться бесполезным для другого. Кроме того, хотя ребенок с аутизмом может научиться общаться, это не всегда происходит с помощью разговорной речи. Невербальные аутичные люди могут жить полноценной и комфортной жизнью с помощью лечения и помощи. Вот некоторые варианты лечения невербальных аутичных людей: Лекарство: Не существует лекарства, которое специально лечит аутизм.Однако некоторые лекарства могут помочь облегчить связанные с этим симптомы и состояния. У ребенка может быть тревога или депрессия, и лекарства могут помочь с этим. Консультации: Родители и опекуны, а также братья и сестры человека с аутизмом могут действительно получить пользу от терапии. Посредством консультирования они могут научиться справляться с проблемами невербального аутизма и научиться подходить к ситуации для достижения положительных результатов. Образование: Дети с аутизмом очень хорошо реагируют на структурированные занятия.Эти занятия могут помочь им развить навыки и поведение, которые будут полезны в общении. Они могут приобретать социальные и языковые навыки, одновременно получая образование и работая над своим развитием. Каким будет будущее невербальных детей?Невербальные дети с аутизмом могут жить комфортно и качественно. Важно, чтобы при правильной помощи они могли приобрести необходимые навыки для нормальной жизни. Несмотря на невербальность, дети с аутизмом используют другие методы для общения.Определенные стратегии, которые мы обсудим здесь, могут быть использованы для усиления этих методов и добавления к ним. Неспособность говорить, чтобы общаться, следует рассматривать не как неудачу, а как проблему, которую можно преодолеть. Хотя волшебного лекарства от речи не существует, ваш ребенок может пройти долгий путь с вашей поддержкой. Как только они поймут и научатся выражать то, что они чувствуют, вербально или невербально, у них будет более позитивное отношение к общению. В каком возрасте разговаривают аутичные дети?Аутичные дети с вербальным общением обычно достигают языковых вех позже, чем дети с типичным развитием. В то время как обычно развивающиеся дети произносят свои первые слова в возрасте от 12 до 18 месяцев, было установлено, что аутичные дети делают это в среднем в 36 месяцев. Поскольку каждый аутичный ребенок уникален в своем развитии, возраст, когда они произносят свои первые слова, различается. До недавнего времени родителей и опекунов детей с аутизмом заставляли поверить, что их ребенок не будет говорить, если они не заговорят к тому времени, когда им исполнится 4 или 5 лет. Однако недавнее исследование показало, что большинство детей, участвовавших в исследовании, приобрели языковые навыки, и почти половина из них стала свободно говорить. Более 70% могли говорить простыми фразами. Это указывает на то, что у детей с аутизмом с задержкой речевого развития в конечном итоге может развиться речь. Восстановление невербального аутизмаНе существует «лекарства» или «выздоровления» от аутизма. Это пожизненное состояние, которое влияет на основные аспекты личности.Однако можно управлять признаками и симптомами. Благодаря раннему вмешательству и лечению можно повысить качество жизни человека. Они могут овладеть новыми наборами навыков в плане языка и общения, а также поведения. Методы, помогающие невербальному ребенку общатьсяЕсть определенные техники, которые вы можете попробовать побудить вашего невербального ребенка к общению. Вот парочка: Поощряйте социальное взаимодействие и игру: Игра, особенно ролевая игра, является прекрасным инструментом для обучения детей языковым навыкам.Это создаст забавные возможности для общения вашего ребенка. Вы также можете попробовать определенные занятия, например пение, для поощрения социального взаимодействия. Убедитесь, что вашему ребенку легче вас четко видеть и слышать во время этих занятий. Будьте терпеливы: Вы можете почувствовать потребность и желание заполнить пробелы в языке, когда ваш ребенок не сразу отвечает. Однако важно дать ребенку возможность собраться с мыслями и пообщаться.Во время разговора это может произойти не всегда. Но когда вы задаете вопрос, просто подождите несколько секунд. Наблюдайте за своим ребенком по звукам и жестам, которые он делает. Когда они попытаются, постарайтесь ответить, чтобы они поняли идею и почувствовали, что общаются. Включите области интересов вашего ребенка: Убедитесь, что вы включаете в свои попытки общения вещи и темы, которые интересуют вашего ребенка. Не отвлекайтесь и не соглашайтесь с ними.Опишите, что они делают с интересующим вас объектом. Включая то, что привлекает вашего ребенка к этим занятиям, они с большей вероятностью будут связывать то, чему они научились, с объектами и расширять свой словарный запас с тем, что им нравится. Технология: На рынке представлены различные вспомогательные технологии и наглядные пособия. Их цель - не просто заменить речь. Вы также можете использовать карточки с картинками, которые работают аналогично. Они также могут способствовать развитию этого навыка.Устройства и приложения с изображениями и звуками, с помощью которых ребенок может взаимодействовать с объектом, могут помочь ему вовремя произносить слова. Otsimo - отличный помощник в этом отделе, так как в приложении есть сотни игр, разработанных для того, чтобы помочь детям овладеть навыками, включая речь и язык. Прочтите: 10 речевых упражнений, которые нужно выполнять дома Как общаться с невербальным аутичным ребенкомСуществует множество способов способствовать общению с невербальным аутичным ребенком. Они не заменяют логопедию или другие вмешательства, специально разработанные с учетом потребностей вашего ребенка. Но они могут быть отличной поддержкой дома, вещи, которые вы можете сделать, чтобы наладить общение с вашим ребенком. Обсуждение: Продолжайте разговаривать со своим ребенком. Описывайте им вещи. Включите их в беседу и не упускайте из виду, как будто их там нет. Ваш ребенок по-прежнему сможет учиться на этом действии. Используйте простой язык: Воздержитесь от предложений, в которых много слов.Попробуйте использовать предложения из одного или двух слов. Как только ваш ребенок научится использовать односложные фразы, вы можете перейти к использованию двухфразовых предложений, чтобы дать ему направление или что-то описать. Это поможет им стать лучше, не подавляя их. Получите максимум удовольствия от игр: Play - отличный инструмент для развлечения и занятий с детьми. Во время игры у вас может быть возможность для общения. Играя с игрушками, вы можете поощрять подражание. Вы также можете включать в себя веселые занятия, такие как пение или танцы, чтобы способствовать социальному взаимодействию. Иди разными способами: Невербальные дети с аутизмом могут выражать свои эмоции другими способами, помимо речи, например, танцами, рисованием, движениями рук и телом. Вы можете помочь им лучше выразить себя с помощью таких действий, как рисование пальцами или сенсорные упражнения. Технология в вашем распоряжении: Как мы уже упоминали, существуют различные приложения и устройства, которые могут помочь с технологиями. Вы можете использовать их на своем смартфоне или планшете в качестве вспомогательного устройства связи. Прочтите: Как использовать речевую терапию Otsimo с детьми с нарушениями артикуляции? Посмотрите на ребенка: Сядьте прямо напротив ребенка на уровне его глаз. Это поместит вас в их поле зрения, где они смогут видеть ваши жесты, выражения лица и движения рта. Таким образом, они смогут понять, о чем вы говорите, через язык тела. Советы, которые помогут ребенку обрести голосВажно дать ребенку возможность обрести голос, одновременно поддерживая его.Они могут проявлять инициативу, но им может потребоваться руководство, когда они учатся выражать свои мысли. Есть несколько упражнений, которые вы можете выполнять, чтобы развивать речь и побуждать ребенка ясно выражать свои мысли. Попытайтесь поговорить: Сложная ситуация. Но не стоит просто избегать вовлечения ребенка в разговор. Эти попытки разговора действительно могут быть полезны для понимания практики. Будьте проще: Говорите коротко и прямо.Отрегулируйте уровень разговора так, чтобы ребенок мог поддерживать его. Подождите, пока они полностью обработаются. Обратите внимание на невербальные сигналы: Несловесность не означает, что ваш ребенок не общается каким-либо другим способом. Будьте в курсе их поведения. Поскольку детям с аутизмом трудно выражать себя с помощью языка, они ссылаются на поведение, которое может сигнализировать о том, что они могут попытаться выразить словами. Не настаивайте: Да, конечно, увеличивайте уровень активности, чтобы расширить границы возможностей вашего ребенка.Но если вы чувствуете, что ваш ребенок ошеломлен, сделайте перерыв и попробуйте снова позже, в лучшее время. У детей с аутизмом очень специфический распорядок дня, и они его получают. Может ли ребенок быть невербальным и не аутичным?Как мы неоднократно упоминали, дети развиваются по собственному усмотрению. Но есть некоторые вехи, которые они достигли, взрослея. Исследования показывают, что типично развивающиеся дети обычно произносят первые слова в возрасте от 12 до 18 месяцев. Тем не менее, средний возраст детей с аутизмом составляет 36 месяцев. Поздняя речь не обязательно означает диагноз аутизма. Ребенок может быть невербальным или иметь задержку речи по другим не связанным с этим причинам. Вот некоторые:
Признаки того, что мой аутичный ребенок будет говоритьВы можете спросить себя: « мой невербальный аутичный ребенок когда-нибудь заговорит? ».Ответить на этот вопрос непросто. Исследования показывают, что невербальные дети в возрасте 4 лет, которые до этого момента были невербальными, могли произносить отдельные слова и фразы без глаголов. Здесь важно оказать вашему ребенку правильную поддержку и помощь, соответствующую его потребностям. Если ваш ребенок лепетает или пытается что-то передать своим поведением, вам следует опереться на это и выполнить речевые упражнения. Многие родители и опекуны сообщают, что они успешно выполняли такие упражнения дома, а также при помощи профессионального вмешательства, такого как логопед. Логопед для невербальных детей ясельного возрастаРечевые патологи действительно могут помочь детям решить языковые и речевые проблемы. Сначала они оценят, как лучше всего подойти к ситуации. Вот несколько техник, используемых во время логопедии для малышей:
В логопеде изменяется социальное общение и поведение ребенка. Опекуны и родители также участвуют в процессе, чтобы разработать подход, наиболее подходящий для ребенка. На этих занятиях будут использоваться определенные техники и их комбинации. Прочтите: Нужна ли моему ребенку логопедия? .Помощь вашему ребенку с не говорящим аутизмом говорить19 марта 2013 г.По-прежнему один из самых популярных постов с советами, следующая статья была написана в соавторстве с первым главным научным сотрудником Autism Speaks Джери Доусон, которая сейчас является директором Центра аутизма и развития мозга Университета Дьюка; и клинический психолог Лорен Элдер. Исследователи опубликовали обнадеживающие результаты о том, что даже после 4 лет у многих невербальных детей с аутизмом в конечном итоге развивается речь. По уважительной причине, семьи, учителя и другие люди хотят знать, как они могут способствовать развитию речи у невербальных детей или подростков с аутизмом. Хорошая новость заключается в том, что исследования позволили выработать ряд эффективных стратегий. Но прежде чем мы поделимся нашими «главными советами», важно помнить, что каждый человек с аутизмом уникален. Даже приложив огромные усилия, стратегия, которая хорошо работает с одним ребенком или подростком, может не сработать с другим. И хотя каждый человек с аутизмом может научиться общаться, это не всегда происходит с помощью разговорной речи.Невербальные люди с аутизмом могут внести большой вклад в жизнь общества и могут жить полноценной жизнью с помощью визуальной поддержки и вспомогательных технологий. Вот семь наших основных стратегий содействия развитию речи у невербальных детей и подростков с аутизмом:
Терапевты вашего ребенка обладают уникальной квалификацией, чтобы помочь вам выбрать и использовать эти и другие стратегии для поощрения языкового развития. Расскажите терапевту о своих успехах, а также о любых трудностях, с которыми вы столкнулись. Работая с группой вмешательства вашего ребенка, вы можете помочь ему оказать поддержку, в которой он нуждается, чтобы обрести свой уникальный «голос». Autism Speaks продолжает финансировать исследования методов лечения, способствующих развитию языка, а также поддержки и услуг, которые могут улучшить общение и качество жизни невербальных людей..Расстройство аутистического спектра: проблемы общения у детейЧто такое расстройство аутистического спектра?Расстройство аутистического спектра (РАС) - это нарушение развития, которое может вызывать серьезные социальные, коммуникативные и поведенческие проблемы. Термин «спектр» относится к широкому спектру симптомов, навыков и уровней нарушений, которые могут иметь люди с РАС. РАС влияет на людей по-разному и может варьироваться от легкой до тяжелой. У людей с РАС есть общие симптомы, например, трудности с социальным взаимодействием, но есть различия в том, когда симптомы появляются, насколько они серьезны, количество симптомов и присутствуют ли другие проблемы.Симптомы и их тяжесть могут со временем измениться. Поведенческие признаки РАС часто проявляются на ранней стадии развития. Многие дети проявляют симптомы в возрасте от 12 до 18 месяцев или раньше. Кто страдает РАС?РАС поражает людей любой расы, этнической группы и социально-экономического положения. Среди мальчиков он встречается в четыре раза чаще, чем среди девочек. По оценкам Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC), примерно 1 из каждых 54 детей в СШАбыл идентифицирован как страдающий РАС. Как ASD влияет на общение?Слово «аутизм» происходит от греческого слова «autos», что означает «самость». Дети с РАС часто эгоцентричны и, кажется, существуют в частном мире, в котором они имеют ограниченные возможности для успешного общения и взаимодействия с другими. Дети с РАС могут испытывать трудности с развитием языковых навыков и пониманием того, что им говорят другие. У них также часто возникают трудности с невербальным общением, например с помощью жестов рук, зрительного контакта и мимики. Способность детей с РАС общаться и использовать язык зависит от их интеллектуального и социального развития. Некоторые дети с РАС могут быть не в состоянии общаться с помощью речи или языка, а некоторые могут иметь очень ограниченные разговорные навыки. У других может быть богатый словарный запас, и они могут подробно обсуждать конкретные темы. Многие испытывают проблемы со значением и ритмом слов и предложений. Они также могут быть неспособны понимать язык тела и значения разных тонов голоса.В совокупности эти трудности влияют на способность детей с РАС взаимодействовать с другими людьми, особенно с людьми своего возраста. Ниже приведены некоторые образцы использования языка и поведения, которые часто встречаются у детей с РАС.
Как лечить речевые и языковые проблемы при РАС?Если врач подозревает, что у ребенка есть РАС или другое нарушение развития, он или она обычно направляет ребенка к разным специалистам, включая патолога речи.Это медицинский работник, обученный лечить людей с нарушениями голоса, речи и языка. Специалист по речевой связи проведет всестороннюю оценку коммуникативных способностей ребенка и разработает соответствующую программу лечения. Кроме того, патолог может направить вас на проверку слуха, чтобы убедиться, что слух у ребенка нормальный. Обучение детей с РАС совершенствованию коммуникативных навыков необходимо для того, чтобы помочь им полностью раскрыть свой потенциал.Существует множество различных подходов, но лучшая программа лечения начинается рано, в дошкольном возрасте, и адаптирована к возрасту и интересам ребенка. Он должен учитывать как поведение ребенка, так и коммуникативные навыки, и предлагать регулярное подкрепление позитивных действий. Большинство детей с РАС хорошо поддаются высокоструктурированным специализированным программам. Родители или опекуны, а также другие члены семьи должны участвовать в программе лечения, чтобы она стала частью повседневной жизни ребенка. Для некоторых детей младшего возраста с РАС улучшение речи и языковых навыков является реальной целью лечения. Родители и опекуны могут повысить шансы ребенка на достижение этой цели, если на раннем этапе обращают внимание на его или ее языковое развитие. Так же, как малыши учатся ползать перед тем, как ходить, дети сначала развивают предварительные языковые навыки, прежде чем они начнут использовать слова. Эти навыки включают зрительный контакт, жесты, движения тела, имитацию, лепет и другие вокализации, которые помогают им общаться.Детей, у которых нет этих навыков, может обследовать и лечить речевой патолог, чтобы предотвратить дальнейшую задержку развития. Для детей постарше с РАС обучение общению обучает основным навыкам речи и языку, таким как отдельные слова и фразы. Повышение квалификации подчеркивает то, как язык может служить определенной цели, например, научиться разговаривать с другим человеком, что включает в себя сосредоточение на теме и разговоры по очереди. Некоторые дети с РАС могут никогда не развить устную речь и языковые навыки.Для этих детей целью может быть научиться общаться с помощью жестов, например, языка жестов. Для других целью может быть общение с помощью системы символов, в которой изображения используются для передачи мыслей. Системы символов могут варьироваться от досок с картинками или карточек до сложных электронных устройств, которые генерируют речь с помощью кнопок для представления общих предметов или действий. Какие исследования проводятся для улучшения общения у детей с РАС?Закон о защите аутизма от 2014 года, принятый федеральным правительством, привлек внимание к необходимости расширения исследований и улучшения координации между всеми компонентами Национальных институтов здравоохранения (NIH), которые финансируют исследования РАС.К ним относятся Национальный институт психического здоровья (NIMH), а также Национальный институт глухоты и других коммуникативных расстройств (NIDCD), Юнис Кеннеди Шрайвер, Национальный институт детского здоровья и развития человека (NICHD), Национальный институт окружающей среды. Науки о здоровье (NIEHS), Национальный институт неврологических расстройств и инсульта (NINDS), Национальный институт медицинских исследований (NINR) и Национальный центр дополнительного и интегративного здоровья (NCCIH). Вместе пять институтов в составе NIH (NIMH, NIDCD, NICHD, NIEHS и NINDS) поддерживают центры передового опыта в области аутизма (ACE), программу исследовательских центров и сетей при университетах по всей стране. Здесь ученые изучают широкий спектр тем, от фундаментальных научных исследований, изучающих молекулярные и генетические компоненты РАС, до трансляционных исследований, в которых проверяются новые типы поведенческой терапии. В некоторых из этих исследований участвуют дети с РАС, которые имеют ограниченные речевые и языковые навыки, и могут привести к тестированию новых методов лечения или терапии.Вы можете посетить веб-сайт клинических испытаний NIH и ввести поисковый запрос «аутизм» для получения информации о текущих испытаниях, их местонахождении и о том, кто может участвовать. NIDCD поддерживает дополнительные исследования, направленные на улучшение жизни людей с РАС и их семей. Семинар под руководством NIDCD был ориентирован на детей с РАС, у которых ограничены речевые и языковые навыки, в результате чего были опубликованы две новаторские статьи. 1 Другой семинар NIDCD по измерению языка у детей с РАС привел к рекомендациям, призывающим к стандартизированному подходу к оценке языковых навыков.Контрольные показатели упростят и сделают более точным сравнение эффективности различных методов лечения и лечения. Также обучаютсяисследователя из университетов и организаций по всей стране, финансируемых NIDCD:
Где я могу найти дополнительную информацию о РАС?Информация из других институтов и центров NIH, которые участвуют в исследованиях РАС, доступна на странице информации о здоровье NIH, выполнив поиск по слову «аутизм». Кроме того, NIDCD ведет каталог организаций, которые предоставляют информацию о нормальных и нарушенных процессах слуха, баланса, вкуса, запаха, голоса, речи и языка. Информационный центр NIDCD NIH Pub. № 97–4315 звуков могут помочь развить речь и жесты у детей с аутизмом - ScienceDailyДети с аутизмом и другими подобными состояниями часто испытывают трудности в различных сферах общения. Новая докторская диссертация по лингвистике в Университете Гетеборга показывает, что эти дети могут развивать речь, жесты, чувство ритма и мелодии, слушая различные звуки речи. Хорошо известно, что дети с аутизмом, синдромом Аспергера, атипичным аутизмом и детским дезинтегративным расстройством (вместе именуемым состоянием аутистического спектра, ASC) часто имеют проблемы с жестами, ритмом и мелодией речи, однако исследования в этих областях все еще остаются дефицитный. Одна из причин изучения звуковой структуры речи состоит в том, что развитие в этой области происходит в раннем детстве, когда мы учимся различать различные звуки речи и слоги в речевом потоке. Это часто проблематично у детей с ИСС, поскольку им может быть трудно сортировать сенсорные впечатления, одновременно слушать, видеть и ощущать свое тело. Кроме того, некоторые сенсорные впечатления могут быть особенно сильными. Дети с ИСС часто хорошо разбираются в деталях, поэтому сосредоточение внимания на отработке звуков и слогов можно использовать для достижения взаимодействия и развития других языковых областей. «Мы хотели выяснить, можно ли использовать вмешательство, сфокусированное на типичных особенностях детей с САС, для развития различных языковых навыков, таких как слоги и построение предложений, а также интонации и жесты», - говорит Пиа Нордгрен, автор диссертации. Нордгрен проследил за двумя шведскими мальчиками с САС в трех разных исследованиях. Постепенно вводились минимальные пары слов, в которых между словами различается только один речевой звук, например p-b, чтобы повысить осведомленность о фонематических контрастах и символических представлениях слов.Результаты указывают на временную взаимосвязь между фонологической структурой, мелодией речи и жестов. Она также показывает, что слуховое и зрительное восприятие может быть важным предвестником языкового развития у детей с ИСС. Когда дети слушают и наблюдают, есть потенциал для развития взаимодействия посредством речи и жестов. Гипотеза, лежащая в основе диссертации, основана на теориях о человеческом мозге. Идея состоит в том, что области мозга, отвечающие за распознавание и воспроизведение речи, стимулируются слушанием и, следовательно, могут привести к развитию звукообразования в целом, а также к более совершенным построениям слогов и использованию новых слов.Это также может повлиять на мелодию речи, жесты и другие области языка ребенка. «Также выяснилось, что у детей наблюдались признаки развития мелодии речи, хотя это не было целью вмешательства. Один ребенок также научился пользоваться жестами, несмотря на то, что никакого прямого обучения этому не проводилось », - говорит Нордгрен. Результаты диссертации подтверждают идею о механизме в мозге (например, зеркальных нейронах), который соединяет восприятие и производство речи.Они также показывают, что речь и жесты взаимодействуют между собой и что между ними существует тесная связь. Более того, возможно, что детям с ИСС помогают их движения рук в развитии языка и речи. 'Дальнейшие результаты показывают, что дети с ИСС с очень задержкой речи могут развивать свою речь уже в возрасте пяти лет. Таким образом, этот метод может быть полезен при вмешательствах с участием этих детей, а также может стать основой для дальнейших лингвистических исследований в этой области », - говорит Нордгрен. Более подробная информация доступна по адресу: https://gupea.ub.gu.se/handle/2077/41361 История Источник: Материалы предоставлены Гетеборгским университетом . Примечание. Содержимое можно редактировать по стилю и длине. .стадий развития аутизма | LoveToKnowРесурсы, советы и подсказки по Covid-19Подробнее L o ve To Знать Здоровье Главное меню+ Перейти в главное меню +
этапов развития речи и языкаКак развиваются речь и язык?Первые 3 года жизни, когда мозг развивается и созревает, являются наиболее интенсивным периодом для приобретения речевых и языковых навыков. Эти навыки лучше всего развиваются в мире, который богат звуками, видами и постоянным знакомством с речью и языком других. Похоже, что у младенцев и маленьких детей бывают критические периоды для речи и языкового развития, когда мозг лучше всего способен воспринимать речь.Если позволить этим критическим периодам пройти без контакта с языком, выучить будет труднее. Каковы вехи развития речи и языка?Первые признаки общения появляются, когда младенец узнает, что плач принесет еду, утешение и дружеские отношения. Новорожденные также начинают распознавать важные звуки в окружающей их среде, например, голос матери или опекуна. По мере взросления младенцы начинают разбирать звуки речи, из которых состоят слова их языка.К 6 месяцам большинство младенцев узнают основные звуки родного языка. Дети различаются по развитию речи и языковых навыков. Однако они следуют естественному прогрессу или расписанию для овладения языковыми навыками. Ниже приведен контрольный перечень этапов нормального развития речи и языковых навыков у детей от рождения до 5 лет. Эти вехи помогают врачам и другим медицинским работникам определить, находится ли ребенок на правильном пути или ему или ей может потребоваться дополнительная помощь.Иногда задержка может быть вызвана потерей слуха, а в других случаях - речевым или языковым расстройством. В чем разница между расстройством речи и языковым расстройством?Дети, которые не понимают, что говорят другие (восприимчивый язык) или затрудняются делиться своими мыслями (выразительный язык), могут иметь языковое расстройство. Специфические языковые нарушения (SLI) - это языковое расстройство, которое задерживает овладение языковыми навыками. Некоторые дети с SLI могут не говорить до третьего или четвертого года жизни. Дети, у которых возникают проблемы с правильным воспроизведением речевых звуков или которые колеблются или заикаются при разговоре, могут иметь нарушение речи. Апраксия речи - это расстройство речи, при котором сложно соединить звуки и слоги в правильном порядке для образования слов. Что мне делать, если у моего ребенка задерживается речь или язык?Если у вас есть какие-либо проблемы, обратитесь к врачу вашего ребенка. Ваш врач может направить вас к речевому патологу, который является профессиональным медиком, обученным оценивать и лечить людей с речевыми или языковыми расстройствами.Патологоанатом расскажет вам об общении и общем развитии вашего ребенка. Он или она также будет использовать специальные устные тесты для оценки вашего ребенка. Проверка слуха часто включается в оценку, поскольку проблема со слухом может повлиять на речь и языковое развитие. В зависимости от результата обследования патолог может предложить занятия, которые вы можете выполнять дома, чтобы стимулировать развитие ребенка. Они также могут порекомендовать групповую или индивидуальную терапию или предложить дальнейшее обследование сурдологом (профессионалом здравоохранения, обученным выявлять и измерять потерю слуха) или психологом по развитию (специалистом в области здравоохранения со специальными знаниями в области психологического развития младенцев и детей). . Какие исследования проводятся по проблемам развития речи и языка?Национальный институт глухоты и других коммуникативных расстройств (NIDCD) спонсирует широкий спектр исследований, направленных на лучшее понимание развития речевых и языковых расстройств, улучшение диагностических возможностей и более точную настройку более эффективных методов лечения. Постоянной областью исследований является поиск лучших способов диагностики и дифференциации различных типов задержки речи. Большое исследование с участием примерно 4000 детей собирает данные по мере роста детей, чтобы установить надежные признаки и симптомы конкретных речевых расстройств, которые затем можно использовать для разработки точных диагностических тестов.Дополнительные генетические исследования ищут совпадения между различными генетическими вариациями и конкретными дефектами речи. Исследователи, спонсируемые NIDCD, обнаружили один генетический вариант, в частности, связанный с определенным языковым нарушением (SLI), расстройством, которое задерживает использование детьми слов и замедляет их овладение языковыми навыками в течение школьных лет. Это первое открытие, которое связывает наличие отчетливой генетической мутации с любым видом унаследованных языковых нарушений.Дальнейшие исследования изучают роль, которую этот генетический вариант также может играть при дислексии, аутизме и расстройствах речи. Долгосрочное исследование того, как глухота влияет на мозг, изучает, как мозг «перестраивается», чтобы приспособиться к глухоте. На данный момент исследование показало, что глухие взрослые реагируют быстрее и точнее, чем слышащие взрослые, когда они наблюдают за движущимися объектами. Это продолжающееся исследование продолжает изучение концепции «пластичности мозга» - способов, которыми на мозг влияют состояния здоровья или жизненный опыт, - и то, как ее можно использовать для разработки стратегий обучения, которые способствуют развитию здорового языка и речи в раннем детстве. На недавнем семинаре, организованном NIDCD, собралась группа экспертов для изучения вопросов, связанных с подгруппой детей с расстройствами аутистического спектра, которые не имеют функционального вербального языка к пятилетнему возрасту. Поскольку эти дети настолько отличаются друг от друга, без набора определяющих характеристик или моделей когнитивных сильных и слабых сторон разработка стандартных оценочных тестов или эффективных методов лечения была затруднена. На семинаре была представлена серия презентаций, чтобы познакомить участников с проблемами, с которыми сталкиваются эти дети, и помочь им определить ряд пробелов в исследованиях и возможностей, которые можно было бы устранить в будущих исследованиях. Что такое голос, речь и язык?Голос, речь и язык - это инструменты, которые мы используем для общения друг с другом. Голос - это звук, который мы издаем, когда воздух из наших легких проталкивается между голосовыми складками в нашей гортани, заставляя их вибрировать. Речь говорит, что является одним из способов выражения языка. Он включает в себя точно скоординированные действия мышц языка, губ, челюсти и речевого тракта для воспроизведения узнаваемых звуков, из которых состоит язык. Язык - это набор общих правил, которые позволяют людям выражать свои идеи осмысленным образом. Язык может быть выражен устно или письменно, жестами или другими жестами, такими как моргание глаз или движения рта. Контрольный список для проверки слуха и коммуникативного развития вашего ребенкаОт рождения до 3 месяцевот 4 до 6 месяцевот 7 месяцев до 1 года1-2 года2–3 годаот 3 до 4 летот 4 до 5 летЭтот контрольный список основан на материале Как ваш ребенок слышит и разговаривает ?, Любезно предоставленном Американской ассоциацией речи, языка и слуха. Где я могу найти дополнительную информацию об основных этапах развития речи и языка?NIDCD ведет каталог организаций, которые предоставляют информацию о нормальных и нарушенных процессах слуха, баланса, вкуса, обоняния, голоса, речи и языка. Используйте следующие ключевые слова, чтобы помочь вам найти организации, которые могут ответить на вопросы и предоставить информацию о развитии речи и языка: Информационный центр NIDCD Публикация NIH № 13-4781
|
|
|