О нашей школе Обучение Полезные ссылки Контакты

Какая часть мозга отвечает за речь ребенка


Какая часть мозга отвечает за речь? Строение и функции головного мозга

Головной мозг человека до сих пор остается загадкой для всего человечества. Уникальный орган по своему строению и своей роли в жизни человека отвечает за все основные возможности: дышать, двигаться, думать, слышать, видеть и, наконец, говорить. Несмотря на огромное количество вопросов, некоторые тайны ученым удалось разгадать, в том числе определить, какая часть мозга отвечает за речь.

Строение головного мозга

Всем известно, что если головной мозг перестает функционировать, то человек не реагирует ни на какие внешние факторы, не проявляет никакой активности, превращается в «овощ». По своему строению мозг симметричен и состоит из правого и левого полушарий.

Споры ученых не утихают, однако некоторые факты доказаны и утверждены.

Важные факты:

  1. Мозг человека состоит из 25 миллиардов нейронов.
  2. Мозг взрослого человека составляет около 2 % от массы тела.
  3. Орган состоит из трех оболочек: твердая, мягкая, паутинная. Оболочки выполняют главную – защитную функцию.

Принято считать, что левое полушарие отвечает за все мыслительные процессы, а правое за восприятие внешнего мира. Грубо говоря, левое – логическое, а правое – творческое полушарие.

С точки зрения анатомии мозг состоит из следующих частей:

  1. Продолговатый мозг. Отвечает за вегетативные функции.
  2. Средний мозг. Контролирует рефлексы на внешние раздражители.
  3. Задний мозг. Отвечает за координацию движений.
  4. Промежуточный мозг. Включает в себя центры чувств (голод, жажда, насыщение, регуляция сна).
  5. Передний мозг. Самая большая часть, которая покрыта бороздами (извилинами). Обеспечивает более совершенную работу мозга.

Функции головного мозга

Перечислить все функции практически невозможно. Зоны головного мозга отвечают за все действия человека в повседневной жизни.

Основные функции:

  1. Разумная функция, или мышление человека.
  2. Обработка внешних сигналов, которые координирует вкус, зрение, слух, обоняние.
  3. Управление психологическим состоянием, эмоциями.
  4. Регуляция основных движений, рефлекторная функция.

В обычной жизни человек не задумывается, почему поступает так или иначе. Ответственность за все действия несет головной мозг.

Отделы

Если углубляться в тему, чтобы определить, какая часть мозга отвечает за речь, необходимо знать, из каких основных отделов состоит этот орган человека. Их принято называть долями. Строение и функции больших полушарий головного мозга играют важнейшую роль в жизни каждого из нас.

В человеческом мозге выделяют следующие доли:

  1. Лобная.
  2. Височная.
  3. Теменная.
  4. Затылочная.

Отдельно от строения и функций больших полушарий головного мозга выделяют мозжечок, который отвечает за координацию тела в пространстве, и гипофиз, который регулирует выработку гормонов.

Не во всех случаях ученые едины во мнении, какая часть за что отвечает. Это говорит в первую очередь о большом недостатке знаний о зонах головного мозга и о несовершенстве современной медицины.

Лобная доля

Возвращаясь к вопросу, какая часть мозга отвечает за речь, необходимо остановиться на изучении лобной доли. В первую очередь существует утверждение, что за способность говорить несет ответственность левое полушарие головного мозга. Здесь находятся речевые центры.

Лобная часть больших полушарий мозга несет огромное значение в повседневной жизни человека. Она отвечает за:

  1. Характер мышления.
  2. Процесс мочеиспускания.
  3. Поддержание тела в вертикальном состоянии.
  4. Мотивацию и контроль поведения.
  5. Речь и почерк.

Лобная доля берет на себя ответственность за смысловое построение речи человека.

Височная доля

Роль этой части головного мозга не столь обширна, но гораздо более узконаправлена. Височные доли находятся как в левом, так и в правом полушариях головного мозга, что откладывает отпечаток на их основные функции.

Левая височная доля отвечает за:

  1. Восприятие звуковой информации.
  2. Кратковременную память.
  3. Подбор слов во время разговора (роль в формировании речи).
  4. Синтез зрительной и слуховой информации.
  5. Взаимодействие музыки и эмоций.

Права височная доля несет ответственность за:

  1. Распознавание мимики.
  2. Восприятие ритма и музыкального тона.
  3. Восприятие интонации речи.
  4. Фиксация зрительных фактов.

Данная часть мозга позволяет человеку понять по интонации речи собеседника о его эмоциях и отношении к обсуждаемому вопросу.

Речевые центры головного мозга

Различные нарушения речи человека мотивировали ученых изучить, как влияет на данный факт работа головного мозга. Было определено, что существует несколько речевых центров, которые расположены преимущественно в левом полушарии. В совместном взаимодействии они поддерживают речь человека на должном уровне. Если хоть какая-то часть травмирована, то это непременно отразится на качестве и способности говорить.

Выделяют две основные речевые зоны мозга:

  1. Моторная зона.
  2. Сенсорная зона.
  3. Ассоциативный центр.

Каждая из них отвечает за четко определенные функции.

Функции

Моторная зона расположена в передней части лобной доли левого полушария, рядом с двигательным центром, который отвечает за мышечную деятельность. Основная функция моторной зоны (центр Брока):

  • Несет ответственность за двигательную способность языка. В случае каких-либо нарушений в этом отделе человек продолжает понимать речь, но не в состоянии ответить.

Сенсорная зона находится в задней части височной доли головного мозга. Главной задачей этого центра (центр Вернике) является:

  • Восприятие и хранение устной речи, как собственной, так и окружающих. Если в данной области происходят нарушения, то человек перестает воспринимать речь окружающих, хотя сам при этом сохраняет способность говорить, хоть и с дефектами.

Если по каким-то причина приходится удалить сенсорную речевую зону, то человек полностью теряет способность воспринимать и производить речь.

Ассоциативный речевой центр

Данная часть головного мозга развивается у человека не с рождения, а только к 2 годам жизни, когда ребенок начинает пытаться произносить осознанные фразы. Данная зона располагается в теменной части коры головного мозга и играет также одну из важнейших ролей в формировании речи человека.

Нарушения

Зная, какая часть мозга отвечает за речь, важно понимать, что мозг уязвим. Любые нарушения и повреждения не пройдут для человека бесследно. Врожденную способность к речи в человеке необходимо воспитывать и развивать с раннего детства.

Причины, которые провоцируют нарушения:

  1. Тяжелая беременность.
  2. Генетическая предрасположенность.
  3. Медленное развитие психики.
  4. Поражение слухового органа.
  5. Тяжелые заболевания и иные патологии.

Недостаточное внимание со стороны родителей, также непременно отражается на речевых способностях ребенка. В дальнейшем, чтобы установить причины нарушений, необходимы консультации как логопеда, так и психолога. Принято использовать классификацию О. Бадалян для описания и определения нарушений у детей.

Во взрослом возрасте самым распространенным фактором, нарушающим речь нормального человека, признан инсульт. Нередко после удара человек не в состоянии грамотно и полностью сформулировать фразу, мысли путаются либо не слушается язык. Это говорит о дизартрии. Такое поражение чаще всего легко поддается лечению.

Если возникает состояние афазии, то это влечет за собой системное поражение всего головного мозга. На фоне такой патологии страдает также и психологическое состояние пациента.

Вне зависимости от причин, которые повлекли за собой нарушение речевых способностей, человеку необходимо незамедлительно обратиться к врачу. Только специалист способен верно определить основную патологию и назначить лечение.

Центр речи: развитие и различные патологии

Головной мозг – голова всему организму, самый загадочный и неизученный объект во Вселенной. Одни учёные считают, что он является самодостаточным органом, который управляет всеми процессами организма, другие – что это лишь приемо-передающее и обрабатывающее поступающую из внешней среды информацию устройство. У обеих сторон есть масса теорий, доводов, примеров и опытов, подтверждающих их правоту.

Предыстория

В медицинской практике первые эксперименты выявить области мозга, отвечающие за речь, делались в начале XIX века. В средине 1860-х годов французский антрополог и хирург Поль Брок опубликовал результаты своих исследований, где говорилось, что участок коры, отвечающий за речь, расположен в задней нижней области левого полушария. Это что касается левшей.

Результат был получен благодаря наблюдательности доктора. Он заметил, что у людей, которые пережили инсульт правого полушария, не наблюдались дефекты и расстройства речи. У кого левое полушарие пострадало из-за инсульта, такие аномалии выявлялись, причем довольно-таки выражено.

Эта зона мозга и называется область Брока. Рассмотрим данный участок подробно: его расположение и назначение по мнению французского специалиста, а затем прибегнем к результатам учёных из Нью-Йоркского медицинского университета, чьи эксперименты подтверждают не изученность органа и фактически ставят крест на более чем полуторавековом представлении медицины и науки про центр речи в головном мозге.

Физиология

Центр Брока и Вернике – части мозга, которые связывают с речью с средины XIX века. В начале XX столетия выявлена и третья зона – оптическая. Первый центр, по представлениям науки – двигательный, связанный с моторикой речи. Он управляет мышцами глотки, языка и обеих челюстей во время разговора. Скорее всего, простирается вдоль латеральной поверхности обеих полушарий и затрагивает нижний участок передней извилины по центру и распространяется на переднюю часть островка.

На нём лежат функции воспроизведения речи, координации множества мышц, участвующих в образовании букв, слогов и их комбинаций. Повреждение или недостаточное развитие этой части мозга влечёт за собой:

  • остановку или значительное ухудшение координации движений при разговоре;
  • прекращение движений, участвующих в словообразовании;
  • произвольное произнесение каких-то слогов и слов.

Ещё при поражении области Брока больные не только не могут нормально или вообще разговаривать (воспроизводить речь), но и с трудом понимают речь или не понимают её. Всё зависит от степени пораженности.

Второй — область Вернике уже привязывают к таким функциям, как интерпретация, восприятие, усвоение и понимание сказанного другими людьми. Центр дислоцируется в самом верху височной извилины в полушарии, которое является доминантным. Отсюда следует, что человек, ещё не умеющий разговаривать, имеет лишь зачатки этой области или не имеет её вообще. Кто и когда определяет доминантную долю, где будет сформирована область Вернике, пока остаётся загадкой.

При поражении этой доли больной не может выстраивать логические предложения, наполненные смыслом. Если у него и получается что-то сказать, зачастую речь будет лишенной смысла – он выговорит несколько не связанных между собой фраз.

Есть и третий центр. Отвечает он за развитие образной и символьной речи. С разрушением или повреждением участка способность привязывать образы к каким-либо понятиям, узнавать символы (распознавать буквы) и составлять из них слова теряется.

Что представляет собой центр Брока и Вернике мы узнали, но лишь в интерпретации официальной науки, которая знает совсем немного. Есть и другое представление про речевые центры головного мозга, зоны Брока и Вернике.

Иное мнение

Развитие нейровизуализации позволяет сделать предположение, что функции, которые ранее по представлению учёных выполняли доли Вернике, осуществляются височными долями. Существуют теории, утверждающие, что нижняя и средняя височные извилины обрабатывают речевую информацию. Также небольшая доля височной извилины работает для распознания и обработки речи. Но это лишь предположения. Перейдём к результатам исследований.

Несколько лет назад Нью-Йоркский университет и медицинский центр при нём поставили под сомнение достижения Брока и Вернике, которые наблюдали за перенесшими инсульт людьми. Учёные исследовали активность органов вполне здоровых пациентов при помощи современных инструментов – магнитно-резонансного томографа, работа коего основана на наблюдениях кровообращения при осуществлении различных задач. Результаты позволили сделать вывод, что анатомия центров речи совсем не такая, как считалось на протяжении полутора веков.

Электроды накладывались прямо на поверхность коры мозга, что предоставляет возможность получить высокоточную картину с хорошим разрешением.

Черепа никто никому не сверлил, всё осуществлялось с согласия пациента, которому приходилось вскрывать черепную коробку для лечения каких-либо неврологических отклонений.

Части согласившихся на исследование электроды прикрепили к одному из полушарий, части – к обоим. Во время наблюдения они слушали речь, повторяли её про себя и в голос. Причём среди слов были не только им знакомые, но и придуманные, не несущие смысла. Неизвестные слоги позволили разделить функции произнесения речи и понимания смысла фраз.

В результате выявились центры, которые были наиболее активными. Располагаются они в обоих полушариях фактически в равной мере. Ещё был сделан вывод, что речевой отдел менее сложный, чем языковый. Последний отвечает за понимание, обработку информации и составление логических фраз, а не просто произнесения слов или слогов, как речевой. Потому и дети издают первые невыразительные слоги раньше, чем понимают речь посторонних.

Причины нарушения речи у детей

Чтобы ребёнок полноценно развивался, необходимо в достаточной мере развить его речевой аппарат и избежать факторы, отрицательно на это влияющие. К ним относятся:

  • генетическая предрасположенность – механизм толком нигде не объясняется, но избежать этого своими силами практически невозможно, остаётся надеяться на природу;
  • проблемы с органами слуха – если речь человек слышит неразборчивой, так же она и воспроизводиться им будет;
  • торможение в развитии психики;
  • физические отклонения в восприятии мира из-за патологий соответствующих мозговых центров;
  • влияние некоторых медикаментов или совместного приема нескольких лекарств одновременно;
  • недостаточное внимание со стороны родителей и несвоевременное обращение к специалистам.

В организме всему отведено своё время, и, если вовремя ребёнок не начнёт говорить, высока вероятность того, что сделать он это не сможет никогда даже при помощи современной медицины, так как время было потеряно. Тому пример – дети-маугли: если половое созревание ребёнка произошло в дикой природе, никто и ничто не сможет социализировать такое дитя.

Проблемы с речью после инсульта

После нарушения кровообращения в мозге – инсульта, большинство пациентов не могут произнести внятного предложения, а порой даже словосочетания. Не факт, что в таком состоянии они вообще могут рационально мыслить и составлять эти предложения в уме. В науке определено две группы нарушений речи у людей после инсульта:

  • афазия – когда страдает кора мозга, отвечающая за речь и целый перечень иных психических и физиологических процессов;
  • дизартрия – состояние, причиной коего является иннервация мышц речевого аппарата, расположенных в носоглотке.

Мы видим, что высказанная в начале статьи мыль о том, что человек практически ничего не знает про головной мозг, подтверждается. Люди полтора века признавали, что центр Брока расположен в левом полушарии, его основная функция – воспроизведение речи, но недавно было открыто, что ни один мозговой центр в полной мере не берёт на себя все эти функции. Вскоре учебники придётся писать заново.

Речевой слух – что это и как работает?

Содержание статьи

Слышать не значит понимать. Для многих родителей термин «речевой слух» совершенно незнакомый и новый. «Если ребенок меня слышит, значит, проблем со слухом у него нет», – рассуждают они. И ошибаются. Наличие физического слуха не гарантирует правильное восприятие звуков.

Речевой слух и фонематический слух

Слух – это способность человека воспринимать звуки и ориентироваться в окружающей среде.

Принято различать:

  • Неречевой (физический) слух. Позволяет воспринимать природные и бытовые шумы: шаги, езду автомобиля, шуршание листвы, журчание воды и т. д. К нему также относят музыкальный слух.
  • Речевой (фонематический) слух. Отвечает за понимание и воспроизведение человеческой речи. С его помощью ребенок овладевает «кодом» языка.

Речевой слух – сложная способность, которая формируется при жизни. Звучащая речь состоит из фонем (звуков), интонаций, пауз, ударений. Он позволяет улавливать их и различать. Например, с его помощью человек отличает замОк от зАмка, миШку от миСки, коЗу от коСы и т. д.

Какое полушарие отвечает за речевой слух?

Человек воспринимает звуки с помощью кортиева органа – лабиринта, в котором плавают в лимфе звуковые клетки. Отсюда начинается сложный путь звуков от уха в височную часть коры больших полушарий – 41 поле. Эту зону также называют слуховой.

В зависимости от частоты звуковых колебаний в отдельных частях кортиева органа возбуждаются разные клетки. Они воздействуют на нервные окончания, и колебания преобразуются в нервные импульсы, поступающие в кору головного мозга. Звуки разной высоты направляются в разные области коры.

Вся информация с левого и правого уха сначала попадает в оба полушария мозга. Однако обрабатываются звуки по отдельности в специальных зонах коры. Левое полушарие мозга отвечает за распознавание фонем. Но и правое полушарие в речевом слухе участвует – анализирует разные голоса и интонации.

Особенности развития

Речевое восприятие начинает формироваться с первых месяцев жизни ребенка. В 1 месяц малыш уже улавливать речь. В 3–4 месяца он пытается ее повторить, что проявляется гулением. С каждым месяцем у него это получается все лучше.

На развитие способности понимать речь оказывают большое влияние слуховое внимание и слуховая память. В долговременной памяти имеется запоминающее устройство – «фонемная решетка». В ней для каждой фонемы отводится определенный эталон (допускающий отклонения в определенных пределах). Иными словами, при формировании речевого слуха в памяти откладываются значимые признаки звуков. Ребенок накапливает некий «багаж» фонем.

По мере увеличения концентрации внимания и развития других психических функций восприятие речи тоже совершенствуется. Основное развитие речевого слуха приходится на первые 2–3 года жизни человека. И хотя ребенок пока еще не в силах все правильно воспроизвести, при отсутствии нарушений он полностью понимает родной язык.

Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи

Развитие речевого восприятия находится в тесной связи с формированием речи. Ощущения, связанные с работой органов артикуляции, совершенствуют преставления о фонемах. По мере развития восприятия ребенок начинает анализировать правильность произношения, выявлять и исправлять ошибки.

Положительное влияние на формирование слуха и речи оказывают игры. Например:

  • «Испорченный телефон». Дети садятся в ряд. Первый игрок придумывает слово и шепчет его на ухо соседу. Тот передает услышанное дальше. Последний в цепочке называет слово вслух. Цель игры – правильно услышать и передать сказанное.
  • «Волшебное зеркало». Ребята выбирают ведущего. Он подходит к одному из игроков на выбор и произносит: «Ну-ка, зеркальце, смотри, все нам верно повтори! Встану я перед тобой, а ты повторяй за мной». Дальше он делает движение и говорит короткую фразу. Игрок должен в точности все повторить. Если ошибается, выбывает из игры, нет – становится ведущим.

Развитие произносительной стороны речи заканчивается к 4–5 годам. В 5 лет органы артикуляции достаточно сформированы, чтобы ясно воспроизводить все звуки, за исключением [р], [р‘]. В норме пятилетний ребенок также способен регулировать громкость речи, правильно произносить слова, строить предложения, использовать разные интонации.

Речевой слух и культура речи

Культура речи – это умение правильно использовать все языковые средства: звуки, интонацию, лексический запас, грамматические формы. Высокая культура речи свойственна ораторам, актерам, поэтам, журналистам. Дети овладевают ею в процессе общения, слушания сказок и стихов. Речевой слух обеспечивает правильное произношение, улавливание интонаций, пауз и т. д.

Для поднятия культуры речи необходимо вырабатывать:

  • правильное речевое дыхание,
  • контроль над силой голоса, скоростью речи, интонацией.

Развитие речевого слуха и дыхания

Правильное речевое дыхание – неотъемлемый компонент выразительной речи. Чтобы свободно говорить фразами, нужно уметь делать короткий вдох и плавный продолжительный выдох. Дети, не владеющие дыханием, «захлебываются» на полуслове, теряют звучность голоса, комкают слова. Страдает произношение, а вместе с ним не развивается речевой слух.

Для формирования фонематического слуха проводятся занятия, в том числе на развитие речевого дыхания. Пример упражнения:

 «Пузыри». Дети повторяют за взрослым стихотворение и одновременно машут кистями к себе: «Эй, мышонок, посмотри, мы пускаем пузыри». В следующей части стишка, перед тем как назвать цвет, нужно сильно надуть щеки и быстро выдохнуть: «Синий, красный, голубой, – выбирай себе любой!»

В норме ребенок 2–3 лет может на выдохе произнести 2–3 слова, 3–4 лет – 3–5 слов, 4–6 лет – 5–6 слов.

Нарушение речевого слуха

В раннем детстве ребенок слышит слова нечетко и с искажением. До 2–3 лет он еще не полностью понимает обращенную речь. Поэтому говорить о нарушении речевого слуха можно только по достижении 3 лет. Устанавливает его специалист – логопед. В столь раннем возрасте на отклонение главным образом указывает неправильное толкование отдельных слов. Например, взрослый просит показать на картинке мошку, а ребенок показывает кошку.

Явные признаки нарушения речевого слуха обнаруживаются после окончательного формирования артикуляционного аппарата. В 5 лет ребенок уже физиологически способен воспроизводить фонемы. Если он допускает грубые ошибки, это может быть признаком нарушенного фонематического слуха. Примеры таких ошибок:

  • замена и смешивание звуков;
  • перестановка букв, слогов;
  • пропуск или вставка лишних букв;
  • неверное ударение в словах.

Причиной нарушенного речевого восприятия может быть как педагогическая запущенность, так и всевозможные патологии: тугоухость, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), травмы головы и заболевания, связанные с воспалением головного мозга.

Особенности речевого развития детей с нарушением слуха

Преодоление нарушения фонематического восприятия – одно из основных направлений логопедической работы. Правильно составленный комплекс занятий помогает полностью решить проблему за 3–12 месяцев. При наличии показаний коррекция проводится на фоне медикаментозного лечения или после такового.

Логопедическая работа включает 3 этапа:

  1. Развитие способности выделять звук на фоне слова.
  2. Вырабатывание навыка на вычленение звука в начале, конце и середине слова.
  3. Формирование сложного фонематического анализа: количество, последовательность звуков, местоположение и т. д.

Все упражнения завуалированы – они проводятся в виде интересных игр. Комплекс разрабатывается для каждого ребенка индивидуально, в зависимости от выраженности и характера нарушений. Основную работу проводит специалист. В домашних условиях с ребенком также полезно играть в игры, развивающие физиологическое дыхание, фонематический слух, анализ, слуховое внимание и память.

Если вовремя не вмешаться, проблема будет усугубляться. Особенности развития детей с нарушением речевого слуха отчетливо проявляются в школе. Уже с первого года обучения они оказываются в категории отстающих учеников. Нарушенное восприятие речи влечет за собой грубейшие ошибки в письме: «бретлошение» вместо «предложение», «лесте» вместо «листья».

Речевой слух – способность, которая развивается самостоятельно при отсутствии заболеваний и в благоприятной социальной среде. Принимая звуки речи, мозг запоминает их и создает некие «эталоны». Позже он ориентируется на них, корректируя правильность произношения. Именно поэтому так важно в первые годы жизни часто разговаривать с ребенком, не прибегая к «сюсюканью», много читать, учить стихи, скороговорки. Но даже если время упущено или восприятие было нарушено в результате болезни, отчаиваться не следует. Речевой слух, как и музыкальный, можно развивать на протяжении всей жизни. Главное не пускать проблему на самотек!

РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ: montessoriblog — LiveJournal

ЧАСТЬ 1. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ

1. Используйте каждый удобный момент для развития речи.

Необязательно выделять специальное время для занятий. Развитие речи происходит постоянно, и вы можете заниматься с ребёнком, не отрываясь от домашних дел, на прогулке и т. д.

Проговаривайте ВСЕ события, которые происходят с вами и ребёнком. Например, вы хотите предложить ребёнку попить/пойти гулять/читать, играть и т. д. Сначала спросите: «Ты хочешь пить компот?». Дождитесь реакции. Предложите ребёнку напиток со словами: «Вот компот. Он вкусный. Сладкий. Чашка какого цвета? (пауза, пусть ребёнок ответит). Чашка красная».

Постарайтесь говорить как можно больше. Возможно, надевая ребёнку ботинки несколько раз в день, вам кажется глупым снова и снова повторять одно и то же: «Что это у нас? [пауза, ждём реакции] Ботиночки. Ботиночки надеваем на ножки. Где у Феди ножки? [пауза, ждём реакции] Правильно, вот они! Ботиночки синие. Какого цвета ботиночки у Феди?». Проявляйте фантазию, каждый предмет, событие или действие можно «обговорить» сотнями фраз. Кроме того, ребёнку важно многократное повторение (повторение – показатель стабильности окружающего мира).

2. Формируйте мотивацию.

Ребёнок не будет говорить, если у него нет мотивации пользоваться словом. Важно не предугадывать потребности и желания. Вы часто знаете, что хочет ребёнок еще до того момента, когда он ПОПЫТАЛСЯ обозначить свою потребность. Потерпите. Дождитесь вербальной активности (любого звука, обозначающего потребность или желание) от ребёнка.

2а. Используйте приём непонимания.

Даже если вы знаете, что просит ребёнок, не спешите. Спросите: «Что ты хочешь?» Как вариант, эффективно сказать: «Что ты хочешь, я не понимаю» или «Скажи словами, я не понимаю». Сделайте паузу (это вопрос довольно сложный и речевой реакции может не последовать, зато будет, например, указательный жест). Далее сформулируйте в вопросе просьбу ребёнка: «Ты хочешь слоника/залезть на стул/почитать книжку?». Дождитесь реакции (может быть, это ответ «да», кивок головой или другое). Выполните просьбу ребёнка, похвалите его: «Молодец, что сказал(а). А то я не знал(а), что тебе нужно. А так ты сказал(а) и мы достали слоника».

3. Не коверкайте слова, говорите правильно, простыми фразами.

Не используйте слова, которые употребляют ваши дети. Например, ребёнок смотрит на картинку и говорит: «Мууу». Он использует звукоподражание. Это очень хорошо. Это важный этап развития речи. Но для стимуляции речевого развития нужно не забывать и слова. Поэтому вы должны похвалить ребёнка и повторить новое слово: «Молодец, правильно, коровка говорит: «Мууу».

4. Говорите чётко, с выразительными интонациями.

Старайтесь эмоционально окрашивать свою речь. Не бойтесь «переиграть». Дополняйте её выразительными средствами (мимика, пантомимика). Такая речь лучше воспринимается ребёнком.

5. Хвалите!

Хвалите за все! За попытку повторить за вами слово, за речевую инициативу.

ЧАСТЬ 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ: ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

В первые годы жизни у ребёнка очень активно развивается мозг. При рождении мозг ребёнка весит примерно 340 г, к 1 году вес мозга достигает примерно 1,1 кг, а к 5 годам – 1,5 кг.

Речевое развитие тесно связано с развитием мозга. Многие знают, что развитие мелкой моторики ребёнка способствует развитию тех отделов головного мозга, которые отвечают за речь. Однако это очень упрощённая трактовка развития речи.

Речевой процесс является круговым. Речевой круг образуют три мозговых речевых центра:

1. Центр Брока (воспроизводит речь, управляя речевой мускулатурой).

2. Центр Вернике (распознает собственную речь и речь других людей).

3. Ассоциативный центр (создаёт структуру фраз и предложений).

Изначально у ребёнка формируется зона Брока.

Для того, чтобы понять важность развития этой зоны, представим, что происходит с человеком, у которого поражён центр Брока. У человека нарушается устная и письменная речь: он или не может сказать ни слова, или произносит лишь отдельные слова и простые фразы, часто искажая их до неузнаваемости. Однако понимание чужой речи при этом сохраняется. При частичном поражении центра Брока больной говорит с трудом, речь его приобретает «телеграфный стиль», лишаясь глаголов и связок.

Центр Брока – двигательный центр речи в коре головного мозга. Его работа обеспечивает моторную организацию речи. Проще говоря, для того, чтобы произнести слово, человек должен совершить двигательную активность, которая требуется для артикуляции слов.

Развитие мелкой моторики способствует развитию центра Брока. То есть мелкая моторика – один из факторов развития речи. Но отнюдь не единственный, так как недостаточно воспроизводить звуки. Важно еще и понимать человеческую речь.

Центр Вернике – сенсорный центр речи, отвечающий за понимание (обеспечивает звуковой фонематический анализ речи). Этот центр формируется позже, когда младенец из общего хаоса звуков начинает распознавать и повторять простые слова, от которых он жизненно зависим. Например, «мама», «папа», «дай» и т. п. Повреждения центра Вернике влияют на способность человека воспринимать звуки речи как лингвистически значимые.

Ассоциативный центр развивается к 2 годам, когда ребёнок начинает произносить сложные фразы, которые этот центр и строит.

Большую роль в развитии головного мозга (а, значит, и речи) играют сенсорные раздражители. Разнообразные ощущения (слуховые, зрительные, тактильные, вкусовые и др.), а также вербализация этих ощущений будут способствовать развитию речи. Главное, чтобы сенсорных раздражителей (впечатлений) было не слишком много, так как головной мозг должен успеть переработать все сигналы.

ЧАСТЬ 3. РАЗВИТИЕ РЕЧИ: АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Одним из важных факторов развития речи является тренировка артикуляционных мышц. Что можно делать для того, чтобы артикуляционные мышцы тренировались? Существуют очень простые занятия, которые несложно выполнять несколько раз в день. К тому же они увлекательны для ребёнка.

1. Стройте рожицы. Хорошо, если ребёнок будет повторять за вами. Если он(а) не повторяет, запаситесь терпением и продолжайте периодически обезьянничать. Однажды ребёнок тоже начнёт строить рожицы.

2. Очень полезно дуть.  Дети постарше могут свистеть в свистульку, дудеть в дудку или играть на губной гармошке. Для малышей отличной тренировкой станет выдувать мыльные пузыри (или хотя бы дуть на них), задувать свечи, дуть на одуванчики.

3. Пить через соломинку полезно не только для сохранения зубов (речь идёт о сладких напитках и соках, которые не очень полезны для эмали), но и тренировки артикуляционных мышц. Хорошо пить с помощью трубочек разной толщины напитки разной густоты (от воды до йогурта).

4. Полезно во время купания побрызгать ребёнку в лицо, а после купания помассировать лицо полотенцем.

5. Тренировка мимических мышц происходит, когда взрослый дует ребёнку в лицо, а ребёнок, соответственно, морщится.

6. Для координации движения от руки ко рту полезно давать пищу маленькими кусочками. Для ребёнка, который ещё не умеет есть ложкой, это очень полезное занятие. Главное – не увлекаться и не забывать, что кусать пищу тоже полезно (для формирования правильного прикуса).

7. Учите ребёнка вибрировать губами (издавайте звуки типа «пррр», «трррр») и петь различные звуки («а-а-а-а», «у-у-у» и др.).

8. Полезно надувать и «сдувать» щёки.

Автор: Юлия Гусева

Речевой центр Брока и зона Вернике. Блог Лого-Эксперт

В речевой функции участвуют несколько областей левого полушария. Это центр Вернике и центр (зона) Брока. 

В нижней лобной доле головного мозга находится участок коры , управляющий мышцами лица, языка, глотки, челюстей - зона Брока, являющийся зоной речедвигательных органов - моторики речи. 

Центр речи Вернике, отвечающий за понимание речи, слуховой центр речи (вторичное слуховое поле). Это крупная область в верхне-заднем участке височной доли, в задней части верхней височной извилины недалеко (сзади) от первичной слуховой коры. Он занимает заднюю треть верхней височной извилины и часть нижней теменной дольки. 

Основная его функция - преобразование слуховых сигналов в нейронные коды слов, которые активируют соответствующие образы или понятия. Именно в поле Вернике сигналы, вызванные речью, направляются из первичной слуховой коры. Повреждения этой области влияют на способность человека воспринимать звуки речи, как лингвистически значимые. 

Дугообразный пучок соединяет зону Брока и зону Вернике, образуя систему, отвечающую за речь. Повреждение центра Вернике вызывает сенсорную афазию, когда больной с трудом воспринимает услышанную речь или написанный текст, но способен говорить. 

Зона Брока - это двигательный центр речи, зона речедвигательных органов - моторики речи, ответственной за воспроизведение речи. Этот участок коры, управляющий мышцами лица, языка, глотки, челюстей находится в нижней лобной доле головного мозга, в задней части нижней лобной извилины вблизи от лицевого представительства двигательной коры. 

Центр Брока включает помимо заднего отдела нижней лобной извилины и прилежащую часть префронтальной области. Основная его функция - преобразование нейронных кодов слов в последовательность артикуляций. Моторный центр речи обеспечивает также правильный порядок слов и их допустимые сочетания - то есть синтаксис (или грамматику) высказываний. 

В верхнезаднем участке височной доли находится зона Вернике , отвечающая за понимание речи. 

Дугообразный пучок соединяет зону Брока и зону Вернике, образуя систему, отвечающую за речь. Поле Брока занимает центральное место в формировании сложной мышечной активности, требующейся для артикуляции слов. Оно располагается, непосредственно по соседству с областью первичной моторной коры, в которой картирована мускулатура лица и гортани. Эта схема представляет собой по необходимости упрощение всей нейроанатомии, касающейся рассматриваемого процесса. Она, тем не менее, дает основу для понимания многих нарушений речи (афазий), поскольку позволяет проследить нарушения в различных элементах системы. 

При поражении центра Брока наблюдается моторная (двигательная) афазия. Больные не могут читать и писать , но понимают речь. 

Хотите освоить современные нейропедагогические методы диагностики и коррекции?

  1. Получите детальное представление об узкоспециализированных направлениях;
  2. Подтвердите профессиональное развитие документально;
  3. Приведете знания и навыки в соответствие с ФГОС и мировыми тенденциями.

Курс повышения квалификации «Современные нейропедагогические методы диагностики и коррекции в соответствии с требованиями ФГОС» поможет Вам в этом!

Слова не вытянешь. Откуда у детей проблемы с речью и что с этим делать | Здоровье ребенка | Здоровье

Речь — уникальная способность, данная человеку от природы и отличающая его от животных. Задержка речевого развития сегодня встречается достаточно часто, и этой проблеме уделяется особое внимание, ведь хорошая грамотная речь ценилась во все времена. Почему дети плохо разговаривают и как исправлять ситуацию, рассказывает остеопат, краниопустуролог Владимир Животов.

Мозг и речь

За работу речевого аппарата напрямую отвечает мозг человека. Именно здесь есть специальные зоны, которые трансформируют услышанное в полноценную информацию, которую ребенок может получить, интерпретировать и выдать. Также именно в мозгу есть зоны, которые отвечают за работу речевого аппарата — заставляют работать связки и другие его составляющие.

Иногда стройная работа мозга может нарушаться, и тогда у ребенка начинаются проблемы с речью. Причем это не редкость.

Почему ребёнок плохо говорит?

В подавляющем большинстве случаев проблемы с речью связаны с родовой травмой. Тяжёлые роды с осложнениями всегда накладывают отпечаток на здоровье и поведение новорождённого. Даже если проблема не заметна сразу, с каждым месяцем и годом жизни ребёнка она становится всё явственнее.

Смещение кости черепа даже на миллиметр — это уже механическое повреждение, которое повлечёт за собой ряд последствий. Если смещены кости основания черепа, а именно затылочная кость, то под неё начинает подстраиваться весь позвоночник, и эта цепочка тянется до самых стоп. Смещённая со своего места кость теряет подвижность, нарушается приток артериальной крови к некоторым участкам мозга, и, соответственно, головному мозгу и зонам, ответственным за функции речи, не хватает питания.

Нарушение кровоснабжения ядер черепно-мозговых нервов (лицевого, тройничного, подъязычного, языкоглоточного, блуждающего) приводит к нарушению работы мышц, управляемых этими нервами и участвующих в произнесении слов. Ядра этих нервов расположены в стволе головного мозга. Поэтому нарушение кровоснабжения ствола непосредственно отражается на их работе. А ствол получает кровь из позвоночных артерий, которые, в свою очередь, страдают при родовой травме.

Из-за полученной травмы могут ущемиться подъязычный нерв (в канале подъязычного нерва), а также языкоглоточный и блуждающий (в ярёмном отверстии). Наконец, вследствие полученной травмы страдает функция головного мозга в целом, так как нарушаются кровоснабжение и циркуляция спинно-мозговой жидкости в полости черепа и спинномозговом канале. Таким образом, расстраивается слаженная работа всех участков головного мозга, причастных к речи: ассоциативных нейронных связей слухового анализатора, зон, отвечающих за распознавание устной речи и за ощущение движения собственных мышц (проприоцепции).

Мимические, жевательные мышцы, мышцы языка, челюсти, зубы — это те части речевого аппарата, которые воспроизводят звуки. Их хорошее состояние важно для правильной артикуляции. Именно поэтому логопеды с успехом используют специальный массаж для улучшения работы языка и губ.

Частыми спутниками нарушения речи становятся другие проявления родовых травм. Со стороны нервной системы это могут быть возбудимость, вспышки агрессии, капризность, плаксивость, неусидчивость, неспособность к концентрации, иногда склонность к уходу в себя, самоуглублению, нежелание контактировать с окружающими. Симптомами также могут быть сутулость, деформация грудной клетки, сколиоз и прочее.

Травмы, влияющие на развитие речи

На развитие речи может оказать сильное влияние травма лобной кости, области переносицы. Речевая зона Брокá в мозгу (здесь есть и такая) страдает из-за давления, оказываемого на неё развернутым большим крылом основной кости черепа. Смещенное большое крыло тянет за собой также теменную и лобную кости.

Иногда случается так, что роды прошли без осложнений, но малыш, падая с кровати или делая первые шаги, сильно ударился затылком. На речь также неблагоприятно влияют удары в подбородок снизу, при этом ребенок может прокусить язык. При нарушениях кровоснабжения мозга дети вообще склонны к падениям и, ударяясь при этом головой, только усугубляют ситуацию.

В мозге нет отдельного «места», где находилась бы речь. Функция речи рассредоточена и скрыта в нейронных синапсах. Без соответствующего питания нервной ткани эти сложные структуры не могут функционировать правильно.

На что надо обращать внимание

Понять, что у ребенка проблемы с речью, не так и сложно — достаточно просто прислушаться к нему. Естественно, речь идет не о совсем малышах, которым нет еще и 2-3 лет. Обращать внимание на речь ребенка надо примерно с 5-летнего возраста. Так, если он слишком торопится, глотает слова, теряет целые слоги, скорее всего, речь идет о тахилалии. Замедленная речь, тягучая и плавная, растянутая во времени и пространстве — это брадилалия. Если малыш говорит в нос, как слоненок из известного мультика — это ринолалия. Также есть популярные сегодня дислексии и дисграфии как вариант проблем с речью. С возрастом должны вставать на место и сложные звуки, к числу которых относится «р».

Родителям стоит слушать, что говорит ребенок — правильно ли он употребляет слова, полностью ли он их произносит, на месте ли стоят слоги. Если есть проблемы с произношением, причем не разовые, а на постоянной основе, придется обращаться к специалисту.

Сразу впадать в панику не стоит — детский мозг довольно пластичен, так что не все потеряно. Регулярные занятия по системе, предложенной логопедом-дефектологом, позволят восстановить работу речевого аппарата и уберут ошибочные действия ребенка во время говорения. В некоторых случаях может понадобиться дополнительная помощь невролога, если речь идет о наследственных заболеваниях, связанных со сбоями в работе нервной системы. Справиться же с последствиями родовых травм поможет остеопат. Главное — не забрасывать это дело, считая, что с возрастом выправится само, а заняться коррекцией.

Несколько частей головного мозга

Ваш мозг отвечает почти за все функции вашего тела и за интерпретацию сенсорной информации из окружающего вас мира.

Ваш мозг состоит из многих частей, но речь в основном контролируется самой большой частью мозга, головным мозгом.

Головной мозг можно разделить на две части, называемые полушариями, которые соединены перевязкой нервных волокон, называемой мозолистым телом.

Ваша речь обычно определяется левой частью головного мозга.Однако примерно у трети левшей речь может фактически контролироваться правой стороной.

В последние десятилетия произошел взрыв исследований в области обработки речи в мозге. Сейчас общепризнано, что управление речью является частью сложной сети мозга.

Формирование речи требует множества различных процессов, от выражения мыслей словами до составления понятного предложения и затем фактического движения рта для произнесения правильных звуков.

Есть несколько областей мозга, которые, как известно, играют роль в речи:

Cerebrum

Каждое полушарие головного мозга можно также разделить на области, называемые долями, которые включают лобную, теменную, височную и затылочную доли.

Доли, расположенные в передней и боковой части мозга, лобные и височные доли, в первую очередь участвуют в формировании речи и ее понимании.

Область Брока

Область Брока расположена в передней части левого полушария вашего мозга.Он играет важную роль в превращении ваших идей и мыслей в реальные произносимые слова. Было установлено, что зона Брока наиболее активна прямо перед вашим выступлением.

Область Брока также помогает передавать информацию в другую часть вашего мозга, называемую моторной корой, которая контролирует движения вашего рта. Он назван в честь французского врача Пьера Поля Брока, который открыл область мозга в 1861 году.

Область Вернике

Область Вернике в основном отвечает за понимание и обработку речи и письменности.Область Вернике была впервые обнаружена Карлом Вернике в 1876 году. Она расположена в височной доле, сразу за ушами. Височная доля также является областью обработки звука.

Дугообразный пучок

Дугообразный пучок - это связка нервов, соединяющая область Вернике и область Брока. Это помогает вам формировать слова, говорить ясно и понимать концепции в языковой форме.

Мозжечок

Мозжечок расположен в задней части мозга. Мозжечок участвует в координации произвольных движений мышц, таких как открытие и закрытие рта, движение рук и ног, вертикальное положение и поддержание равновесия.Он также контролирует языковую обработку.

Обзор, опубликованный в American Journal of Speech-Language Pathology, предполагает, что мозжечок на самом деле более важен для обработки речи, чем считалось ранее.

Моторная кора

Чтобы говорить четко, вы должны двигать мышцами рта, языка и горла. Здесь в игру вступает моторная кора.

Расположенная в лобной доле, моторная кора головного мозга принимает информацию из области Брока и сообщает мышцам вашего лица, рта, языка, губ и горла, как двигаться, чтобы формировать речь.

Что произойдет, если одна или несколько из этих частей будут повреждены, повреждены или выходят из строя?

Если у вас проблемы с речью или пониманием речи, это называется афазией. Если у вас возникают проблемы с правильными мышечными движениями, необходимыми для речи, это состояние называется апраксией.

Как афазия, так и апраксия чаще всего вызваны инсультом или травмой головного мозга, обычно при поражении левой части мозга. Другими менее частыми причинами являются опухоли головного мозга и инфекции.

Симптомы афазии или апраксии зависят от того, где происходит повреждение в головном мозге, и от тяжести повреждения. Эти симптомы включают:

Говорить медленно или невнятно.

Если область Брока повреждена, человеку может быть трудно воспроизводить звуки речи, или он может говорить очень медленно и невнятно произносить слова. Речь часто ограничивается короткими предложениями, состоящими менее чем из четырех слов. Это называется афазией Брока или нелегкой афазией.

Другая причина - инсульт или травма, повреждающие области мозга, которые контролируют движения мышц рта или языка.

Говорить длинными и бессмысленными предложениями

Повреждение области Вернике может заставить кого-то сочинять бессмысленные слова или говорить длинными предложениями, не имеющими смысла. Человек также может не осознавать, что другие его не понимают. Это называется афазией Вернике или плавной афазией.

Неспособность повторить только что услышанные слова

Если повреждена дугообразная фасцикус, пучок нервов, соединяющий области Брока и области Вернике, человек не сможет повторить ранее услышанный язык.Это называется афазией проводимости.

Общая неспособность говорить и понимать язык

Повсеместное повреждение языковых центров мозга может привести к глобальной афазии. Людям с глобальной афазией будет чрезвычайно сложно говорить и понимать язык.

Люди с нейродегенеративными заболеваниями, такими как болезнь Альцгеймера, часто постепенно теряют способность говорить. Это называется первичной прогрессирующей афазией (ППА).

PPA не является болезнью Альцгеймера, но может быть симптомом болезни Альцгеймера.PPA также может быть изолированным заболеванием без других симптомов болезни Альцгеймера. У некоторых людей с PPA нормальная память, и они могут продолжать досуг, а иногда даже работать.

В отличие от афазии, которая возникает в результате инсульта или травмы головного мозга, PPA возникает в результате медленного ухудшения одной или нескольких областей мозга, используемых в речи и языке.

Речь основана на активации нескольких областей мозга, работающих совместно.

Зона Брока и зона Вернике считаются основными компонентами мозга, участвующими в речи, но другие части мозга также играют важную роль в координации мышц рта для создания произносимых слов.У большинства людей активность мозга, связанная с речью, происходит в левой части мозга.

Повреждение или травма любой из этих частей может привести к проблемам с речью, известным как афазия или апраксия. Речевая терапия часто помогает людям с этими состояниями. Хотя восстановление речевых способностей в полном объеме после повреждения мозга не всегда возможно, улучшения можно сделать.

.

Анатомия мозга | Johns Hopkins Medicine

Что такое центральная нервная система (ЦНС)?

ЦНС состоит из головного и спинного мозга. Мозг - важный орган, который контролирует мысли, память, эмоции, прикосновение, моторику, зрение, дыхание, температуру, голод и все процессы, регулирующие наше тело.

Каковы разные части мозга?

Мозг можно разделить на головной мозг, ствол мозга и мозжечок:

  • Cerebrum. Головной мозг (передняя часть мозга) состоит из правого и левого полушарий, которые соединены мозолистым телом. Функции головного мозга включают: начало движения, координацию движений, температуру, осязание, зрение, слух, суждение, рассуждение, решение проблем, эмоции и обучение.

  • Ствол мозга. Ствол мозга (середина мозга) включает средний мозг, мост и продолговатый мозг. Функции этой области включают: движение глаз и рта, передачу сенсорных сообщений (таких как жарко, боль и громкость), дыхание, сознание, сердечную функцию, непроизвольные движения мышц, чихание, кашель, рвоту и глотание.

  • Мозжечок. Мозжечок (задняя часть мозга) находится в задней части головы. Его функция - координировать произвольные движения мышц и поддерживать осанку, баланс и равновесие.

Более конкретно, другие части мозга включают следующие:

  • Пон. Мост - глубокая часть головного мозга, расположенная в стволе головного мозга. Она содержит множество областей, контролирующих движения глаз и лица.

  • Медулла. Нижняя часть ствола головного мозга, продолговатый мозг является наиболее важной частью всего мозга и содержит важные центры управления сердцем и легкими.

  • Спинной мозг. Большой пучок нервных волокон, расположенный в спине, который простирается от основания головного мозга до нижней части спины, спинной мозг передает сообщения к головному мозгу и остальному телу.

  • Лобная доля. Самая большая часть мозга, расположенная в передней части головы, лобная доля отвечает за характеристики личности и движения. Распознавание запаха обычно затрагивает части лобной доли.

  • Теменная доля. Средняя часть мозга, теменная доля, помогает человеку идентифицировать объекты и понимать пространственные отношения (где его тело сравнивается с объектами вокруг человека). Теменная доля также участвует в интерпретации боли и прикосновений к телу.

  • Затылочная доля. Затылочная доля - это задняя часть мозга, отвечающая за зрение.

  • Височная доля. Стороны мозга, эти височные доли участвуют в кратковременной памяти, речи, музыкальном ритме и некоторой степени распознавания запахов.

.

Human Brain Functions - Функционирование человеческого мозга с помощью диаграммы

  • Какая часть мозга объединяет информацию из кратковременной памяти в долговременную память?
  • Как вы выполняете мышление и рассуждение?
  • Когда случаются афазии, связанные с отсутствием беглости и беглости?
  • Каково расположение и функция височной доли мозга?
  • Дыхание - это произвольная или непроизвольная функция мозга?

Знаете ли вы, что если бы дыхание находилось под вашим произвольным контролем, вы бы не смогли дышать во время сна и умерли? Ваш мозг - самый сложный и, пожалуй, самый хрупкий орган тела.Это центр управления всем, что происходит в вашем теле.

Он защищен от повреждений системой защиты из четырех шин, включающей череп, мозговые оболочки, заполненные жидкостью мембраны (подушки) и гематоэнцефалический барьер.

Список функций человеческого мозга:

Главный орган вашего тела, на него возложено множество жизненно важных функций мозга, которые регулируются и выполняются достаточно эффективно. Нежная губчатая масса, из которой состоит мозг, заключена в твердую оболочку, череп, красиво расположенный в верхней части вашего тела.

Каковы функции человеческого мозга в организме? Чтобы перечислить все функции и обязанности этого собрания миллиардов нейронов, вам нужно составить целую книгу.

От легкого прикосновения до сложного феномена возвышенных мыслей и критических способностей к принятию решений - все это относится к сфере деятельности этой центральной части центральной нервной системы.

Высшие функции мозга должны выполняться корой головного мозга, высокоразвитой областью мозга.

Он содержит четыре доли, каждой из которых назначена конкретная задача. Таким образом, мозг выполняет все действия и процессы, связанные с разделением труда.

Для базового понимания предмета ниже приводится список функций человеческого мозга.

Рассуждение - окончательные характеристики человеческой природы

Мышление или рассуждение осуществляется лобной долей коры головного мозга. Это то, что отличает людей как самых продвинутых существ на планете Земля.

Познание или интеллект - это способность людей бросать вызов социальным или религиозным убеждениям и проверять факты.

Здесь неудивительно знать, что развитие знаний в различных областях, таких как наука, искусство, философия, математика и язык, происходит исключительно благодаря удивительному потенциалу вашего рассуждения.

движения

Ваш мозг инициирует и координирует различные движения тела. Эти движения могут быть двух типов: произвольные и непроизвольные.Они возникают в разных органах тела.

Например, руками, ногами и мышцами шеи нужно управлять сознательными действиями. С другой стороны, сердцебиение, регуляция артериального давления и дыхание - это непроизвольные.

Сознательная деятельность направляется головным мозгом и исходит из моторных областей лобной доли и первичной моторной коры.

Только представьте, если бы в вашем теле не было движения, в нем не было бы ни жизни, ни души!

Сенсорное восприятие

Все пять традиционных чувств, а именно зрение (зрение), слух (слух), обоняние (обоняние), вкус (вкусовые ощущения) и осязание (соматосенсорное), воспринимаются, обрабатываются и контролируются мозгом.

Он затрагивает первичные сенсорные области головного мозга. Восприятие окружающего мира развивается за счет сенсорной информации, синтезируемой этими областями коры головного мозга.

Связь и язык

Области Брока и Вернике в первую очередь связаны с производством и пониманием звуков речи соответственно.

Область Брока находится в лобной доле, а область Вернике находится на стыке височной и теменной долей.Итак, эта часть мозга помогает вам общаться с другими членами общества.

Что такое афазия, которая не владеет бегло или говорит свободно? Это расстройства языка, вызванные любым повреждением или травмой участков, ответственных за создание и восприятие звуков речи.

Визуальная обработка

Вы когда-нибудь задумывались о том, как ваш мозг создает идеальное визуальное изображение того, что вы видите в окружающем мире? Да, это задача, возложенная на затылочную долю конечного мозга.

Конечный мозг - это область вашего мозга, которая получает зрительные сигналы от сетчатки глаза через зрительный нерв. После обработки он преобразует сигналы в зеркальное отображение того же объекта.

Решение проблем и эмоции

Люди, среди всех продвинутых существ на Земле, обладают глубокой способностью понимать и оценивать, а также предлагать всестороннее и применимое решение критических проблем жизни.

Вы также знаете, что этого человека называют «эмоциональным зверем».Это из-за разнообразия эмоционального отношения к различным жизненным ситуациям. Оба эти назначения относятся к области лобной доли коры головного мозга.

Однако эти способности решать проблемы также встречаются у некоторых низших животных. Они просто следуют генетическим программам, уже присутствующим в их мозгу, но не могут рассуждать (обдумывать) и планировать задачи.

Обработка слуха

Восприятие, распознавание и интерпретация стимулов, связанных со слухом, выполняются с помощью височной доли.

Височная доля проходит через оба полушария коры головного мозга и расположена под боковой щелью.

Функция этой структурно и функционально специализированной области мозга не ограничивается только обработкой слуха. Он также участвует в формировании эмоционального отношения, хранении новых воспоминаний, обработке сенсорной информации и сохранении визуальных воспоминаний.

Память и обучение

Гиппокамп находится в височной доле конечного мозга и считается одной из функционально важных областей человеческого мозга.

Он играет важную роль в процессе обучения и обработки памяти. Как только вы получаете информацию через органы чувств, она обрабатывается в мозгу и временно сохраняется в кратковременной памяти.

Функция средней височной доли заключается в объединении информации из кратковременной памяти в долговременную память и выполнении пространственной навигации.

Контроль дыхания

Можете ли вы взять дыхание под вашу произвольную команду или можете контролировать и продолжать деятельность во время сна? Ответ на первую часть вопроса - «нет».Причина объясняется вторым пунктом.

Если бы это было действительно ваше преднамеренное действие, вы бы не смогли дышать во сне и, следовательно, умерли бы!

Задняя часть заднего мозга, называемая продолговатым мозгом, выполняет непроизвольные задачи вашего тела, например, газообмен.

Альтернативное расширение и сокращение мышц легких, опускание и подъем диафрагмы и аналогичные действия мышц грудной клетки выполняются совершенно автоматически, даже если мы об этом не задумываемся.

Регуляция сердцебиения

Частое сердцебиение или регулярное перекачивание крови наизусть жизненно важно для общего функционирования организма. Он отвечает за доставку и удаление дыхательных газов и продуктов метаболизма через каждую мельчайшую часть вашего тела.

Если есть задержка с поступлением кислорода и необходимых питательных веществ, лишенные клетки начинают умирать. Длительная отсрочка может даже привести к вашей смерти.

Продолговатый мозг - это орган, отвечающий за регулирование частоты сердечных сокращений, и он состоит из нижней части ствола или заднего мозга.

Контроль артериального давления

Поддержание и регулирование артериального давления - одна из непроизвольных функций. Это выполняется медуллярной областью вашего мозга, которая соединяет высшие части центральной нервной системы со спинным мозгом.

Поддерживает диастолическое (минимальное) и систолическое (максимальное) давление в артериях в пределах нормы.

В случае если артериальное давление превышает допустимые пределы, вы, скорее всего, пострадаете от сердечного приступа, кровоизлияния в мозг или других критических нарушений кровообращения.

.

Что контролирует каждая часть мозга? (с иллюстрациями)

Мозг - замечательный и невероятно сложный орган. Тремя основными областями мозга являются средний мозг, задний мозг и передний мозг, который разделен на дополнительные части, включая лобную долю, затылочную долю и височную долю, которые контролируют различные части тела. Все они работают вместе, как хорошо отлаженная машина, позволяющая людям нормально функционировать.

Доли переднего мозга управляют зрением, воспоминаниями и суждениями, а также другими функциями.

Мозжечок расположен в нижней части задней части мозга. Эта часть мозга контролирует равновесие и баланс и позволяет людям двигаться правильно. Он координирует мышцы и соединяет их, чтобы они могли работать вместе.

Затылочная доля отвечает за обработку зрительной информации.

Затылочная доля контролирует зрение. Он расположен в самой задней части мозга и влияет на то, как люди оценивают все визуально, от того, как что-то движется до того, как регистрируются цвета. Два признака того, что в этой области мозга что-то не так, - это то, что человек испытывает галлюцинации или иначе воспринимает цвета.

Каждая часть мозга отвечает за разные задачи и способы мышления.

Часть мозга, называемая височной долей, контролирует очень важную часть человека: воспоминания.Кроме того, эта специфическая часть мозга контролирует языковые, сексуальные функции и личность. Это также влияет на то, как человек воспринимает вербальный и невербальный ввод.

Музыкантов и художников называют правополушарными мыслителями, потому что они предпочитают творчество.

Лобная доля находится прямо у лба. Эта часть мозга контролирует суждения, импульсы, двигательные функции, язык, решение проблем и то, как люди реагируют на ситуации. Лобная доля разделена на две части, левую и правую, каждая ведьма контролирует разные характеристики. Когда происходит травма этой части мозга или она просто не функционирует должным образом, человеку может быть трудно что-либо делать.

Половые функции контролируются височной долей.

Теменная доля расположена в верхней задней части головы за лобной долей. Эта часть мозга контролирует большую часть того, как человек обрабатывает ощущения и информацию. Когда в этой части мозга возникает серьезная проблема, это может повлиять на то, как человек смотрит на себя.

Повреждение затылочной доли может вызвать галлюцинации.

Ствол мозга - невероятно важная часть мозга в целом. Он расположен в самом основании мозга и отвечает за то, чтобы быть каналом для информации, которая передается от тела к мозгу и наоборот. Повреждение этой области может быть разрушительным, поскольку эта область мозга контролирует дыхание, речь, бдительность, а также дает команду сердцу биться.

Лобная доля контролирует суждения, импульсы, двигательные функции, язык, решение проблем и то, как люди реагируют на ситуации.

Хотя мозг может показаться маленьким - всего около 1,3 кг (3 фунта), это все, когда дело доходит до того, как человек функционирует изо дня в день. Именно поэтому при любой травме головы, какой бы незначительной она ни казалась, человек должен немедленно обратиться к врачу. Сохранение здоровья мозга может помочь человеку правильно функционировать на протяжении всей жизни.

Любая травма головы требует немедленной и внимательной медицинской помощи..

BBC Science & Nature - Человеческое тело и разум

Система: нервная

Расположение: внутри вашего черепа

Физическое описание: бледно-серый, размером с небольшую цветную капусту и текстуру паштета

Функция: управлять своим телом и размещать mind

Body and mind

Информация в форме нервных импульсов перемещается в мозг и из него вдоль спинного мозга. Это позволяет вашему мозгу контролировать и регулировать бессознательные процессы в организме, такие как пищеварение и дыхание, и координировать большинство произвольных движений вашего тела.Это также место вашего сознания, позволяющее думать, учиться и творить.

Ваш мозг состоит из множества частей, каждая из которых выполняет определенную функцию. Его можно разделить на четыре области: головной мозг, промежуточный мозг, ствол мозга и мозжечок.

Cerebrum

Головной мозг - самая большая часть вашего мозга. Он расположен над остальной частью вашего мозга, скорее как шляпка гриба, прикрывающая его стебель. Он имеет сильно изогнутую серую поверхность, рисунок которой у каждого человека разный.Некоторые бороздки на его поверхности выделяют различные функциональные области.

Передняя часть головного мозга, лобная доля, участвует в речи, мышлении, эмоциях и умелых движениях. За ним находится теменная доля, которая воспринимает и интерпретирует такие ощущения, как прикосновение, температуру и боль. Позади этого, в центре задней части вашего головного мозга, находится область, называемая затылочной долей, которая обнаруживает и интерпретирует визуальные образы. По обе стороны от головного мозга находятся височные доли, которые участвуют в слухе и хранении памяти.

Головной мозг разделен посередине на две половины, называемые полушариями, которые сообщаются друг с другом.

Мозжечок

Мозжечок - вторая по величине часть вашего мозга. Он находится под задней частью головного мозга и показан коричневым на схеме выше. Он участвует в координации ваших мышц, чтобы обеспечить точные движения и контроль баланса и позы.

Диэнцефалон

Промежуточный мозг находится под средней частью головного мозга и наверху ствола мозга.Он содержит две важные структуры, называемые таламусом и гипоталамусом. Таламус действует как ретранслятор для входящих сенсорных нервных импульсов, отправляя их в соответствующие области вашего мозга для обработки. Он отвечает за то, чтобы ваш мозг знал, что происходит вне вашего тела.

Ваш гипоталамус играет жизненно важную роль в поддержании постоянных условий внутри вашего тела. Он делает это, помимо прочего, регулируя температуру вашего тела, жажду и голод. И контролируя выброс гормонов из близлежащего гипофиза.

Ствол мозга

Ствол вашего мозга отвечает за регулирование многих механизмов жизнеобеспечения, таких как частота сердечных сокращений, артериальное давление, пищеварение и дыхание. Он также регулирует время сна и бодрствования.

Защита мозга

Ваш мозг, возможно, ваш самый важный орган, но он состоит из мягкой нежной ткани, которая может быть повреждена даже при малейшем давлении. В результате он хорошо защищен:

  • Три жесткие мембраны, называемые мозговыми оболочками, окружают ваш мозг
  • Пространство между вашим мозгом и мозговыми оболочками заполнено прозрачной жидкостью, которая смягчает ваш мозг, обеспечивает его энергией и защищает его от инфекция
  • Ваш череп окружает мозг костной оболочкой, спинномозговой жидкостью и мозговыми оболочками

Наверх


.

49 Интересные факты и истории о человеческом мозге

Наш мозг позволяет нам обрабатывать мир, понимать все вокруг нас, узнавать новое, и, как это ни парадоксально, мы все еще очень не осознаем, насколько функционирует наш собственный мозг. Однако современная нейробиология и когнитивные науки добились больших успехов в понимании влияния нашего мозга на наши повседневные функции.

Вместе с этим приходит масса знаний и множество фактов, которые вы, вероятно, не знаете о мозге.

Вот 49 интересных фактов и историй о человеческом мозге, которые наверняка поразят вас.

1. Практически все цвета имеют связанную с ними физическую длину волны, а пурпурный цвет - нет. Скорее, ваш мозг просто обрабатывает цвет как «не зеленый».

2. Когда вы впервые засыпаете в новой среде, мозг обрабатывает опасность и остается полусонным, чтобы быть более осознанным.

3. По данным исследователей из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, у людей наблюдается первый приступ тревожности или депрессии сразу после желудочных заболеваний. Используя сканирование мозга, они обнаружили, что у пациентов, которые принимали пробиотики, на мозг непосредственно воздействовали бактерии. Все их исследования показывают, что микробное здоровье желудка оказывает гораздо большее влияние на ваш мозг, чем считалось ранее.

4. Человек по имени Брюс Бриджмен провел почти всю свою жизнь, 67 лет, без способности восприятия глубины, называемой стереослепотой.Однако после того, как его заставили купить 3D-очки, чтобы посмотреть фильм Хьюго в кинотеатрах, его мозг щелкнул, и он смог испытать 3D-зрение.

5. Мужчина в Великобритании страдал хронической икотой в течение 2,5 лет своей жизни, и ему сказали, что это, вероятно, вызвано изжогой. После того, как японское телешоу зафиксировало странное явление и оплатило медицинское обследование, была обнаружена опухоль мозга. Как только мужчине удалили опухоль, его хроническая икота прошла навсегда.

6. Отключение от алкоголя на самом деле вызвано воздействием алкоголя на гиппокамп, часть мозга, отвечающую за память. Вы ничего не забываете физически, скорее ваш мозг становится неспособным хранить и записывать новые воспоминания.

7. Мы плачем, когда очень счастливы, потому что наш гипоталамус в нашем мозгу не может отличить сильное счастье от сильной печали.

8. Когда мы слушаем музыку, мы испытываем озноб из-за того, что наш мозг выделяет дофамин.Когда песня "трогает" вас, это освобождение запускает ожидание пика песни.

9. Одиночное заключение может нанести серьезный неврологический ущерб мозгу человека. Настолько, что это видно на снимках ЭЭГ, а мозг одиночных заключенных имеет те же показатели, что и у людей, получивших травмы.

10. Когда мы спим, спинномозговая жидкость проходит через мозг за пределами кровеносных сосудов головного мозга. Это удаляет отходы клеток мозга, специфические накопления белка бета-амилоида.Это происходит только во время сна, и накопление очищаемых белков связано с повышенным риском развития болезни Альцгеймера.

11. Ученый по имени Теодор Эрисманн создал очки, полностью меняющие его зрение. Сначала он боролся с перевернутым восприятием, но всего за 5 дней его мозг приспособился к изменениям, и он увидел все как обычно. Этот тип адаптации также хорошо продемонстрировал ютубер «Умнее каждый день», который забыл, как ездить на велосипеде, и переучился, перевернув свой велосипед, заставив его забыть, как ездить на велосипеде, и переучиться в обратном порядке.

12. Болезнь Альцгеймера вызывается резистентностью мозга к инсулину, что заставляет многих относиться к ней как к диабету 3 типа.

13. Самому быстрому суперкомпьютеру в мире требуется 24 миллиона ватт для работы, а нашему мозгу требуется всего 20 ватт, и он работает примерно в 100 000 раз быстрее.

14. Упражнения замедляют когнитивное снижение нашего мозга, а повышенная физическая активность сверх нормы может замедлить старение нашего мозга на 10 лет.

15. Человеческий мозг получает 20% общего кислорода от нашего тела, даже если он составляет всего 2% от веса нашего тела.

16. В некоторых языках нет терминов «Левый», «Правый», «Передний», «Задний», а используются термины «Север», «Юг», «Восток», «Запад». Было обнаружено, что люди, выросшие на этих языках, всегда знают, в каком направлении они ориентируются, в результате чего появился своего рода компасный мозг.

17. 73% вашего мозга состоит только из воды, а это означает, что если вы обезвоживаетесь более чем на 2%, вы можете потерять внимание, когнитивные навыки и память.

18. Мозг младенца быстро растет. У двухлетнего ребенка мозг полностью вырос на 80%. Это быстрое развитие - вот почему пристальное внимание к развитию вашего ребенка в ранние годы так влияет на его способности во взрослом возрасте.

СВЯЗАННЫЙ: INTEL СОЗДАЕТ ЧИП ДЛЯ РАБОТЫ КАК ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ МОЗГ

19. Передача информации в нашем мозгу происходит со скоростью, эквивалентной 260 милям в час.

20. Зевота - это реакция, при которой в мозг поступает больше кислорода.Рептилии, птицы и млекопитающие зевают, и это контролируется нейротрансмиттерами в мозгу.

21. Мозжечок - это часть мозга, отвечающая за осанку, ходьбу и координацию движений. Он расположен в задней части мозга и весит 150 граммов.

22. Человеческий мозг разделен на две части, каждая из которых взаимодействует с противоположной стороной тела. Хотя это взаимодействие известно, причина его до сих пор не выяснена.

23. В вашем мозгу есть 150 000 миль кровеносных сосудов, по которым кровь и кислород доставляются в различные части органа.

24 . Вы действительно можете улучшить свою память, если решите регулярно есть морепродукты. Жирные кислоты, содержащиеся в этих продуктах, улучшают память частей вашего мозга.

25. Человеческий мозг продолжает развиваться до тех пор, пока вам не за 40. Это единственный орган в организме, который развивается так долго - и он также претерпевает больше изменений, чем любой другой орган.

26. Каждую секунду в мозгу человека происходит 100 000 химических реакций.

27. Младенцы теряют около половины своих нейронов еще до рождения. Это называется сокращением, это устраняет любые нейроны мозга, которые не получают достаточного количества входных данных от других областей мозга.

28. Исследования показали, что когда матери разговаривают со своими младенцами, дети выучивают в среднем на 300 слов больше к 2 годам.

29. ЭЭГ или электроэнцефалограммы - это неинвазивный метод визуализации, который используется для регистрации небольших изменений электрической активности в головном мозге. Используя поверхностные электроды на коже черепа, ученые могут изучать многие аспекты мозга, используя этот метод. Небольшие колебания сигналов ЭЭГ показывают, спит ли человек, возбужден или находится где-то посередине.

30. Исследователи из Университета Бэйлора обнаружили, что у детей, лишенных прикосновений, игр и взаимодействия с другими людьми, мозг на 20–30% меньше, чем обычно для их возраста.Таким образом, жестокое обращение с детьми может тормозить развитие мозга ребенка и отрицательно влиять на развитие мозга в течение всей жизни.

31. Мозг не может испытывать боли. Это позволяет нейрохирургам исследовать участки мозга, когда пациенты бодрствуют. Затем они могут получать обратную связь в режиме реального времени от каждого пациента, что позволяет им точно определять определенные области, например, для речи или движения.

32. Реакция сужения наших зрачков при попадании на них яркого света называется зрачковым световым рефлексом.Этот рефлекс используется врачами, чтобы определить, нарушен ли рефлекторный путь к мозгу. Если один или оба ваших глаза не могут сформировать этот рефлекс, врачи могут поработать, чтобы определить точное место разъединения.

33. 5% населения мира страдает эпилепсией. Тем не менее, по оценкам, у 1 из 10 человек будет припадок в течение жизни.

34. Почесывание зуда на самом деле является странной биологической реакцией с медицинской точки зрения.Кажется, что это скорее мешает процессу заживления, чем помогает ему. Исследователи считают, что мы чешемся, потому что это стимулирует выработку эндорфинов и естественных опиатов, которые блокируют боль. Поскольку расчесывание, таким образом, повреждает кожу, оно вызывает новый прилив эндорфинов, облегчающих боль.

35. Каждый раз, когда вы что-то вспоминаете, вы, в свою очередь, укрепляете эту память в своем мозгу. Каждый раз, когда задействуются нейронные пути памяти, ваш мозг устанавливает новые связи. Чем старше и чаще вспоминается память, тем она сильнее.

36. Во время сна ваше тело вырабатывает гормон, который мешает вам встать и разыграть свои мечты. Через пять минут после сна ваше тело уже забыло половину сна, а через десять минут оно на 90% исчезло из вашей памяти.

37. Наш мозг может вычислять от 10 до 13 и от 10 до 16 операций в секунду. Это в 1 миллион раз больше людей на Земле. Теоретически мозг способен решать проблемы быстрее, чем любой компьютер в мире, возможно, лучше, чем любой компьютер, который когда-либо будет существовать.

38. Хорошее питание невероятно важно для здоровья мозга. Диета может заставить мозг начать есть сам, а истощенные плоды или младенцы могут страдать от когнитивных и поведенческих нарушений. Младенцы нуждаются в правильном питании, потому что их мозг использует до 50% от общего количества глюкозы, что является еще одной причиной, по которой им может потребоваться так много сна.

39. Люди испытывают 70 000 мыслей каждый день.

40. Наше обоняние - единственное чувство, которое напрямую связано с нашей лимбической системой.Эта часть мозга специализируется на физических, эмоциональных и психологических реакциях. Все это означает, что хорошие запахи могут резко изменить наше настроение.

41. Группа исследователей изучала водителей лондонских такси и обнаружила, что у них более крупный гиппокамп - часть мозга, отвечающая за память. Это говорит о том, что чем больше вы вынуждены запоминать, тем больше увеличивается эта часть вашего мозга.

42. Создание музыки может на самом деле иметь ощутимый эффект на наш мозг.Когда вы подключаете гитаристов к электродам, исследователи обнаружили, что мозговые волны музыкантов синхронизируются, когда они играют дуэтами.

43. Средний вес мозга у мужчин составляет 2,9 фунта, а у женщин - 2,6 фунта. Однако это не связано с более высоким интеллектом. Например, мозг Эйнштейна весил 2,7 фунта.

44. Мозг - единственный объект в мире, который может созерцать себя.

45. Хроническое воздействие стресса на самом деле перегружает ваш мозг гормонами, которые предназначены только для краткосрочных экстренных функций.В свою очередь, это означает, что длительное воздействие может убить клетки мозга.

46. У людей в возрасте от 1 до 44 лет черепно-мозговая травма является основной причиной инвалидности и смерти. Чаще всего это падения, автомобильные аварии и нападения.

47. Средний размер человеческого мозга уменьшился на 9 кубических дюймов за период последних 5000 лет. Ученые не совсем уверены, почему.

48. Дежавю полностью не объяснено.Ученые считают, что на самом деле это неврологический сбой, вызванный тем, что что-то регистрируется в памяти перед сознательным мышлением.

49 . То, что кажется случайным светом, когда вы попадаете в голову, на самом деле просто толкает клетки мозга, отвечающие за зрение. Эти визуальные «галлюцинации» - всего лишь простые реакции.

.

Смотрите также

Карта сайта, XML.