О нашей школе Обучение Полезные ссылки Контакты

Расстройство экспрессивной речи ребенка 4 лет


Моторная алалия у ребенка в 2, 3, 4 года, 5,6 лет (Экспрессивная). Лечение и коррекция алалии. Ребёнок всё понимает, но не говорит.

Моторная (экспрессивная) алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевого высказывания при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций. (Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/ под ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006.)

Экспрессивная алалия — это языковое расстройство, которое характеризуется нарушением усвоения в онтогенезе экспрессивной речи инвентаря языковых единиц и правил их функционирования, что в процессе порождения речи проявляется в невозможности или в разладе производства грамматических, лексических и фонематических операций при полной или относительной сохранности смысловых и моторных (артикуляторных) операций. (Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. - СПб.: КАРО, 2006.)

Наиболее частое обращение родителей ребёнка с Моторной (Экспрессивной) алалией к логопеду: Ребёнок всё понимает, но ничего не говорит (мало говорит)

Статистика:

Трауготт в 1940г в СССР на основании исследований выявила 1% всех видов алаликов из всех детей.
В настоящее время в США выделяют детей только с Моторной алалией 8-10% из всех детей;
Сейчас в России отмечают рост количества детей с Моторной алалией, но точная статистика пока отсутствует.

Моторная алалия лечится (корректируется) логопедом дефектологом.

В раннем детском возрасте (2-3 года) моторная алалия выглядит как "ребёнок всё понимает, но не говорит". Очень часто это успокаивает родителей. Со временем появляются дополнительные симптомы моторной алалии, приводящие к негативным последствиям, они затрудняют коррекцию данного нарушения и увеличивают продолжительность коррекционной работы. К 5 годам ребенку с МА обычно дают инвалидность, так как шанс на полное исправление невелик. В 7 лет - я ни разу не слышала, чтобы кто то смог вылечить алалию. В медицине немало болезней, имеющих скрытое течение, излечимых в начале и неизлечимых в конце. Моторная алалия одно из них. Мой муж любит играть в компьютерные игры - он говорит: "алалия это бомба с часовым механизмом, а впереди лабиринт, где на каждом неверном повороте вы теряете время, а жизнь у Вас одна - перезагрузиться не получится". Что Вас ждет, если не успели вылечить МА можете прочитать тут. Ниже я попробую описать неверные повороты, куда Вы можете свернуть, выражаясь языком геймеров.

Расстройство экспрессивной речи (общее недоразвитие речи) у детей

Расстройство экспрессивной речи (общее недоразвитие речи) - одна из форм специфического нарушения речевого развития, при котором способность ребёнка использовать разговорную речь заметно ниже уровня, соответствующего его умственному развитию, притом что понимание речи обычно не страдает.

Классификация

Согласно логопедической классификации, расстройство экспрессивной речи соответствует общему недоразвитию речи 1-3 уровня.

При общем недоразвитии речи первого уровня (алалия) ребёнок практически молчащий, в то время как специфических расстройств понимания речи и интеллекта можно не обнаруживать (в большинстве случаев интеллект бывает ниже среднего уровня).

Причины и патогенез

В основе нарушений - задержка созревания нейрональных связей, обусловленная органическим поражением речевых зон коры (в постцентральной и премоторной зонах левого доминантного полушария у правшей). Имеются данные о роли генетических факторов. Определённое значение имеет неблагоприятное социальное окружение, при котором ребёнок контактирует с людьми, имеющими низкий уровень речевого развития.

Симптомы

Общее недоразвитие речи 1-3 уровня проявляется различной тяжестью нарушений экспрессивной речи. Отмечают бедность словарного запаса, низкий уровень словесного обобщения, трудности развёрнутого речевого высказывания, аграмматизмы (ошибки в употреблении словесных окончаний, нарушения словообразования), трудности в употреблении предлогов, глаголов, союзов. Характерно адекватное использование невербальных реплик, жестов, стремление к общению. Нарушение разговорной речи становится очевидным с младенчества без какой-либо длительной фазы нормального пользования речью. И хотя нормальное речевое развитие в значительной степени индивидуализировано, отсутствие отдельных слов или близких к ним речевых образований к двум годам или простых фраз из 2-3 слов к трём годам должно быть расценено как признак задержки. Недоразвитие речи тормозит развитие познавательной деятельности ребёнка, что часто проявляется задержкой психического развития в целом.

Дифференциальная диагностика

Дифференциацию от вторичных расстройств, обусловленных глухотой, базируют на данных аудиометрического исследования и наличии качественных патологических признаков патологии речи.

Дифференциацию от приобретённой афазии или дисфазии, обусловленных неврологической патологией, основывают на констатации периода нормального речевого развития до травмы или других экзогенно-органических воздействий, манифестации эндогенного органического процесса. В сомнительных случаях для проведения дифференциальной диагностики и установления анатомического очага поражения проводят инструментальные методы (ЭЭГ, ЭхоЭГ, МРТ головного мозга, КТ головного мозга).

Дифференциацию с общими расстройствами развития основывают на таких признаках, как отсутствие у детей с общим расстройством развития внутреннего языка воображаемой игры, неадекватное применение жестов, нарушения в невербальной сфере интеллекта и др.

Лечение

Курсы логопедических занятий, занятия с психологом, консультативное лечение у психиатра по показаниям.

Прогноз

Максимально возможное развитие речевой функции и компенсация психических и психоневрологических расстройств.

[1], [2]

Экспрессивная речь - становление в детском возрасте, коррекция


Правильное развитие речевого аппарата является одной из основ гармоничного становления личности. Экспрессивная речь представляет собой умение выстаивать правильные ассоциации между значениями слов и производимыми звуками.

Поэтому любые искажения четкости, ритма или выпадение отдельных слогов предупреждают о патологических процессах, требующих диагностики.

Что такое экспрессивная речь

Термин означает словесную форму, выраженную вслух, окрашенную эмоционально. У детей такая способность формируется в результате подражания действиям взрослых: вначале возникает идея, затем внутреннее высказывание, а после — озвучивание.

Слуховой анализатор и зона Вернике отвечают за понимание письменной и устной речи, правильное восприятие звуковых сигналов, словообразование.

В раннем периоде детства требуется поощрять и стимулировать желание детей говорить, не приспосабливаясь к невнятному произношению.

Социальная адаптация с развитием эмоционального интеллекта происходят за счет регулярных вербальных контактов, поэтому ребенку полезно слушать четкую дикцию взрослых и практиковаться самостоятельно.

Расстройство экспрессивной речи

При данном заболевании слабо развита артикуляция, нет четкого понимания, как использовать речевой аппарат для сотворения звуков, страдают все виды речевой деятельности.

Вначале может наблюдаться нормальное усвоение новых слов, но затем прогресс останавливается, исчезает способность адекватно комбинировать грамматические средства.

Интерес к познанию и интеллект детей с моторной алалией обычно не нарушены, предметно-практические способности развиты в полной мере.

Поэтому первую тревогу у родителей вызывает молчание ребенка при понимании ним ситуации и логичной реакции на вербальное обращение.

Подчас определения диагноза следует исключить сопутствующие болезни — неправильное развитие аппарата артикуляции иногда сочетается со структурными изменениями мозговых тканей.

Тогда ЭЭГ регистрирует эпилептиформную активность или замедленную работу участков мозга, регулирующих мышцы голосового аппарата — центры Вернике и Брока.

Что провоцирует расстройство экспрессивной речи

Мозговая организация детей 3-х летнего возраста имеет хорошо сформированный моторный речевой центр, если в этот период ребенок пережил эмоциональную травму или переболел, может наступить ухудшение усвоения лексических форм и конструкций.

В информационных источниках нету точно сформулированных причин заболевания, но его возникновению способствуют некоторые факторы:

  • генетическая обусловленность, сильный стресс, пережитый на первом триместре беременности;
  • родовая гипоксия, травмы черепа подчас родов;
  • энцефалит, менингит, другие опасные инфекционно-воспалительные заболевания;
  • интоксикация алкоголем, ядовитыми веществами, что выделяются при сгорании токсических отходов — техногенные катастрофы.

Неблагоприятное социальное окружение, гиповитаминоз витаминов группы В, отсутствие диалогового общения негативно сказываются на умственном, речевом развитии.

Поэтому организация разностороннего ухода играет важную роль в период восстановления функций речевого аппарата.

Симптомы расстройства экспрессивной речи

Отличительно других расстройств, у алаликов есть физиологические условия для правильной артикуляции, но они искажают, путают звуки, не различая их.

Также у детей может страдать импрессивная речь — понимание прочитанного текста или чужого высказывания вслух. Частые признаки выявленной проблемы:

  • яркая или сниженная экспрессивная окраска упрощенных высказываний, замена слов жестами, мимикой или отдельными звуками;
  • повышенное слюноотделение;
  • плохое понимание взаимосвязи объектов, поступков людей;
  • молчаливость во время игры, беззвучный плач;
  • синдром дефицита внимания, повышенная двигательная активность;
  • сокращение, искажение слов, облегчающее их произношение;
  • нежелание выследить движущийся объект глазами, а поиск источника звука на слух;
  • отсутствие выразительности звуков, запутанность в пересказе событий.

В запущенной стадии может наблюдаться пониженная ориентация на местности, нарушенное восприятие соотношения предметов в пространстве.

Однако периодически наблюдается спонтанное устранение проблемы без существенного вмешательства, когда детей отдавали в детский сад.

В группе их активная коммуникация поощрялась, была залогом достижения личных потребностей.

Влияние задержки экспрессивной речи на становление Коммуникации в раннем возрасте

Дети с поздним развитием самостоятельной речи в силу физиологических причин с детства не приученные логично мыслить. Без логопедических занятий в школьном возрасте они будут допускать грубые синтаксические ошибки при письме под диктовку.

Также могут возникнуть проблемы с адекватной интерпретацией абстрактных образов, понятий, что затруднит выстраивание межличностных отношений.

После появления первых признаков самостоятельного мышления, малышам следует стимулировать познавательный интерес, непрестанно расширять их словарный запас.

При проблемах вербальной экспрессии рекомендуется играть вместе в сюжетно-ролевые игры, разучивать основные фразы ежедневного этикета, чтобы общение со сверстниками было психологически комфортным.

Психологическая диагностика дошкольников с задержкой экспрессивной речи

Комплексные исследования помогают исключить глухоту и уровень речевого развития, нужна диагностика состояний, требующих дополнительных терапевтических мер.

К таким дефектам относится аутизм, умственная отсталость, гиперактивность, депрессивные, тревожные или другие или другие отклонения психики. Определить степень выраженности проблемы помогают такие методы:

  • демонстрация предметов с пожеланием сказать их название;
  • ведение диалога с переходом от легких тем к более сложным для оценки произношения, лексического запаса и его качества;
  • просьба рассказать, какое действие изображает картинка — обнаруживается умение составлять предложения разной сложности;
  • оценка произнесения звуковых групп бпм, зцс, чшщч, гкх;
  • проверка понимания указаний с градацией от простых к сложным: дотронуться к носу, указать карандшом на раскрытое окно.

Обычно расстройство экспрессивной речи у детей становится заметным в момент, когда словарный запас и способ коммуникации не соответствуют возрасту.

Учитывая, что дефекты лучше поддается коррекции в начальных стадиях, самостоятельные пробы исправить проблему могут навредить.

Информативным показателем хорошего развития есть указательный жест пальцем, если он не появляется  к 1,5 году, следует пройти обследование у детского невролога.

Методы лечения и коррекции

Прогресс от занятий с логопедом-дефектологом зависит от степени дисфункции и того, какие виды речевых навыков ребенка больше нуждаются в коррекции — чтение, говорение или письмо. Внятное произношение осмысленных фраз может развиться к 3-4 годам, если расстройство диагностировано в возрасте 1-2 лет.

Основная задача коррекционной терапии заключается в выработке правильных речевых стереотипов, стимулировании словотворчества. Меры, которые помогают связно выражать мысли вслух, адаптируют ребенка в социальной среде:

  1. Речевая гимнастика, тренировки реберно-диафрагмального дыхания. Обучение, как координировать дыхательные движения с одновременным произношением звуков.
  2. Повышение эффективности мелкой моторики пальцев рук: раскрашивание, игры с конструктором.
  3. Создание благоприятного эмоционального фона, устранение и предупреждение негативных стрессовых переживаний.
  4. Приобретение и закрепление навыков анализа событий, предметов — составление визуальных, пространственно-временных характеристик.
  5. Тренировка кратковременной и длительной памяти, развитие концентрации внимания, составления цепочек причинно-следственных связей.

Развитие экспрессивной речи происходит при систематическом пополнении запаса лексики с внедрением выученных слов в диалог, формировании целостных высказываний.

Видимые результаты дает полисенсорный способ ведения тренингов, пробуждающий главные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, вкусовое и обонятельное.

Задача взрослого собеседника — найти положительные эмоциональные триггеры, побуждающие алалика активно участвовать в диалоге по личной инициативе.

Этапы развития собственной экспрессивной речи ребенка

Период крика наступает с рождением, в это время плач имеет важные диагностические характеристики, обнаруживая отклонения психического или физического развития.

Мелодичное гуление появляется к 5-му месяцу, а в возрасте 7-8 месяцев дети переходят в фазу лепета, пробуют произносить губные согласные. В 1-1,5 года имеется запас из 6-8 коротких слов, уже обладающих экспрессивностью, начинается процесс словотворчества.

Этапы развития индивидуальны для каждого ребенка, но отсутствие произношения элементарных фраз в 2,5 года не считается нормой и требуется консультация специалиста.

Постановку диагноза предваряют подробные тесты проверки слуха, состояния нервной системы, дополненные подробным собеседованием и амбулаторным наблюдением в течение всего периода корректирующих занятий.

Расстройство развития речи, полезные статьи медицинской клиники Невро-Мед

Определение

Существенной особенностью расстройства развития экспрессивного языка является выраженное нарушение развития экспрессивной речи, которое нельзя объяснить за счет умственной отсталости или неадекватного обучения и которое не связано с первазивным расстройством развития, нарушением слуха и неврологическим расстройством. Диагноз должен быть поставлен, только если это нарушение существенно мешает успехам в школьном обучении или нормальной повседневной жизни, которая требует выражения в вербальной (или знаковой) языковой форме.

Ниже приведены диагностические критерии расстройства развития экспрессивного языка.

  • А. Показатели, полученные путем стандартизированного измерения экспрессивного языка, существенно ниже, чем показатели, полученные по невербальным интеллектуальным способностям (определяемый по индивидуально предъявляемому тесту 1(5).
  • Б. Расстройство А значительно препятствует успехам в школе и повседневной жизни, требующей выражения в вербальной (или знаковой) языковой форме. Свидетельством этого может быть использование ограниченного словарного запаса, применение только простых предложений или использование только настоящего времени. В менее тяжелых случаях могут быть колебания или ошибки в воспроизведении некоторых слов, или ошибки в произнесении длинных или сложных предложений.
  • В. Не связано с первазивными расстройствами развития, дефектом в области слуха или неврологическим расстройством (афазия).

Эпидемиология

Частота расстройств развития языка колеблется от 3 до 10% у детей школьного возраста. Расстройство в 2—3 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Это расстройство также более часто встречается среди детей, в семейном анамнезе которых встречаются расстройства артикуляции или другие расстройства развития.

Этиология

Причина расстройства развития экспрессивного языка неизвестна. Легкое поражение головного мозга или задержка созревания нервных структур выдвигаются в качестве возможных причин, но фактов, подтверждающих эти предположения, нет.

Роль неизвестных генетических факторов предполагается на основании того, что родственники детей с расстройствами способностей к обучению очень часто страдают расстройствами развития экспрессивного языка.

Клинические особенности

Тяжелые формы расстройства обычно проявляются до 3 лет. Менее тяжелые формы могут не распознаваться до подросткового возраста, когда обычно язык сильно усложняется. Существенной особенностью ребенка с экспрессивным расстройством языка является значительное нарушение развития соответствующего возрасту экспрессивного языка, в результате чего он использует вербальный или знаковый язык, который значительно ниже ожидаемого уровня, учитывая интеллектуальные способности ребенка. Понимание языка этим ребенком не затруднено; декодирование остается относительно сохранным.

Расстройство начинает подозреваться приблизительно в возрасте 18 мес., когда ребенок спонтанно не произносит или даже не повторяет отдельные слова и звуки. Даже простые слова, такие как «мама» и «папа», отсутствуют в активном лексиконе ребенка, и ребенок использует жесты для выражения своих желаний. Видно, что ребенку хочется общаться, он поддерживает контакт глазами, хорошо относится к матери, наслаждается играми.

Репертуар словарного запаса у ребенка очень ограничен. В 18 мес. ребенок может самое большее понимать простые команды и указывать на простые предметы, когда их называют. Когда ребенок в конце концов начинает говорить, дефицит языка становится более очевидным. Артикуляция обычно незрелая. Многочисленные ошибки артикуляции имеют место, но они непостоянны, особенно в отношении таких звуков, как р, с, з, которые либо пропускаются, либо заменяются другими звуками.
К возрасту 4 лет большинство детей с этим расстройством могут говорить короткими фразами, но они забывают старые слова по мере выучивания новых. После того как они начинают говорить, они учатся гораздо медленнее, чем нормальные дети. Использование грамматических структур у них значительно ниже, чем можно ожидать в данном возрасте. Вехи развития у них слегка замедлены. Часто наблюдается расстройство развития артикуляции. Расстройство развития координации и функциональный энурез у таких детей часто являются сопутствующими нарушениями.

Осложнения

У детей школьного возраста могут развиваться низкая самооценка, фрустрация и депрессия. Дети с этим расстройством могут также обнаруживать нарушение способности к обучению, проявляющееся в задержке чтения, в результате чего могут возникнуть серьезные проблемы с успеваемостью. Большинство трудностей в обучении лежат в области перцептивных навыков или навыков распознавания и переработки символов в соответствующей последовательности.

Другие поведенческие проблемы и симптомы, которые могут появляться у детей с расстройством развития экспрессивного языка, включают гиперактивность, короткие промежутки, на протяжении которых ребенок может поддерживать внимание, аутичное поведение, сосание пальца, колебания настроения, склонность к попаданию в аварийные ситуации, энурез, непослушание и нарушение поведения. У многих детей отмечается неврологическая патология. Она включает легкие нарушения по органическому типу, снижение вестибулярных реакций и патологические изменения ЭЭГ.

Течение и прогноз

В целом, прогноз в отношении расстройств развития экспрессивного языка благоприятный. Быстрота и степень выздоровления зависят от тяжести расстройства, мотивации ребенка к участию в терапии и своевременного назначения речевых и терапевтических вмешательств. У 50% детей с легкими расстройствами экспрессивного языка наступает спонтанное выздоровление без каких-либо признаков нарушения языка, но у детей с тяжелыми расстройствами экспрессивного языка могут и в будущем остаться признаки легких или умеренных нарушений.

Диагноз

Качество языка, вербального или знакового, значительно ниже среднего уровня, сопровождающееся низкими показателями по стандартизированным тестам на вербальный и невербальный интеллект, является указанием к постановке диагноза. Это расстройство не обусловлено первазивным расстройством развития, поскольку ребенок выражает желание общаться. Если и есть какие-то языковые обрывки, то они очень редуцированы; словарный запас мал, грамматика слишком проста, артикуляция вариабельна. Имеется внутренний язык или адекватное применение игрушек и предметов домашнего обихода.

Для подтверждения диагноза ребенок должен пройти тестирование на стандартизированный экспрессивный язык и невербальный интеллект. Наблюдение за паттернами вербального и знакового языка в различных ситуациях у такого ребенка (например, в школьном дворе, классе, дома и в игровых помещениях) и за его взаимоотношениями с другими детьми может помочь установить тяжесть и специфические сферы нарушений у данного ребенка, а также помочь в раннем распознавании поведенческих и эмоциональных осложнений.

Тщательный семейный анамнез должен включать наличие или отсутствие расстройств развития экспрессивного языка среди родственников. Маленьким детям и детям, у которых подозревается нарушение остроты слуха, рекомендуется сделать аудиограмму.

Дифференциальный диагноз

При умственной отсталости имеет место полное нарушение интеллекта, определяемое низким уровнем по интеллектуальным тестам во всех областях. Невербальные умственные способности и успехи детей в других областях при расстройстве развития экспрессивного языка находятся в пределах нормы.

При расстройстве развития рецептивного языка понимание языка (декодирование) значительно снижено по сравнению со средним ожидаемым для данного возраста уровнем, тогда как при расстройстве развития экспрессивного языка понимание языка остается на уровне нормы.

При первазивном расстройстве развития, кроме основных характеристик, отмечается отсутствие у больных детей внутреннего языка, символической или воображаемой игры, адекватного применения жестов, или способность поддерживать теплые и значимые социальные отношения. Напротив, все эти характеристики сохранны у детей с расстройством развития экспрессивного языка.

Дети с приобретенной афазией или дисфазией в более раннем возрасте обнаруживали нормальное развитие в языковой сфере, а нарушение в языке появилось после перенесенной травмы головы или других неврологических расстройств (например, припадки).

Дети с элективным мутизмом также вначале обнаруживали нормальное развитие языка, и их речь ограничивалась общением только с одним из окружающих членов семьи или несколькими из них (например, мать, отец и сиблинги). Селективным мутизмом чаще поражены девочки, чем мальчики, и больные дети почти всегда застенчивы и замкнуты вне семьи.

Лечение

Коррекционно-развивающие занятия следует начинать сразу же после установления диагноза расстройства. Занятия состоят из поведенчески подкрепляемых упражнений и практического овладения фонемами (блоки звуков), словарным запасом и построением предложений. Обычно такие занятия проводятся логопедом или дефектологом. Психотерапию обычно не назначают, если только у ребенка с расстройством языка не обнаруживается признаков вторичного или сопутствующего нарушения в сфере поведения или эмоций.

Список литературы

Каплан Г.И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия, Т. 2, – М., Медицина, 2002
Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10, – М., Смысл, Академия, 2008

Нарушения речи: виды, причины, признаки, диагностика и лечение

Что такое нарушения речи? Каковы его причины, признаки, виды, диагностика и лечение? Чем может быть вызван этот симптом? Определение: нарушения речи или речевые расстройства — это проблемы и отклонения речи и нарушения вербальной коммуникации и других смежных областей, в частности, речевой моторики. Симптоматика этих расстройств весьма разнообразна — от неспособности воспринимать речь до логореи или речевого недержания. Кроме того, эти симптомы могут появляться как у детей, так и у взрослых.  В этой статье мы расскажем о том, каковы признаки, виды и классификация нарушений речи, как диагностировать и лечить эти расстройства.

Причины речевых расстройств

Причины речевых расстройств многочисленны и разнообразны, и различаются в зависимости от триггера заболевания. Среди органических причин, к которым относятся все связанные с повреждением органов речи, можно выделить:

  • Наследственные причины: когда нарушения речи наследуются от родителей.
  • Врождённые причины: когда речевые расстройства обусловлены приёмом лекарств или осложнениями во время беременности.
  • Перинатальные причины: причиной нарушений речи являются осложнения во время родов.
  • Постнатальные причины: речевые расстройства появляются после рождения, например, в результате преждевременных родов.

Кроме органических, также бывают функциональные причины, т.е. патологии работы задействованных в речи органов. Эндокринные причины в основном связаны с психомоторным развитием ребёнка. Причины, связанные с окружающей средой, также могут иметь место и влиять на речь — на лингвистические характеристики человека влияет его окружение. И, наконец, психосоматические причины также играют важную роль в развитии речевых расстройств, поскольку наши мысли имеют над нами власть и могут спровоцировать аномальную устную речь. И наоборот, трудности и нарушения речи могут негативно влиять на мышление. Всё это затрудняет корректное говорение и понимание речи.

Симптомы нарушений речи

В зависимости от вида речевого расстройства и поражённой области существуют различные симптомы, свидетельствующие о возможном нарушении речи. Говоря о классификации общих симптомов нарушений речи, можно выделить следующие типы симптомов:

  • Симптомы расстройства экспрессивной речи: при этом расстройстве очень ограничен словарный запас, человек испытывает трудности с запоминанием и произношением длинных фраз.
  • Симптомы экспрессивно-рецептивного расстройства речи: помимо симптомов, которые наблюдаются в предыдущем случае, также присутствуют проблемы, связанные с восприятием, пониманием речи, слов или фраз.
  • Симптомы фонологического расстройства: характеризуются неспособностью использовать при разговоре отдельные звуки, присутствуют ошибки при произношении, воспроизведении и/или использовании  звуков.

Кроме того, пожалуй, одним из самых заметных расстройств является заикание — нарушение плавности, ритма и организации речи.

Несмотря на то, что речь — это сложный процесс, и существует множество различных патологий речи, можно выделить определённые признаки, в целом указывающие на возможное развитие речевого расстройства. Говоря о речевых расстройствах у детей, можно отметить следующие признаки: 

  • Расстройство экспрессивной речи: о данной проблеме может свидетельствовать скудный словарный запас ребёнка по сравнению с детьми его возраста, недоразвитость речи. Ребёнку сложно запомнить новые слова, он путает временные формы глаголов, использует в разговоре обобщающие слова (вещи, это и т.д.) вместо конкретных названий, мало говорит, произносит бессмысленные фразы, хотя способен при этом правильно произносить слова, использует определённые структуры предложений или постоянно при разговоре повторяет одни и те же фразы.
  • Расстройство рецептивной речи: при этом нарушении речи ребёнок часто не испытывает интерес к разговору в его присутствии, ему трудно выполнять указания или понимать то, что ему говорят, спрашивают, а также понимать написанное.

Речевые расстройства: классификация и виды

Говоря об общей классификации существующих видов нарушений речи, можно выделить следующие:

1- Дизартрии:

Это нарушения произношения, вызванные поражением мышц речевого аппарата.

2- Дислалии:

Дислалия — расстройство звукопроизношения, характеризующееся отсутствием, заменами, смешением или искажениями фонем и звуков в устной речи. Существует несколько видов дислалий:

  • Физиологические дислалии: дети часто неправильно выговаривают звуки — это связано с недостаточной развитостью речевых органов в детском возрасте. Это абсолютно нормально и не должно тревожить родителей — за исключением случаев, когда с течением времени эта проблема не исчезает сама по себе.
  • Аудиогенные дислалии: как следует из названия, это нарушение связано с дефектом слуха ребёнка, который мешает ему правильно распознавать, подражать и воспроизводить звуки. Логично, что если человек плохо слышит, говорить он также будет плохо.
  • Функциональные дислалии: сохранившаяся уже при сформированном речевом аппарате долговременная физиологическая дислалия может развиться в функциональную дислалию. При этом виде дислалии строение органов не нарушено, однако ребёнок смешивает, искажает или заменяет звуки.
  • Органические или механические дислалии: этот вид дислалий также называют дисглоссии. Они связаны со структурными дефектами органов речи. Рассмотрим подробнее.

3- Дисглоссии

Дисглоссия (не путать с диглоссией или вариантом билингвизма) — это расстройство речи, как мы упомянули выше, связанное с дефектами (расщелинами) задействованных в речи органов. Различают следующие подвиды:

  • Губные дисглоссии: связаны с  изменением формы губ, расщелинами губ. Наиболее известные патологии данного вида — заячья губа, волчья пасть.
  • Дисглоссии челюсти: вызваны нарушением формы, расщелинами верхней, нижней или обеих челюстей.
  • Зубные дисглоссии: расстройство речи из-защелей между зубами или неправильного расположения зубов.
  • Языковые дисглоссии: вызваны расщелинами и другими дефектами языка. Патологиями, которые могут быть причинами этих расстройств, являются анкилоглоссия (короткая уздечка языка), макроглоссия (аномально большой язык), также односторонний или двусторонний паралич.
  • Носовые дисглоссии: связаны с патологиями, которые не позволяют воздуху корректно поступать в лёгкие.
  • Нёбные дисглоссии: вызваны расщелинами нёба.

4- Дисфемия

Дисфемии — это речевые расстройства, характеризующиеся нарушением артикуляции с многократным прерыванием речи и повторениями, вызванными плохой идеомоторной мозговой координацией. Примером дисфемии является заикание.

5- Афазии

Этот вид речевых расстройств может проявиться в любом возрасте, поскольку он связан с локальным поражением задействованных в речи отделов мозга и представляет собой отсутствие или нарушение уже сформировавшейся речи.

  • Афазия Брока: афазия Брока или эфферентная моторная афазия вызвана поражением двигательного речевого центра или центра Брока и смежных областей. Характеризуется большими трудностями с артикуляцией и телеграфной речью (очень короткими фразами). Наиболее страдает выражение речи (поэтому её также называют экспрессивная афазия), при этом понимание речи сохраняется или страдает меньше.
  • Афазия Вернике или сенсорная афазия: нарушение речи, вызванное поражением левой височной доли, прилегающей к слуховой коре. Характеризуется беглой, но неинформативной (параграмматической) речью, нарушением фонематического слуха, проблемами с различением звукового состава слов. Также страдающие этим расстройством испытывают трудности с пониманием речи.
  • Кондуктивная или проводниковая афазия: эта разновидность моторной афазии вызвана поражением дугообразного пучка и/или других соединений височной и фронтальных долей. Расстройство характеризуется нарушением возможности повторения слов и предложений, при этом сохраняется понимание и довольно беглая спонтанная речь. При кондуктивной афазии часто бывают проблемы с чтением, письмом и памятью на имена.
  • Транскортикальная сенсорная афазия: этот тип расстройства речи вызван поражением соединений между париетальными и височными долями и связан с нарушением понимания отдельных слов, хотя способность повторения относительно не повреждена.
    Транскортикальная моторная афазия: данное речевое расстройство вызвано подкорковыми поражениями в областях ниже моторной коры и связано с нарушениями в спонтанной речи, при этом память на имена не страдает.
    Аномическая афазия: связана с поражениями различных областей височной и теменной долей и характеризуется нарушениями произношения отдельных слов.
    Глобальная или тотальная афазия: полная потеря способности говорить и понимать речь. Нарушены все языковые функции.

6- Дислексия

Дислексия представляет собой расстройство обучаемости чтению и письму, связанное с нарушением нейроразвития человека. В настоящее время существуют профессиональные инструменты для нейропсихологического тестирования дислексии, для коррекции дислексии в школе, а также игры для когнитивной тренировки детей с дислексией.

7- Специфическое расстройство речи

Специфическое расстройство речи или развития речи — это отставание в обучении и использовании речи или неспособность её применять при отсутствии мозговых повреждений, нормальном умственном развитии, адекватном развитии органов чувств и отсутствии психопатологий. Часто дети со специфическом расстройством речи также проявляют признаки дислалий и других вышеупомянутых расстройств.

8- СДВГ или Синдром дефицита внимания и гиперактивности

СДВГ связано с нарушениями речи и также вызывает проблемы с обучаемостью и коммуникацией. Согласно исследованиям, страдающие СДВГ дети испытывают трудности с синтаксисом и фонологической организацией речи. Также у них есть проблемы с семантической организацией и слуховой памятью. В настоящее время разработаны инструменты для нейропсихологического тестирования СДВГ, нейрообразовательные программы для решения трудностей обучаемости в школе и игры для когнитивной стимуляции детей с СДВГ.

9- Дискалькулия

Несмотря на то, что это расстройство не затрагивает речь (так, как остальные), в данном случае страдает понимание другого языка — математического. При дискалькулии нарушена способность работать с цифрами и понимать математические термины. Люди, страдающие дискалькулией, не понимают логики математического процесса. В настоящее время существуют профессиональные инструменты для нейропсихологического тестирования дискалькулии и игры для когнитивной стимуляции детей с дискалькулией.

Диагностика нарушений речи

Чтобы диагностировать расстройство речи, нужно следовать определённым рекомендациями и провести специальные тесты. Важно сосредоточиться на изучении случаев речевых расстройств у детей, чтобы постараться выявить проблемы, которые могут привести к развитию патологии, и следовать серии стратегий.

Перед диагностикой необходимо запросить информацию в первую очередь у родителей и в школе, где учится ребёнок. Это важнейшие источники информации о поведении ребёнка и развития его проблемы. Затем нужно поговорить с самим ребёнком, использовать записи, провести аудиометрию. Кроме того, для завершения диагностики необходимо провести нейропсихологические и специфические тесты, а также опрос родителей, воспитателей и преподавателей.

Речевые расстройства: как помочь ребёнку в домашних условиях

Как мы уже узнали, определённой и чёткой симптоматики у речевых расстройств нет, поскольку они бывают весьма разнообразны, различной степени тяжести и приносят различные проблемы людям, которые ими страдают. Далее мы дадим некоторые общие советы, которые можно использовать дома, если ребёнок страдает нарушениями речи.

Так как в первую очередь речь идёт о проблемах с коммуникацией, постарайтесь как можно больше общаться с ребёнком. Вместе слушайте музыку, пойте, слушайте его и, безусловно, не прерывайте его, дайте ему время сказать то, что он хочет, будьте терпеливы.

Также очень полезно чтение, причём лучше читать в интерактивной форме. Обсуждать прочитанное, рисунки, придумывать разные концовки книги — всё это очень полезно для развития речи.

И, наконец, важнейший шаг — выявить, в чём именно заключается проблема ребёнка и после этого обратиться к соответствующему специалисту.

Для более специфических заболеваний, таких как дислексия, дискалькулия, СДВГ, специфическое расстройство речи требуется другое, более глубокое вмешательство. Какое именно — вы можете найти ответ, пройдя по представленным выше ссылкам.

Нарушения речи: как помочь ребёнку в школе

В учебных учреждениях важно использовать специальные программы для обнаружения трудностей с речью, что даёт возможность применять раннее вмешательство в случае необходимости. Существуют нейрообразовательные платформы, которые могут быть очень полезны.

Учителя играют жизненно важную роль для нормального развития ребёнка, поскольку они являются посредниками в процессе обучения и способствуют адаптации ребёнка в школе.

«Руководство по обучению детей с расстройствами устной и письменной  речи»даёт следующие рекомендации:

• Учебное заведение должно гарантировать условия, способствующие развитию речи и социального взаимодействия учеников.
• Помощь должна исходить в первую очередь от преподавателей.
• Школьные консультанты должны поддерживать эту функцию, а не заменять её.
• Необходимо включать в учебную программу предметы, способствующие развитию устной речи.
• Руководство учебного заведения должно гарантировать координированную работу всего преподавательского состава, как преподавателей, работающих с нарушениями устной и письменной речи, так и вспомогательного персонала, для соблюдения единого подхода и совместной работы.

Расстройство экспрессивной речи - симптомы болезни, профилактика и лечение Расстройства экспрессивной речи, причины заболевания и его диагностика на EUROLAB

Что такое Расстройство экспрессивной речи -

Выраженное нарушение развития речи, которое нельзя объяснить за счет умственной отсталости, неадекватного обучения и которое не связано с общим расстройством развития, нарушениями слуха или неврологическим расстройством. Это специфическое нарушение развития, при котором способность ребенка использовать выразительную разговорную речь заметно ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту. Понимание речи в пределах нормы.

Распространенность

Частота расстройств экспрессивной речи колеблется от 3 до 10% у детей школьного возраста. В 2-3 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Более часто встречается среди детей, в семейном анамнезе которых встречаются расстройства артикуляции или другие расстройства развития.

Что провоцирует / Причины Расстройства экспрессивной речи:

Причина расстройства развития экспрессивной речи неизвестна. Минимальная мозговая дисфункция или задержка формирования функциональных нейрональных систем выдвигаются в качестве возможных причин. Наличие семейного анамнеза указывает на генетическую детерминированность данного расстройства. Нейропсихологический механизм расстройства может быть связан с кинетическим компонентом, при заинтересованности в процессе премоторных отделов мозга или заднелобных структур; с несформированностью номинативной функции речи или несформированностью пространственного представления речи (височно-теменные отделы и зона теменно-височно-затылочного перекреста) при условии нормальной левополушарной локализации речевых центров и нарушений функционирования именно в левом полушарии.

Симптомы Расстройства экспрессивной речи:

Тяжелые формы расстройства обычно проявляются до 3 лет. Отсутствие отдельных словообразований - к 2 и простых предложений и фраз к 3 годам - признак задержки. Более поздние нарушения - ограниченное словарное развитие, использование небольшого набора шаблонных слов, трудности в подборе синонимов, сокращенное произношение, незрелая структура предложений, синтаксические ошибки, пропуски словесных окончаний, приставок, неправильное использование предлогов, местоимений, спряжений, склонений глаголов, существительных. Отсутствие плавности в изложении, отсутствие последовательности в изложении и при пересказе. Понимание речи не затруднено. Характерно адекватное использование невербальных реплик, жестов, стремление к общению. Артикуляция обычно незрелая. Могут быть компенсаторные эмоциональные реакции во взаимоотношениях со сверстниками, поведенческие расстройства, невнимательность. Расстройство развития координации и функциональный энурез часто являются сопутствующими нарушениями.

Диагностика Расстройства экспрессивной речи:

Показатели экспрессивной речи существенно ниже, чем показатели, полученные по невербальным интеллектуальным способностям (невербальная часть теста Векслера).

Расстройство значительно препятствует успехам в школе и повседневной жизни, требующим выражения в вербальной форме.

Не связано с общими расстройствами развития, дефектом слуха или неврологическим расстройством.

Дифференциальная диагностика

Следует проводить с умственной отсталостью, для которой характерно полное нарушение интеллекта в вербальной и невербальной сфере; с общими расстройствами развития, при которых характерны отсутствие внутреннего языка символической или воображаемой игры, неадекватное применение жестов и неспособность поддерживать теплые социальные отношения.

При приобретенной афазии или дисфазии характерно нормальное речевое развитие до травмы или других неврологических расстройств.

Лечение Расстройства экспрессивной речи:

Предпочтительна речевая и семейная терапия. Речевая терапия включает овладение фонемами, словарным запасом, построением предложений. При наличии признаков вторичного или сопутствующего нарушения в сфере поведения или эмоций показаны медикаментозное лечение и психотерапия.

К каким докторам следует обращаться если у Вас Расстройство экспрессивной речи:

Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Расстройства экспрессивной речи, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

У Вас ? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно. Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом. Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации, возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой. Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию в разделе Вся медицина. Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Eurolab, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.


Другие заболевания из группы Психические расстройства и расстройства поведения:

Если Вас интересуют еще какие-нибудь виды болезней и группы заболеваний человека или у Вас есть какие-либо другие вопросы и предложения – напишите нам, мы обязательно постараемся Вам помочь.

Нарушение экспрессивной речи (общее недоразвитие речи) у детей

Расстройство экспрессивной речи (общая гипоплазия речи) - одна из форм специфического нарушения речевого развития, при которой способность ребенка к разговорной речи заметно ниже уровень, соответствующий его умственному развитию, при этом понимание речи обычно не страдает.

Классификация

По классификации логопедов расстройству выразительной речи соответствует общее недоразвитие речи на 1-3 уровне.

При общем недоразвитии речи первого уровня (алалия) ребенок почти молчит, при этом специфические нарушения понимания речи и интеллекта не обнаруживаются (в большинстве случаев интеллект ниже среднего уровня).

Причины и патогенез

В основе нарушений лежит задержка созревания нервных связей, вызванная органическим поражением корковых речевых зон (в постцентральной и премоторной зонах левого доминантного полушария у правшей).Есть данные о роли генетических факторов. Особое значение имеет неблагоприятная социальная среда, в которой ребенок контактирует с людьми, имеющими низкий уровень речевого развития.

Симптомы

Общее недоразвитие речи 1-3 уровня проявляется разной степенью выраженности нарушений выразительной речи. Отмечают бедность словарного запаса, низкий уровень словесного обобщения, сложность развернутого речевого высказывания, грамматические ошибки (ошибки в употреблении словесных окончаний, нарушения словообразования), трудности в употреблении предлогов, глаголов и союзов.Характерно адекватное использование невербальных сигналов, жестов, стремление к общению. Нарушение разговорной речи проявляется с младенчества без длительной фазы нормального использования речи. И хотя нормальное речевое развитие во многом индивидуализировано, отсутствие отдельных слов или близких к ним речевых образований к двум годам или простых словосочетаний из 2-3 слов к трем годам следует рассматривать как признак задержки. Недоразвитие речи тормозит развитие познавательной активности ребенка, что часто проявляется задержкой умственного развития в целом.

Дифференциальная диагностика

Дифференциация с вторичными нарушениями, связанными с глухотой, основана на аудиометрических данных и наличии качественных патологических признаков речевой патологии.

Дифференциация от приобретенной афазии или дисфазии вследствие неврологической патологии основана на наблюдении за периодом нормального речевого развития до травмы или других экзогенных органических воздействий, проявлений эндогенного органического процесса. В сомнительных случаях проводятся инструментальные методы (ЭЭГ, ЭхоЭГ, МРТ головного мозга, КТ головного мозга) для проведения дифференциальной диагностики и установления анатомического очага поражения.

Дифференциация с обычными нарушениями развития основана на таких симптомах, как отсутствие воображаемой игры у детей с общим нарушением развития внутреннего языка, неадекватное использование жестов, нарушения в невербальной сфере интеллекта,

Лечение

Курсы логопедических занятий, занятия с психологом, консультативное лечение у психиатра по показаниям.

Прогноз

Максимально возможное развитие речевой функции и компенсация психических и психоневрологических расстройств.

[1], [2]

.

Нарушения речи и речи у детей

Дети рождаются готовыми к изучению языка, но им необходимо выучить язык или языки, которые используются в их семье и окружении. Изучение языка требует времени, и дети различаются по тому, насколько быстро они осваивают основные этапы языкового и речевого развития. Обычно развивающиеся дети могут испытывать проблемы с некоторыми звуками, словами и предложениями во время обучения. Однако большинство детей в возрасте 5 лет легко могут использовать язык.

Помощь детям в изучении языка

Родители и опекуны - самые важные учителя в раннем детстве. Дети изучают язык, слушая, как говорят другие, и практикуясь. Даже маленькие дети замечают, когда другие повторяют, и реагируют на их шумы и звуки. Языковые и интеллектуальные навыки детей становятся сильнее, если они слышат много разных слов. Родители могут помочь своему ребенку учиться разными способами, например,

  • Реагирует на первые звуки, бульканье и жесты ребенка.
  • Повторение сказанного ребенком и добавление к нему.
  • Говорить о том, что видит ребенок.
  • Задавать вопросы и слушать ответы.
  • Просмотр или чтение книг.
  • Рассказы.
  • Пение песен и стишки.

Это может происходить как во время игры, так и в повседневной жизни.

Родители также могут наблюдать следующее:

Узнайте больше о языковых вехах. Смотрите вехи в действии.

Начало страницы

Некоторые языки скорее визуальные, чем разговорные. Американский язык жестов использует для общения визуальные сигналы, включая жесты, мимику и движения тела.

Что делать, если есть сомнения

Некоторым детям трудно понимать и говорить, и им нужна помощь. Они могут не осваивать языковые вехи одновременно с другими детьми, и это может быть признаком языковой или речевой задержки или расстройства.

Развитие речи состоит из разных частей, и у детей могут быть проблемы с одним или несколькими из следующих:

  • Понимание того, что говорят другие (восприимчивый язык).Это могло быть связано с
    • Не слышу слов (потеря слуха).
    • Не понимаю значения слов.
  • Передача мыслей с помощью языка (выразительный язык). Это могло быть связано с
    • Незнание слов, которые нужно использовать.
    • Не умею складывать слова.
    • Знание слов, которые нужно использовать, но неспособность их выразить.

Языковые и речевые расстройства могут существовать вместе или сами по себе.Примеры проблем с языком и развитием речи включают следующее:

  • Расстройства речи
    • Трудности с правильным формированием определенных слов или звуков.
    • Проблемы с плавным переходом слов или предложений, например заикание или заикание.
  • Задержка речи - способность понимать и говорить развивается медленнее, чем обычно
  • Языковые расстройства
    • Афазия (трудности с пониманием или говорением на разных языках из-за травмы головного мозга или его работы).
    • Расстройство обработки слуха (трудности с пониманием значения звуков, посылаемых ухом в мозг)

Узнать больше о языковом расстройстве внешний значок.

Нарушения речи или речи могут возникать вместе с другими нарушениями обучения, влияющими на чтение и письмо. Дети с языковыми расстройствами могут чувствовать разочарование из-за того, что они не могут понять других или заявить о себе, и они могут действовать, действовать беспомощно или замкнуться. Языковые или речевые расстройства могут также сопровождаться эмоциональными или поведенческими расстройствами, такими как синдром дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ) или тревожность.Дети с нарушениями развития, включая расстройство аутистического спектра, также могут иметь трудности с речью и языком. Сочетание проблем может затруднить успешную учебу ребенка в школе. Правильная диагностика детского расстройства имеет решающее значение, чтобы каждый ребенок мог получить правильную помощь.

Начало страницы

Обнаружение проблем с языком или речью

Если у ребенка проблемы с языковым или речевым развитием, поговорите с врачом об обследовании.Первый важный шаг - выяснить, не страдает ли ребенок потерей слуха. Потеря слуха может быть трудно заметить, особенно если у ребенка потеря слуха только на одно ухо или у ребенка частичная потеря слуха, что означает, что он может слышать одни звуки, но не другие. Узнайте больше о потере слуха, обследовании, оценке и лечении.

Специалист по языковому развитию, например внешний значок речевого патолога, проведет тщательную оценку, чтобы определить, какой тип проблемы с языком или речью может быть у ребенка.

В целом, изучение более чем одного языка не вызывает языковых расстройств, но дети могут не следовать точно таким же этапам развития, как те, кто изучает только один язык. Развитие способности понимать и говорить на двух языках зависит от того, сколько у ребенка практики в использовании обоих языков, и от вида практики. Если у ребенка, изучающего более одного языка, возникают трудности с языковым развитием, может потребоваться тщательная оценка со стороны специалиста, который понимает развитие навыков более чем одного языка.

Начало страницы

Лечение языковых или речевых расстройств и задержек

Детям с языковыми проблемами часто требуется дополнительная помощь и специальные инструкции. Патологоанатомы могут работать напрямую с детьми и их родителями, опекунами и учителями.

Наличие языковой или речевой задержки или расстройства может дать ребенку право на раннее вмешательство, внешний значок (для детей до 3 лет) и услуги специального образования (для детей в возрасте от 3 лет).Школы могут провести собственное тестирование на языковые или речевые расстройства, чтобы определить, нужно ли ребенку вмешательство. Если есть другие опасения по поводу слуха, поведения или эмоций ребенка, необходимо пройти обследование у медицинского работника. Родители, медицинские работники и школа могут работать вместе, чтобы найти правильные направления и лечение.

Что должен знать каждый родитель

Дети с определенными нарушениями обучаемости, включая языковые или речевые расстройства, имеют право на получение услуг специального образования или приспособления в школе в соответствии с внешним значком Закона об инвалидах в образовании (IDEA) и разделом 504 внешнего значка, антидискриминационным законом.

Получите помощь в Центре обучения и информации для родителей в вашем штате внешний значок

Роль поставщиков медицинских услуг

Поставщики медицинских услуг могут сыграть важную роль в сотрудничестве со школами, чтобы помочь ребенку с речевыми или языковыми расстройствами, задержкой или другими ограниченными возможностями получить необходимые им специальные услуги. Американская академия педиатрии создала отчет, в котором описываются роли, которые медицинские работники могут играть в оказании помощи детям с ограниченными физическими возможностями, включая языковые или речевые расстройства.

Начало страницы

Дополнительная информация

Информация CDC о потере слуха

Национальный институт глухоты и других коммуникативных расстройств внешний значок

От рождения до 5: смотри, как я процветаю внешний значок

Американская ассоциация речи, языка и слуха внешний значок

.

Расстройство экспрессивной речи - Better Health Channel

Что такое расстройство экспрессивной речи?

Дети с расстройством выразительной речи испытывают трудности с передачей или выражением информации с помощью речи, письма, языка жестов или жестов. (Для детей дошкольного возраста трудности с письмом не очевидны, поскольку они еще не начали формальное образование.)

Некоторые дети поздно достигают типичных языковых навыков в первые три года, но в конечном итоге догоняют своих сверстников.Этих детей обычно называют «поздно заговорщиками». Детям, у которых по-прежнему возникают проблемы с вербальным выражением, может быть диагностировано расстройство экспрессивной речи или другое языковое нарушение.

Симптомы расстройства экспрессивной речи

Дети с расстройством экспрессивной речи испытывают трудности при объединении слов в точные фразы и предложения. Например, ребенок может не использовать правильную форму времени глагола (они могут сказать «Я пошел», когда имеют в виду «Я пошел»), или они могут опустить важные грамматические слова (они могут сказать «Я ухожу», когда имеют в виду « Я иду').

Обычно они произносят гораздо более короткие фразы и предложения, чем другие дети того же возраста, а их словарный запас (количество слов, которые они знают и используют) меньше и более базовый.

Дети с расстройствами выразительной речи обычно ниже среднего уровня для своего возраста в:

  • соединение слов и предложений для выражения мыслей и идей
  • вспоминая слова
  • правильно использует язык в различных условиях с разными людьми (например, дома, в школе, с родителями и учителями).

Конкретные примеры нарушения выразительной речи включают:

  • семилетний ребенок не может соединять предложения такими словами, как «и», «но» или «если» (например, «Я ходил в кино. У меня был попкорн» вместо «Я ходил в кино»). и имел попкорн, который является более зрелой формой выражения
  • трехлетний ребенок, который говорит только фразами из двух слов (например, «маминая машина», когда они имеют в виду «это маминая машина»).

Симптомы расстройства экспрессивной речи у разных детей различаются и зависят от возраста ребенка и степени нарушения.Общие симптомы включают:

  • совершение грамматических ошибок, пропуск слов и использование плохой или неполной структуры предложения (например, «Он идет работать» вместо «Он идет на работу» и «Я говорю» вместо «Я могу говорить»).
  • используют заметно меньше слов и предложений, чем дети того же возраста
  • с использованием более коротких и простых предложений по сравнению с детьми того же возраста
  • с ограниченным и более базовым словарным запасом, чем у детей того же возраста
  • часто возникают проблемы с поиском нужного слова
  • с использованием неспецифической лексики, такой как «это» или «вещь»
  • Использование неправильных слов в предложениях или неверное значение в предложениях
  • полагаясь на стандартные фразы и ограниченное содержание речи
  • звучит неуверенно при попытке разговора
  • повторение (или "повторение") слов говорящего
  • быть не в состоянии перейти к делу или говорить «кругами»
  • проблемы с пересказом истории или передачей информации организованным или связным образом
  • не может начать или удержать разговор
  • Несоблюдение общих правил общения с другими людьми
  • , испытывающие трудности с устной и письменной работой, школьными заданиями

Лечение расстройства экспрессивной речи

Варианты лечения зависят от серьезности нарушения. Лечение может включать:

  • групповые занятия с логопедом
  • индивидуальных занятий с логопедом
  • Школьные программы языковой интервенции
  • помощь учителей специального образования
  • Помощник учителя для детей с тяжелыми языковыми нарушениями
  • занятий по патологии речи в сочетании с домашними программами, которые родители могут использовать со своим ребенком.

Причина расстройства экспрессивной речи

Для многих детей причина расстройства экспрессивной речи неизвестна. Некоторые дети испытывают трудности в развитии речи в одиночку, в то время как другие области их развития развиваются, как и ожидалось. У других детей расстройство экспрессивной речи связано с известными трудностями или нарушениями развития (например, синдромом Дауна, аутизмом или потерей слуха).

Многие дети с расстройством экспрессивной речи будут иметь сопутствующее «рецептивное» языковое расстройство, что означает, что они плохо понимают язык.

Расстройство экспрессивной речи может быть нарушением развития (с рождения) или приобретенным нарушением (возникает после периода нормального развития). Это может быть результатом травмы (например, удара по голове) или состояния здоровья. Исследования показывают, что в некоторых случаях расстройство экспрессивной речи встречается у более чем одного члена семьи и из поколения в поколение.

Диагностика расстройства экспрессивной речи

Если вашему ребенку трудно говорить или использовать язык для самовыражения, важно:

  • пройти оценку языковых навыков у логопеда (иногда его называют логопедом)
  • прошли проверку слуха у аудиолога

как можно скорее.

(Вам не нужно направление от врача, чтобы записаться на прием к логопеду или аудиологу, хотя вы можете попросить его, если хотите.)

Логопеды проводят специальные оценки, чтобы определить области языка, которые находит ребенок трудно. Эти оценки не вызывают стресса у ребенка, и родители обычно присутствуют на этих консультациях.

Логопеды могут также порекомендовать:

  • Тест обработки слуха (отличается от стандартного теста слуха)
  • Тест на трудности обучения (для детей школьного возраста)
  • оценка когнитивных функций (мышления и интеллекта) зарегистрированным психологом.

Куда обратиться за помощью

.

Ребенок с расстройством экспрессивной речи?

Вы обеспокоены тем, что у вашего ребенка может быть расстройство экспрессивной речи?

Это может вызывать беспокойство, когда языковые способности вашего ребенка кажутся ниже, чем у его сверстников. Чем больше вы узнаете о задержке экспрессивной речи, тем быстрее вы сможете предпринять действия и сделать то, что лучше всего для вашего ребенка. Если вы лучше поймете симптомы задержки речевого развития, столкновение с ней станет менее страшным.

В этом руководстве мы собрали все, что вам нужно знать, если вы считаете, что у вашего ребенка задержка экспрессии речи.Продолжайте читать, чтобы узнать, что это значит и что с этим делать.

Что такое задержка экспрессивного языка?

Задержка экспрессивной речи или расстройство экспрессивной речи означает, что детям трудно предоставлять информацию с помощью речи и других форм общения. Им может быть трудно выразить себя с помощью языка жестов, жестов и письма, а также речи.

Иногда дети будут слишком молоды, чтобы писать, но будут проявлять трудности с самовыражением другими способами.

Иногда вы можете обнаружить, что ваш ребенок пропускает определенные языковые вехи в первые три года жизни, но в дальнейшем может догнать своих сверстников. Пропуск некоторых вех - не верный признак расстройства выразительной речи. Ваш ребенок мог бы просто быть тем, что называется «поздно болтающим».

Однако, если у вашего ребенка в дальнейшем будут возникать проблемы с выражением лица, скорее всего, ему поставят диагноз расстройство экспрессивной речи.

Признаки расстройства экспрессивной речи

Когда у детей задержка речевого развития, им обычно трудно правильно складывать слова в предложения или фразы.

Например, они могут использовать неправильное время глагола в нужное время или случайно исключить важные слова из предложения. Они часто говорят гораздо более короткими предложениями и фразами, чем другие дети их возраста, и используют меньший словарный запас.

Рассмотрим подробнее некоторые проблемы, с которыми обычно сталкиваются дети с этим расстройством.

1. Последовательность

Детям с проблемами экспрессивной речи часто бывает трудно выстроить язык в логическом порядке.Им будет сложно расположить события в правильном порядке, когда они пересказывают историю или изо всех сил стараются правильно упорядочить шаги действия.

Из-за этих проблем часто трудно следить за разговорами с этими детьми. Тем не менее, вы можете использовать игры и упражнения, чтобы помочь вашему ребенку лучше освоить последовательность.

2. Правильное использование прилагательных

Детям с таким типом языковой задержки также трудно правильно использовать дескрипторы. Такие слова, как наречия и прилагательные, используются, чтобы сделать язык более интересным и понятным.Однако дети с задержкой речевого развития могут вообще никогда не использовать эти слова или использовать их неправильно.

3. Грамматика

Использование правильной грамматики - еще одна проблема, с которой вы столкнетесь у детей с задержкой речевого развития. Они могут неправильно использовать грамматические маркеры или полностью их не использовать.

Грамматические маркеры - это части слова и маленькие слова, которые помещаются между более длинными словами, чтобы убедиться, что предложения имеют смысл. Без грамматических маркеров речь может быть прерывистой, а предложения - короткими.

Вы можете научить ребенка грамматике, чтобы помочь ему составлять предложения, которые легче понять.

4. Социальные навыки

Многие дети с расстройством экспрессивной речи также имеют проблемы с социальными навыками, иногда называемые прагматикой. Они могут не знать, как использовать язык, чтобы правильно общаться с другими детьми.

5. Задавать вопросы и давать ответы

Чтобы задавать вопросы и давать соответствующие ответы, требуется хорошее знание языка.

Во-первых, понимание необходимо, чтобы понять смысл вопроса. Затем ребенок должен составить соответствующий ответ на вопрос. Наконец, они должны сказать ответ вслух.

Детям с задержкой речевого развития обычно приходится нелегко.

6. Словарь

Ограниченный словарный запас может затруднить детям с задержкой речи то, что они хотят сказать. Им, вероятно, потребуется больше помощи, чтобы выучить новые слова, чем другим детям, и им может быть трудно запоминать нужные слова.

7. Образный язык

Дети с задержкой выразительного речевого развития с трудом понимают образные высказывания, такие как метафоры, сравнения и идиомы.

8. Выводы

Этим детям обычно трудно делать выводы из того, что они видят вокруг себя, или из того, что они читают.

9. Мутизм

Многие дети с задержкой речевого развития отказываются говорить в некоторых условиях. Селективный мутизм означает, что ребенок может говорить, но не может говорить в таких условиях, как школа или общественность.В некоторых ситуациях они все равно будут говорить, например, когда они дома.

Селективный мутизм поддается лечению. Однако лечение селективного мутизма сильно отличается от других видов лечения задержки речи и проблем с речью.

Что вызывает задержку экспрессивной речи?

В большинстве случаев не совсем понятно, в чем причина этих задержек языкового развития.

Некоторые дети борются только с речевым развитием и нормально развиваются во всех остальных областях.У других есть другие проблемы с развитием, такие как аутизм, синдром Дауна или проблемы со слухом.

Расстройство экспрессивной речи часто сопровождается расстройством рецептивной речи, что означает, что им трудно понимать язык в дополнение к его использованию.

Иногда проблемы с экспрессивной речью начинаются с рождения как проблема развития. В других случаях нарушение приобретается в более позднем возрасте, когда уже произошло нормальное развитие. Травма может вызвать проблемы с выразительной речью, например удар по голове.Проблемы со здоровьем также могут вызвать задержку речевого выражения.

Иногда кажется, что расстройство экспрессивной речи распространяется у членов семьи или поколений, что указывает на то, что эти задержки иногда могут быть генетическими.

Что делать дальше?

Если на основании вышеперечисленных симптомов вы считаете, что у вашего ребенка расстройство экспрессивной речи, вам следует показать его логопеду или логопеду для постановки диагноза. Вам также следует записаться на прием к аудиологу, чтобы проверить его слух.

Для записи на прием не требуется направление к врачу. Логопед проведет обследование, чтобы выяснить, какие типы речевого использования трудны для вашего ребенка. Эти оценки проходят быстро и легко и помогут вам узнать, как двигаться вперед.

Одно из лучших решений для лечения - это онлайн-логопед, которым вы легко можете заниматься дома.

.

Расстройство экспрессивной речи, связанное с развитием (DELD)

Обзор

Если у вашего ребенка расстройство экспрессивной речи, связанное с развитием (DELD), у него могут быть проблемы с запоминанием словарного запаса или использованием сложных предложений. Например, пятилетний ребенок с DELD может говорить короткими предложениями из трех слов. Когда им задают вопрос, они могут не подобрать нужные слова, чтобы ответить вам, если у них есть DELD.

DELD обычно ограничивается выражением и не влияет на способность вашего ребенка читать, слушать или издавать звуки, если только у вашего ребенка нет других трудностей в обучении.

Причина DELD плохо изучена. Обычно это не связано с уровнем интеллекта вашего ребенка. Как правило, конкретной причины нет. Заболевание может быть генетическим или присущим вашей семье. В очень редких случаях это может быть вызвано травмой головного мозга или недоеданием. Некоторые языковые расстройства сопровождаются другими проблемами, такими как аутизм и нарушение слуха. Эти проблемы могут ухудшить симптомы вашего ребенка. Если центральная нервная система вашего ребенка повреждена, у него с большей вероятностью разовьется речевое расстройство, называемое афазией.

Расстройство может проявляться само по себе или с другими языковыми недостатками. Симптомы обычно ограничиваются проблемами со словарным запасом и плохой памятью слов. Например, ваш ребенок может не вспомнить слова, которые он только что выучил. Словарный запас вашего ребенка может быть ниже среднего по сравнению с другими детьми той же возрастной группы. Ваш ребенок может быть не в состоянии составить длинное предложение и может пропускать слова или использовать их в неправильном порядке. Они также могут сбивать с толку времена. Например, они могут сказать «Я прыгаю» вместо «Я прыгнул».

Дети с DELD обычно используют звуки-наполнители, такие как «э-э» и «э-э», потому что они не могут придумать, как лучше всего выразить себя. Также они часто повторяют фразы и вопросы. Ваш ребенок может повторить вам часть вашего вопроса, думая, как на него ответить.

Расстройство рецептивно-экспрессивной речи

Если у вашего ребенка проявляются вышеуказанные симптомы, а также ему трудно понять, что вы говорите, возможно, у него расстройство рецептивно-экспрессивной речи (RELD).В этом случае вашему ребенку также может быть сложно понять информацию, систематизировать мысли и следовать указаниям.

У некоторых детей языковые навыки задерживаются, но со временем они наверстают упущенное. Однако в случае DELD ваш ребенок может развить одни языковые навыки, но не другие. Понимание общих языковых вех у детей может помочь вам решить, стоит ли посещать врача вашего ребенка.

Лечащий врач вашего ребенка может порекомендовать ребенку посетить логопеда, психолога или специалиста по развитию ребенка.Обычно они запрашивают медицинский анамнез, чтобы определить, есть ли у других членов вашей семьи языковое расстройство или проблемы с речью.

Варианты лечения DELD включают языковую терапию и консультации.

Языковая терапия

Для развития языковых навыков дети должны уметь делать следующее:

  • получать информацию
  • понимать информацию
  • сохранять информацию

Логопедия направлена ​​на тестирование и укрепление этих навыков и помощь вашему ребенку в развитии их словарный запас.Логопед может использовать повторение слов, изображения, специальные материалы для чтения и другие инструменты, чтобы помочь вашему ребенку развить коммуникативные навыки.

Консультации

Дети, которым трудно самовыражаться, могут чувствовать разочарование и социальную изоляцию. Ваш ребенок может драться из-за того, что не может подобрать нужные слова во время спора. Консультации могут научить вашего ребенка, как справляться с трудностями в общении.

Перспективы для детей с DELD являются наилучшими, когда расстройство не сочетается с другим состоянием, например, нарушением слуха, травмой головного мозга или неспособностью к обучению.С помощью языковой терапии дети с DELD обычно могут научиться полностью выражать свои мысли. Консультации также могут помочь вашему ребенку адаптироваться в социальном плане и избежать заниженной самооценки. Обращение за лечением на раннем этапе важно для сведения к минимуму психологических проблем, с которыми ваш ребенок может столкнуться в результате расстройства.

Q:

Моему первому ребенку было трудно общаться с нами, и он начал говорить в более старшем возрасте, чем большинство других. Меня беспокоит, что то же самое произойдет со вторым ребенком, которому сейчас 15 месяцев.Что я могу сделать, чтобы уберечь ее от тех же языковых проблем, что и у ее старшего брата?

Аноним

A:

Вам совершенно понятно, что вы беспокоитесь о речевом развитии дочери. Не зная диагноза вашего первого ребенка, я не могу предсказать, каковы шансы такой же задержки для вашей дочери. Причина большинства состояний DELD до конца не известна, хотя считается, что генетика играет роль. Если вы чувствуете, что она также отстает по вербальным или социальным вехам, я настоятельно рекомендую вам высказать эти опасения ее педиатру на 15-месячном (или 18-месячном) осмотре, чтобы ее врач мог провести тщательную оценку.

Стив Ким, MD Ответы отражают мнение наших медицинских экспертов. Весь контент носит исключительно информационный характер и не может рассматриваться как медицинский совет. .

Задержка речи и языка у детей

Нарушение Клинические данные и комментарии Лечение и прогноз

Первичное (не связано с другим заболеванием)

Задержка развития речи и языка

Речь задерживается.

Речевые вмешательства эффективны. Терапия, проводимая родителями под руководством врача, так же эффективна, как и терапия, проводимая врачом.Вмешательства продолжительностью более восьми недель могут быть более эффективными, чем вмешательства продолжительностью менее восьми недель18.

Прогноз отличный. У детей обычно нормальная речь к возрасту поступления в школу.12

У детей нормальное понимание, интеллект, слух, эмоциональные отношения и артикуляционные навыки.12

Расстройство экспрессивной речи

Речь задерживается.

Активное вмешательство необходимо, потому что это расстройство не самокорректируется.

Речевые вмешательства эффективны. Терапия, проводимая родителями под руководством врача, так же эффективна, как и терапия, проводимая врачом. Вмешательства продолжительностью более восьми недель могут быть более эффективными, чем вмешательства продолжительностью менее восьми недель.18

У детей нормальное понимание, интеллект, слух, эмоциональные отношения и артикуляционные навыки.

Расстройство экспрессивной речи трудно отличить в раннем возрасте от более распространенной речевой задержки в развитии.

Расстройство рецептивной речи

Речь замедленная, а также скудная, аграмматическая и нечеткая в артикуляции.

Эффект от речевой терапии намного меньше, чем для других групп. Терапия, проводимая родителями под руководством врача, так же эффективна, как и терапия, проводимая врачом.Вмешательства продолжительностью более восьми недель могут быть более эффективными, чем вмешательства продолжительностью менее восьми недель.18

У этих детей редко развивается нормальная устная речь.19

Дети могут не смотреть на или указать на предметы или лиц, названных родителями (демонстрируя дефицит понимания).

Дети нормально реагируют на невербальные слуховые стимулы.

Вторичное (связано с другим заболеванием)

Расстройство аутистического спектра

У детей есть различные речевые аномалии, включая задержку речи (особенно с одновременной умственной отсталостью), эхолалию (повторяющиеся фразы) без создания собственных новых фраз, трудности с началом и поддержанием разговора, смена местоимения и регрессия речи и языка.

Детей следует направлять на оценку развития.

Детям помогает интенсивное раннее вмешательство, направленное на улучшение общения.21

Было показано, что программы языковой подготовки помогают детям общаться 22

У детей проблемы с общением, нарушение социального взаимодействия и повторяющееся поведение / ограниченные интересы.20

Детский церебральный паралич

Задержка речи у детей с церебральным параличом может быть связана с трудностями с координацией или спастичностью мышц языка, потерей слуха, сопутствующей умственной отсталостью или дефект коры головного мозга.

Услуги речевой терапии могут включать в себя введение дополнительных и альтернативных систем связи, таких как символьные таблицы или синтезаторы речи, улучшение естественных форм общения и обучение партнеров по общению. Кокрановский обзор не обнаружил убедительных доказательств положительного эффекта речевой терапии, но обнаружил положительные тенденции в сторону улучшения коммуникативных навыков. 23

Детская апраксия речи

Апраксия речи - это проблема физическая проблема, при которой детям трудно произносить звуки в правильном порядке, что затрудняет понимание их речи другими людьми.

Было использовано много различных методов логопедии. В Кокрановском обзоре был сделан вывод о том, что в литературе не было исследований высокого уровня доказательств, и нельзя было окончательно отстаивать тот или иной подход к клинической практике.24

Дети общаются с помощью жестов, но испытывают трудности с речью (демонстрируя мотивацию общаться, но не умеет говорить).

Дизартрия

Дизартрия - это физическое заболевание, при котором у детей могут быть проблемы с речью, от легких, со слегка невнятной артикуляцией и низким голосом, до глубоких, с неспособностью произносить какие-либо узнаваемые слова.

Небольшие обсервационные исследования показали, что для некоторых детей логопедия может быть связана с положительными изменениями в разборчивости и ясности речи. В Кокрановском обзоре не было обнаружено убедительных доказательств эффективности речевой терапии для улучшения речи детей с дизартрией, приобретенной до трех лет.25

Дети общаются с помощью жестов, но испытывают трудности с речью ( демонстрирует мотивацию к общению, но не умеет говорить).

Потеря слуха после установления разговорной речи

Речь и язык часто ухудшаются постепенно, со снижением точности артикуляции речи и отсутствием прогресса в усвоении словарного запаса.

Детей с потерей слуха следует направить к аудиологу. Аудиолог в составе междисциплинарной группы профессионалов проведет оценку и предложит наиболее подходящую программу вмешательства.

Раннее вмешательство, ориентированное на семью, способствует развитию речи (устной и / или жестовой) и когнитивному развитию.

Дети с потерей слуха, рано обращающиеся за услугами, могут иметь возможность развивать речь (устную и / или жесткую) наравне со своими слышащими сверстниками. 26

Родители могут сообщить, что ребенок не кажется, что он слушает, или лучше описать ребенка, который говорит, чем слушает.

Потеря слуха до начала речи

Речь задерживается.

Детей с потерей слуха следует направить к аудиологу. Аудиолог в составе междисциплинарной группы профессионалов проведет оценку и предложит наиболее подходящую программу вмешательства.

Раннее вмешательство, ориентированное на семью, способствует развитию речи (устной и / или жестовой) и когнитивному развитию.

Дети с потерей слуха, рано начавшие получать услуги, могут развить речь (устную и / или жестовую) наравне со своими слышащими сверстниками.26

У детей могут наблюдаться искажения звуков речи и просодических паттернов (интонации, скорости, ритма и громкости речи).

Детям запрещается смотреть на предметы или лиц, названных родителями, или указывать на них (демонстрируя недостаточное понимание).

У детей нормальные навыки визуального общения.

Умственная отсталость

Выступление задерживается.

Детей следует направлять на оценку развития.

Это может включать направление в центр развития ребенка высшего уровня, который может предоставить междисциплинарные оценки (включая речевую терапию и аудиологию). Направление должно включать консультацию медицинского генетика, чтобы помочь в диагностике причины умственной отсталости. 27

Использование жестов задерживается, и есть общая задержка во всех аспектах этапов развития.

Детям запрещается смотреть на предметы или лиц, названных родителями, или указывать на них (демонстрируя недостаточное понимание).

Избирательный мутизм

Дети с избирательным мутизмом демонстрируют постоянную неспособность говорить в определенных социальных ситуациях (в которых ожидается говорение [например, в школе]), несмотря на то, что они говорят в других ситуациях.20

Детей следует направлять к логопеду для оценки и к терапевту для поведенческой и когнитивно-поведенческой терапии, которая кажется эффективной.Родителей и учителей можно направить в Информационно-исследовательскую ассоциацию селективного мутизма за советом.28

Комбинированное вмешательство, включая модификацию поведения, участие в семье, участие в школе, а в тяжелых случаях многообещающее лечение флуоксетином (прозак). 29

.

Смотрите также

Карта сайта, XML.