О нашей школе Обучение Полезные ссылки Контакты

Развитие речи ребенка с зпр


ᐉРазвитие речи у детей с ЗПР. Особенности речи у детей с ЗПР.

Чаще всего ЗПР у детей обнаруживается в школе. Учителя замечают нехватку некоторых способностей, что не дает нормально усваивать новые знания и общаться с одногодками и учителями.

Особенности ЗПР и связь с речью

Все это свидетельствует о замедленном темпе развития психики (ЗПР). Заболевание стало довольно часто встречаться, что свидетельствует об актуальности темы развития речи у детей с ЗПР, которая сильно страдает.

Замедленное развитие нельзя путать с некорректной и некачественной работой родителей и дошкольных педагогов. Происходит заметное отставание по таким параметрам:

  • память;
  • внимание;
  • мышление;
  • эмоциональное здоровье.

В школе учителя могут увидеть, как школьники с ЗПР не проявляют интереса к жизни класса, не включаются в процесс урока и не обращают внимания на вопросы учителя. Любые трудности ведут к моментальному прекращению деятельности. Дети быстро заводятся, если им что-то интересно, но также быстро «перегорают». Все это сопровождается плохой успеваемость, но значение оценок не играет для ребенка никакой роли.

Все сравнение делаются с принятыми нормами. Особого внимания заслуживает речь, так как отклонение у детей с ЗПР наиболее очевидно.

ЗПР возникает у детей по нескольким причинам, которые делятся на группу биологических и социальных.

К биологическим относятся проблемы при беременности, которые могли повлиять на плод. Особую опасность представляют отравление токсинами, осложнения при токсикозе, инфекции и травмы. У плода может возникнуть гипоксия, при родах – асфиксия и травмы по разным причинам. Опасна недоношенность и генетическая предрасположенность.

На ранних этапах жизни на формирующийся мозг и организм тяжелый эффект оказывают:

  • травмы;
  • инфекции;
  • операции;
  • наркоз и другие поражающие факторы.

Социальные причины включают в себя:

  • отсутствие развивающих игр и контакта с людьми;
  • необоснованные запреты;
  • психологические травмы в раннем детстве и неблагоприятные условия воспитания;
  • гиперопека;
  • безнадзорность;
  • грубость и деспотизм родителей.

Диагностика замедленного развития и роль речи

Заболевание нельзя обнаружить при рождении и, чаще всего, до поступления в детский сад или школу. Родителям трудно заметить отклонения в силу привычки к поведению своего ребенка. Физически и внешне он здоров. Эмоциональное отставание может не вызвать особого волнения, так как считается, что малыш еще всему научиться (говорить, играть с детьми).

Неспособность к усвоению нового отмечают учителя в школе. Но гораздо раньше обнаруживаются нарушения речи, которые зачастую сопровождают ЗПР.

Речь дошкольника  в норме достаточно сформирована, также как и багаж знаний, словарный запас, что позволяет свободно общаться на любую понятную ему тему. Предложения развиты, связаны между собой и наполнены основными частями речи: глаголами, местоимениями, прилагательными, числительными и соединительными словами. Они грамотно связываются друг с другом: склонение, спряжение, чередование звуков и словоизменение. Все это усваивается в общении, но не у ребенка с ЗПР.

Непосредственным симптомом дисфункция речи не является, скорее это уже последствие замедленного развития. Дело в том, что речь – это результат  мыслительных процессов, которые у больного нарушены, а значит, будут проблемы и с процессом говорения. Качество речи показывает качество знаний и развития.

Проблемы возникают как с импрессивной, так и экспрессивной речью. Сенсорная или импрессивная речь отвечает за восприятие и понимание. При нарушении сенсорной зоны коры головного мозга, где хранятся звуковые образы слов, человек будет их слышать, но не понимать. Таким образом, он становится «глухим» к речи при нормальном слухе.

У экспрессивной речи тоже есть второе название – моторная. Она отвечает за воспроизведение слов. При нарушении человек произносит только неразборчивый набор звуков, но при этом понимает, что ему говорят. При обнаружении проблем необходимо пройти обследование речи.

При ЗПР нарушаются обе формы в равной степени, происходит системное недоразвитие речи, хоть и встречаются случаи, когда один из вариантов преобладает. У детей заметны следующие характеристики речи:

  • неправильное воспроизведение звуков;
  • маленький словарный запас;
  • грамматические ошибки.

Они медленно воспринимают речь на слух, не понимают смысл отдельных слов, а также значение интонаций.

Стоит обратить внимание, если малыш говорит примитивными предложениями. Нехороший сигнал, если нет понимания обобщенных слов, например, мебель, фрукты, транспорт. Неспособность вести монолог и трудности при диалогической речи – это тоже симптом нарушения речи при ЗПР. Если смотреть на произношение, то хуже всего даются шипящие и свистящие, общая работа речевого аппарата вялая.

Может быть так, что дисфункция не сильно заметна, так как способности ребенка покрывают бытовые проблемы, но нарушения понимания речи, логики и грамматики все равно можно заметить.

Общие действия при нарушении речи при ЗПР

При коррекционной работе важно учитывать не только подходы к исправлению речи, но и комплексное развитие ребенка. ЗПР по социальным причинам возникает из-за постоянного давления какого-либо фактора. Поэтому необходимо его убрать, будь то ссоры родителей, невнимание или строгость. Ребенок должен расти в спокойствии.

Далее необходимо создать условия, в которых он будет познавать что-то новое. Это потребует внимание и время родителей, но позволит постепенно поднять эмоциональный и интеллектуальный уровень.

Уделяется внимание особенностям речи детей при ЗПР и развиваются отдельные параметры. Например, память. Если способности ребенка позволяют, то нужно заучивать короткие стихи. Это способствует пониманию связности повествования, что хорошо скажется на сенсорной речи.

Если есть проблемы с пониманием смысла слов, то делается упор на объяснении. Прежде чем требовать от ребенка использовать новое незнакомое слово, нужно на практике показать, что оно значит или как действует.

При проблемах с произношением требуется цикл логопедических упражнений.

Чтобы помочь малышу начать говорить, надо создать специальную среду. У него должен быть стимул говорить. Для этого надо дать как можно больше материала и содержания, чтобы было о чем поговорить.

Как обучать детей с ЗПР

Считается, что лучше, когда дети с проблемами обучаются в специальных коррекционных заведениях, или в отдельных классах в обычных школах. Но сейчас идет внедрение метода интегрированного обучения, то есть дети с ЗПР обучаются вместе, взаемодействуя со сверстниками. У каждого из методов есть свои положительные и негативные стороны.

Специальные центры Обычные школы
Положительные факторы
Индивидуальный подход к ребенку Есть возможность свободно общаться с другими детьми
Специально обученные специалисты Ребенок ориентируется и видит результаты других
Отсутствие негативного социального опыта и давления Много нового – идет активная познавательная деятельность
Грамотная программа работы с детьми с ЗПР Обычные школы есть везде
Негативные стороны
Зачастую, такие заведения не дешевые Программа не подстроена под индивидуальные особенности
Коррекционные центры есть не во всех городах; Учитель не ориентирован на то, чтобы отдельно работать с «отстающим»
Нет учебного контакта с детьми, освоившими речь Ребенок не защищен от давления со стороны детей

При работе над связной речью у детей с задержкой психического развития учителю любого заведения придется уделять дополнительное время на повторение материала, используя наглядные учебные пособия и карточки. Но при сильных формах задержки, достигнутый результат будет временным, из-за чего индивидуальный подход остается в приоритете.

При обучении материал преподноситься очень дозировано, маленькими порциями. Только, когда один этап усвоен, начинается усложнение. Для запоминания необходима практика. Поэтому часто используют переключения с одного вида деятельности на смежный, где можно повторить или использовать пройденное.

Из-за быстрого утомления занятия чередуются с перерывами через каждые полчаса. Материал для урока выбирается таким образом, чтобы вызвать интерес и эмоциональным подъем. Для этого нужны игры. Тон педагога должен быть располагающим и мягким. Необходимо хвалить малыша за успехи, чтобы вызвать положительный отклик.

Как развивать звукопроизношение и понимание речи

Формирование речи у детей с ЗПР — это длинный процесс. Чтобы исправить и поощрить развитие фонематического слуха и звукопроизношения требуется не только ряд упражнений, но и подготовка к ним.

Делается артикуляционная разминка, рекомендуется еще и дыхательная гимнастика, упражнения по мелкой моторике рук (например, пальчиковая гимнастика). Такие игры можно сопровождать сказками, картинками, стихами, музыкой.

После зарядки идет основной блок упражнений. Для развития понимания речи используются упражнения с карточками. Есть несколько вариантов. Например, ребенок может поднимать карточку, на которой изображен звук, который был произнесен. Или показать слово, в котором есть указанный звук. Можно предложить выбрать картинки, которые начинаются с одной буквы.

Полезно упражнение-игра, в которой участники по очереди говорят слова, но так, чтобы первая буква слова совпадала с последней буквой слова предыдущего участника.

Для коррекции речи обязательно посещения логопеда, который научит правильно проговаривать звуки, а не только их определять.

Как развивать грамматику и лексику

Чтобы научиться лексике и грамматике, ребенку надо освоить закономерности языка, фразовую речь, что делается в процессе общения, так что прибегать к правилам и формулам нет необходимости, по крайней мере, пока ребенок мал и этого не требует школьная программа. Обычно начинать стоит во 2 классе.

Научить правильно употреблять окончания, согласовывать глаголы, можно в общении, постепенно создавая грамматические алгоритмы. Упор идет на обогащение словарного запаса. Для этого ребенку можно предложить сказать название предмета на картине, а потом придумать с ним историю. Педагог оказывает в этом помощь, чтобы получилась интересная и эмоциональная игра.

Сочинение историй поможет и с формированием логичных предложений и фраз. Для развития связной речи полезна инсценировка сказок, игры с пословицами и загадками.

В любом возрасте, как школьников, так и дошкольников необходимо учить читать. Объемы учебных текстов не должны быть большими, удобно размещать их на карточке. Чем ниже навык чтения, тем меньше текста на карточке, вплоть до отдельных слогов.

Прочитанное рекомендуется пересказывать с помощью картинок, плана, по вопросам или без подсказок. Более сложный обратный вариант – предложить картинку или план, по которому составляется история.

Выводы

Не стоит игнорировать ранние признаки того, что у ребенка присутствуют трудности с пониманием речи или воспроизведением. Обращается внимание не только на корректность звуков, но и на логику повествования, скорость и соответствие уровня речи к стандартам в определенном возрасте.

Дефекты легче исправить тогда, когда они не запущены. Делается это как с помощью специалистов, так и дома, ведь процесс обучения и коррекции – это игра и живое общении. При наличии терпения и желания, работать с ребенком может каждый взрослый.

Работу нужно основывать на играх и регулярном повторении даже самых незначительных деталей. Процесс познания и обучения не должен заканчиваться, ведь он многоэтапный. Всегда будут те области, где можно совершенствоваться или усложнить задание. Во время занятий ребенок должен чувствовать себя комфортно, материал – вызывать у него интерес, но никак не негативные эмоции.

Развитие речи детей с ЗПР. | Статья по коррекционной педагогике на тему:

  Развитие речи детей становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.     

Снижающийся уровень бытовой культуры, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными (американскими) боевиками и мультфильмами - все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.      

Отсюда возрастает ответственность педагогов и родителей, занимающихся формированием речи подрастающего поколения. Конечным результатом обучения языку, вершиной человеческой речи является собственно связная речь.     

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.     

Развитие связной речи является наипервейшим и наиважнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся школы может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества. Наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи.       

Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место задержка психического развития (ЗПР).       

Дети с ЗПР - многочисленная категория, разнородная по своему составу. Часть из них имеет негрубые нарушения со стороны центральной нервной системы, вследствие ее раннего органического поражения. У других детей ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС. Соматическая ослабленность, наличие хронического заболевания также могут стать причиной отставания в нервно-психическом развитии. Неблагоприятные микросоциальные условия, психотравмирующие ситуации являются еще одной причиной ЗПР у детей. На сегодняшний день в научных исследованиях убедительно показано и подтверждено практикой, что наибольшие педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии ребёнка имеются в период раннего и дошкольного детства, т. к. в этот период психика ребенка наиболее пластична.      

Речь  детей с задержкой психического развития имеет некоторые особенности:

-    использование в речи слов без понимания и смысла, неполноценность не только спонтанной речи, но  и отраженной;  

-    несформированность грамматического строя речи;      

Детям с задержкой в развитии доступна простота диалогической речи и, наоборот, для них представляет сложность монологическая речь.  Для ребенка с задержкой психического развития, получившего задание пересказать содержание текста, важным является - воспроизведение содержания текста наиболее подробно, с наибольшей точностью. Память ребенка с задержкой психического развития захватывает на непродолжительное время слова и выражения из текста, требуемые для пересказа. Однако, задержанные памятью только для такой цели, они потом очень быстро «выветриваются», так и не войдя в активный словарный запас ребенка. Следует отметить, что неполноценная игровая деятельность детей с задержкой психического развития также тормозит развитие новых форм речи.     

Дети данной категории не умеют самостоятельно пересказать прослушанный рассказ на заданную тему, составить рассказ по сюжетной картинке, описать предмет. При пересказе текстов дети с ЗПР ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц. Высказывания детей с задержкой психического развития нецеленаправленны, обычно они используют примитивные грамматические конструкции, затрудняются связно выразить свою мысль. При изложении своих мыслей дети допускают много ошибок в построении предложений, особенно сложных. При составлении предложений по опорным словам у некоторых детей появляются недочеты в грамматическом оформлении речи. Они легко соскальзывают с одной темы на другую, более знакомую. Рассказывая, дети часто повторяют одни и те же фразы, что указывает на  несформированность внутреннего речевого программирования (плана высказывания) и грамматического оформления речи. Сложноподчиненные предложения, которые составляют некоторые дети с проблемами в развитии, очень пространны, иногда состоят из двадцати слов. Создается впечатление, что ребенок, начав высказывание, не может его закончить. Анализ высказываний детей со стороны словоупотреблений показал, что для рассказов детей с задержкой психического развития характерно увеличение доли существительных, местоимений, наречий, служебных слов. Изучение монологической речи детей с задержкой психического развития старшего дошкольного и младшего школьного возраста показывает, что речь их носит ситуативный характер (характер разговора), у этих ребят только начинается переход к контекстной речи, имеющей характер монолога. Переход от ситуативной речи к монологическому высказыванию означает не только новый этап в речевом развитии ребенка, но и достижение им определенного уровня развития познавательных  процессов.     

Формирование связной речи у детей с ЗПР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с задержкой психического развития предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.

Речь у детей с ЗПР

Задержка психического развития – диагноз, обозначающий нарушение в работе центральной нервной системы, результатом которого становится заторможенное развитие большинства психических функций организма, в том числе и речи.

При этом характеристика речи у детей с ЗПР разнится в большом диапазоне. У одного ребенка – бедным словарем, у другого – неправильным построением предложений, у третьего – проблемами с произношением звуков. Иногда у ребят с ЗПР происходит тяжелая задержка речевого развития сразу с нескольких сторон.

В отличие от умственной отсталости, задержка психического развития – диагноз, поддающийся коррекции вплоть до полного исправления. Поэтому при должной работе над проблемой, логопеды и неврологи добиваются отличных результатов развития речи даже у детей-дошкольников с ЗПР.

Содержание статьи:

Речевые нарушения при ЗПР

У детей с ЗПР выявляют особенности речевого развития, характеризующиеся отставанием в конкретном одном аспекте речи или нескольких сразу. Подобный дефект замедляет работу всех типов мышления, усложняет ребенку общение с миром.

Своевременно не убранный речевой дефект помешает ребенку с ЗПР осваивать учебную программу в школе, так как он окажется не способным понимать, воспринимать речь. Следом идут трудности связно высказывать свои мысли, учить тексты. Ребенок не освоит письмо и определенные типы мышления.

При выявлении речевых дефектов, необходимо обратиться к врачу-неврологу, логопеду.

Распространенная проблема – слабая речевая моторика. Многие необходимые движения языком и губами детки могут выполнить в результате многократного повторения по образцу, а после не используют их в своей речи не используют.

Звукопроизношение

Вторая по распространённости проблема – не произношение определенных звуков.

В большинстве случаев деткам трудно произносить артикуляционно сложные звуки (сонорные, свистящие, шипящие).

Типы нарушений:

  • Пропуск произносимого звука вообще. Характерен для сложно артикулируемых сонорных (р).
  • Замена сложного звука простым.
  • Искажение при произношении. Характерный пример – межзубное произношение свистящих.
  • Смешение звуков.

Тяжело детям с ЗПР дается понимание особенностей чужой речевой деятельности, то есть фонематическое восприятие, звуковой анализ.

Пытаясь на слух определить состав слова, они пропускают один согласный из стечения, повторяющиеся слоги, путают рядом стоящие согласные, не могут повторить произнесенное другим слово.

Лексика

Он смешивает близкие понятия, проводит неправильное обобщение. Особую сложность вызывают обобщённые понятия, которые при разговоре чаще заменяются родовыми или видовыми.

Глагольный словарь редко включает в себя слова, обозначающие ощущение каких-либо чувств (испугался, обрадовался). Определяя действие в предложении, ребенок отметит глагол и связанное с ним существительное.

Сильнее всего не развит качественный словарь. Потому что детям сложно характеризовать признаки, которые они не могут видеть визуально в реальном мире.

С запоминанием прилагательных, обозначающих конкретные признаки (цвета), проблем не возникает А вот оценочные прилагательные, описывающие какие-либо не физические качества, используются крайне редко, неправильно.

Если своевременно не начать работу над исправлением недостатка, то в будущем ребенка ждут неудачи в освоении большинства школьных предметов.

Практически вся школьная программа, особенно в младшей школе, построена на активном использовании устной и письменной речи. Поэтому еще в садике необходимо пройти обследование. Это поможет оценить характеристику речи у ребенка с ЗПР, заняться ее формированием и исправлением нарушений.

Направления коррекционной работы

Формирование правильной речи у ребенка с ЗПР – тяжелый, но оправданный труд. Чтоб результаты оказались достижимыми и заметными, взрослым предстоит потрудиться. Важно соблюдать комплекс мероприятий, важнейшие из которых перечислены ниже.

Устранение дефектов в произнесении звуков. Постановка четкой артикуляции. Понимание, что речь у детей с ЗПР нуждается в работе, требует усилий со стороны логопеда. И, разумеется, родителей.

Развитие умения сопоставлять слова и их значение. Особенно это важно для слов с отрешенным, не выраженным в физическом мире значением. Тяжелее всего ребятам с ЗПР дается понимание значений прилагательных, многозначности слов.

Обучение особенностям русского словообразования, правильному использованию падежей существительных и прилагательных, предлогов.

Составление грамматически верных предложений из нескольких слов.

Расширение словарного запаса, уточнение значений слов. Особое внимание при этом уделяется определениям, описанию действий, чувств, испытываемых ребенком, литературным героем, другим человеком.

Чем быстрее, успешнее проходит развитие речи у детей с ЗПР, настойчивей устраняются ее характерные недостатки, тем быстрее разовьется полноценное мышление.

Особенности развития речи у детей с задержкой психического развития.

У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития и большая распространенность нарушения речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями детей с задержкой психического развития. У большинства детей с ЗПР имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушение как устной, так и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи. (Выготский Л.С.)

Импрессивная речь этих детей характеризуется недостаточностью дифференциации речевого восприятия, речевых звуков, не различением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи. Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность, словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие стереотипов, аграмматизмов, речевая инактивность. Во многих случаях картина речевых нарушений свидетельствует о наличие общего недоразвития речи, о задержке речевого развития. Задержка развития речи проявляется и в недостаточном уровне вербальных, интеллектуальных способностей.

Таким образом, особенности речи у детей с ЗПР характеризуется нарушением речи как системы. Своеобразие речи отражает недоразвитие как эмоционально – волевой сферы, так и познавательной деятельности. Можно сделать вывод о том, что симптоматика и механизмы речевых нарушений у детей с ЗПР являются неоднородными. (Левина Р.Е.)

Одним из характерных признаков нарушения речевого развития детей с ЗПР является недостаточность речевой регуляции действия, трудность вербализации действий, несформированность планирующей функции речи. Исследования таких ученых, как В.И. Лубовского, Р.Д. Тригер, Л.В. Ясаман показали, что дети этой категории испытывают трудности в вербализации своих действий. У них отмечается неточность словарного запаса, речевая инактивность, трудности в понимании и оперирования рядом сложных логико-грамматических структур, затруднения употреблении некоторых частей речи, динамические нарушения. На теснейшую взаимосвязь речевого и опознавательного развития указывают такие авторы, как Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, СЛ. Рубинштейн, А.Г. Лурия, А.К. Маркова, Ф.А. Сохин. Поскольку познавательная деятельность старших дошкольников с ЗПР характеризуется отставанием в развитии, несформированностью операции анализа и синтеза, абстрагировании обобщения, неразвитостью словесно- логического мышления, несформированностью саморегуляции это отставание не может не оказывать тормозящего воздействия на речевое развитие ребенка. (Лурия А.Р.)

Характерной основной чертой словаря детей с ЗПР является его бедность и неточность. Как известно, формирование словаря ребенка тесно связано с его психическим развитием, с развитием представления об окружающей действительности. В связи с этим, особенности словарного запаса детей с ЗПР отражают своеобразие познавательной деятельности этих детей, ограниченность их представлений об окружающем мире, деятельности этих детей, ограниченность их представлений об окружающем мире. Большинство детей с ЗПР имеют очень приблизительное, неточное представление о профессии своих родителей. (Власова Т.А.)

В связи с ограниченностью представлений и знаний об окружающем мире в словаре детей с ЗПР отсутствуют многие обозначения хорошо известных детям предметов, действий и качеств. В словаре детей с ЗПР преобладают существительные и глаголы. Усвоение же прилагательных вызывает определенные трудности. В речи этих детей используются лишь прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые свойства предметов. У детей с ЗПР возникают затруднения даже при определении цвета, а также формы предмета. (Абрамова Г.С.)

Наиболее значимым признаком лексического развития ребенка является уровень овладения обобщающими понятиями. Л.С. Выготский рассматривал этот вопрос как «сложный внутренний, психологический процесс, включающий в себя постепенно развивающиеся из смутного представления понимания нового слова». Процесс овладения словами обобщающего характера тесно связан с развитием способности к анализу и синтезу, с умением обращать на основе выделения существенных признаков предметов. Уровень овладения обобщающими понятиями характеризует процесс формирования семантических полей, лексической системности.

Следует отметить, что обобщающие слова уже имеются в импрессивной речи детей, однако они еще не перешли в активный словарь. В активном словаре преобладают слова конкретного значения, а слова обобщающего характера вызывают большие затруднения. Исследованием выявлены и трудности актуализации, словаря. В сознании ребенка недостаточно закреплена связь между образом предмета и его названием. (Леонтьев А.Н.)

Особенности лексики детей с ЗПР проявляются и в недостаточной сформированности антонимических и синонимических средств языка. По данным Е.В. Мальцевой, детей с ЗПР в большей мере затрудняет подбор синонимов, чем антонимов. Дети с ЗПР хорошо подбирают антонимы к знакомым словам, но большие трудности выявляются при подборе антонимов к малознакомым редко употребляемым прилагательным и глаголам. В этих случаях дети допускают большое количество ошибок, они используют неправильные слова, либо исходные слова с частицей «не». Таким образом, у большинства детей с ЗПР обнаруживается бедность словарного запаса, своеобразие лексики, проявляющихся в неточности употребления слов, в несформированности обобщающих понятий, в недоразвитии антонимических и синонимических средств языка. (Козлова С.А., Куликова Т.А.)

Овладение грамматическим строем речи предполагает усвоение как парадигматических, так и синтагматических связей. В процессе формирования грамматического строя речи осуществляется выделение, первоначально на практическом, неосознанном уровне, морфем и соотношение их с лексическим или грамматическим значением. На основании этого и возникают языковые обобщения: морфологические и синтаксические. Только овладев определенными языковыми закономерностями, ребенок правильно моделирует собственные речевые высказывания. Не усвоение же закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения.

У многих детей с ЗПР дошкольного возраста наблюдается смешение падежных форм. Наблюдаются неправильные падежные окончания имен существительных в косвенных падежах множественного числа. Значение и формы различных падежей усваиваются неравномерно. Длительное время наблюдаются ошибки в употреблении творительного падежа в различных значениях, родительного падежа со значением материала, из которого сделан предмет. Кроме смешанных надежных окончаний, отмечаются и атипичные грамматические формы. Особенно большое количество ошибок отмечается в уподоблении предложно - падежных конструкций. Дети не употребляют сложные предлоги. При необходимости простых предлогов имеют места либо замены, либо пропуски. В предложно - падежных конструкциях часто обнаруживаются неправильные окончания существительного. В речи детей с ЗПР имеет место и нарушение согласования существительного с прилагательным, числительным, местоимением в роде, падеже. Обнаруживаются ошибки в формах выражения временных отношений, в парадигмах спряжения глаголов. Выявляются нарушения вида - временных форм глаголов в структуре одного предложений. (Левина Р.Е.)

Формирование механизмов словообразования тесно связано с развитием морфологической системы языка, а также с функционированием механизмов, обеспечивающих усвоение синтаксиса, Этот процесс основывается на способности обобщать и дифференцировать языковые единицы. В связи с недоразвитием познавательной деятельности, в том числе процессов общения, сравнения дифференциации у детей с ЗПР обнаруживаются особенности процессов словообразования. Исследование словообразования, таких авторов, как Е.В.Мальцева, Е.С. Слепович, Е.Ф.Соботович, показывают, что у детей с ЗПР процесс словообразования задерживается и затягивается во времени. Одним из характерных признаков уровня сформированности словообразования является детское «словотворчество». Оно возникает в тот период, когда ребенок начинает выделяться словообразовательные морфемы, обобщать их в соответствии со значениями, однако еще недостаточно дифференцирует с учетом норм языка. По мнению А.М. Шахнаровича детское словотворчество возникает лишь на определенном этапе развития познавательной деятельности ребенка. У детей с ЗПР отмечается и большая продолжительность этого периода. (Щерба Л.В., Виноградов В.В.)

Исследования словообразования прилагательных от существительных, проведенное Е.С.Слепович показывает, что нормально развивающиеся дети способны образовывать прилагательные от существительных, а дети с ЗПР делают это гораздо реже, в единичных случаях. Это дети чаще всего образовывают от существительных не прилагательные, а другие существительные или другую форму того же слова. Таким образом, дети дошкольники с ЗПР заменяют словообразование словоизменением. (Слепович Е.С.)

Исследования синтаксической структуры предложения Н.Ю.Боряковой, Е.В. Мальцевой, Г.Н. Рахмаковой, Е.С. Слепович, Е.Ф.Соботович показывают, что у детей с ЗПР нарушения поверхностной структуры предложения, нарушения грамматического оформления предложений, которые проявляются как на уровне словосочетания, так и на уровне предложения. По сравнению с нормально развивающимися детьми, дети с ЗПР делают гораздо больше ошибок при воспроизведении меньшего речевого высказывания. Эти дети используют ограниченный набор синтаксических конструкций, преимущественно простых трехчленных конструкций.

При этом прямое дополнение употребляется чаще, чем косвенное, обстоятельство места используется чаще, чем другие виды обстоятельств. Также отмечается нарушения порядка слов в предложении, т.е. постановка сказуемого в конец предложения (девочка книгу убрала), постановка прилагательного в коней предложения (девочка платье надевает красное). Грамматическое оформление предложений характеризуется и большим количеством аграмматизмов морфологического характера.

У детей дошкольного возраста с ЗПР отмечается отставание в овладении монологической речью, что связано с низким уровнем речевой активности, замедленным темпом становления планирующей функции речи, несформированностью основных этапов порождения развернутого речевого высказывания: замысла, внутреннего программирования и грамматического структурирования. Значительное количество ошибок в грамматическом оформлении речевых сообщений у детей с ЗПР позволяет говорить о несформированности у них синтаксических связей и парадигматических отношений слов. Пропуск предиката свидетельствует о несформированности у детей с ЗПР предикативности речи. Трудности в построении высказываний у детей с ЗПР во многом обусловлены недоразвитием у них познавательной деятельности, незрелостью мыслительных операций, низким уровнем саморегуляции умственной деятельности, а также несформированностью произвольных процессов. Также у них наблюдается отставание в формировании функции речи, основных этапах порождения высказывания. Об этом свидетельствует наличие трудностей в кодировании и декодировании речевых сообщений. Также следует отметить, что старшие дошкольники с ЗПР имеют определенные возможности в плане построения своих высказываний. В условиях специальной коррекционной работы они могут приблизиться к уровню владения монологической речью, который характерен для их нормально развивающихся сверстников. (Власова Т.А.)

Таким образом, речь детей с задержкой психического развития имеет ряд особенностей. Её характеризует малый объем словарного запаса, излишняя вербализация, несформированность грамматического строя речи, недостаточность словообразовательных и словоизменительных процессов. При передаче текста отмечается значительное сокращение в объеме, малое количество смысловых звеньев, нарушение связей между отдельными предложениями текста. Эти особенности развития речи приводят к сложностям в выделении новой информации из текста, мешают преодолению пробелов в знаниях и специ­фических недостатков познавательной деятельности. 

Развитие связной речи дошкольников с задержкой психического развития | Консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа):

Консультация для воспитателей.

Развитие связной речи

дошкольников с задержкой психического развития

Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. От уровня ее развития зависит, и полнота познания окружающего мира, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом. Формирование связной речи у детей изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место задержка психического развития

Значительные трудности в овладении связной речью у детей с ЗПР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы и особенностями психической деятельности.

Для них характерна низкая активность во всех видах деятельности, нарушения в эмоционально-личностная сфере, низкая работоспособность по сравнению с относительно более высокими показателями мышления и памяти.

 В интеллектуальной деятельности наиболее ярко нарушения проявляются на уровне словесно-логического мышления при относительно более высоком уровне развития наглядных форм мышления.

Дети с трудом справляются с заданиями, требующими установления сложных причинно-следственных связей, оперирования материалом, отсутствующим в житейском опыте детей;

Формирование речевой деятельности этой категории детей носит также специфический характер. Отстает развитие способности осознавать речевую действительность как что-то отличное от предметного мира. Обнаруживается бедность словарного запаса, своеобразие лексики, проявляющееся в неточности употребления слов, обобщающих понятий и родовидовых соотношений.

Объем понятий недостаточен, а иногда содержание понятий просто ошибочно. Неполноценная игровая деятельность детей с задержкой психического развития также тормозит развитие новых форм речи.

Детям с задержкой в развитии доступна простота диалогической речи и они довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной форме речи. Переход же к самостоятельному связному высказыванию очень труден для этих детей и во многих случаях затягивается вплоть до старших классов школы.

Для ребенка с задержкой психического развития, получившего задание пересказать содержание текста, важным является - воспроизведение содержания текста наиболее подробно, с наибольшей точностью.

Память ребенка захватывает на непродолжительное время слова и выражения из текста, требуемые для пересказа. Однако, задержанные памятью только для такой цели, они потом очень быстро «выветриваются», так и не войдя в активный словарный запас ребенка.

 При пересказе текстов дети с ЗПР ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.

Они легко соскальзывают с одной темы на другую, более знакомую. Рассказывая, дети часто повторяют одни и те же фразы, что указывает на нарушение внутреннего речевого программирования (плана высказывания) и грамматического оформления речи.

Сложноподчиненные предложения, которые составляют некоторые дети с проблемами в развитии, очень пространны, иногда состоят из двадцати слов. Создается впечатление, что ребенок, начав высказывание, не может его закончить. Для рассказов детей с задержкой психического развития характерно увеличение доли существительных, местоимений, наречий, служебных слов.

Перечисленные особенности речевой деятельности этих детей вызывают значительные трудности при обучении. Но стоит отметит, что дети с ЗПР иногда обладают достаточно высокими потенциальными возможностями развития, показывают относительно хорошую обучаемость

Организация обучения детей с задержкой психического развития предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.

Дети нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая оказывается либо в форме вопросов, либо в подсказке.

 Более лёгкой для усвоения является ситуативная речь, то есть с опорой на наглядность и конкретную ситуацию.

При работе необходимо учитывать возрастные особенности и индивидуальные возможности ребенка. Поэтому в системе работы должны применяться разные методы и приемы для заучивания стихотворных текстов, пересказа рассказов и сказок

 Для этого используются схемы-подсказки (модели-подсказки), что способствует развитию речевой и зрительной памяти, логического мышления и воображения.

Например, педагог «кодирует» стихотворение, изображая его с помощью символов, выразительно прочитывает. Затем дает установку детям: «Сегодня мы пробуем «нарисовать» стихотворение». Читается текст и выполняются рисунки по ходу чтения.

Затем вместе с детьми воспроизводится текст с опорой на рисунки, Дети «прочитывают» хором, группами, по одному.

Дети старших групп придумывают рисунки сами или совместно с педагогом. Рисунки выполняются схематично, без мелких деталей.

 Рисунок-таблица вывешивается на видном месте на протяжении дня, чтобы дети при желании могли вспоминать и рассказывать друг другу текст.

Известно, что совокупность движений рук и речевых органов способствует более быстрому запоминанию стихотворного текста. Содержание этого приема состоит в том, что к слову или строке стихотворного текста подбираются движения. Эти движения дети выполняют совместно с педагогом, а потом и самостоятельно во время проговаривания текста.

 С детьми младшего возраста можно и нужно «изображать» потешки и песенки.

Старшие дошкольники уже могут придумывать движения сами или с помощью педагога.

«Изображая» стихотворение, можно использовать пальчиковый, настольный театр, фланелеграф, «театр игрушек». Для малышей целесообразно «показать» стихотворение несколько раз для того, чтобы они могли запомнить его и проговорить совместно с педагогом.

Детям старшего возраста можно предложить поиграть в игру «Расскажи и покажи», где один ребенок рассказывает стихотворение, а другой «показывает».

На развитие связной речи детей огромное влияние оказывает художественная литература в частности - чтение сказок:

-дети начинают понимать, что любая сказка имеет главную идею, героев, последовательность событий;

-обогащаются знания детей об окружающих предметах и явлениях, словарь, развивается смысловую сторону речи, понимание слова в соответствии с контекстом;

-формируются навыки и умения, которые составляют основу повествовательной речи.

Общие требования, предъявляемые к сказке, на основе которой строятся занятия по развитию связной речи детей таковы:

-небольшой объем

-четкий сюжет

-знакомая лексика (допустимо 3-4 новых слова)

-яркие красочные эстетичные иллюстрации.

Для этого хорошо подходят сказки В.Сутеева.

По каждой сказке проводится по два занятия.

На первом занятии воспитатель рассказывает детям сказку, задает вопросы по ее содержанию, чтобы определить, как поняли дети смысл сказки, ее тему, запомнили последовательность событий.  Проводит словарную работу. Новые слова запоминаются не механически, а осознанно, в процессе их активного использования.

Для того, чтобы научить детей отвечать на вопросы педагога полным предложением целесообразно давать образец ответа.

В конце занятия дается задание творческого характера для развития воображение и продуктивных видов деятельности (изображение эпизода или героя).

Между 1-м и 2-м занятием по одной сказке воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми, не усвоившими содержание произведение.

На втором занятии детям предлагается серия дидактических игр и упражнений, направленных на развитие связной речи, а также основных психических процессов (памяти, мышления, внимания и т.д.).

Вот некоторые приемы работы с сюжетными картинками:

- Педагог раскладывает на столе серию сюжетных картинок и просит детей рассмотреть их. Затем читает рассказ, после чего каждому ребенку дает по одной картинке - эпизоду. Педагог повторяет рассказ, а дети по ходу рассказа показывают соответствующие картинки, «иллюстрируют» его

-Педагог раздает детям предметные картинки, а сам показывает сюжетные картинки, сопровождая их рассказом.

Детям предлагается подобрать (выбрать) предметные картинки к данной серии сюжетных картинок.

- Педагог читает рассказ, и сам расставляет на наборном полотне картинки. Затем снимает их и предлагает детям самостоятельно разложить картинки и повторить рассказ. В случае затруднений можно задать наводящие вопросы.

- На наборном полотне расставляются сюжетные картинки. Педагог задает детям вопросы по их содержанию, помогая устанавливать причинно — следственные связи.

 Далее следуют задания на выкладывание последовательности и пересказ сказки.

В ходе работы необходимо применять разнообразные игровые приемы: схемы, инсценировки с игрушками, «договаривание» фразы, предложения и т.д.

Пересказ литературного произведения – трудная задача для детей с ЗПР, педагогу необходимо проявлять терпение, использовать разнообразные приемы для активизации и развития потенциальных возможностей детей.

Методы и приемы развития речи детей с ЗПР | Учебно-методический материал ( класс) по теме:

Выступление на методическом объединении воспитателей.

"Методы и приемы развития речи детей с задержкой психического развития."

    Метод обучения - способ работы воспитателя и детей,обеспечивающий приобретение детьми знаний , умений и навыков.

     В методике обучения развития речи выделяется несколько методов:

     Наглядные методы: если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, применяется метод наблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание предметов. Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, воспитатель знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средства, показ картин и фотографий, кинофильмов , мультфильмов.

     Опосредованные наглядные методы применяются и для вторичного ознакомления с объектом, закрепления полученных во время наблюдения знаний, формирования связной речи.

    Словесные методы: чтение художественных произведений,предусмотренных программой. Используются более сложные методы- заучивание наизусть, пересказ. Меньше распространен метод рассказа воспитателя. В старших группах используется метод беседы с обязательной опорой на наглядность. Во всех словесных методах применяются наглядные приемы ( кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций).

     Практические методы:  цель этих методов- обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки.

     Практические методы носят игровой характер.

Дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная)- универсальный метод закрепления умений и знаний. Используется для решения всех задач развития речи.

Игра-драматизация используется для работы со знакомым литературным текстом и для обучения рассказыванию.

     Метод наглядных занятий: такой метод обогащает словарь. Например:  на занятии "  в гостях кукла Маша",  дети не только наблюдают действия с куклой,но и сами садятся за стол, накрытый к чаю, учатся поддерживать общий разговор за чаем, проявлять внимание к гостю и друг к другу, стараются красиво есть, правильно вести себя за столом.

     Каждый метод представляет собой систему приемов. Методические приемы- это элементы метода,составленные его части или отдельные шаги в той познавательной работе, которая происходит при применении данного метода.

    Приемы делятся на словесные, наглядные, игровые.

    Наиболее распространенные словесные приемы.

    Речевой образец-  правильная, заранее отработанная речевая деятельность воспитателя. Образец должен быть доступен для повторения и подражания. Он преподносится детям подчеркнуто громко, четко и неторопливо.

    Повторение-  преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента ( звука, слова, фразы) с целью его запоминания.

    Объяснение - раскрытие воспитателем сущности какого- либо явления иои образа действия.

    Указание - разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата.

    Словесное упражнение - многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений.

    Вопрос- словесное обращение, требующее ответа; задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний.

    Наглядные приемы - показ картинки, игрушки, движения или действия. Очень эффективны при объединении наглядных приемов со словесными.

    В развитии речи детей очень важны игровые приемы и просто эмоциональность : интригующая интонация голоса при вопосе; утрированно озабоченная интонация при постановке трудного задания, использование шутки при объяснении задания.

   Использование приемов и методов развития речи происходит самая лучшая связь воспитателя и ребенка, соответственно лучшее понимание, что способствует лучшему усваиванию ребенком предлагаемого материала .

Развитие речи у детей | healthdirect

начало содержания

2-минутное чтение

Развитие речи у детей значительно различается, даже в пределах одной семьи. Однако дети склонны следовать естественному прогрессу в овладении языковыми навыками, и есть определенные этапы, которые можно определить как приблизительный ориентир для нормального развития.

Как со временем развивается речь?

Младенцы должны выучить звучание языка, прежде чем научиться говорить.

Хотя отдельные дети развиваются по-своему, есть несколько общих закономерностей:

  • Дети от 1 до 3 месяцев плачут и ворчат.
  • В возрасте от 4 до 6 месяцев младенцы вздыхают, крякают, булькают, визжат, смеются и издают разные плачущие звуки.
  • В возрасте от 6 до 9 месяцев младенцы лепечут по слогам и начинают имитировать тоны и звуки речи.
  • К 12 месяцам у ребенка обычно появляются первые слова, а к 18 месяцам - 2 годам дети используют около 50 слов и начинают складывать два слова в короткие предложения.
  • С 2-3 лет приговоры расширяются до 4 и 5 слов. Дети могут узнавать и идентифицировать почти все обычные предметы и изображения, а также использовать местоимения (я, я, он, она) и некоторые множественные числа. Незнакомцы понимают большинство слов.
  • С 3-5 лет разговоры становятся длиннее, абстрактнее и сложнее.
  • К 5 годам ребенок обычно имеет словарный запас на 2500 слов и говорит полными грамматически правильными предложениями. Они задают много вопросов «почему?», «Что?» И «кто?».

Как родители могут помочь в развитии речи?

Вы можете побудить ребенка начать говорить по телефону:

  • Корчить рожи, кричать и рассказывать о своих делах со дня их рождения.
  • Игра в интерактивные игры, такие как прятки и пение детских песен.
  • С раннего возраста смотрите на книги - вам не нужно читать слова, просто говорите о том, что вы видите.
  • Говорите медленно и четко и используйте короткие простые предложения - если ваш ребенок уже говорит, попробуйте использовать предложения, которые на слово или около того длиннее, чем предложения, которые он сам использует.
  • Избегать тестов, например вопросов «Что это?», Поскольку дети лучше учатся без давления.
  • Не критикуйте неправильные слова и вместо этого говорите слово правильно - например, если ваш ребенок указывает на кошку и говорит «Ка!», Скажите: «Да, это кошка».
  • Позвольте ребенку вести беседу и помогать ему расширять свои мысли.
  • Предоставьте вашему ребенку множество возможностей поговорить и у него будет достаточно времени, чтобы ответить на ваши вопросы.
  • Снижение фонового шума, например, телевизора, и ограничение просмотра телепередач под присмотром детей старшего возраста.

Проконсультируйтесь с врачом или детской медсестрой, если:

  • К 12 месяцам ваш ребенок не пытается общаться с вами (используя звуки, жесты и / или слова), особенно когда ему нужна помощь или что-то желает
  • К 2 годам ваш ребенок не произносит около 50 слов или не начинает сочетать слова.

Узнайте больше о разработке и обеспечении качества контента healthdirect.

Последний раз отзыв: февраль 2019 г.

.

Развитие речи у детей | Беременность, рождение и ребенок

начало содержания

2-минутное чтение

Развитие речи у детей значительно различается, даже в пределах одной семьи. Однако дети склонны следовать естественному прогрессу в овладении языковыми навыками, и есть определенные этапы, которые можно определить как приблизительный ориентир для нормального развития.

Как со временем развивается речь?

Младенцы должны выучить звучание языка, прежде чем научиться говорить.

Хотя отдельные дети развиваются по-своему, есть несколько общих закономерностей:

  • Дети от 1 до 3 месяцев плачут и ворчат.
  • В возрасте от 4 до 6 месяцев младенцы вздыхают, крякают, булькают, визжат, смеются и издают разные плачущие звуки.
  • В возрасте от 6 до 9 месяцев младенцы лепечут по слогам и начинают имитировать тоны и звуки речи.
  • К 12 месяцам у ребенка обычно появляются первые слова, а к 18 месяцам - 2 годам дети используют около 50 слов и начинают складывать два слова в короткие предложения.
  • С 2-3 лет приговоры расширяются до 4 и 5 слов. Дети могут узнавать и идентифицировать почти все обычные предметы и изображения, а также использовать местоимения (я, я, он, она) и некоторые множественные числа. Незнакомцы понимают большинство слов.
  • С 3-5 лет разговоры становятся длиннее, абстрактнее и сложнее.
  • К 5 годам ребенок обычно имеет словарный запас на 2500 слов и говорит полными грамматически правильными предложениями. Они задают много вопросов «почему?», «Что?» И «кто?».

Как родители могут помочь в развитии речи?

Вы можете побудить ребенка начать говорить по телефону:

  • Корчить рожи, кричать и рассказывать о своих делах со дня их рождения.
  • Игра в интерактивные игры, такие как прятки и пение детских песен.
  • С раннего возраста смотрите на книги - вам не нужно читать слова, просто говорите о том, что вы видите.
  • Говорите медленно и четко и используйте короткие простые предложения - если ваш ребенок уже говорит, попробуйте использовать предложения, которые на слово или около того длиннее, чем предложения, которые он сам использует.
  • Избегать тестов, например вопросов «Что это?», Поскольку дети лучше учатся без давления.
  • Не критикуйте неправильные слова и вместо этого говорите слово правильно - например, если ваш ребенок указывает на кошку и говорит «Ка!», Скажите: «Да, это кошка».
  • Позвольте ребенку вести беседу и помогать ему расширять свои мысли.
  • Предоставьте вашему ребенку множество возможностей поговорить и у него будет достаточно времени, чтобы ответить на ваши вопросы.
  • Снижение фонового шума, например, телевизора, и ограничение просмотра телепередач под присмотром детей старшего возраста.

Проконсультируйтесь с врачом или детской медсестрой, если:

  • К 12 месяцам ваш ребенок не пытается общаться с вами (используя звуки, жесты и / или слова), особенно когда ему нужна помощь или что-то желает
  • К 2 годам ваш ребенок не произносит около 50 слов или не начинает сочетать слова.

Узнайте больше о разработке и обеспечении качества контента healthdirect.

Последний раз отзыв: февраль 2019 г.

.

этапов развития речи и языка

Как развиваются речь и язык?

Первые 3 года жизни, когда мозг развивается и созревает, являются наиболее интенсивным периодом для приобретения речевых и языковых навыков. Эти навыки лучше всего развиваются в мире, который богат звуками, видами и постоянным знакомством с речью и языком других.

Похоже, что у младенцев и маленьких детей бывают критические периоды для речи и языкового развития, когда мозг лучше всего способен воспринимать речь.Если позволить этим критическим периодам пройти без контакта с языком, выучить будет труднее.

Каковы основные этапы развития речи и языка?

Первые признаки общения появляются, когда младенец узнает, что крик принесет еду, утешение и дружеские отношения. Новорожденные также начинают распознавать важные звуки в окружающей их среде, например, голос матери или опекуна. По мере взросления младенцы начинают различать звуки речи, из которых состоят слова их языка.К 6 месяцам большинство младенцев узнают основные звуки родного языка.

Дети различаются по развитию речи и языковых навыков. Однако они следуют естественному прогрессу или графику овладения языковыми навыками. Ниже приводится перечень контрольных вех для нормального развития речи и языковых навыков у детей от рождения до 5 лет. Эти вехи помогают врачам и другим медицинским работникам определить, находится ли ребенок на правильном пути или ему или ей может потребоваться дополнительная помощь.Иногда задержка может быть вызвана потерей слуха, а в других случаях - речевым или языковым расстройством.

В чем разница между расстройством речи и языковым расстройством?

Дети, которые не понимают, что говорят другие (восприимчивый язык) или затрудняются делиться своими мыслями (выразительный язык), могут иметь языковое расстройство. Специфические языковые нарушения (SLI) - это языковое расстройство, которое задерживает овладение языковыми навыками. Некоторые дети с SLI могут не говорить до третьего или четвертого года жизни.

Дети, у которых возникают проблемы с правильным воспроизведением речевых звуков, или которые колеблются или заикаются при разговоре, могут иметь нарушение речи. Апраксия речи - это расстройство речи, при котором сложно соединить звуки и слоги в правильном порядке для образования слов.

Что мне делать, если у моего ребенка задерживается речь или язык?

Если у вас есть какие-либо проблемы, обратитесь к врачу вашего ребенка. Ваш врач может направить вас к речевому патологу, который является профессиональным медиком, обученным оценивать и лечить людей с речевыми или языковыми расстройствами.Патологоанатом расскажет вам об общении и общем развитии вашего ребенка. Он или она также будет использовать специальные устные тесты для оценки вашего ребенка. Проверка слуха часто включается в оценку, поскольку проблема со слухом может повлиять на речь и языковое развитие. В зависимости от результата обследования патолог может предложить занятия, которые вы можете выполнять дома, чтобы стимулировать развитие ребенка. Они также могут порекомендовать групповую или индивидуальную терапию или предложить дальнейшее обследование сурдологом (профессионалом здравоохранения, обученным выявлять и измерять потерю слуха) или психологом по развитию (специалистом в области здравоохранения со специальными знаниями в области психологического развития младенцев и детей). .

Какие исследования проводятся по проблемам развития речи и языка?

Национальный институт глухоты и других коммуникативных расстройств (NIDCD) спонсирует широкий спектр исследований, направленных на лучшее понимание развития речевых и языковых расстройств, улучшение диагностических возможностей и более точную настройку более эффективных методов лечения. Постоянной областью исследований является поиск лучших способов диагностики и дифференциации различных типов задержки речи. Большое исследование с участием примерно 4000 детей собирает данные по мере роста детей, чтобы установить надежные признаки и симптомы конкретных речевых расстройств, которые затем можно использовать для разработки точных диагностических тестов.Дополнительные генетические исследования ищут совпадения между различными генетическими вариациями и конкретными нарушениями речи.

Исследователи, спонсируемые NIDCD, обнаружили один генетический вариант, в частности, связанный с определенным языковым нарушением (SLI), расстройством, которое задерживает использование детьми слов и замедляет их овладение языковыми навыками в течение школьных лет. Это первое открытие, которое связывает наличие определенной генетической мутации с любым видом унаследованных языковых нарушений.Дальнейшие исследования изучают роль, которую этот генетический вариант также может играть при дислексии, аутизме и нарушениях речи.

Долгосрочное исследование того, как глухота влияет на мозг, изучает, как мозг «перестраивает» себя, чтобы приспособиться к глухоте. На данный момент исследование показало, что глухие взрослые реагируют быстрее и точнее, чем слышащие взрослые, когда они наблюдают за движущимися объектами. Это продолжающееся исследование продолжает изучение концепции «пластичности мозга» - способов, которыми на мозг влияют состояния здоровья или жизненный опыт, - и то, как ее можно использовать для разработки стратегий обучения, которые способствуют развитию здорового языка и речи в раннем детстве.

На недавнем семинаре, организованном NIDCD, была собрана группа экспертов для изучения вопросов, связанных с подгруппой детей с расстройствами аутистического спектра, у которых к 5 годам отсутствует функциональная вербальная речь. Поскольку эти дети настолько отличаются друг от друга, без набора определяющих характеристик или моделей когнитивных сильных и слабых сторон разработка стандартных оценочных тестов или эффективных методов лечения была затруднена. На семинаре была представлена ​​серия презентаций, чтобы познакомить участников с проблемами, с которыми сталкиваются эти дети, и помочь им определить ряд пробелов в исследованиях и возможностей, которые можно было бы устранить в будущих исследованиях.

Что такое голос, речь и язык?

Голос, речь и язык - это инструменты, которые мы используем для общения друг с другом.

Голос - это звук, который мы издаем, когда воздух из наших легких проталкивается между голосовыми складками в нашей гортани, заставляя их вибрировать.

Речь говорит, что является одним из способов выражения языка. Он включает в себя точно скоординированные действия мышц языка, губ, челюсти и голосового тракта для воспроизведения узнаваемых звуков, из которых состоит язык.

Язык - это набор общих правил, которые позволяют людям выражать свои идеи осмысленным образом. Язык может быть выражен устно или письменно, жестами или другими жестами, например, морганием глаз или движением рта.

Контрольный список для проверки слуха и коммуникативного развития вашего ребенка

От рождения до 3 месяцев

от 4 до 6 месяцев

от 7 месяцев до 1 года

1-2 года

2–3 года

3-4 года

от 4 до 5 лет

Этот контрольный список основан на Как ваш ребенок слышит и разговаривает ?, Любезно предоставленном Американской ассоциацией речи, языка и слуха.

Где я могу найти дополнительную информацию об основных этапах развития речи и языка?

NIDCD ведет каталог организаций, которые предоставляют информацию о нормальных и нарушенных процессах слуха, баланса, вкуса, обоняния, голоса, речи и языка.

Используйте следующие ключевые слова, чтобы помочь вам найти организации, которые могут ответить на вопросы и предоставить информацию о развитии речи и языка:

Информационный центр NIDCD
1 Communication Avenue
Bethesda, MD 20892-3456
Бесплатная голосовая связь: (800) 241-1044
Бесплатная линия TTY: (800) 241-1055
Электронная почта: nidcdinfo @ nidcd.nih.gov

Публикация NIH № 13-4781
Обновлено в сентябре 2010 г.

.

Задержка речи и языка у детей

Нарушение Клинические данные и комментарии Лечение и прогноз

Первичное (не связано с другим заболеванием)

Задержка развития речи и языка

Речь задерживается.

Речевые вмешательства эффективны. Терапия, проводимая родителями под руководством врача, так же эффективна, как и терапия, проводимая врачом.Вмешательства продолжительностью более восьми недель могут быть более эффективными, чем вмешательства продолжительностью менее восьми недель18.

Прогноз отличный. Обычно к поступлению в школу дети имеют нормальную речь.12

У детей нормальное понимание, интеллект, слух, эмоциональные отношения и артикуляционные навыки.12

Расстройство экспрессивной речи

Речь задерживается.

Активное вмешательство необходимо, потому что это заболевание не самокорректируется.

Речевые вмешательства эффективны. Терапия, проводимая родителями под руководством врача, так же эффективна, как и терапия, проводимая врачом. Вмешательства продолжительностью более восьми недель могут быть более эффективными, чем вмешательства продолжительностью менее восьми недель.18

У детей нормальное понимание, интеллект, слух, эмоциональные отношения и артикуляционные навыки.

Расстройство экспрессивной речи трудно отличить в раннем возрасте от более распространенной речевой задержки развития и языковой задержки.

Расстройство рецептивной речи

Речь замедленная, а также скудная, аграмматическая и нечеткая в артикуляции.

Эффект от логопедии намного меньше, чем для других групп. Терапия, проводимая родителями под руководством врача, так же эффективна, как и терапия, проводимая врачом.Вмешательства продолжительностью более восьми недель могут быть более эффективными, чем вмешательства продолжительностью менее восьми недель.18

У этих детей редко развивается нормальная устная речь.19

Дети могут не смотреть на или указать на предметы или лиц, названных родителями (демонстрируя дефицит понимания).

Дети нормально реагируют на невербальные слуховые стимулы.

Вторичное (связано с другим заболеванием)

Расстройство аутистического спектра

У детей есть различные речевые аномалии, включая задержку речи (особенно с сопутствующей умственной отсталостью), эхолалию (повторяющиеся фразы) без создания собственных новых фраз, трудности с началом и поддержанием разговора, смена местоимения и регрессия речи и языка.

Детей следует направлять на оценку развития.

Детям помогает интенсивное раннее вмешательство, направленное на улучшение общения.21

Было показано, что программы языковой подготовки помогают детям общаться 22

У детей проблемы с общением, нарушение социального взаимодействия и повторяющееся поведение / ограниченные интересы.20

Детский церебральный паралич

Задержка речи у детей с церебральным параличом может быть связана с трудностями с координацией или спастичностью мышц языка, потерей слуха, сопутствующей умственной отсталостью или дефект коры головного мозга.

Услуги речевой терапии могут включать в себя введение дополнительных и альтернативных систем связи, таких как символьные таблицы или синтезаторы речи, улучшение естественных форм общения и обучение партнеров по общению. Кокрановский обзор не обнаружил убедительных доказательств положительного эффекта речевой терапии, но обнаружил положительные тенденции в сторону улучшения коммуникативных навыков. 23

Детская апраксия речи

Апраксия речи - это проблема физическая проблема, при которой детям сложно произносить звуки в правильном порядке, что затрудняет понимание их речи другими людьми.

Было использовано много различных методов логопедии. В Кокрановском обзоре сделан вывод о том, что в литературе не было исследований высокого уровня доказательств, и нельзя было окончательно отстаивать тот или иной подход к клинической практике.24

Дети общаются с помощью жестов, но испытывают трудности с речью (демонстрируя мотивацию общаться, но не умеет говорить).

Дизартрия

Дизартрия - это физическая проблема, при которой у детей могут быть проблемы с речью, варьирующиеся от легких, со слегка невнятной артикуляцией и низким голосом, до глубоких, с неспособностью произносить какие-либо узнаваемые слова.

Небольшие обсервационные исследования показали, что для некоторых детей логопедия может быть связана с положительными изменениями разборчивости и ясности речи. В Кокрановском обзоре не было обнаружено убедительных доказательств эффективности речевой терапии для улучшения речи детей с дизартрией, приобретенной до трех лет.25

Дети общаются с помощью жестов, но имеют трудности с речью ( демонстрирует мотивацию к общению, но не умеет говорить).

Потеря слуха после установления разговорной речи

Речь и язык часто ухудшаются постепенно, со снижением точности артикуляции речи и отсутствием прогресса в освоении словарного запаса.

Детей с потерей слуха следует направить к аудиологу. Аудиолог в составе междисциплинарной группы профессионалов проведет оценку и предложит наиболее подходящую программу вмешательства.

Раннее вмешательство, ориентированное на семью, способствует развитию речи (устной и / или жестовой) и когнитивному развитию.

Дети с потерей слуха, рано обращающиеся за услугами, могут иметь возможность развивать речь (устную и / или жесткую) наравне со своими слышащими сверстниками. 26

Родители могут сообщить, что ребенок не кажется, что он слушает, или лучше описать ребенка, который говорит, чем слушает.

Потеря слуха до начала речи

Речь задерживается.

Детей с потерей слуха следует направить к аудиологу. Аудиолог в составе междисциплинарной группы профессионалов проведет оценку и предложит наиболее подходящую программу вмешательства.

Раннее вмешательство, ориентированное на семью, способствует развитию речи (устной и / или жестовой) и когнитивному развитию.

Дети с потерей слуха, рано обращающиеся за услугами, могут развить речь (устную и / или жестовую) наравне со своими слышащими сверстниками.26

У детей могут наблюдаться искажения звуков речи и просодических паттернов (интонации, скорости, ритма и громкости речи).

Детям запрещается смотреть на предметы или лиц, названных родителями, или указывать на них (демонстрируя недостаточное понимание).

У детей нормальные навыки визуального общения.

Умственная отсталость

Выступление задерживается.

Детей следует направлять на оценку развития.

Это может включать направление в центр развития ребенка высшего уровня, который может предоставить междисциплинарные оценки (включая речевую терапию и аудиологию). Направление должно включать консультацию медицинского генетика, чтобы помочь в диагностике причины умственной отсталости. 27

Использование жестов задерживается, и имеется общая задержка во всех аспектах этапов развития.

Детям запрещается смотреть на предметы или лиц, названных родителями, или указывать на них (демонстрируя недостаточное понимание).

Избирательный мутизм

Дети с избирательным мутизмом демонстрируют постоянную неспособность говорить в определенных социальных ситуациях (в которых ожидается говорение [например, в школе]), несмотря на разговоры в других ситуациях.20

Детей следует направлять к логопеду для оценки и к терапевту для поведенческой и когнитивно-поведенческой терапии, которая кажется эффективной.Родителей и учителей можно направить в Информационно-исследовательскую ассоциацию селективного мутизма за советом.28

Комбинированное вмешательство, включая модификацию поведения, участие в семье, участие в школе, а в тяжелых случаях многообещающее лечение флуоксетином (прозак). 29

.

Упражнения, упражнения и советы для родителей

Некоторые дети могут говорить, но слова не будут плавными. Они не могут выразить свои мысли полным предложением, так как слова или слоги обрываются. В их речи может быть нечеткость или возможно заикание.

Такие проблемы являются препятствием для общения ребенка и в некоторых случаях могут сделать ребенка менее уверенным в себе.

Эти проблемы можно решить с помощью логопеда. В этом посте MomJunction расскажет вам о логопеде для детей и поделится некоторыми играми и занятиями, которыми вы можете заниматься дома.

Что такое логопедия?

Логопедия - это метод языкового вмешательства, направленный на улучшение речи ребенка, его способности различать речь и преодоления таких проблем, как плохая артикуляция, невнимательность (повторение звука, слова или фразы), а также фонологические и голосовые нарушения.

Это помогает ребенку лучше выражать себя с помощью вербального и невербального языка. Он фокусируется на:

  • Артикуляция и беглость для формирования звуков, слов и предложений.Дети, страдающие речевыми проблемами, не умеют произносить слова и бегло говорить. Логопедия направлена ​​на решение этой проблемы, чтобы помочь лучше сформулировать слова.
  • Регулировка громкости речи. Часто дети с проблемами речи говорят либо с низким, либо с высоким уровнем громкости. Логопедия помогает детям четко произносить слова и регулировать высоту звука и громкость.
  • Выразительный язык через изображения, знаки и письменные формы.Детям, страдающим нарушениями речи, сложно передать сообщение другим с помощью слов, предложений и письма. Им также сложно правильно использовать грамматику, составлять слова в предложения и описывать происшествия. Логопедия направлена ​​на работу в этих областях.

Как правило, дети не хотят разговаривать или разговаривают с перерывами. Трудно понять, что они хотят сказать. Но это не значит, что ребенку нужна терапия.

Вернуться к началу

[Читать: Развитие речи у детей ]

Как узнать, нуждается ли ваш ребенок в логопедии?

Когда возникает необходимость в логопеде, вам нужно понимать уровни проблемы.Вот несколько критериев (1):

1. Вашему ребенку нужна логопедия, если:

  • Людям трудно понять, что говорит ваш ребенок, поскольку речь нечеткая.
  • Вашему ребенку сложно произносить слова или переводить свои мысли в слова.
  • Нарушение речи ребенка с заиканием, повторением, удлинением и блокировкой.
  • Ребенок произносит только одно или два слова, например, мама, папа, а не предложения из двух-трех слов.
  • Ваш ребенок не развил социальные навыки, такие как дружба, прямой контакт, обучение игровым навыкам и общение с другими.

2. Ваш ребенок может иметь прекрасное произношение и рано читать. Но им все равно может потребоваться логопедия, чтобы отточить свои практические языковые навыки, или процесс правильного использования языка в социальных сценариях , чтобы поговорить, завести новых друзей или просто попросить кого-то.

3. Ребенку также может потребоваться логопедия из-за инвалидности или заболеваний, таких как аутизм или нарушение слуха, поскольку они влияют на способность общаться.

Проконсультируйтесь с логопедом (SLP) в вышеуказанных случаях.SLP часто начинают оказание помощи этим детям в раннем возрасте и продолжают в школьные годы.

Даже если ваш ребенок записан в службу логопеда, вы все равно можете выполнять упражнения логопеда дома для поддержки лечения.

Если речь задерживается, то в первую очередь следует учитывать, в порядке ли ребенок со слухом. Это можно оценить дома, чтобы увидеть, реагирует ли ребенок на громкие звуки, поворачивается ли он к музыке или звуку телевизора.

В начало

Советы родителям по логопедии дома

Одна из самых важных вещей, которую нужно сделать, - это избегать любых негативных комментариев по поводу речи вашего ребенка.Если ваш ребенок заикается, не давите на него. Вместо этого следуйте приведенным ниже советам:

  1. Поощряйте беседу: Спросите ребенка, заставляя задуматься, например: «Что бы вы сделали, если бы у вас была птица для друга?» Задавая вопросы, требующие подробных ответов, вы поощряете ребенка выражать свои идеи.
  1. Слушайте внимательно. Внимательно слушайте своего ребенка, даже если ему нужно время, чтобы закончить свои предложения. Когда вы слушаете, ваш ребенок уверенно говорит.Они изо всех сил стараются говорить бегло.
  1. Вы можете попробовать это упражнение: Соберите вместе ребенка и его друзей или братьев и сестер и сделайте круг. Шепните предложение одному ребенку, и он передаст его другому и так далее. В конечном итоге приговор, объявленный последним ребенком, должен быть таким же, как вы сказали первому ребенку.
  1. Заставьте ребенка прочитать: Купите несколько интересных сборников рассказов или возьмите новость, которая интересна вашему ребенку, и попросите их прочитать ее вслух.Скажите им, чтобы они повторили это дважды или трижды. Такие занятия способствуют развитию разговорных и языковых навыков.
  1. Проведите оценку: Оцените своего ребенка и посмотрите, в каких областях ваш ребенок задерживается. Это поможет вам узнать, являются ли проблемы с речью самостоятельными или связаны с другими проблемами развития. Вы можете анализировать, сравнивая успеваемость вашего ребенка с нормальными вехами у детей этого возраста.
  1. Целевые области: Выберите конкретные проблемные области, которые вы хотите рассмотреть и решить.Цели должны быть достижимыми как для вас, так и для вашего ребенка. Сосредоточьтесь на возрастных целях, которые обычно достигаются детьми этого возраста.
  1. Обращайтесь к одному звуку за раз: Начните с разбивки проблемы на более простые и уменьшенные версии, а затем обучите их конкретно.

Если вы хотите научить ребенка правильно использовать звук f , сначала покажите ему, как произносить звук ( fff ), затем учите слоги ( fuh / oof ), а затем переходите к словам ( f f или рыба ) и, наконец, используйте эти слова в предложениях и беседах.

Вы можете попробовать несколько занятий, чтобы улучшить речь вашего ребенка. Но помните, что вашему ребенку они должны нравиться. Они могут не сотрудничать, если им скучно.

Вернуться к началу

[Прочитать: Расстройства общения у детей ]

Логопедические упражнения и упражнения

Каждое из приведенных ниже упражнений привлекает ребенка и стимулирует выработку речи.

1. Карточки и карточки с вопросами

Разместите перед ребенком несколько карточек с картинками и попросите их сказать, что они видят на карточке.Начните с нескольких карточек и увеличивайте картинки по мере продвижения. Если вашему ребенку сложно произносить определенные слова, вы поймете, на что нужно потратить больше времени.

Карты вопросов содержат простые вопросы для детей. Выбирайте по одной карточке и замедляйтесь, чтобы поговорить. Это может быть отличной стратегией, чтобы вовлечь ребенка в разговор.
Вопросы могут быть примерно такими: «Если бы вы получили один подарок прямо сейчас, что бы это было?» / «Если бы вы могли изменить что-то в школе, что бы это было?»

2.Зеркало для упражнений

Зеркала обеспечивают визуальную обратную связь. Большинство детей с проблемами артикуляции не знают, как правильно двигать ртом, чтобы воспроизводить звуки. Разговор перед зеркалом помогает ребенку наблюдать, как он двигает своим ртом, издавая определенный звук.

Встаньте перед зеркалом и производите каждый звук для вашего ребенка. Затем помогите им увидеть различия через зеркало.

3. Прыгай и говори

Эта игра заставляет вашего ребенка повторить слово девять раз.Начните со слов, которые вы хотите, чтобы ваш ребенок практиковал.

Нарисуйте классики с цифрами от 1 до 9 и попросите ребенка произносить слово каждый раз, когда он набирает номер. Когда они завершат прыжок до 9, измените слово и позвольте им снова прыгнуть, на этот раз с новым словом.

Вы можете начать с меньшего количества слов и постепенно увеличивать их.

Как только они закончат игру, правильно произнеся слова, наградите их подарком. Это повышает уверенность ребенка.

[Читать: Дислексия у детей ]

4.Play catch

Возьмите мяч и бросьте его вперед и назад. Поиграйте с ребенком в мяч, пока он тренирует свои слова. Таким образом, они делают два упражнения одновременно.

5. Прогуляйтесь

Если вы куда-то гуляете с ребенком, попросите его делать шаг вперед при каждом правильном повторении. Вы можете попробовать это, когда находитесь в парке или заходите в дом.

Кроме того, чтобы играть с ребенком в такие игры, вы должны заставить его тренировать мышцы ротовой полости.

Упражнения оральной моторики

Оральная моторика - это использование мышц внутри рта, включая губы, щеки, челюсть и язык.Все эти части связаны с мышцами, которые могут быть сильными или слабыми, скоординированными или нескоординированными.

Нам необходимы сильные оральные моторные навыки, чтобы мы могли говорить, есть, глотать или пить. Вот различные оральные двигательные упражнения, которые вы можете использовать для своих детей, не выходя из дома.

1. Движения губ

Эти движения губ являются отличным упражнением для полости рта для детей.

  • Скажи ооо, потом ее. Объедините «у-у-у». Все эти высказывания имеют разные модели движения.
  • Попросите ребенка широко улыбнуться, расслабиться и повторить.
  • Ребенок может надуть щеки, не разжимая губ. Как вариант, они могут надуть одну щеку и дать отдых другой.
  • Попросите ребенка надуть воздушный шар или свисток.
  • То же самое можно сделать и с губами. Надуйте верхнюю губу, а затем нижнюю. Расслабьтесь. Повторение.
  • Заставьте ребенка пить из соломинки вместо чашки.

2. Движения языка

Попробуйте эти «скороговорки».

  • Заставьте ребенка практиковать такие звуки кончика языка, как «т-т-т-т», «д-д-д-д», «п-п-п-п».
  • Скажите «вперед» с преувеличением
  • Пусть ваш ребенок держит язык за зубами, а не касается губ или зубов. Они должны сжать язык, а затем расслабиться.
  • Попросите ребенка высунуть язык и делать круговые движения.

[Читать: Советы по улучшению концентрации у детей ]

3. Движения щеки

С помощью этих движений вы можете укрепить мышцы щеки ребенка:

  • Попросите ребенка держать губы закрытыми и сжать щеки.
  • Сделайте губами букву «о» и двигайте ими круговые движения. Расслабьтесь и повторите.
  • Пейте воду через трубочку.

Еще несколько упражнений для развития оральной моторики:

4. Надуйте пузыри

Пусть ваш ребенок надувает пузыри для контроля дыхания, а также для губ. Это заставляет детей поджимать губы, что является оральным двигательным упражнением.

5. Настройте гармошку

Дуть на губную гармошку помогает контролировать дыхание и поджимать губы. Если у вашего ребенка слабый контроль дыхания, попросите его издавать громкие звуки на губной гармошке, а если у него слабая сила губ, сосредоточьтесь на игре по одной ноте за раз.

6. Арахисовое масло

Кто не любит арахисовое масло? Вотрите немного в губы ребенка и попросите его лизнуть. Нанесите масло из одного угла в другой, чтобы язык доходил от одной стороны до другой.

Помимо этих заданий, вы можете побудить ребенка говорить и развивать его речь с помощью простых заданий с самого младенчества.

Вернуться к началу

[Читать: ADD In Children ]

Возрастные задания для развития речи

Вот несколько занятий, которые вы можете попробовать дома.

Помните, что дети учатся говорить естественно, и поэтому вы не должны оказывать на них давление. Этими занятиями можно заниматься только в том случае, если они нравятся ребенку. Не заставляйте ребенка выполнять эти действия.

От рождения до 2 лет

В этом возрасте ребенок не может говорить, но издает некоторые звуки. Следовательно, вы не можете знать, нужны ли им какие-либо логопеды. Вы можете выполнить следующие упражнения, если хотите научить ребенка произносить звуки / произносить слоги.

  • Издает звуки типа « ma, » « ba, » « da ». В конце концов, ваш ребенок может повторить их.
  • Делайте вид, что разговариваете с малышом, когда он издает звуки. Говорите и повторяйте все, что они говорят. Это побуждает их больше «говорить».
  • Научите малыша хлопать в ладоши.
  • Говорите с малышом, когда купаете, гуляете или кормите его. Вы можете говорить о чем угодно.
  • Используйте жесты, такие как размахивание руками и указание.
  • Обсудите с малышом звуки животных, например: «Собака издает поклон».
  • Используйте гласные в словах.

От 2 до 4 лет

  • Говорите четко, чтобы ребенок узнал это от вас.
  • Повторите то, что говорит ваш ребенок, чтобы сказать ему, что вы понимаете.
  • Добавь к тому, что они говорят. Пример: «Сок манго? У меня есть сок. У меня есть сок манго. Хотите сока манго?
  • Помогите ребенку понять и задать вопросы. Играйте в игру "да / нет". Вы можете попросить их придумать такие предложения, как «Я могу летать», «Дерево умеет ходить» , а затем вы ответите утвердительно или нет.
  • Положите знакомые предметы в коробку. Попросите ребенка вынимать по одному и рассказывать вам, как его зовут и как им пользоваться. «Это карандаш. Я рисую эскизы карандашом. Я тоже пишу этим карандашом ».
  • Попросите ребенка прочитать вслух, медленно произнося каждое слово по отдельности.

Вернуться к началу

Вы также можете использовать игрушки для развития речи и логопедические книги.

Не спешите начинать логопед для вашего ребенка. Дайте им время улучшить свои разговорные навыки.Вам нужно проявить терпение и позитив, помогая ребенку научиться говорить. Наибольшую пользу детям приносит, когда им сопереживают родители.

Вы пробовали использовать логопед для своих детей? Дайте нам знать в разделе комментариев ниже.

Рекомендуемые статьи:

.

Развитие речи у малышей | Родители

перейти к содержанию

Верхняя навигация

Исследовать

Меню профиля

Ваш счет Вниз треугольник .

Смотрите также

Карта сайта, XML.