О нашей школе Обучение Полезные ссылки Контакты

Речь прерывистая у ребенка


Прерывистая речь у детей


Когда мы говорим, что у человека плавная речь, мы имеем в виду, что его речь течет плавно. Звуки сливаются в слоги, слоги в слова, слова объединяются в предложения легко и просто. Если у кого-то речь прерывистая, это эначит, что она неравномерная и не течет плавно. Прерывистая речь означает разрыв в плавном течении речи.

Понятно, что у каждого из нас речь случайно может стать прерывистой. Речь не является автоматической. Мы конструируем новые фразы для того, чтобы выразить новые мысли и ощущения. Поэтому речь - это процесс творческий, требующий принятия решения.

Дети, которые до сих пор изучают язык и овладевают навыками общения, тренируют речевые мышцы. Они узнают огромное количество новых слов и новых речевых структур за короткий период времени. Также дети должны научиться информировать, убеждать и задавать вопросы. Неудивительно, что временами у детей речь бывает прерывистая.

  • Замещающие звуки и слова. Это звуки, слоги или слова, которые не придают никакого смысла сообщению. Наиболее часто употребляемые звуки - э-э и м-м-м. Также, сюда относятся слова-паразиты: ну, понимаешь, ты знаешь.
  • Повторы. Дети могут повторять первые звуки или слоги слов, а также полностью слова, а также несколько слов во фразе или предложении.
  • Паузы. Паузы или интервалы тишины считаются перерывами в речи в зависимости от времени возникновения и длительности. Паузы необходимы для выделения фраз или законченных мыслей. Если паузы длятся более двух секунд, это считается прерывистой речью.
  • Возвраты. Дети часто возвращаются к тому, что они уже сказали. Они могут остановиться среди фразы и начать говорить в новом направлении. Ревизия может касаться выбора слова, грамматики произношения. Ребенок может возвратиться, чтобы добавить еще одну фразу.
  • Нескоординированные по времени слова.
    Слоги и звуки могут растянуться. Также возможна пауза в середине слова. Может появляться сопутствующее напряжение речевой мускулатуры. Иногда голос звучит напряженным. Может нарушаться координация между дыханием и речевыми мышцами.

    вверх ^

Что является причиной прерывистой речи?

Причин прерывистой речи может быть несколько. Чаще всего это объясняют резким ростом словарного запаса. Дошкольники стремятся говорить о сложных вещах. Существует много вариантов, как именно выразить ту или иную мысль. Выбор между тем, что сказать и как именно сказать становится все сложнее.

Дети также должны решить какое именно слово нужно вставить, чтобы точнее передать смысл. Так дети делают паузу, заполняют ее звуком э-э-э-э, повторяют слово в поисках подходящего слова.

Еще одно объяснение - нарушение координации между движениями губ, языка и челюсти. Иногда дети неправильно во времени произносят глаголы, путают последовательность звуков, неправильно произносят слова. В результате появляются повторы, растягивания, разорванные слова, возврат к началу фразы. Если ребенку трудно говорить, подбирать нужное слово, конструировать предложения, координировать мышцы лица - у него будет прерывистая речь. Если ребенок нервничает или волнуется, у него речь также становится прерывистой.

вверх ^

Какая прерывистая речь считается нормальной?

Чаще всего прерывистая речь бывает у ребенка дошкольного возраста. Возвращение к началу фразы, звуки э-э-э и м-м-м, повторы слова или фразы появляются в детском возрасте. Повторения звуков и слогов, растягивания звуков, и разорванные слова встречаются реже. По мере достижения ребенком школьного возраста повторы встречаются значительно реже. Спектр нормальной речи очень широк. У большинства детей время от времени встречается каждый из вышеперечисленных типов неплавной речи. Это считается вариантом нормы.

Если неплавная речь является нормой для большинства детей, определенные паттерны прерывистой речи не являются настолько типичными. Во-первых, если у вашего ребенка в большинстве ситуаций общения речь неплавная, это может свидетельствовать о его трудностях облечь мысли в словесную форму. Если навыки построения предложений и произношение у ребенка незрелые, тогда поиск нужного слова и соединение звуков в слоги еще более затруднено. Также, редко у ребенка наблюдается прерывание слов.

вверх ^

Как отличить заикание от возрастного нарушения плавности речи?

Многие специалисты изучали разницу между заиканием и нарушением плавности речи. При заикании встречается ряд прерываний речи, которые нарушают плавное течение слов. Некоторые специалисты отмечают схожесть заикания и возрастного нарушения плавности речи. Одна из причин, лежащих в основе такой точки зрения - то, что в речи практически каждого ребенка иногда встречается нарушение плавности. Также, большинство заикающихся детей начинают заикаться в дошкольном возрасте, в то же время когда неплавная речь является возрастной нормой. Логично подумать, что заикание представляет собой результат возрастного нарушения плавности речи.

Другие специалисты различают заикание и возрастное нарушение плавности речи. Они подчеркивают, что при заикании количество невовремя произнесенных слов больше, чем пять случаев на сто нормально произнесенных слов. В дополнение ко всему, при нарушении плавности речи паузы могут быть длиннее, а количество повторов в речи может быть больше, может наблюдаться борьба и сильное напряжение мышц. Мимика, напряженные жесты ребенка указывают на то, что нарушение плавности речи фрустрирует ребенка.

Американская ассоциация плавной речи опубликовала список предупреждающих знаков, свидетельствующих о том, что ребенок реагирует на прерывание в своей речи.

  • Частое повторение звуков и слогов.
  • Повторение слогов, в которых звук э-э-э замещает правильные гласные.
  • Частое растягивание гласных.
  • Тремор (дрожание мышц ) рта и челюсти во время речи.
  • Разная громкость голоса во время произнесения одного и того же слова.
  • Напряжение и непроизвольные телодвижения.
  • Ребенок выглядит испуганным во время речи.
  • Избегание слов, откладывание слов.

    вверх ^


Должны ли родители каким-либо особым способом реагировать, если у ребенка нарушена плавность речи?

Во-первых, в большинстве случаев перерывы являются естественным компонентом любой речи. Плавность речи вырабатывается постепенно, так же как и произношение, структура предложений, словарный запас. Детям требуется время, чтобы овладеть речевыми навыками, и это, в свою очередь, может сказаться на плавности речи ребенка.

Во- вторых, постарайтесь понаблюдать за своей речью во время разговора с ребенком. Если вы обычно разговариваете слишком быстро или перебиваете ребенка, постарайтесь говорить медленнее. Дайте вашему ребенку столько времени, сколько ему потребуется. С помощью контакта глазами, выражения лица, тона голоса дайте понять ребенку, что вы заинтересованы его рассказом. Если ребенок почувствует, что вы заинтересовано и терпеливо его выслушаете, ощущение нехватки времени у ребенка может значительно снизиться.

Помощь остальных членов семьи также очень важна. Если в семье несколько детей, необходимо установить очередность, с которой будут разговаривать дети. За обеденным столом говорящего слушают, не перебивая. Это уменьшает ощущение нехватки времени у ребенка, и делает беседу более интересной.

Имеет смысл обратиться к специалисту, если плавность речи вашего ребенка нарушена более шести месяцев. Важно, чтобы вы осознали, что в этом никто не виноват. Никого не нужно винить. По неизвестным причинам речь у некоторых детей становится прерывистой. У большинства из них это продолжается в течение какого-то периода времени, а затем дети вырастают из этого.

По материалам сайта zaikanie.ru

Запинки в речи - причины, диагностика и лечение

Классификация

В зависимости от патогенетической основы запинки в речи могут иметь судорожный и несудорожный механизм возникновения:

  • судорожные запинки (речевые судороги) – типичное проявление заикания. По форме бывают клоническими и тоническими, по месту образования – артикуляционными, голосовыми, дыхательными, смешанными;
  • несудорожные запинки – включают физиологические итерации, спотыкания при клаттеринге, тахилалии.

Причины запинок в речи

Возрастные несовершенства речи

Повторы звукокомплексов и слов наблюдаются у значительного числа детей в возрасте 3-5 лет. Это период активного развития связного высказывания, совершенствования лексико-грамматических категорий.

Накопление словаря идет быстрыми темпами, на ребенка обрушивается большой поток сенсорной информации. При этом речевые возможности ребенка еще в достаточной степени ограничены, психические функции находятся в процессе формирования, а работа артикуляционного аппарата несовершенна. На этом фоне развиваются физиологические запинки (итерации).

«Застревания» на отдельных звуках чаще появляются у детей соматически ослабленных, имеющих диагноз «СДВГ», отягощенную по заиканию наследственность. Запинки в речи у ребенка могут быть спровоцированы сильным эмоциональным потрясением: ссорами родителей, переводом в другой детский сад, сменой места жительства. Чаще они возникают в межсезонье, могут сохраняться в течение нескольких недель или месяцев, исчезать и снова появляться.

Запинки носят несудорожный характер, возникают в любом месте слова и фразы (чаще в словах со сложной слоговой структурой, стечением согласных, сложных предложениях). Дети неоднократно повторяют звуки и их сочетания, переставляют местами слоги, спотыкаются при произнесении фразы. Часто говорят на вдохе, из-за чего речевое высказывание прерывается. Сами дети не замечают своего речевого дефекта, относятся к нему спокойно.

Обычно физиологические запинки исчезают без дополнительного вмешательства по мере совершенствования речевых навыков и развития ВПФ. Достаточно обеспечить ребенку комфортную эмоциональную обстановку, правильное речевое окружение. Однако при стойком закреплении неправильного речевого стереотипа несудорожные запинки могут перерасти в судорожные – заикание.

Эмоциональный стресс

Речевые запинки наблюдаются у взрослых вследствие сильного волнения. Такие спотыкания расцениваются как проявления тревожности, невротического склада личности. Запинки возникают в разных ситуациях: на экзамене, во время публичного выступления, при знакомстве с новыми людьми. Чем больше человек старается держать ситуацию под контролем, говорить четко и уверенно, тем сильнее начинает запинаться.

Кратковременные запинки появляются при испуге, в таких случаях говорят, что человек «начал заикаться от страха». Однако во всех этих случаях речевые итерации кратковременны и преходящи. Речь нормализуется, как только исчезает стрессовый фактор.

Заикание

Речевые судороги – ведущий симптом логоневроза и неврозоподобного заикания. При этом происходит навязчивое непроизвольное повторение слогов («ма-ма-магазин») и/или застревание на отдельном звуке («п-п-петух»). Запинки чаще случаются на определенных «трудных» звуках ([к], [п], [т]) или звукосочетаниях со стечением согласных ([кр], [ст] [тр]), на ударных и предударных слогах, на первом слоге в слове.

Иногда судороги проявляются молчанием, так как из-за спазма речевой мускулатуры человек не может начать фразу. Заикающийся может ощущать речевую судорогу как наличие препятствия в гортани, сдавление грудной клетки, напряжение мимической мускулатуры и мышц брюшного пресса. Частота запинок, их длительность возрастает в незнакомых условиях, при посторонних людях.

При заикании страдает темп и ритм речи, слитность и плавность высказывания. На речевые симптомы накладываются вторичные невротические реакции: речевые уловки, сопутствующие движения, вегетативные проявления. Возникает логофобия – боязнь устной речи. Самостоятельно, без специальной терапии судорожные запинки из речи не исчезают.

Тахилалия

Речь взахлеб отличается чрезмерно убыстренным темпом, дизритмическим характером с внезапными остановками и последующими прорывами. Возникают запинки, непреднамеренные повторы, проглатывания слогов и слов. Теряется внятность и разборчивость устной речи. Если пациенту с тахилалией указать на его речевые ошибки, то запинки и персеверации временно исчезают, однако темп речи все равно остается быстрым.

Особенно ярко все речевые недостатки проявляются при волнении, в моменты спора и эмоционального возбуждения. В неречевой сфере отмечается моторное беспокойство, тики, дефицитарность внимания, вспыльчивость, вазомоторные реакции. В некоторых случаях речевые запинки при тахилалии переходят в позднюю форму заикания.

Клаттеринг

Полтерн, или клаттеринг, как частный случай тахилалии, характеризуется несудорожным прерыванием речи на фоне ее ускоренного темпа. Для данного речевого нарушения типичны спотыкания, повторы звуков и слогов, их пропуски, перестановки местами. Запинки проявляются хаотичными беззвучными движениями языка и губ, необоснованными паузами во фразах. Из-за поспешности в речи окончания слов часто «проглатываются», иногда «выпадают» целые словосочетания и фразы.

При клаттеринге также страдают другие стороны речевой деятельности: нарушается плавность и мелодичность речи, отсутствуют логические остановки и ударения, возникает назальный оттенок голоса, появляются ошибки на письме. Речевой поток сопровождается беспокойным поведением, гримасами, рассеянностью внимания. Из-за неразборчивости речи вербальная коммуникация затруднена, дефект не осознается.

Нарушение регуляторных механизмов ЦНС

Судорожные запинки в речи могут появиться «на выходе» пациентов из моторной алалии, афазии, дизартрии. Причина этого явления кроется в интенсивном коррекционно-логопедическом воздействии, когда объем и темп введения нового речевого материала не соответствует функциональным возможностям мозга. Обычно возникают повторы последних слогов, при этом пациент никак не может перейти к новому слову.

Дискоординированные судороги артикуляционных мышц, как правило, не трансформируются в патологическое заикание. При организации грамотной коррекционно-педагогической помощи такие запинки успешно компенсируются без рецидивов.

Другие причины

Возникновение запинок в речи может быть связано с неблагополучным речевым окружением: быстрым темпом речи родителей, подражанием заикающимся друзьям или близким. В ряде случае запинки возникают вторично, на фоне различных расстройств:

Диагностика

Появление речевых запинок служит поводом немедленно обратиться за консультацией логопеда. Чем раньше будет установлена их причина и характер, тем эффективнее будет лечебно-коррекционное воздействие. Диагностика состоит из трех блоков:

  • Логопедическое обследование. Включает исследование устной речи, ее темпо-ритмической и интонационно-мелодической организации. Определяется вид запинок, условия их возникновения. Оцениваются характеристики голоса, дыхания. Задача логопедической диагностики – дифференциация несудорожных запинок от заикания.
  • Неврологическое обследование. Консультация врача-невролога предполагает изучение анамнеза, выявление нервно-психических расстройств и факторов, послуживших появлению запинок в речи пациента. С целью исключения патологии головного мозга назначаются инструментальные методики: ЭЭГ, ЭхоЭГ, церебральная МРТ.
  • Психологическое обследование. Проводится анализ ВПФ: внимания, памяти, мышления. На данном этапе диагностики уделяется внимание состоянию общей и ручной моторики, различных видов праксиса, гнозиса. Анализируются личностные особенности пациента, его реакция на свой дефект, наличие страха речи.

Лечение

Режим

Если запинки в речи ребенка имеют физиологический характер, необходимо организовать оптимальный общий и речевой режим: обеспечить достаточный дневной и ночной сон, увеличить время прогулок на свежем воздухе. Важно временно ограничить поступление новой информации, свести к минимуму просмотр телевизора, компьютерные игры, посещение массовых мероприятий. В речевом общении нужно соблюдать следующие рекомендации:

  • не акцентировать внимание ребенка на запинках, не просить его повторить слово заново;
  • разговаривать с ребенком спокойно, негромко, чуть медленнее, чем обычно;
  • использовать короткие фразы, простые слова;
  • заниматься пением, разучивать стихи, соответствующие возрасту, с отстукиванием ритма или маршировкой.

Психологическая коррекция

Показана пациентам с эмоциональными запинками в речи, заиканием, тахилалией, полтерном. Данное направление коррекционной работы способствует снижению фиксации на речевом дефекте, устранению логофобии, овладению новыми механизмами саморегуляции, расширению коммуникативных возможностей. Основными методами психокоррекционной работы являются сеансы психотерапии и гипноза, тренинги общения, аутогенные тренировки.

Логопедическая коррекция

С учетом причин, лежащих в основе речевых запинок, проводятся занятия по развитию речи, коррекции заикания, преодолению тахилалии и т. д. Логотерапия направлена на выработку нового речевого стереотипа, его закрепление во всех коммуникативных ситуациях. В работе используются следующие методы и приемы:

  • Артикуляционная гимнастика. Упражнения помогают укрепить мышцы речевого аппарата, снять излишнее напряжение мускулатуры при фонации, сделать артикуляционные движения более точными, сформировать необходимые кинестезии. Используются упражнения для мышц языка, губ, неба, мимических мышц. Голосовая гимнастика способствует развитию силы голоса, просодических компонентов.
  • Дыхательная гимнастика. Правильное речевое дыхание – залог свободной, плавной речи. В ходе занятий осуществляется постановка диафрагмального нижнереберного дыхания. Овладение техникой речевого дыхания позволяет без запинок и пауз произносить фразы различной длины.
  • Логопедическая ритмика. Логоритмические упражнения способствуют нормализации темпа и ритма речи, синхронизации дыхания и артикуляции, развитию общей моторики. Занятия проходят под музыкальное сопровождение. Для отработки ритма используется маршировка, хлопки, прыжки.
  • Занятия с помощью ИКТ. В комплексной работе по преодолению заикания широко применяются компьютерные технологии. Они основаны на эффекте биологической обратной связи, помогают улучшить качество и повысить эмоциональную окраску речи, устранить запинки.

Оздоровительные мероприятия

Организуются на базе поликлиники или дневного неврологического стационара. Цель – нормализация регуляторной функции ЦНС, повышение адаптационных механизмов. Пациентам с патологическими запинками в речи назначаются:

советы и упражнения – Развитие ребенка

Карта сайта, XML.