О нашей школе Обучение Полезные ссылки Контакты

Речь ребенка с синдромом дауна


Речевые нарушения при синдроме Дауна

«Солнечные дети» сильно отличаются от своих ровесников. Их состояние явно выделяется не только по некоторым внешним признакам, но и по уровню развития. Дети с синдромом Дауна имеют ярко выраженную задержку речевого развития и уровня интеллекта. Однако проявления этих признаков сильно варьируются во взаимосвязи с индивидуальными особенностями ребенка, врожденными предпосылками, а также от того, насколько рано и грамотно была начата коррекционная работа.

Вопреки многим обывательским мнениям, детишки с синдромом Дауна вовсе не являются необучаемыми и умственно отсталыми. Они имеют свои особенности, которые необходимо принимать во внимание при планировании коррекционной стратегии.

Особенности развития речи у детей с синдромом Дауна

Основной характерной чертой развития речи у таких детей является ее отставание от средних норм. Так, младенец с синдромом Дауна, начинает значительно позже гулить и смеяться, лепетная речь формируется лишь к 8 месяцам и до года. До двух лет у ребенка жесты и первые несколько простых слов, к 3 годам только начинают образовываться примитивные предложения из слов и жестов.

Словарный запас также отличается небольшим объемом, причем со временем пассивный словарь начинает расширяться, в то время как активный может оставаться незначительным.

Среди проблем формирования речи у детей-даунов выделяются следующие:

  • Алалия.
  • Общее недоразвитие речи.
  • Сложности с правильным звукопроизношением — дизартрия.
  • ЗПР.
  • Заикание.
  • Апраксия.
  • Грамматическая неправильность речи.

При этом экспрессивная речь является наиболее отстающей стороной при довольно развитой речи импрессивной. На этом и необходимо строить коррекционные занятия, опираясь в каждом случае на особенности диагноза и наличие прочих заболевания. К примеру, довольно часто у детей с синдромом Дауна страдает слух, что является еще одной осложняющей причиной для развития речи.

Причины проблем, возникающих при развитии речи:

  • Особенности строения артикуляционного аппарата.
  • Мышечная гипотония.
  • Проблемы со слухом.
  • Низкий объем слуховой памяти.
  • Несформированность высших функций психики, таких как память, внимание, воображение.
  • Педагогическая запущенность либо недостаточные возможности для раннего начала занятий.

Это те самые проблемы, с которыми и призваны «бороться» логопеды-дефектологи. Родители «солнечных» детей должны понимать, что чем раньше будут начаты коррекционные меры, тем больше шансов у их ребенка адаптироваться в окружающем мире.

Коррекционная работа по развитию речи у детей с синдромом Дауна

Такой ребенок имеет отставания и в физиологическом развитии, позже начинает держать голову, садиться и вставать. Однако в тот момент, когда появляется двигательная активность, формирование речи тоже начинает прогрессировать. Это самое подходящее время, чтобы начинать занятия. С самого начала лучше постараться стимулировать идущие процессы, нежели впоследствии пытаться переучивать ребенка, привыкшего изъясняться жестами. Впрочем, и в этом случае регулярные занятия способны оказать заметную помощь.

В первую очередь необходимо понимать, что ребенку с таким синдромом требуется значительно больше времени на освоение какого-либо навыка, нежели его здоровым сверстникам. Коррекционная работа разбивается на несколько частей, только после четкого закрепления которых, процесс может идти дальше.

Над чем работают дефектологи:

  • Вырабатывание концентрации внимания.
  • Работа над общим психомоторным развитием.
  • Время занятий по стимулированию тонкой моторики приходит немного позже, после освоения первоначальных навыков.
  • Улучшение координации движений.
  • Работа над улучшением слухового восприятия речи и ее воспроизведением.

Учитывая особенности диагноза, в занятия обязательно включают артикуляционную гимнастику для улучшения работы речевого аппарата, проводят логопедический массаж различными по длительности и частоте курсами.

Для стимулирования формирования речи хорошо подходят занятия, развивающие моторику и координацию движений, поэтому для таких детей проводятся уроки логоритмики, творчества. Занятия в небольших группах позволяют детям привыкать к социуму и стимулируют к общению. Однако целенаправленные уроки по развитию речи лучше проводить индивидуально, давая тем самым ребенку возможность заниматься в подходящем темпе и уделяя ему максимум внимания.

Занятия у логопеда-дефектолога могут проходить как дома, так и в логопедическом центре и учитывают все важные моменты и особенности в обучении «особых» детей:

  • Индивидуальный темп, длительная отработка и закрепление каждого навыка.
  • Включение в урок дидактических игр для активизации речевой деятельности.
  • Подбор игровых упражнений для улучшения памяти, внимания, моторики и слуховой памяти.
  • Работа над грамматической составляющей, развитие связной коммуникативной речи.

Мероприятия по развитию речи должны проводиться в комплексе с работой психологов и нейропсихологов. Специальные методики позволяют добиться хороших результатов в стимуляции моторики и двигательной координации, а значит опосредованно способствуют и логопедической работе. Когнитивные и социальные навыки расширяются, ребенок начинает испытывать тягу к общению и адаптации в обществе.

Работа с детьми, имеющими синдром Дауна, не отличается скорыми результатами. Большое участие в ней должны принимать и родители, создавая развивающую среду дома и выполняя задания, предложенные педагогами и психологами. При этом нужно помнить, что специалисты подчеркивают — чем раньше начать коррекционные занятия, тем более высокие результаты могут быть достигнуты.

Учебно-методический материал по логопедии на тему: Работа по развитию речи с детьми с синдромом Дауна

Результаты успешного обучения детей  с синдромом Дауна.

В моей логопедической практике с детьми синдромом Дауна я работаю впервые.

Мною накоплен небольшой опыт работы с данной категорией детей.

Особенно хочется отметить работу по развитию речи, т.к. именно речь является средством общения, а эти дети испытывают большие трудности в произношении звуков, слов, а затем и фраз. Они нуждаются в специальной коррекционной помощи.
На сегодняшний день известны случаи психолого-педагогической реабилитации отдельных детей с синдромом Дауна, когда в результате огромных усилий психологов и дефектологов они становились полноценными людьми, обучались в обычных школах и даже могли получить высшее образование. Это говорит о том, что работа с такими детьми — дело небезнадежное, но требующее специальных знаний и больших душевных, физических затрат.

При развитии речи существенное значение имеют тактильные ощущения как внутри ротовой полости, так и внутри рта. Они нередко испытывают трудности в распознании свои ощущений: плохо представляют себе, где находится язык и куда его следует поместить для того, чтобы произнести тот или иной звук.
Дети с синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения - одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и, следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени обработать сигналы более чем от одного раздражителя. У некоторых детей с синдромом Дауна овладение речью настолько замедленно, что возможность их обучения посредством общения с другими людьми крайне затруднена. Из-за трудностей выражения своих мыслей и желаний эти дети часто переживают и чувствуют себя несчастными. Умение говорить развивается, как правило, позже умения воспринимать речь. Детям с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а также семантики, то есть значений слов. Они долго не дифференцируют звуки окружающей речи, плохо усваивают новые слова и словосочетания.
В процессе занятий по развитию речи детей данной категории мною используются самые разнообразные методы и приемы:  наблюдения, дидактические игры, чтение и пересказ текстов, сказок, рассказывание стихов, просмотр видеозаписей и др. Это способствует формированию различных сторон речевой деятельности ребенка. Под воздействием коррекционного обучения речь особенных детей развивается и совершенствуется и, хотя не достигает уровня нормального развития, обеспечивает ребенку общение с окружающими их людьми.

Непосредственное участие родителей в этом сложном процессе ускоряет и облегчает реабилитацию ребенка. С этой целью мною  разработана система домашних занятий.

Все речевые упражнения составлены с учетом разных стартовых возможностей детей.

От занятия к занятию я училась лучше понимать детей и это, в свою очередь, сделало   общение с ними более полноценным и значимым. В  играх важен положительный эмоциональный настрой. Я училась радоваться вместе с девочками. Обязательно поощряю их  похвалой  за любой, даже самый маленький шаг к победе над своим недугом. Необходимо терпеливо относится  к неудачам на занятии, помнить о том, что не нужно торопиться в таком непростом и многотрудном деле.

По сравнению с первым годом обучения в этом учебном году наблюдается положительная динамика  развития девочек.  Настя стала комфортно чувствовать себя в школе, не боится звонков и окружающих детей. Без  ошибок соотносит картинку с названием. Может ответить на простой вопрос (односложно). Стала лучше понимать обращённую речь. У девочки хорошо развивается мелкая моторика. Научилась правильно держать карандаш, что способствует развитию навыков рисования и письма. Полина запомнила почти все буквы алфавита, учится соединять слоги. Овладела навыками счёта до 10.

Бесспорно, что работу по развитию и обогащению словарного запаса ребенка, нужно вести и в повседневной жизни.  В семье, воспитывающих детей занимаются с девочками,  как родители, так и старшие дети.

 Занятия в школе  организуют,  дисциплинируют детей, создают рабочую атмосферу, и им легче усвоить эталоны, образцы, нормы речи.
Считаю необходимым продолжить коррекционную работу с данной категорией детей, искать новые методы коррекции.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕЩИОННОЕ) ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА-ИНТЕРНАТVIIIВИДА 

СТАНИЦЫ ПОЛТАВСКОЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Выступление на педагогическом совете

Некоторые успехи в обучении детей с синдромом Дауна

Учитель-логопед Л.В. Нахашева.

29.12.2014г.

Электронная библиотека

Обзор зарубежных публикаций

Вероятно, все, кто знаком с людьми с синдромом Дауна, с огорчением отмечают трудности в общении с ними. Более всего осложняет контакт непонимание того, что говорит собеседник. Неразборчивость речи для человека с синдромом Дауна зачастую становится барьером на пути социализации и включения в жизнь широкого мира. Нет сомнений, что занятия, направленные на развитие речи в раннем и дошкольном возрасте, играют важную роль в преодолении этих трудностей. Однако, как показывает опыт и исследования, проводившиеся за рубежом, логопедические занятия показаны людям с синдромом Дауна и в школьном возрасте, и позже. Естественно задаться вопросом, существуют ли в области улучшения разборчивости речи подростков и взрослых с синдромом Дауна конкретные наработки, которые могли бы стать основой вмешательства специалистов, готовых заниматься этой проблемой. Мы попытались проанализировать ряд зарубежных публикаций, посвященных этому вопросу.

Что известно о состоянии логопедической поддержки подростков и взрослых с синдромом Дауна за рубежом?

Специалисты, работающие с детьми с синдромом Дауна, знают о серьезных задержках в их речевом развитии и о том, что их активная (экспрессивная) речь значительно отстает от способности понимать высказывания окружающих. Основные трудности, с которыми сталкивается большинство из них, связаны с нарушениями артикуляции и неразборчивостью речи. Именно неразборчивость была выявлена как главное беспокойство в ходе анализа результатов опроса 937 родителей детей с синдромом Дауна [7]. Эти трудности продолжают сопровождать людей с синдромом Дауна и в подростковом возрасте, и во взрослой жизни. Сьюзен Рвачью и Марла Фолден в преамбуле к своей статье пишут: «Имея адекватную поддержку, люди с синдромом Дауна могут добиться полного участия в жизни общества, однако опросы семей указывают на то, что, как правило, предоставление соответствующих услуг не адекватно потребностям в них» [10, P. 75—76]. Авторы замечают, что повзрослевшие дети часто считаются плохими кандидатами на получение услуг логопеда из-за их ограничений в когнитивной сфере, хотя исследования показывают, что при правильном воздействии среды на детей с синдромом Дауна, внятность их речи может улучшаться. В подростковом возрасте логопедические услуги нередко урезаются из-за представлений о критическом периоде для развития речи, однако исследователи, изучавшие этот вопрос, утверждают что развитие экспрессивной речи продолжается и позже, и они рекомендуют молодым людям не прекращать занятия.

Чем обусловлены речевые трудности при синдроме Дауна?

На особенности речи людей с синдромом Дауна влияют различные факторы. Известный специалист по развитию речи детей с синдромом Дауна Либби Кумин напоминает, что это и анатомические, и физиологические характеристики голосового тракта, в частности малые размеры средней и нижней частей лицевого отдела черепа при средних размерах языка, высокое, «готическое» нёбо, сниженный мышечный тонус губ и языка. Сочетание этих факторов может приводить к артикуляционным ошибкам и снижению разборчивости речи из-за трудностей в совершении точных движений активными органами речи [8]. Так, языку приходится двигаться в меньшей относительно его размеров полости рта, нередко он бывает высунут, и это при низком мышечном тонусе. Кроме того, у детей с синдромом Дауна выявлены высокая частота кондуктивной потери слуха и нарушения фонематического слуха, что затрудняет дифференцировку произношения схожих фонем.

Важно отметить также нарушения в системе контроля двигательного механизма речи и артикуляционных возможностей. Это проблемы с программированием, комбинированием, организацией и последовательностью движений, необходимых для реализации речи.

По мнению Либби Кумин, оценить серьезность проблемы разборчивости речи в целом – реальная задача, но эффективно корректировать ее, используя единый, универсальный подход, невозможно. Заключение специалиста «сниженная разборчивость речи» не дает нам информации, позволяющей определить, каким должно быть адекватное вмешательство, замечает она. К этому тезису мы вернемся позже.

Что говорят зарубежные исследования?

Обратимся к литературе по проблемам устной речи людей с синдромом Дауна, чтобы лучше понять, что известно на сегодняшний день по интересующей нас проблеме. В 2013 году в периодическом международном издании Journal of Speech, Language, and Hearing Research был опубликован обстоятельный обзор литературы по проблемам устной речи людей с синдромом Дауна [6]. Взяв за точку отсчета 1950-е годы, сотрудники Вейсмановского центра университета штата Висконсин (США) Кент и Ворперян выявили, что определенный рост количества научных публикаций на эту тему произошел начиная с 1970-х годов, а с 1990 года заметно увеличилось количество исследований именно в области разборчивости речи (рис. 1).

Рис. 1. Количество научных статей по вопросам продуцирования речи при синдроме Дауна

Авторы обзора резюмируют данные проанализированных работ по следующим аспектам устной речи: 1) голосообразование, 2) звукопроизношение, 3) плавность и просодика, а также 4) разборчивость. Приведем их общее заключение.

Голос. Несмотря на то что многие исследователи сообщают о нарушениях голоса при синдроме Дауна, остаются вопросы относительно природы и частоты расстройства голосообразования. Результаты акустических исследований и оценок восприятия, по мнению ученых, оказались смешанными, затрудняющими выведение каких-либо твердых заключений и даже идентификацию показателей, на которых можно было бы сфокусировать будущие исследования.

Звуки речи. Артикуляционные и фонологические исследования показывают, что паттерны речи при синдроме Дауна характеризуются комбинацией задержки развития и ошибок, которые не наблюдаются у людей с типичным развитием. В возрасте 3 лет нарушенные паттерны становятся очевидными, хотя аномалии, обусловленные синдромом Дауна, возможно, проявляются раньше, даже в младенческом лепете.

Плавность и просодика. Заикание и/или запинки в речи при синдроме Дауна отмечаются у 10—45 % людей, в отличие от 1 % в общей популяции. Исследования также указывают на значительные нарушения в просодике.

Разборчивость. Все публикации констатируют заметные ограничения в этой области, но дальше оценочных шкал научные работы пошли лишь недавно. Разборчивость можно считать совместным продуктом трех предыдущих категорий нарушений, и она является сердцевиной способности или неспособности к коммуникации.

Детская апраксия речи: обязательная ли это составляющая профиля речевого развития людей с синдромом Дауна?

Таким вопросом задаются некоторые исследователи, чьи работы также анализируются в обзоре Кента и Ворперян. Они упоминают работу Барбары Додд, которая в 1976 году постулировала, что артикуляционные нарушения при синдроме Дауна, по крайней мере отчасти, обусловлены трудностями программирования моторных механизмов речи. Это подразумевает, что они связаны не только с дизартрией (обычно определяемой как «нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата»), но, возможно, и с апраксией (определяемой как «нарушение целенаправленного действия при сохранности составляющих его элементарных движений»). Позже Л. Кумин было выдвинуто предположение, что у детей с синдромом Дауна может быть апраксия речи[1] (Child Apraxia of Speech, или CAS) [8]. Это предположение базировалось на сходных проявлениях речевого поведения при синдроме Дауна и CAS. Поставить диагноз «апраксия речи» может быть трудно, особенно когда это нарушение проявляется в сочетании с другими аномалиями речевого развития, характерными для синдрома Дауна. Авторы рассматриваемого обзора отмечают: есть только три отличительные особенности апраксии, которые имеют широко признанную диагностическую валидность: 1) совершение непоследовательных ошибок как в гласных, так и в согласных звуках при повторном произнесении слогов и слов, 2) растянутые и нарушенные коартикуляционные[2] переходы между звуками и слогами, 3) неадекватная просодика. Диагноз «апраксия» обычно ставится в случае отсутствия аномалий в работе речевой мускулатуры, в черепно-лицевом строении или неврологических нарушений. Однако считать речевую апраксию одним из симптомов синдрома Дауна вряд ли можно, так как значимыми факторами этой хромосомной аномалии являются сенсорные и моторные нарушения звукопроизношения, а не собственно алгоритмические функции и функция программирования. Само по себе, отмечают авторы, это говорит не о том, что апраксия маловероятна, но скорее о том, что при постановке точного диагноза необходимо принимать во внимание комбинацию артикуляционных ошибок, аномального мышечного тонуса и нарушения плавности речи, которые часто присущи людям с синдромом Дауна. Согласно исследованию Кента и Ворперян, в литературе отмечены свидетельства общего дефицита способности к выполнению целенаправленных действий при синдроме Дауна. Уязвимость способности к выполнению целенаправленных действий очевидна на протяжении всей жизни. Так, наблюдения показывают, что нарушения в этой сфере у людей старшего возраста с синдромом Дауна становятся все заметнее.

Интерес к теме разборчивости речи людей с синдромом Дауна и определению этой проблемы с учетом существующей классификации речевых нарушений не угасает. В 2016 году, через 3 года после публикации обзора Кента и Ворперян, в International Journal of Speech-Language Pathology была напечатана статья американских ученых Вейни Рупела, Шелли Веллеман и Мэри Андрианопулос, рассказывающая о проведенном ими описательном исследовании речедвигательных навыков детей с синдромом Дауна [9]. Авторы пишут, что исторически дети с синдромом Дауна, у которых были определенные нарушения двигательного механизма речи, диагностировались как имеющие дизартрию. Между тем, симптомы речевой апраксии специалисты могли пропускать, основываясь на допущении, что дети не могут иметь обоих нарушений сразу. Данное исследование опровергает это мнение. Ученые провели оценку моторного компонента речи группы детей с синдромом Дауна, сравнивая ее с результатами оценки речи типично развивающихся детей. Они также проанализировали артикуляционную и общую моторику соответствующей мышечной группы у всех участников исследования, использовав проверочные таблицы характеристик апраксии, дизартрии и других нарушений неясной этиологии. Результаты поддержали первоначальную гипотезу, что дети с синдромом Дауна, у которых проявляются симптомы обоих нарушений (дизартрии и апраксии), в действительности могут иметь наслаивающиеся друг на друга симптомы и работать необходимо над всеми. Возражая против распространенного взгляда на речевые проблемы детей этой категории, одна из участниц обсуждаемого исследования, Шелли Веллеман, в сообщении, которое она дала новостному изданию Neuroscience News, говорит: «Обычно дети автоматически укладываются в одну из этих коробок, тогда как реальность свидетельствует о том, что у многих наблюдается сочетание характерных для этих нарушений симптомов, так что нам придется принимать во внимание все симптомы и заниматься с ребенком соответственно. В противном случае дело не пойдет так, как надо» [3].

Результаты вышеупомянутого исследования особенно значимы потому, что логопеды используют разные методы при работе с детьми, которым поставлен диагноз «апраксия», и детьми с диагнозом «дизартрия». Терапия при дизартрии чаще всего компенсаторная, потому что при этом дефекте нарушена и не может быть восстановлена связь между ЦНС и речевым аппаратом. Логопеды нацелены на приемы, способные повысить четкость речи. И наоборот, дети с апраксией чаще всего получают больше пользы от терапии, в центре внимания которой — отработка моторного планирования, а не компенсация. «Если вы взяли ребенка с апраксией, а работаете так, как будто у него дизартрия, стараясь, чтобы у него получился хороший сильный звук “с”, — продолжает Веллеман, — это неплохо, но он не сумеет проделать это тогда, когда нужно. Самое важное – определить симптомы. Если, например, вы выявили три симптома дизартрии, три — апраксии и три — чего-то еще, типа фонологического расстройства, не беспокойтесь об официальном диагнозе: вперед и работайте над всеми симптомами» [3]. Более точно определиться с диагнозом поможет новый тест, который авторы статьи разработали специально для проведенного исследования и назвали Language-Neutral Assessment of Motor Speech for young children, сокращенно LAMS.

Какие подходы к улучшению разборчивости речи предлагают специалисты?

На сегодняшний день публикации, посвященные подходам к работе по улучшению разборчивости речи людей с синдромом Дауна и описанию конкретных методик, носят в основном только научно-исследовательский характер. «Предложений для практикующих логопедов, особенно эмпирически обоснованных и приносящих, как минимум, некоторую пользу людям с синдромом Дауна, сегодня чрезвычайно мало», — отмечает Мишель Ли Истер из университета Техаса в г. Остин [5]. Авторы различных исследований часто напоминают замечание Либби Кумин, которая пишет, что речевые нарушения при синдроме Дауна являются стойкими и относительно плохо поддаются вмешательству. Поэтому любые попытки применить и исследовать тот или иной новый метод, смягчающий влияние этих нарушений, вероятно, стоит отмечать. Истер приводит краткую характеристику тех немногочисленных перспективных подходов, эффективность которых в последние годы оценивалась учеными из разных стран, в том числе ею самой. Среди них она выделяет два:

  • вмешательство, направленное на развитие фонематического слуха;
  • метод повышения внятности и последовательности произношения одного и того же слова из активного словаря.

Приведем краткие сведения об этих подходах.

Метод развития фонематического слуха

Развитие фонематического слуха было составной частью проекта, в основе которого – комплексный подход к формированию навыков речи, чтения и понимания текстов [11]. Этот подход был предложен новозеландскими учеными А. К. ван Бистервельдт, Дж. Т. Гийон, С. Фостер-Коэн и в общих чертах представлен в нашем журнале [1]. Разработанное ими вмешательство направлено на достижение целого ряда целей. Комплексный подход в данном случае подразумевает занятия по улучшению произносительной стороны речи, усвоению букв и соотнесению их с соответствующими звуками, а также развитие умения выделять начальную фонему в слове. Напомним, что участниками описанного в статье эксперимента были дети дошкольного возраста (от 4 лет 4 месяцев до 5 лет 5 месяцев). Это заставляет нас в очередной раз обратить внимание на важность максимально эффективного вмешательства в период дошкольного детства, которое, по всей видимости, повлияет на более благоприятный исход занятий со школьниками и взрослыми. Авторы исследования упоминают тот факт, что, помимо общей задержки речевого развития, у детей с синдромом Дауна отмечаются фонетические нарушения, которые включают существенно больше атипичных паттернов речевых ошибок и большую нестабильность этих ошибок по сравнению с речью типично развивающихся ровесников. Бистервельдт и ее коллеги отмечают, что новым в представлениях специалистов стало то, что вмешательство, направленное на улучшение элементов фонематического слуха и умения соотносить звуки и буквы, может оказаться эффективным и в плане уменьшения речевых ошибок в отдельных словах.

В статье описан формат эксперимента. Весь курс был рассчитан на 18 недель и состоял из двух 6-недельных циклов, разделенных 6 неделями перерыва. Он предусматривал три типа занятий. Дети занимались с логопедом в центре ранней помощи два раза в неделю по 20 минут; один раз в неделю, помимо этого, в центре проводились занятия с использованием компьютерных программ, направленных на формирование как отдельных звуков, так и предложений. Дома 4 раза в неделю 10-минутными сессиями с детьми занимались родители во время совместного чтения книжек. Занятия со специалистами, а также уроки дома планировались в каждом случае индивидуально.

Авторы этого исследования, помимо отработки артикуляции, особое внимание уделяли развитию осознанного представления о звуковом составе слов. Занятия предполагали обучение умению выделять отдельные фонемы внутри слов, узнавать начальные фонемы и т. п. Активная роль в проведении эксперимента отводилась родителям.

Результаты эксперимента подтвердили гипотезу, что разработанная система занятий (с акцентом на звуковой анализ) действительно улучшает правильность произнесения слов. Главный вывод авторов заключается в том, что обучение, объединяющее несколько целей, сможет стать ценной альтернативой традиционным приемам, направленным на улучшение только одного аспекта речевого развития.

Повышение внятности и последовательности произношения одного и того же слова из активного словаря

Применение подхода к улучшению разборчивости слов активного словаря (Core Vocabulary approach, сокращенно CVA) описывалось и оценивалось в целом ряде работ последних лет [2, 4, 5, 10]. Имея дело с детьми и подростками с синдромом Дауна, специалисты останавливали свой выбор на этом методе, исходя из его эффективного содействия большей последовательности продуцирования речи при несформированности произношения одних и тех же слов, что характерно для людей с синдромом Дауна. Кроме того, авторы этих исследований принимают во внимание мнение, что в основе недостатков продуцирования речи людей с синдромом Дауна лежит нарушение планирования движений речевых органов, главным образом трудности в выстраивании последовательности звуков, которые образуют нужное слово, что и приводит к непредсказуемым различиям в произнесении одного и того же слова. Вмешательство, объектом которого является активный словарь, направлено на стабилизацию фонологической системы, что в итоге способствует устойчивому продуцированию речи в пределах слова. Этот метод не предполагает работу над характеристиками конкретных звуков. В центре внимания здесь продуцирование целых слов или коротких фраз, которые выявляются в каждом отдельном случае как функциональные и часто употребляемые. Общая цель применения этого подхода — достичь повышения разборчивости речи путем улучшения постоянства продуцирования слов.

Авторы исследований эффективности этого подхода в своих экспериментах опираются на схему, предложенную Барбарой Додд и ее коллегами [2, 4]. На ее основе Мишель Ли Истер, упоминавшаяся выше, разработала свою схему эксперимента [5]. Она предполагает проведение 30-минутных занятий два раза в неделю в течение 8 недель. Список для отработки 70 наиболее часто употребляемых и функциональных для клиента слов составляется педагогом совместно с клиентом и его родителями или замещающими их людьми. Первую цель вмешательства авторы определяют как «достижение положительного результата воздействия по каждому выбранному слову на основе фонологической системы и фонетического инвентаря учащегося». Поэтому во время первой сессии каждой недели из списка случайным образом выбираются 10 слов, они становятся объектами воздействия и ребенок упорно отрабатывает звук за звуком для получения максимально точного и последовательного произношения каждого слова. Обучение проводилось с использованием подсказок, таких как разбивание слов на слоги, зрительно представленные на карточках, жесты, указывающие на артикуляцию. Практиковалось также использование картинок и книжек с картинками.

Рисунок 2. Примеры слов, разбитых на слоги

Рисунок 3. Примеры жестов, указывающих на артикуляцию (вверху – звук «п», внизу – «т»)

Затем в течение оставшегося времени каждого первого занятия недели педагог вводит слова — объекты воздействия в различные виды деятельности, в ходе которых продолжается их отработка. Дома родители побуждают ребенка использовать активный словарь и участвуют в процессе отработки слов. Второе занятие недели посвящается проверке произношения 10 слов, взятых в работу на предыдущем уроке. После этого оценивается способность произнести каждое бывшее в работе слово три раза подряд. Слова, произнесенные одинаково трижды (независимо от точности произношения), считаются отработанными. Они удаляются из списка. А слова, которые произносятся три раза неодинаково, считаются неотработанными и остаются в списке. Еще одна цель курса обучения – добиться, чтобы учащийся постоянно использовал наилучшее установившееся у него произношение. Общая цель, как уже указывалось, — повышение разборчивости речи посредством улучшения регулярности продуцирования слов.

М. Л. Истер в ходе своего исследования сумела выявить потенциальные возможности для адаптации этого метода в работе с детьми и взрослыми с синдромом Дауна и оценить его результативность в случаях односложных и многосложных слов. Она также отметила сложности в проведении занятий, связанные с проблемами внимания и памяти.

Широко направленное вмешательство посредством придания высказыванию ребенка исправленной формы как метод улучшения понятности речи

Анализируя публикации последних лет, вероятно, имеет смысл обратить внимание на еще один вид терапии, который американские ученые Пол Йодер и его коллеги из университета Вандербильта предлагают для работы с детьми школьного возраста с синдромом Дауна [13]. Своему подходу они дали длинное (особенно в русском переводе) название «Широко направленное вмешательство посредством придания высказыванию ребенка исправленной формы» (Broad Target Speech Recast, сокращенно BTSR).

Авторы с самого начала настаивают на замене термина «разборчивость речи» термином «понятность». Они обосновывают это следующим обстоятельством. Если соответствующая характеристика речи оценивается в контексте лаборатории, где слушатель должен понять слова, которыми испытуемый называет картинки, отвечает на простые вопросы и т. п., то результат будет лучше, чем в разговорной ситуации, когда смысл высказывания слушателю заранее не известен. Они также утверждают, что для учащихся с синдромом Дауна понятность речи – экологически валидный[3] и функциональный результат логопедического воздействия.

Для придания высказыванию новой, исправленной формы ребенка сначала побуждают говорить, вовлекая в знакомые игры и задавая вопросы о его действиях. Затем, когда он, разговорившись, произносит какое-то слово, которое можно понять, но оно звучит нечетко, педагог представляет ему его же высказывание, но в исправленном виде. Высказывание взрослого дается сразу же после высказывания ребенка, и это точная или сокращенная имитация слова (или слов), которые пытался произнести ребенок, но уже в произношении взрослого. Таким образом, исправленная форма речевого высказывания дает модель точного произношения, высоты тона, ударения и интонации. Авторы называют ее «звуковым шаблоном». Например, если ребенок говорит: «Я чу со», то исправленной формой будет «Я хочу сок». «Широкая направленность» состоит в том, что педагог использует предъявление исправленных форм высказываний по отношению к любому слову, которое пытается произнести ребенок, но произносит неправильно, хотя в состоянии продуцировать звук, соответствующий уровню его развития.

Важно заметить, что одной из гипотез, которая в целом подтвердилась, было предположение, что данный метод будет в наибольшей степени полезен тем школьникам с синдромом Дауна, которые могут сохранить в памяти исправленное высказывание взрослого и их собственное высказывание («платформу», как его называют авторы) достаточно долго для того, чтобы сравнить их. Такие учащиеся должны также обладать хорошей способностью управлять движениями речевых органов, чтобы воспроизвести или, как минимум, приблизить свое высказывание к модели взрослого в последующих разговорах. Таким образом, ученые считают, что для получения реальной пользы от прохождения этого курса терапии кратковременная вербальная память и управление движениями речевых органов ребенка должны быть выше какого-то не выявленного ими пока порога. Авторы полагают, что отражать эти свойства может определенная степень способности к имитации слов. Именно эта способность оценивалась на этапе отбора участников эксперимента и была предметом внимания на дотерапевтической стадии исследования.

В эксперименте участвовал 51 школьник; продолжительность курса составляла 6 месяцев; занятия проводились 2 раза в неделю по 1 часу. Отличительной особенностью метода была также интенсивность воздействия: не менее 4 высказываний взрослого в минуту. Были сформированы две группы: в одной применялся описываемый метод, а в другой – стандартные, хорошо известные ключевые компоненты логопедической работы, направленной на повышение точности продукции речи (такие как подсказки, обучение артикуляционным позициям и комплексам, метод повтора звуков, слогов, слов и т. д.).

В заключение авторы этого исследования отмечают положительное воздействие предложенной ими терапии на понятность речи детей школьного возраста. Авторы считают, что исследование внесло важный научно-практический и методический вклад в копилку методов развития речи, особенно в отношении учащихся, которые на момент начала занятий уже обладают довольно хорошими навыками имитации слов.

Применение электропалатографии для улучшения артикуляционных паттернов и разборчивости речи у детей с синдромом Дауна

Последний в данном обзоре подход к улучшению разборчивости речи людей с синдромом Дауна опирается на достижения в области компьютерной техники. Это электропалатография (ЭПГ) – метод регистрации артикуляционных показателей, обеспечивающий биологическую обратную связь и визуализацию динамических процессов в полости рта — контактов языка с нёбом и зубами [12]. Метод предполагает использование искусственного нёба с большим количеством электронных датчиков, которое закрепляется на нёбе говорящего (рис. 4—6). Для каждого клиента такой «протез» изготавливают индивидуально средствами, близкими к тем, которые используются при зубном протезировании. 

Рисунок 4. Искусственное нёбо

 

Рисунок 5. Стандартный артикуляционный паттерн для произнесения согласных звуков «к» и «г»

 

Рисунок 6. Учащийся во время занятия. Правильная артикуляция отрабатываемого звука отображена в правой части экрана. Слева демонстрируется успешная попытка мальчика подобрать свою артикуляцию к заданной.

Интерес к этому методу и применению его в практической деятельности логопедов проявился еще в 1960—1970-е годы. Однако компании, пытавшиеся поставить на поток такой инструмент, сделав его производство эффективным, до сих пор терпели неудачу из-за высокой стоимости продукта.

Представим вкратце отчет ученых из эдинбургского Университета королевы Маргарет об исследовании, посвященном различным аспектам применения метода ЭПГ для диагностики и улучшения речи людей с синдромом Дауна. Их аргументы в пользу этого метода таковы: во-первых, во время логопедического занятия внимание ребенка сосредоточено на связи между движениями его органов речи и их визуальным отображением на экране; во-вторых, когда ребенок учится продуцировать правильные артикуляционные паттерны, данный метод позволяет избежать сложных объяснений задания. Кроме того, детям с синдромом Дауна особенно хорошо подходит наличие визуальной обратной связи, так как они лучше реагируют на зрительные стимулы, чем на устные инструкции, и способность обрабатывать зрительную информацию считается их сильной стороной. Есть также свидетельства того, что детям с синдромом Дауна, как и любым детям, очень нравится взаимодействовать с изображениями, которые генерирует компьютер.

Следует добавить также, что специалисты университета разработали портативный прибор ЭПГ, который, по их мнению, может использоваться и дома, и на занятиях со специально обученным школьным персоналом, например ассистентом учителя. В таком случае может быть обеспечена возможность многократных повторений, что позволит смягчить присущие этим детям трудности сохранения в памяти новой информации.

Данное исследование должно было, во-первых, проверить возможности консультативной модели, которая как раз и предусматривает обучение ассистентов учителя и использование портативного прибора для занятий с детьми с синдромом Дауна в школе, а во-вторых, оценить собственно роль ЭПГ в улучшении разборчивости речи учащихся начальных классов в возрасте 6—10 лет. Автор представляемого отчета Сара Вуд отмечает положительные изменения в паттернах артикуляции, увеличение количества согласных, которые стали восприниматься правильно, и улучшение разборчивости речи участников исследования. Она также считает, что у метода использования ЭПГ для детей с синдромом Дауна есть преимущества перед обычными логопедическими приемами, в частности в плане поддержания результата после окончания курса терапии.

В заключение отметим, что изучение зарубежных публикаций на тему улучшения разборчивости речи людей с синдромом Дауна выявило, как минимум, два факта. Во-первых, то, что специалисты озабочены проблемой плохой разборчивости речи подростков и взрослых с синдромом Дауна, которая является для них главным препятствием на пути социализации. Об этой озабоченности свидетельствует рост числа соответствующих научных исследований. Второй факт заключается в том, что методик, эмпирически доказавших свою эффективность, пока нет, несмотря на осознание необходимости продолжать логопедическую работу с людьми с синдромом Дауна в период их учебы в школе и позже.

Эта ситуация, помимо прочего, свидетельствует о существовании широкого поля для исследований заинтересованных ученых и специалистов.

Литература

  1. Бистервельдт А. К. ван, Гийон Дж. Т., Фостер-Коэн С. Комплексный подход к развитию навыков, предшествующих чтению у детей синдромом Дауна // Синдром Дауна. XXI век. 2010. № 2 (5). С. 70—71. URL: https://downsideup.org/ru/catalog/article/kompleksnyy-podhod-k-razvitiyu-navykov-predshestvuyushchih-chteniyu-u-detey-s
  2. A core vocabulary approach for management of inconsistent speech disorder / B. Dood et al. // Advances in Speech-Language Pathology. 2006. Vol. 8, Iss. 3. P. 220 – 230.
  3. A More Effective Speech Therapy Approach for Children with Down Syndrome // Neuroscience News. 2016. Vol. 6. URL: https://neurosciencenews.com/speech-therapy-down-syndrome-3597/
  4. Dodd B. A comparison of the phonological systems of mental age matched, normal, severely subnormal and Down's syndrome children // British Journal of Disorders of Communication. 1976. Vol. 11, Iss. 1. P. 27—42.
  5. Easter M. L. Improving the Speech Intelligibility of Adults with Down Syndrome (DS) using the Core Vocabulary Approach. 2016. URL: https://repositories.lib.utexas.edu/handle/2152/39416
  6. Kent R. D., Vorperian H. K. Speech Impairment in Down Syndrome: A Review // Journal of Speech Language and Hearing Research. 2013. Vol. 56, Iss. 1. P. 178–210.
  7. Kumin L. Intelligibility of Speech in Children with Down syndrome in Natural Settings: Parents Perspective // Perceptual and Motor Skills. 1994. Vol. 78, Iss. 1. P. 307—313/
  8. Kumin L. Speech intelligibility and childhood verbal apraxia in children with Down syndrome // Down Syndrome Research and Practice. 2006. Vol. 10, Iss. 1. P. 10–22.
  9. Rupela V., Velleman Sh. L., Andrianopoulos M. V. Motor speech skills in children with Down syndrome: A descriptive study // International Journal of Speech-Language Pathology. 2016. Vol. 18, Iss. 5, Р. 483—492.
  10. Rvachew S., Folden M. Speech therapy in adolescents with Down syndrome: In pursuit of communication as a fundamental human right // International Journal of Speech-Language Pathology. 2018. Vol. 20, Iss. 1. P. 75—83. URL: https://doi.org/10.1080/17549507.2018.1392605
  11. Bysterveldt A. K. van, Gillon G., Foster-Cohen S. Integrated speech and phonological awareness intervention for pre-school children with Down syndrome // International Journal of Language and Communication Disorders. 2010. Vol. 45, Iss. 3. P. 320—335.
  12. Wood S. E. Improving the Speech and Communication Abilities of Children with Down’s Syndrome: A New Model of Service Delivery using Electropalatography // CASL Research Centre Working Paper. 2016. April. WP-22.
  13. Yoder P. J., Camarata S., Woynaroski T. Treating Speech Comprehensibility in Students With Down Syndrome // Journal of Speech Language and Hearing Research. 2016. Vol. 59, Iss. 3. P. 446–459.

[1] Апраксия речи — это специфическое моторное нарушение произносительной стороны речи (звукопроизношения, просодики), обусловленное трудностями согласования фонем (на уровне слога, слова), без видимых парезов и параличей, выражающееся в различных ошибках произносительного характера и связанное с нарушениями фонематического восприятия (http://megapredmet.ru/1-19172.html).

[2] Коартикуля́ция (от лат. со(n) «с, вместе» + articulatio «членораздельно, ясно произношу») — наложение артикуляции , характерной для последующего звука , на предшествующий звук.  

Развитие коммуникации, языка и речи у детей с синдромом Дауна – nakedheart.online

Использование средств АДК (альтернативной и дополнительной коммуникации)

Наши коллеги из Университета Нью-Мексико и Университета Флориды (США) последние пять лет проводят интересное исследование. Они изучают то, как маленькие дети с синдромом Дауна, многие из которых практически не пользуются речью, учатся строить предложения из нескольких слов при помощи специальных коммуникативных программ на планшете. Обучение происходит в игровой форме. Ученые создали специальный набор игрушек (игрушечные животные разных размеров и цветов), при помощи которых они моделируют разные ситуации и помогают детям осваивать более сложные языковые конструкции, например: собака ест / спит / бежит или корова большая / маленькая / чистая / грязная; корова бежит за обезьяной / обезьяна бежит за коровой и т.д. Такие занятия очень нравятся детям, и они постепенно, но довольно успешно учатся строить все более длинные и сложные предложения, используя игровые дисплеи на планшете.

В данном случае планшет используется как средство дополнительной коммуникации. Дети не только учатся использовать разные части речи (существительные, прилагательные, глаголы, предлоги), но и осваивают построение грамматически правильных предложений, а также разные коммуникативные функции (просьба, отказ, комментарий, ответы на вопросы и т.д.).

Хочется еще раз напомнить о том, что исследования показывают: использование АДК (альтернативной и дополнительной коммуникации) не является препятствием для развития речи, использование средств АДК способствует развитию речи, коммуникации, языка и социально приемлемого поведения.

Типично развивающиеся дети начинают использовать разные части речи довольно рано, включая не только существительные, но и глаголы («спит», «ест», «упал» и т.д.), прилагательные («большой», «маленький», «синий», «красный» и т.д.), наречия («вверх», «вниз», «громко», «тихо» и т.д.). Многие специалисты и родители совершают ошибку, начиная разучивать с детьми с синдромом Дауна большое количество существительных и не обращая внимания на другие части речи. Для построения даже самых простых предложений необходимы разные части речи («кошка собака миска» – это не предложение, а просто набор слов). В типичном развитии ребенок начинает стоить первые предложения, когда его словарный запас достигает около 25 слов.

Речевое развитие и коммуникация при синдроме Дауна

Автор Предложить Статью На чтение 3 мин. Опубликовано Обновлено

Речевое развитие и коммуникация при синдроме Дауна

Развитие речи у детей с синдромом Дауна (СД) достаточно хорошо изучено. Наряду с когнитивным развитием речь является областью наиболее выраженного отставания в раннем возрасте. Отмечается, что речь у детей с синдромом Дауна развивается более медленно, чем познавательное и двигательное развитие; эта закономерность, начав проявляться в младенческом возрасте, сохраняется по мере взросления ребенка [Fowler, 1993]. Выделяя существенную разницу между уровнем развития речи и хронологическим возрастом, исследования последних 20 лет продемонстрировали, что последовательность и структура раннего развития речи детей с синдромом Дауна аналогична нормальному речевому развитию здоровых детей [Fowler, 1993; Beeghly, Weiss-Perry, Cicchetti, 1993].

На всех этапах формирования как экспрессивной, так и импрессивной речи Дети с синдромом Дауна имеют выраженные особенности [Dmitriev, 2001]. Исследователи выделяют ряд причин, определяющих нарушенное развитие речи у детей и взрослых людей с синдромом Дауна. П. Ганн (1991) отмечает, что при синдроме Дауна в системе, продуцирующей речь, наблюдаются множественные аномалии. Частые респираторные заболевания и легочная гипертензия влияют на исходный объем выдыхаемого воздуха и частоту вибрации голосовых связок. Отмечаются особенности артикуляторного аппарата: маленький рот, неправильная форма зубов, микродонтия (Барден, 1991), увеличенный гипотоничный язык, нарушение чувствительности языка. Наряду с общей мышечной гипотонией, перечисленные выше факторы определяют не только низкий темп развития речи, но и качественные отличия экспрессивной речи детей и взрослых с синдромом Дауна (неразборчивое произношение, отсутствие плавности речи, хриплый «простуженный» голос [Ганн, 1991; Fowler, 1993].

Выделяются следующие факторы, влияющие на развитие импрессивной речи: распространенные у детей с СД нарушения слуха; нарушения фонематического анализа; снижение объема слуховой памяти. Как на импрессивную, так и на формирование экспрессивой речи влияет и несформированность таких психических функций, как память, внимание, мышление, воображение [Жиянова, 2002; Ганн, 1991; Fowler, 1993; Кумин, 2004]; особенно страдает вербальная память [Медведева, Панфилова, Поле, 2004]. Исследования последних лет, посвященные изучению отдельных речевых навыков у детей с синдромом Дауна свидетельствуют, что семантический и прагматический аспекты речи, как правило, развиваются лучше, чем фонетический и морфосинтаксический [Kumin, 2002]. По сравнению с пониманием речи, говорение вызывает у детей большие трудности и является более задержанным. По данным Оксфордского Центра помощи детям с синдромом Дауна, типичным будет следующее соотношением уровня развития экспрессивной речи, импрессивной речи и хронологического возраста ребенка: хронологический возраст — 8 лет, уровень развития импрессивной речи — 6 лет, уровень развития экспрессивной речи — 3 года 6 месяцев.

Помимо биологических и соматических факторов, влияющих на развитие речи у детей с СД, а также связанных с развитием речи особенностей восприятия и памяти, исследователи отмечают значимость эмоциональных факторов и факторов социального окружения [Ганн, 1991]. Например, роль естественной среды для овладения речью, заинтересованность ребенка в общении с ближайшим окружением противопоставляется обучению в искусственно созданной ситуации с подкреплением успешного овладения словом или фразой; в целом, согласно современным представлениям, развитие речи и коммуникации у детей с синдромом Дауна рассматривается в контексте взаимодействия с матерью

Статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему: Особенности логопедической помощи детям с синдромом Дауна

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

ДЕТЯМ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Дячук Людмила Сергеевна,

             логопед бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Апрель»,

г.п. Барсово, Сургутский район

Одна из самых тяжелых проблем детей с синдромом Дауна – задержка речевого развития. И совершенно очевидно, что ни одно практическое руководство зарубежных специалистов помочь в данном случае не может, ибо обучение языку невозможно без учета его конкретной специфики. 
           

Овладение элементарными навыками разговорной речи у данных детей запаздывает. Довольно часто люди с синдромом Дауна не говорят вовсе или овладение речью настолько замедленно, что возможность их обучения посредством общения с другими людьми крайне затруднена, что мешает им как-то повлиять на события, происходящие в окружающем мире, больше узнать о нем.

Умение говорить развивается, как правило, позже умения воспринимать речь. Ребенку с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а также семантики. Он долго не дифференцирует звуки окружающей речи, плохо усваивает новые слова и словосочетания. Фразовая речь может появиться как к 6-7 годам, так и 10-12 годам. 

Мы в своей практике сталкиваемся чаще всего с детьми с болезнью Дауна в возрасте 4- 5 лет. В возрасте 1-3 лет редко кого из родителей таких детей волнуют проблема отсутствия речи. На консультацию приходят единицы таких родителей.

Вся логопедическая работа с детьми с болезнью Дауна делится на следующие этапы.

Первый этап_- обследование состояния речи. На первых занятиях мы выясняем уровень сформированности речевой функции. Особое внимание уделяем пониманию обращенной речи. Для обследования мы используем общепринятые в логопедии методы и приёмы. Но при этом мы учитываем сохранность интеллекта каждого конкретного ребенка. И, исходя из личностных характеристик, мы варьируем приёмы обследования.

Второй этап – установление контакта с данным ребенком. Это очень важный этап, необходимо заинтересовать малыша, привлечь его внимание, как к личности логопеда, так и к самим занятиям, определить, что интересует ребенка, какие задания он выполняет с большим желанием, что бы в дальнейшем использовать это в своей работе.

Третий этап – это собственно логопедические занятия. Не стоит забывать, что новые знания, ребенок с синдромом Дауна, усваивает крайне медленно, в результате многократных повторений. И только правильно составленная программа даст малышу возможности быстро добиться успехов. Переоценка возможностей ребенка приводит к составлению слишком трудной программы, а недооценка - к составлению слишком легкой программы, которой, вследствие простоты заданий, не будет хватать занимательности. 

Свои занятия на этом этапе мы начинаем с гимнастики: мимической, артикуляционной и дыхательной. Обязательно в комплекс включаются вокально- голосовые упражнения и упражнения на мелкую моторику. В ходе выполнения артикуляционных упражнений мы вызываем, по мере подготовки артикуляционного аппарата, те или иные звуки, а также работаем над пониманием обращенной речи. Весь комплекс артикуляционно-мимической гимнастики с элементами дыхательной гимнастики и вокально-голосовых упражнений мы представляем детям в картинном материале (точнее не цветные картинки, а рисунки- раскраски в черно- белом варианте, на такие рисунки дети реагируют очень хорошо). По мере усвоения того или иного упражнения, мы усложняем его, либо включаем в наш комплекс новые.   Всего по времени такое занятие длится примерно 20-25 минут, что соответствует нормам САНПиНа. Таким образом, на данном этапе, а он длителен по времени, мы готовим артикуляционную моторику к постановке звуков, а точнее к правильному произнесению звуков, по мере возможности вызываем отдельные звуки: от звуков раннего онтогенеза [Н], [П], [Т], до более сложных звуков типа [Ш],[Ж],[Ч]; уточняем и обогащаем пассивный словарь; формируем мелодико-интонационную сторону речи; развиваем мелкую моторику рук.

На четвертом этапе мы начинаем работу по формированию активного словаря. Исходя из нашего опыта, у детей с синдромом Дауна чаще появляются слова целиком, фонетически оформленные верно. На данном этапе особое место занимает работа с книгой или рисунком.   Многократное, от книги к книге, повторение одних и тех же слов позволит ребенку уже на первых порах освоить достаточно обширное их количество и, отрабатывая правильное произношение, закреплять его. 

Иногда лучше начать   с карточек (рисунков).  Логопед называет изображенный предмет. В ходе занятия постоянно дополняем рисунок деталями - у дома появляются окна, затем дверь, труба. 
Необходимо вводить в разговор неоконченные предложения. Можно также использовать тексты типа «Дополни предложение», где вместо слова в конце предложения нарисована картинка. Например: «Мы увидели … (картинка лиса). Красивый хвост у … (картинка лиса). Рыжая шубка у … (картинка лиса). И т.д». Изолированно слово лиса ребенок произносил. Недоговаривая последнее слово фразы, мы даем ребенку понять, что чего-то от него ждем. Эти приемы хорошо срабатывают в тех случаях, когда ребенок пытается вспомнить слово или фразу и смотрит на нас, ища помощи. Если ребенок не отвечает на ваш вопрос, то можно попытаться ему помочь. Если он прореагирует на такую подсказку, нужно задать первый вопрос и дать ему шанс употребить нужное слово или фразу без помощи взрослого.

Дальнейшая работа над развитием речи включает употребление глаголов, наречий, прилагательных, предлогов и т.д. Как можно раньше следует приступить к усвоению лексики. Работа с книгой, а в дальнейшем можно использовать компьютер или планшет, поможет нам организовать работу над развитием речи, позволит, опираясь на зрительное восприятие, затрагивать огромное количество разнообразных тем и сюжетов, включая в себя расширение словаря - и, соответственно этому, постоянную коррекцию произношения каждого нового слова.

Ребенок с синдромом Дауна не отвечает на вопрос не потому, что в голове у него пустота. Наоборот, он перегружен беспорядочной информацией, неорганизованной и бессистемной, его мозг не в состоянии самостоятельно ее обработать. Ребенка с синдромом Дауна мы обучаем говорить приблизительно так, как учат иностранному языку взрослого человека. Начиная с малого, переходя все более сложному, и переход должен быть очень последовательным и постепенным.

Но главное, в ходе логопедических занятий ребенка необходимо научить языку общения. Общение - это не только произнесение слов. Понятие «общение» предполагает также умение слушать, понимать, соблюдать очередность в разговоре, подражать и умение завязывать беседу, при встрече приветствовать, при расставании прощаться с логопедом. Речь может быть использована для удовлетворения многих потребностей.

Для того чтобы научиться общаться с людьми так, как принято в обществе, ребенок с синдромом Дауна должен посещать детский сад, школу. Право детей с синдромом Дауна на максимальную социальную адаптацию есть, и посещение детских садов и школ в России закреплено законодательно. 
         

Ребенка с синдромом Дауна можно научить многому, что умеет делать обычный ребенок, но для этого нужно гораздо больше времени и усилий со стороны взрослых, и тогда он может достичь самых неожиданных результатов.

 

Затруднения речи при синдроме Дауна

Джеки Г.

Источник изображения: learntofeed.com

Синдром Дауна (СД) - неизлечимое генетическое заболевание, оказывающее серьезное влияние на физическое, умственное и социальное развитие человека. Дети с СД имеют анатомические и физиологические различия в области рта и горла, которые влияют на питание, глотание и оральную моторику. У них также часто бывает гипотония или плохой мышечный тонус в области рта. Симптомы синдрома Дауна, такие как проблемы с речью и речью, варьируются от легких до тяжелых от пациента к пациенту.

Слуховая тональная обработка

Одна из многих проблем, с которыми сталкиваются дети с СД, - обработка слухового тона. Многие из этих детей не могут правильно обрабатывать звуки, что может привести к трудностям с обработкой речи. У детей с СД часто бывает узкая евстахиева труба, которая препятствует дренированию среднего уха. Накопление жидкости и давления в среднем ухе обычно способствует возникновению проблем со слуховой обработкой тона.

Источник изображения: интеллектуальная инвалидность.инфо

Помимо терапии, направленной на улучшение обработки звука, детям с СД может быть полезна операция по установке ушных трубок. Родители могут работать с аудиологом и специалистом по ушам, носу и горлу, чтобы определить потребности ребенка, которые также могут включать слуховой аппарат.

Развитие языков

Дети с синдромом Дауна обычно имеют задержку в овладении речью и вокализацией. Они не могут начать говорить, пока им не исполнится 24–36 месяцев, в отличие от 10–18 месяцев для ребенка без DS.Дети с СД также обычно испытывают трудности с правилами грамматики. Они могут сказать «я пойду в магазин» вместо того, чтобы говорить целым предложением. Когда ваш ребенок действительно говорит, вы, вероятно, заметите, что разборчивость речи нарушена. То есть звуки сложно понять. Плохая устная моторика влияет на скорость речи, правильную интонацию и правильное ударение слов.

Источник изображения: triblocal.com

Методы логопедии

Патолог речевого языка (SLP) должен оценить вашего ребенка и разработать план лечения для удовлетворения его потребностей в общении.Вашему ребенку, вероятно, будет полезно использовать устройства для дополнительной и альтернативной коммуникации (AAC). К ним относятся любые невербальные методы общения, такие как язык жестов и система обмена изображениями (PECS), которая позволяет ребенку использовать карточки с картинками, чтобы сообщить о своих потребностях и желаниях. SLP вашего ребенка также может рекомендовать использование визуальной акустики, которая представляет собой систему определенных движущихся форм рук, которые представляют звуки.

Другие методы, которые могут быть полезны, включают в себя поощрение вашего ребенка произносить слоги, чтобы улучшить беглость и последовательность.Тактильные подсказки также могут помочь пациентам с синдромом Дауна в артикуляции. Speech Buddies оценивается на предмет их способности улучшать речь у детей с СД.

Родители и другие люди, которые часто общаются с детьми с DS, могут пройти обучение с SLP, чтобы лучше понять типичные речевые модели ребенка. Это помогает облегчить общение в доме. Родители также могут заниматься логопедом дома под руководством SLP. Одна мать ребенка с СД отметила, что чрезмерное чтение ее ребенка резко улучшило ее грамматические навыки и обработку речи.

Логопедические методы .

Более эффективный логопедический подход для детей с синдромом Дауна - ScienceDaily

Новое исследование показывает, что детям с синдромом Дауна с дефицитом моторной речи не был поставлен адекватный диагноз, что могло оказать серьезное влияние на вмешательства, используемые логопедами при лечении пациенты.

У детей с синдромом Дауна с характеристиками двигательного расстройства речи исторически диагностировалась дизартрия в детстве. Между тем, симптомы апраксии речи в детском возрасте могли быть упущены, если предположить, что у них не может быть обоих расстройств.Исследование, опубликованное в International Journal of Speech-Language Patology, свидетельствует о том, что у детей могут быть оба нарушения моторной речи.

Шелли Веллеман, заведующая кафедрой коммуникационных наук и расстройств Университета Вермонта, и ее коллеги провели оценку моторики речи семи детей с синдромом Дауна по сравнению с типично развивающимися детьми. Они также проанализировали моторную речь и неречевые устные моторные навыки всех участников, используя контрольный список для исследователя с характеристиками апраксии, дизартрии, а также других неуказанных нарушений моторной речи.

Результаты подтверждают гипотезу Веллемана о том, что дети с синдромом Дауна, у которых проявляются симптомы обоих расстройств, на самом деле могут иметь частично совпадающие симптомы, и все они должны лечиться. «Детей автоматически помещали в одну из этих коробок, - говорит Веллеман, - когда на самом деле у многих детей есть комбинация, поэтому вы должны смотреть на все симптомы и относиться к ребенку соответствующим образом, иначе это будет не очень хорошо. полезно ".

Ключевые результаты для определения правильного лечения

Это открытие особенно важно из-за того, что дефектологи по-разному работают с детьми с апраксией и с детьми с дизартрией.Терапия дизартрии, нейромоторного расстройства, в значительной степени является компенсирующей, поскольку двигательные пути повреждены и не могут быть восстановлены. Следовательно, врачи обучают методам, повышающим разборчивость или ясность речи. И наоборот, большинству людей с апраксией больше помогает терапия, направленная на тренировку двигательного планирования, а не на компенсацию.

«При дизартрии детский мозг знает, что делать, но не может этого сделать, потому что мышцы, которые они используют, чтобы говорить, имеют низкий тонус или слабость», - говорит Веллеман.«С апраксией мышцы могут это делать, но все дело в том, что мозг не может общаться с мышцами. Итак, если вы взяли ребенка с апраксией и работали над дизартрией, чтобы попытаться получить хороший сильный звук« S », что ж, это хорошо, но они не смогут сделать это, когда им понадобится ".

Веллеман советует терапевтам лечить симптомы, которые они видят, независимо от диагноза. «Самое главное - выяснить симптомы», - говорит она. «Если у них есть три симптома дизартрии, три - апраксии и три - чего-то еще, например, фонологического расстройства, не беспокойтесь об официальном диагнозе; лечите все симптомы.«

Новый тест может помочь в более точной диагностике

Для тех, кто хочет точного диагноза, Веллеман и ее соавторы, Вани Рупела, патолог речевого языка из системы государственных школ округа Фэрфакс, Вирджиния, и Мэри Андрианопулос, доцент кафедры коммуникативных расстройств Университета. из Массачусетса Амхерст и выпускник UVM 1979 года разработали тест, который они назвали языково-нейтральной оценкой моторной речи для детей младшего возраста, или LAMS.

Разработанный специально для их исследования, тест позволил команде провести оценку моторики речи у детей с синдромом Дауна, наиболее часто встречающимся хромосомным заболеванием в Соединенных Штатах. Тест, который в будущем может стать доступным для всех логопедов, включал в себя наблюдательную часть, в ходе которой было записано 50 детских высказываний во время беседы между ребенком и родителем, и имитационную секцию, основанную на задании, с использованием соответствующих возрасту игрушек и материалов в игровой форме. протокол.

История Источник:

Материалы предоставлены Университетом Вермонта . Оригинал написан Джоном Рейделем. Примечание. Содержимое можно редактировать по стилю и длине.

.

фактов о синдроме Дауна | CDC

Синдром Дауна - это состояние, при котором у человека появляется лишняя хромосома.

Что такое синдром Дауна?

Синдром Дауна - это состояние, при котором у человека есть лишняя хромосома. Хромосомы - это небольшие «пакеты» генов в организме. Они определяют, как формируется тело ребенка во время беременности и как функционирует организм ребенка во время роста в утробе матери и после рождения. Обычно ребенок рождается с 46 хромосомами.Младенцы с синдромом Дауна имеют дополнительную копию одной из этих хромосом, хромосомы 21. Медицинский термин для обозначения дополнительной копии хромосомы - «трисомия». Синдром Дауна также называют трисомией 21. Эта дополнительная копия изменяет то, как ребенок тело и мозг развиваются, что может вызвать как умственные, так и физические проблемы у ребенка.

Несмотря на то, что люди с синдромом Дауна могут вести себя и выглядеть одинаково, у каждого человека разные способности. Люди с синдромом Дауна обычно имеют IQ (показатель интеллекта) в диапазоне от умеренно низкого до умеренно низкого и говорят медленнее, чем другие дети.

Некоторые общие физические особенности синдрома Дауна включают:

  • Уплощенное лицо, особенно переносица
  • Раскосые глаза миндалевидной формы
  • Короткая шея
  • Ушки
  • Язык, который обычно высовывается изо рта
  • Маленькие белые пятна на радужной оболочке (цветной части) глаза
  • Маленькие руки и ноги
  • Одинарная линия на ладони (ладонная складка)
  • Маленький мизинец, который иногда загибается к большому пальцу
  • Плохой мышечный тонус или расшатывание суставов
  • Рост ниже детей и взрослых

Сколько детей рождается с синдромом Дауна?

Синдром Дауна остается наиболее распространенным хромосомным заболеванием, диагностируемым в Соединенных Штатах.Каждый год около 6000 младенцев, рожденных в Соединенных Штатах, страдают синдромом Дауна. Это означает, что синдром Дауна встречается примерно у 1 из 700 детей. 1

Типы синдрома Дауна

Существует три типа синдрома Дауна. Люди часто не могут определить разницу между каждым типом, не глядя на хромосомы, потому что физические особенности и поведение схожи.

  • Трисомия 21: Около 95% людей с синдромом Дауна имеют трисомию 21. 2 При этом типе синдрома Дауна каждая клетка тела имеет 3 отдельные копии хромосомы 21 вместо обычных 2 копий.
  • Транслокационный синдром Дауна: Этот тип составляет небольшой процент людей с синдромом Дауна (около 3%). 2 Это происходит, когда присутствует лишняя часть или вся дополнительная хромосома 21, но она прикреплена или «транс-расположена» к другой хромосоме, а не является отдельной хромосомой 21.
  • Мозаичный синдром Дауна: Этот тип поражает около 2% людей с синдромом Дауна. 2 Мозаика означает смесь или комбинацию. Для детей с мозаичным синдромом Дауна некоторые из их клеток имеют 3 копии хромосомы 21, но другие клетки имеют типичные две копии хромосомы 21. Дети с мозаичным синдромом Дауна могут иметь те же особенности, что и другие дети с синдромом Дауна. Однако у них может быть меньше признаков этого состояния из-за присутствия некоторых (или многих) клеток с типичным количеством хромосом.

Причины и факторы риска

  • Дополнительная хромосома 21 приводит к физическим особенностям и проблемам развития, которые могут возникнуть у людей с синдромом Дауна.Исследователи знают, что синдром Дауна вызывается лишней хромосомой, но никто не знает наверняка, почему возникает синдром Дауна или сколько различных факторов играет роль.
  • Одним из факторов, повышающих риск рождения ребенка с синдромом Дауна, является возраст матери. Женщины в возрасте 35 лет и старше, когда они забеременели, чаще страдают синдромом Дауна, чем женщины, которые забеременели в более молодом возрасте. 3-5 Однако большинство детей с синдромом Дауна рождается от матерей младше 35 лет, потому что среди более молодых женщин рождается гораздо больше. 6,7

Диагностика

.

Воспитание ребенка с синдромом Дауна

Перейти к основному содержанию
  • Проверьте свои симптомы
  • Найти врача
  • Найти стоматолога
  • Подключиться к Care
  • Найдите самые низкие цены на лекарства
  • Здравоохранение
    А-Я Здоровье от А до Я Общие условия
    • ADD / ADHD
    • Аллергии
    • Артрит
    • Рак
    • Коронавирус (COVID-19)
    • Депрессия
    • Диабет
    • Здоровье глаз
    • Сердечное заболевание
    • Заболевание легких
    • Ортопедия
    • Контроль над болью
    • Сексуальные условия
    • Проблемы с кожей
    • Нарушения сна
    • Посмотреть все
    Ресурсы
    • Проверка симптомов
    • WebM
.

Синдром Дауна: факты, статистика и вы

Синдром Дауна возникает, когда у ребенка во время беременности развивается дополнительная копия 21-й хромосомы, что приводит к характерным симптомам. Эти отличительные признаки и симптомы могут включать в себя узнаваемые черты лица в дополнение к проблемам с развитием и интеллектуальным трудностям.

Хотите узнать больше? Ниже мы собрали некоторые факты и статистику о синдроме Дауна.

Ежегодно в США рождается около 6000 детей с синдромом Дауна.

По оценкам, каждый 700 ребенок, рожденный в США, страдает этим заболеванием.

По оценкам Всемирной организации здравоохранения, заболеваемость синдромом Дауна составляет от 1 на 1000 до 1 на 1100 живорождений во всем мире.

Синдром Дауна является наиболее распространенным хромосомным заболеванием в Соединенных Штатах.

Хотя синдром Дауна является наиболее часто встречающимся генетическим хромосомным заболеванием, его проявления у каждого человека различаются.

У некоторых людей могут быть легкие или умеренные интеллектуальные проблемы и проблемы развития, у других могут быть более серьезные осложнения.

То же самое и со здоровьем: одни люди с синдромом Дауна могут быть здоровы, а у других могут быть различные осложнения, связанные со здоровьем, например, пороки сердца.

Существуют три различных типа синдрома Дауна

Хотя это состояние можно рассматривать как единичный синдром, на самом деле существует три различных типа.

Трисомия 21 , или нерасхождение, является наиболее распространенным. На его долю приходится 95 процентов всех случаев.

Два других типа называются транслокацией и мозаицизмом .Независимо от типа человека, у каждого человека с синдромом Дауна есть дополнительная пара хромосомы 21.

Младенцы любой расы могут иметь синдром Дауна

Синдром Дауна не встречается в одной расе чаще, чем в другой.

В Соединенных Штатах, однако, по данным CDC, у чернокожих или афроамериканских младенцев с синдромом Дауна меньше шансов выжить после первого года жизни по сравнению с белыми младенцами с этим заболеванием. Причины непонятны.

Люди с синдромом Дауна имеют лишнюю хромосому

Ядро типичной клетки содержит 23 пары хромосом, или 46 хромосом в целом.Каждая из этих хромосом что-то определяет в вас, от цвета волос до пола.

Люди с синдромом Дауна имеют дополнительную или частичную копию хромосомы 21.

Материнский возраст является единственным определенным фактором риска для синдрома Дауна

Восемьдесят процентов детей с трисомией 21 или мозаицизмом рождаются от матерей, которые моложе 35 лет. Более молодые женщины рожают детей чаще, поэтому в этой группе больше детей с синдромом Дауна.

Однако у мам старше 35 лет больше шансов родить ребенка от этого заболевания.

По данным Национального общества синдрома Дауна, 35-летняя женщина имеет примерно 1 к 350 шанс зачать ребенка с синдромом Дауна. Этот шанс постепенно увеличивается до 1 из 100 к 40 годам и примерно до 1 из 30 к 45 годам.

Синдром Дауна - это генетическое заболевание, но не наследственное

Ни трисомия 21, ни мозаицизм не наследуются от родителей.Эти случаи синдрома Дауна являются результатом случайного деления клеток во время развития ребенка.

Но одна треть случаев транслокации является наследственной, что составляет около 1 процента всех случаев синдрома Дауна. Это означает, что генетический материал, который может привести к синдрому Дауна, передается от родителей к ребенку.

Оба родителя могут быть носителями транслокационных генов синдрома Дауна без каких-либо признаков или симптомов синдрома Дауна.

Женщины, у которых был один ребенок с синдромом Дауна, имеют повышенный шанс родить еще одного ребенка с этим заболеванием

Если у женщины есть один ребенок с этим заболеванием, ее риск рождения второго ребенка с синдромом составляет примерно 1 из 100. до 40 лет.

Риск рождения второго ребенка с синдромом Дауна транслокационного типа составляет от 10 до 15 процентов, если мать несет эти гены. Однако, если отец является носителем, риск составляет около 3 процентов.

У людей с синдромом Дауна могут быть различные осложнения

Было обнаружено, что у младенцев с синдромом Дауна, у которых также был врожденный порок сердца, в пять раз больше шансов умереть в первый год жизни по сравнению с младенцами с синдромом Дауна, которые не умерли. У меня порок сердца.

Точно так же врожденный порок сердца является одним из главных предикторов смерти в возрасте до 20 лет. Однако новые разработки в кардиохирургии помогают людям с этим заболеванием жить дольше.

По сравнению с детьми без синдрома Дауна, дети с синдромом Дауна подвержены более высокому риску осложнений, включая потерю слуха (может быть затронуто до 75 процентов) и глазные болезни, такие как катаракта, до 60 процентов.

Симптомы синдрома Дауна не одинаковы для каждого человека

Синдром Дауна вызывает множество различных характеристик, таких как:

  • маленький рост
  • наклоненные вверх глаза
  • сплющенная переносица
  • короткая шея

Однако у каждого человека будет разная степень характеристик, и некоторые из них могут вообще не проявляться.

Люди с синдромом Дауна могут работать, но часто имеют работу, на которой не используются их навыки

По данным одного национального опроса в 2015 году, только 57 процентов взрослых с синдромом Дауна были трудоустроены, и только 3 процента были наемными работниками с полной занятостью.

Более 25 процентов респондентов были волонтерами, почти 3 процента были самозанятыми и 30 процентов были безработными.

Кроме того, самый высокий процент людей работал в ресторанах или пищевой промышленности, а также в уборке и уборке, даже несмотря на то, что подавляющее большинство взрослых сообщили, что используют компьютеры.

Число младенцев, родившихся с синдромом Дауна, умирающих до своего первого дня рождения, снижается

С 1979 по 2003 год уровень смертности людей, родившихся с синдромом Дауна в течение первого года жизни, снизился примерно на 41 процент.

Это означает, что только около 5 процентов младенцев, рожденных с синдромом Дауна, умрут к 1 году жизни.

Средний возраст выживания продолжает увеличиваться

На рубеже ХХ века дети с синдромом Дауна редко доживали до 9 лет. .Теперь, благодаря прогрессу в лечении, большинство людей с этим заболеванием доживут до 60 лет. Некоторые могут жить еще дольше.

Раннее вмешательство имеет жизненно важное значение

Хотя синдром Дауна невозможно вылечить, лечение и обучение жизненным навыкам могут иметь большое значение для улучшения качества жизни ребенка, а в конечном итоге и взрослого.

Лечебные программы часто включают физиотерапию, речевую терапию и терапию трудом, уроки жизненных навыков и возможности для получения образования. Многие школы и фонды предлагают узкоспециализированные классы и программы для детей и взрослых с синдромом Дауна.

У половины пожилых людей с синдромом Дауна развивается потеря памяти

Люди с синдромом Дауна живут намного старше, но с возрастом у них нередко возникают проблемы с мышлением и памятью.

По данным Ассоциации синдрома Дауна, к 50 годам примерно половина людей с синдромом Дауна будет демонстрировать признаки потери памяти и других проблем, таких как потеря навыков, связанных с болезнью Альцгеймера.

Хотя синдром Дауна остается наиболее распространенным хромосомным заболеванием, с которым сегодня рождаются дети в Соединенных Штатах, будущее для них становится ярче.

Люди с этим заболеванием процветают, и их продолжительность жизни увеличивается благодаря совершенствованию методов лечения и терапии.

Кроме того, более глубокое понимание профилактических мер и осложнений, связанных с этим заболеванием, позволяет лицам, осуществляющим уход, педагогам и врачам предвидеть и планировать более долгое будущее.


Джен Томас - журналист и медиа-стратег из Сан-Франциско. Когда она не мечтает о новых местах, которые стоит посетить и сфотографировать, ее можно встретить в районе залива, изо всех сил пытающейся одолеть своего слепого джек-рассел-терьера или потерявшейся, потому что она настаивает на том, чтобы гулять везде.Джен также является конкурентоспособным игроком в Ultimate Frisbee, приличным скалолазом, заблудшим бегуном и начинающим воздушным исполнителем.

.

Смотрите также

Карта сайта, XML.