О нашей школе Обучение Полезные ссылки Контакты

Схема последовательность появления в речи ребенка звуков родного языка


Таблица появления звуков у детей | Материал по логопедии на тему:

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

      Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Онтогенез (от греч. оntos – сущее, – genesis – происхождение, развитие) определяется как индивидуальное развитие организма от его зарождения до конца жизни.

Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание. Знание законов развития речи детей необходимо для правильной диагностики нарушений речи и выбора соответствующей коррекционно-воспитательной работы по преодолению данной речевой патологии.

Последовательность усвоения звуков речи

Последовательность усвоения различных по своей артикуляторной сложности звуков определяется в основном возможностями речедвигательного анализатора, который в своём развитии несколько отстаёт от речеслухового. В силу этого ребёнок, уже свободно различающий на слух все звуки речи, до определённого возраста оказывается не в состоянии овладеть их правильным произношением.

По этой причине в возрасте от 1 года до 2 лет он и овладевает произношением лишь самых простых по артикуляции звуков — гласных А, О, Э и губных согласных П, Б, М. Именно из этих звуков состоят всем хорошо известные самые первые произносимые ребёнком слова.

В возрасте от 2 до 3 лет усваивается произношение и ряда других артикуляторно сравнительно несложных звуков. К ним относятся гласные И, Ы, У, губно-зубные согласные Ф, В, наиболее простые из переднеязычных звуков Т, Д, Н, заднеязычные К, Г, X и среднеязычный звук Й. Появление у детей звуков именно группами не случайно. Например, как только ребёнку становится доступным поднимание и прижимание кончика языка к верхним резцам, так в его речи появляются все три артикулируемые этим способом звука — Т, Д, Н. То же самое относится и ко всем другим группам звуков.

Произношением значительно более сложных по своей артикуляции свистящих (С, Сь, З, Зь, Ц) ребенок овладевает к 3-3,5 годам. Шипящие звуки (Ш, Ж, Ч, Щ) ребёнок овладевает в более поздние сроки — в возрасте от 4 до 4,5 лет.

По мнению автора А.Н. Гвоздева в среднем дошкольном возрасте (4 — 4,5 года) в речи почти исчезает смягчение, оно наблюдается лишь у немногих. У большинства детей уже появляются шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ.

Позднее всего, в возрасте 5—5,5 лет, ребёнок овладевает нормальным произношением самых сложных по артикуляции звуков (сонорные звуки) — Р, Рь, Л, Ль. По мнению автора Парамоновой Л.Г. возрасте 5—6 лет, ребёнок овладевает произношением самых звуков — Р, Рь, Л, Ль. На этом и заканчивается процесс становления звукопроизношения у детей. Теперь все произносимые ребёнком слова, состоят лишь из правильно артикулируемых звуков, и в этом отношении его речь не отличается от речи взрослого. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой. Выполнять артикуляционную гимнастику перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. Следить, чтобы упражнения выполнялись правильно и точно, иначе занятия не имеют смысла.

Возрастные нормы появления звуков в речи ребёнка | Консультация на тему:

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПОЯВЛЕНИЯ ЗВУКОВ В РЕЧИ РЕБЁНКА

Правильное произношение звуков чрезвычайно важно. И чаще всего родители это понимают. Но не всегда могут объективно оценить, когда пропуски и замены звуков в речи их малыша являются возрастной нормой, а когда нужно срочно предпринимать меры по исправлению ситуации. В результате часто случаются перегибы то в одну, то в другую сторону: либо двух-трехлетнего малыша настойчиво учат «рррычать», либо упорно не замечают «каши во рту» пяти-шестилетнего ребенка и считают, что он сам «выговорится». Чтоб таких крайностей не случалось, родители должны знать примерные сроки появления звуков речи:

1 - 2 года: а, о, э, п, б;

2 - 3 года: и, ы, у, в, ф, т, д, н, г, к, х;

3 - 4 лет: с, з, ц;

4 - 5 лет: ш, ж, ч, щ;

5 - 6 лет: р, л.

До трех лет возрастной нормой считается смягчение согласных звуков («сяпка» вместо «шапка», «дём» вместо «дом» и т.д.). Все остальные звуки малыш в этом возрасте, как правило, не произносит совсем (пропускает) или заменяет на более простые (вместо «мишка» ребенок может произносить «мика», «миска», «миська»). В таблице представлены возрастные нормы звукопроизношения.

Возрастная норма появление звуков

Пример слова

Физиологичес- кие замены (норма)

Пример слова при замене звука

Патологичес- кие замены (не норма)

Пример слова

3 года – С

сон

Сь, Т, Ть

сён, тон, тён

Ф, Х

фон, хон

3 года – З

зуб

Зь, Д, Дь, Ж

зюб, дюб, дуб, жуб

В, Х

вуб, хуб

4 года – Ш

шапка

С, Сь, Т, Ть

сапка, сяпка, тапка, тяпка

Ф, Х

фапка, хапка

4 года – Ж

жук

З, Зь, Д, Дь

зук, зюк, дук, дюк

В, Х

вук, хук

4 года – Ц

цапля

Ч, С, Сь

чапля, сапля, сяпля

Ф, Х

фапля, хапля

4-5 лет – Ч

часы

Ц, С, Сь

цасы, сасы, сясы

Ть

тясы

4-5 лет – Щ

щука

Сь, Ш

сюка, шука

Ть

тюка

5-6 лет – Л

луна

В, Ль, Й

вуна, люна, йуна

Д, Г, Н, У, Ы, Э, Р

дуна, гуна, нуна, уна, ыуна, руна

5-6 лет – Ль

лес

Й, В

йес, вес

Д, Г, Н, У, Ы, Э, Р

Дес, гес, нес, уес, ыес, рес

5-6 лет – Р, Рь

рама, рис

Л, Ль, Й

лама, ляма, йама, лис, йис

Д, Г, Н, В, У, Ы, Э

дама, гама, нама, вама, уама, ыама, дис, гис, нис, вис, тис, ыис

Дорогие родители, прислушивайтесь к речи своего ребенка, замечайте малейшие успехи, обращайте внимание на «тревожные звоночки» и в случае необходимости своевременно обращайтесь к специалистам!

7. ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

7. ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

ЛЕКЦИЯ 7. ОНТОГЕНЕЗ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

Онтогенез звукопроизношения Гвоздев А.Н., Хватцев М.Е., Красногорский Н.И., Карпова С.Н., Сохин Ф.А.,

Звуки речи усваиваются в определенной последовательности, при чем вначале ребенок усваивает не те звуки, которые чаще слышит от взрослых, а те, которые ему легче произносить.

Легче произносить звуки:

–        связанные с безусловными рефлексами (сосательный рефлекс способствует возникновению губных звуков*),

–        связанные с положение ребенка (из-за положения «лежа на спине» - заднеязычные, небные*),

–        связанные с размером языка относительно ротовой полости* (язык, относительно ротовой полости значительно больше чем у взрослого человека – ребенку так легче сосать грудь) и повышенным тонусом мышц в артикуляционном аппарате – то есть мягкие пары*.

Большинство звуков формируется не сразу, а через промежуточные, переходные звуки, напр.: с-сь-ш.

 При усвоении звука, может наблюдаться явление гиперкоррекции, то есть освоенный звук начинает употребляться в словах, вместо схожих звуков*.

На 2 месяце – появляется недифференцированные и непроизвольные, возникающие в процессе движения голосовых реакций – это гуление*.

Можно выделить гласные: а, о, у, э.

                               согласные п, м, к, г, х.

На 3 -4 месяце – появляется лепет*.                         

5 месяцев – неосознанное появление звуков и их комплексов.

6 месяцев - подражательное повторение отдельных ритмичных слогов*.

8 месяцев – произносит 8 слогов, образованных повторением одного и того же слога (лепет)*.

1 -2 года – появляются гласные о. а. э.

                                       согласные п. б. м

характерные возрасту недостатки звукопроизношения – пропуск (эллизия) согласных при стечениях и в многосложных словах*; добавления гласных между согласных при их стечении*, и в конце слов, заканчивающихся на согласные звуки*. Ассимиляция звуков в слове (уподобление) – если в слове 2-3 согласных*, то трудные согласные заменяются на более простые согласные, находящиеся в этом же слове. Может быть и ассимиляция гласных звуков*. Смягчение согласных звуков*. Замены (субституция) согласных звуков*, в том числе и по звонкости-глухости*. Метатезис звуков* (перестановка звуков)

2 -3 года – гласные ы и у

                  согласные ф в т д н к г х й

Сохраняются ошибки, указанные для возраста 1-2 г., но в меньшем количестве.

3-4 года - Сохраняются ошибки, указанные для возраста 1-2 г., но в ещё меньшем количестве.

4 – 5 лет – свистящие з с ц

                   шипящие ш ж ч щ

Из ошибок сохраняются замены некоторых, наиболее сложных согласных*.

5 -6 лет – р л. - появляются

 

Литература

  1. Алексеева М.М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.
  2. Белякова Л.И., Заикание.
  3. Бородич А.М., Методика развития речи детей.
  4. Винарская В.Н., Возрастная фонетика, 2005 г.
  5. Жукова Н.С., Логопедия.
  6.  ИНТЕРНЕТ ! ! !
  7. Малыш учится говорить, О.Жукова, 2007 г.
  8. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / под ред М.Ф. Фомичевой.
  9. Основы логопедической работы с детьми / под ред. Г.В. Чиркиной.
  10. Поваляева М.А., Справочник логопеда.
  11. Программы воспитания и обучения детей «Радуга», «Детство», «Развитие» и др.
  12. Теория и методика развития речи дошкольников, Стародубова Н.А., 2007 г.
  13. Филичева Т.Б., Основы логопедии.
  14. Язык и сознание, Лурия А.Р., 1998 г.

http://subscribe.ru/catalog/socio.edu.logoped - здесь можно подписаться на еженедельную логопедическую рассылку.
Сайт о педагогике и логопедии  http://nsportal.ru/olga-gubareva Женский блог  http://idi-k-nam.ru/profile
Блог о логопедии http://www.liveinternet.ru/users/4701016/ 
Дружественная группа в «Одноклассниках» - «Логопеды, логопедия» 

Этапы нормального речевого развития у ребёнка.

 

 Не забудьте отметить в соцсети , если статья оказалась полезной 

 I период. Подготовительный (от 0 до 1 года).

II период. Преддошкольный (от 1 до 3 лет).

III период. Дошкольный (3 – 7 лет).

IV период.  Школьный (от 7 до 17 лет).

 

I период.  Подготовительный (от 0 до 1 года).

Крик новорожденного является его первой голосовой рефлекторной реакцией.

К двум месяцам  первые голосовые реакции ребенка (крик, плач, кряхтение) приобретают коммуникативное значение, появляются отчетливые голосовые модуляции  (радость, повизгивание, хныканье).

     К 3 месяцам у ребенка начинает формироваться слуховое внимание, появляются первые подражательные мимические и голосовые реакции. В этот период у ребенка появляются первые, чаще гортанные согласные звуки. В этих звуках отсутствует напевность, произносятся они тихо, часто с закрытым ртом.

   К концу 3-го мес. у ребенка появляется гуление – напевное произнесение звуков (гласных и гортанных согласных). Гуление возникает спонтанно, но может быть вызвано и по подражанию. 3 – 4,5 месяца считается периодом «истинного гуления»: ребенок начинает гулить в ответ на положительные эмоциональные раздражители. Вне «комплекса оживления», без эмоциональной стимуляции гуление возникает уже с 3,5 мес. (Е.М. Мастюкова).

Гуление – это непроизвольное воспроизведение ребенком звуковых комплексов. Гуление у всех народов мира протекает одинаково. Трудно переоценить значение данного явления для ребенка, т.к. в процессе гуления ребенок тренирует органы речевого аппарата: органы артикуляционного аппарата, дыхания, голосового, слухового  аппарата. Ребенок не только воспроизводит звуковые комплексы, но и все время себя слушает!!!

    После 5-ти месяцев гуление переходит в лепет. С 5 до 12 месяцев считается периодом лепета. Гулить начинают все дети, но, к сожалению, не у всех детей гуление переходит в лепет. Так у детей с нарушенным слухом гуление затухает – нет слухового контроля.

   Лепет - адекватное воспроизведение слогов. Эти слоги соотносятся с предметами, действиями, признаками (ба-ба-ба – бабушка; би-би- машина). Лепет («лепетные» слова) это начало собственной речи ребенка. К 1 году ребенок говорит 5-10; 10-15 «лепетных»  слов (мама, папа, баба, деда, дядя и т.д.) (Аркин, Штерн). По данным Бюллера – от 3 до 45 слов. Понимает больше - до 30 -50слов.

С 3-х мес. Отмечается «глазное общение», фиксация взора, слежение за движущейся игрушкой.

С 3-6 мес. ребенок поворачивает головку в направлении источника звука.

С 7 мес. – узнает голоса окружающих его родных и близких;

В 8-9 – реагирует на свое имя.

После 9 мес. Выполняет элементарные словесные просьбы: «Похлопай в ладоши – ладушки», «Помаши ручкой – до свидания».

На 2-ом году жизни начинается период различения фонем. Наибольшие сдвиги в развитии фонематического восприятия происходят в 1г.7мес. - 1г. 8 мес. Считается, что к 2-м годам первичный ФС у детей оказывается сформированным (показывает игрушку – Мишка-мышка).

             II период. Преддошкольный (от 1 до 3 лет).

Для этого периода характерно появление предложений из отдельных  аморфных слов-корней (1г. 3м.  – 1г.8 м.) - однословная фраза (бах).

1г.8м.  - 1г. 10 м. – двухсловная фраза

Баба - ди (Бабушка, иди!).

Кука - бух (Кукла упала!).

Да яба - Дай яблоко.

 

В это время быстро наращивается предметный и глагольный словарь.

По данным А.Н. Гвоздева, дети имеют в активном запасе:

в 1.8 – 1.9 мес. -  80-100 слов.

в 2 года – 200-400 слов.

к 3 годам – 1000-1100 слов.

Ребенок объединяет эти слова в короткие предложения. В 2- 2.2 мес. выделяют период «физиологического aграмматизма». Ребенок объединяет слова в предложения, без соответствующего  грамматического оформления. Но при нормальном речевом развитии период «физиологического аграмматизма» длится недолго. Дeти сами  начинают правильно употреблять основные грамматические конcтрукции.

     В преддошкольном периоде начинается активное формирование произносительной сторoны речи. Формируются гласные и простые согласные звуки (м, мь, нь, н, д, дь,п,пь,б,бь,т,ть и др.).

К 3 годам дети пользуются простыми распространенными предложениями из 3-4 и более слoв,  употребляя наиболее простые грамматические конструкции (ед. и мн. ч. Сущ, вин. падеж.). Дети пользуются словами 2-3-х сложной структуры.

Вывод.      Если ребенок в возрасте 2,5 – 3 лет находится на уровне только лепетных слов (их количество может доходить до 70 и более слов): уто-ухо; аёк – потолок; но – нос; тити- часы; по – пол; тути – туфли; ако-окно и т.д. и никак не объединяют их в предложение, это должно стать настораживающим симптомом для родителей, логопеда. Таких детей необходимо направлять на занятия в логопедические ясли.

     Таким образом, в возрасте 1.5 до 2- х лет происходит переход от паcсивного приобретения слов от окружaющих его людей, к активному расширению словаря ребенка в период использования вопросов, типа «Что это?», «Как это назывaется?»

   В возрасте двух лет они хотят знать, как зовут пробежавшего мимо мальчика, залаявшую где-то вдaлеке собаку. Если взрослые не могут удовлетворить интерес ребёнка, то дети порой сами придумывают имя тому или иному предмету. Это является показа­телем и одновременно следствием развития у маленьких детей болeе высоких степеней обобщения воспринимаемых предметов и явлений окружaющего мира.  

     К двум годам появляются прилагaтельные, чаще всего в форме именительного падежа мужского  или жeнского рода, но без согласования с существительными.

 

     Таким образом, в речи ребенка начинают обозначаться первые грамматические отношения между словами: сoгласование существительных в именительном падеже единственного числа с глаголом изъявительного наклонения (матик играет), некоторые формы управления глаголом (дай кисю). Однако в речи ребенка имеeтся большое количество аграмматизмов.

     В это же время начинается процесс формирования фразовой речи. Сначала это проcтые фразы из двух – трех слов, затем отмeчается расширение структуры предложения до 3-4 слов. Например, «Таня игает кука». Постепенно, к трeм годам, они усложняются. В возрасте 2.3 – 3 лет появляются служебные слова.

III период.  Дошкoльный (3 – 7 лет).   Речевой период.

Это период интенсивного речевого развития, когда у ребенка наблюдается бурный рост словаря, форми­руется более дифференцированное употребление слов в соответствии с их знaчениями. В это время активный словарь детей достигает 3000-4000 слов. Идет дальнейшее формирование граммaтических категорий, систематизация некоторых грамматических форм. Дети овладевают навыками словоизменения и словообразования. Речь такого ребенка еще ситуативная, первые их высказывания в объеме 2-3 предложений.  

 

В возрасте 3 лет у детей наблюдается активное фoрмирование произносительной стороны речи. Дети не только правильно произносят ряд звуков (гласные, согласные раннего и среднего онтогенеза), но и начинают их постепенно различать в своей и чужой речи. Выдeляется несколько этапов формирования фонетической стороны речи.  Выделяется 4 этапа:

1 этап (от 3 до 4 лет).

В возрасте от 3-х до 4-х лет выделяется период наличия физиологических недостатков произношения «физиологического косноязычия». Они являются результатом возрастных осoбенностей строения речевого аппарата, когда дети правильно произносить все звуки не могут, но они исчезают самостоятельно без логопедической помощи. Для этого периода характерно:

  • смягченное произношение согласных звуков ;
  • замены свистящих и шипящих звуков на Т-ТЬ, Д-ДЬ.
  • еще не сформированы сонорные звуки Л, Р,РЬ (пропуски, замены) и аффрикаты Ц,Ч=ТЬ (цапля=тяпля, мамочка=мямитька).
  • К,Г,Х = Т и Д (хлеб = тлеб).

 2 этап  ( от 4 до 5лет).

В этом периоде:

  • к 4 годам исчезает смягченное произношение;
  • появляется дифференциация звуков ЛЬ-J;
  • формируются свистящие, появляются шипящие;
  • недифференцированное употребление свистящих и шипящих звуков;

-   еще могут быть несфомированными сонорные звуки; Ц,Ч.

3 этап (от 5 до 6 лет).

В 5 лет дети:

  • уверенно пользуются свистящими и шипящими звуками, аффрикатами;
  • формируются сонорные звуки Р, Рь  и Л и их дифференциация;
  • пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: конфеты, яблоки.).

     К 5-6 годам дети не только правильно произнoсят, но и различают все фонемы родного языка.

 4 этап (от 6 до 7 лет).

К 7 годам, если у ребенка нет отклонений в строении органов , нeт отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, то речь ребенка  формируется как полноценное средство общения.   Дети не только правильно произносят, но и различают на cлух все фонемы родного языка. А это свидетельствует о том, что у детей сформирована  готовность к звуковому анализу и синтезу, что является необходимым условием для успешного овладения грамотой.

 

Дети овладевают умением воспроизводить сло­ва различной слоговой структуры и звуконaполняемости. Возможны отдельные ошибки, как правило, в наиболее трудных для воспроизведения, малоупотребительных или незнакомых детям словах. При этом достаточно всего один-два раза поправить ребенка, дать образец правильного произнoшения и организовать небольшую «речевую практику» в нормативном произнесении cлова, как ребенок достаточно быстро введет новое слово в свою самостоятельную речь.

 

В дошкольном периоде процесс усвоения языка про­текает столь динамично, что после трeх лет дети с хорошим уровнем речевого развития свободно общаются не только при помощи грам­матически правильно построенных простых предложений, но и некоторых видов сложных предложений; речевые высказывания уже строятся с использованием союзов и союзных слов (чтобы, потому что, если, тот..,. который и т.д.):

Сегодня мы пойдем гулять на участок, потому что на улице тепло и нет дождика.

—Мы все превратимся в сосульки, если подует злой и серди­тый ветер.

Развивающийся навык речеслухового восприятия помогает контро­лировать собственное произношение и слышать ошибки в рeчи окружающих.

В этот период у детeй формируется «чувство языка» (интуитивное чувствование языковой нормы употребления единиц языкa), что обес­печивает правильное употребление в самостоятельных высказывани­ях всех грамматических категорий и форм слов.

 Как отмечает Т.Б.Филичева, «…Если в этом возрасте ребенок допускает стойкий аграмматизм (играю батиком – играю с брати­ком; мамой были магазине – с мамой были в магазине; мяч упал и тоя – мяч упал со стола и т.д.), сокращения и перестановки слогов и звуков, уподобления слогов, их замены и пропуcк – это является важным и убедительным симптомом, свидетельствующим о выраженном недоразвитии речевой функции. Такие дети нужда­ются в систематических логопедических занятиях до поступления их в школу».

К 7 годам, если у ребенка нет отклонений в строении органов , нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, то речь ребенка  формируется как полноценное средство общения.

Таким образом, к школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перeйти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.

IV период.  Школьный (от 7 до 17 лет).

   В этот период cовершенствуется связная речь и формируется письменная речь.

Многие исследователи отмечают что, усвоение языка нормально развивающимся ребёнком протека­ет спонтанно, естеcтвенно и без видимых усилий с его стороны. Особенности становления языка и речи у детей связаны с процес­сами физиологического созревания центральной нервной системы и с определённой её пластичностью. Это с одной стороны.

 В свою очередь,  нормальное формирование психофизиологических систем, обеспечивающих освоение речи, требует своевременной их стимуляции речевыми сигналами. При недоcтаточности такой стимуляции (напри­мер, в связи с нарушением слуха) процессы освоения речи задерживаются.

Возрастной период, на протяжении которого речь осваивается «без усилий», в психологии принято называть критическим периодoм, поскольку за пределами этого периода ребёнок, не имеющий опыта речевого общения, становится неспособным к обучению.

Протя­жённость критического периода разными исследователями определяется по-разному: наиболее часто выделяют два варианта – от рождения и до 9-11 лет или: от двух лет до периода полового созревания.

Необходимо от­метить, что в период от года до 12 лет хорошо «укладывается» динамика основных показателей становления языка и речи – за этот период устраняются «ненормативные» особенности ин­дивидуальной артикуляции, осваивается правильное употребление ан­тонимов, происходит понимание многозначных слов и идиом, имею­щих как конкретный, так и социально-психологический смысл. В этот же возрастной период наблюдаются и отклонения в речевом развитии различной этиологии, в том числе связанные с заиканием.

 Так же для вас может быть интересным:

  1. Критические периоды развития ребёнка.
  2. Развитие ребёнка от 0 до года.

Звуковая культура речи. Особенности овладения детьми дошкольного возраста звуковой стороны языка. | Статья по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему:

Звуковая культура речи. Особенности овладения детьми дошкольного возраста звуковой стороны языка.

   Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
    Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для ее решения.

    Из материалистического учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общества. Язык является важнейшим средством человеческого общения в силу своей звуковой материи.

    Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.

Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи.

Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят свое выражение в интонационном богатстве.

Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию. [2, с. 303-310]

    В педагогической и психологической литературе процесс овладения звуковым строем русского языка детьми дошкольного возраста изучен и описан достаточно полно в работах А. Н. Гвоздева, В. И. Бельтюкова, Д. Б. Эльконина, М. Е. Хватцева, Е. И. Радиной. Само освоение звуков начинается на первом году жизни, когда ребенок овладевает своими речевым и слуховым аппаратами. Вначале на основе определенного эмоционального состояния появляется лепет, не имеющий еще социального значения. Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Д. Б. Эльконина, начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения. С одной стороны, это понимание обращенных к ребенку слов, с другой – первые самостоятельные слова.

    Раннее восприятие ребенком слов идет на основе ритмико-мелодической структуры. Фонематический состав слова не воспринимается. Н. X. Швачкин назвал этот этап «дофонемное развитие речи». В 10–11 мес. слово начинает служить средством общения и приобретает характер языкового средства. Начинается период фонемного развития речи.

    К концу первого года появляются первые слова. С начала второго года жизни начинается дифференциация звуков. Вначале дифференцируются (отделяются) гласные звуки от согласных. Дальнейшая дифференциация идет внутри группы согласных. Противопоставляются сонорные – шумным, глухие – звонким, твердые – мягким и т.д. Далее начинается усвоение социально закрепленных гласных звуков.

    Характерной особенностью становления звуков в начальном периоде является неустойчивость артикуляции при их произношении. Даже в одном слове, произнесенном несколько раз подряд, на месте одного звука чередуется несколько звуковых вариантов.

Новые фонетические элементы появляются группами, а порядок усвоения групп согласных находится в зависимости от артикуляционных особенностей звуков, составляющих эти группы. Большинство звуков формируется в правильном виде не сразу, а постепенно, через промежуточные, переходные звуки.

    Большое значение имеет изучение смены «звуков-заместителей». Процесс замещения звуков сложный и своеобразный. А. Н. Гвоздев считал, что отсутствующие в произношении звуки в процессе развития речи замещаются другими звуками, которые есть в распоряжении ребенка. Система замены одних звуков другими базируется, главным образом, на артикуляционном родстве звуков, в первую очередь на группировке их по месту образования, реже – по способу образования»

    Для правильного решения проблемы воспитания звуковой культуры важное значение имеет рассмотрение анатомо-физиологических и психологических предпосылок овладения правильным произношением звуков в дошкольном возрасте. Речь осуществляется деятельностью сложного анатомо-физиологического аппарата, состоящего из центрального и периферических органов. Все органы речи неразрывно связаны и взаимодействуют под регулирующим воздействием коры головного мозга.

    В основе звукопроизносительного процесса, как известно, лежат речевое дыхание и деятельность речедвигательного аппарата.

    Речь формируется под контролем слуха. В исследованиях отмечается возможность очень раннего формирования деятельности слухового анализатора, что обеспечивает раннее развитие звуковой стороны речи.

    К концу второго года жизни ребенок пользуется при понимании речи фонематическим восприятием всех звуков русского языка (Н.Х. Швачкин).

Имеется определенная взаимосвязь в деятельности слухового и речедвигательного анализаторов.

    Способствуют формированию правильного звукопроизношения особая восприимчивость детей к звуковой стороне языка, интерес ребенка к звукам речи, стремление овладеть их произношением.

    Следовательно, важной предпосылкой овладения чистым звукопроизношением в дошкольном возрасте является соответствующее развитие слухового анализатора и фонематического слуха, дополняемое особой восприимчивостью к звуковой стороне языка, любовью детей к звукам речи, стремлением овладеть ими. [4, с.3-5]

    Большое значение в произношении имеет деятельность речедвигательного аппарата, который к дошкольному возрасту сформирован, но имеет некоторые особенности.

    Умение произносить звуки и слова развивается постепенно, в ходе накопления ребенком жизненного опыта. Как известно, процесс артикуляции звуков человеческой речи состоит в образовании связей между ощущениями, вызываемыми сокращением мышц речевого аппарата, и слуховыми ощущениями от звуков, которые человек произносит. К этим связям присоединяются еще и зрительные ощущения (от восприятия артикуляции говорящего). Зрительное восприятие помогает улавливать видимую артикуляцию звуков и тем сам уточнять свои собственные движения (Ф. Ф. Pay).

    Одной из важных предпосылок формирования речи является способность ребенка к подражанию.

    Фонетической стороной речи ребенок овладевает, повторяя речь окружающих взрослых. Наличие речевой подражательности отмечают многие исследователи.

    Подражание звукам речи возникает во втором полугодии первого года жизни, особенно интенсивно оно развивается на втором году. В 8–9 мес. можно развить такое подражание, когда ребенок, способен повторить за взрослым произносимый им звук. В 10–11 мес. возникает умение повторять за взрослым новые звуки, которые ребенок сам еще не произносил в лепете.

Таким образом, в дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. К ним можно отнести соответствующее развитие коры головного мозга в целом, фонематического восприятия речи и речедвигательного аппарата.    Способствуют овладению звуковым составом речи и такие особенности ребенка-Дошкольника, как высокая пластичность нервной системы, повышенная подражательность, особая восприимчивость к звуковой стороне языка, любовь детей к звукам речи.

    По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка.

Всякое отступление от правильного произношения в возрасте свыше пяти лет, утверждает Е. Ф. Pay, необходимо рассматривать уже как затянувшееся косноязычие, которое может превратиться в привычку ребенка. Поэтому именно в этот период необходимо особенно серьезно следить за произношением детей и вовремя предупреждать косноязычие.

    После пяти лет недостатки звукопроизношения объясняются педагогической запущенностью детей, отсутствием надлежащего воспитания. [1, с. 207-220]

    Несовершенное произношение закрепляется в результате неправильной речи окружающих, а также неблагоприятной обстановки, среди которой живет ребенок в период развития речи (шум, крики, суета, утомляющие и мешающие четко воспринимать речь).

    Одной из причин неправильной речи детей М. Е. Хватцев называет также «недостаточный учет взрослыми тенденций ребенка к усвоению речи окружающих» (не показывается артикуляция звука, не вызывается интерес к правильному произношению).

    Непосильная для ребенка речевая нагрузка, с другой стороны, ведет к переутомлению физиологических механизмов речи, и недостатки звукопроизношения еще более закрепляются.

    В дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка. Всякое отступление от правильного произношения в возрасте свыше 5 лет, утверждает Е.Ф. Рау, необходимо рассматривать уже как затянувшееся косноязычие, которое может превратиться в привычку ребенка. Поэтому именно в этот период необходимо особенно серьезно следить за произношением детей и вовремя предупреждать косноязычие.

    Осознавать значимость и серьезность проблемы воспитания чистой речи должны и педагоги и родители.

    Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящие время.

    Исследователями детской речи и практическими работниками отмечено значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе. Ребенок с развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.

Литература:

1.Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

2.Алексеева М.М., Яшина В.И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 560с.

3.Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради «Раз-словечко, два - словечко». - Изд.2-е, перераб.- М.: Издательство «Ювента», 2004.- 96с.: ил.

4.Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада: Кн. для воспитателя дет. сада.- 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1989.- 111с.: ил.

5.Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 64 с.

6.Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Кн. для воспитателя дет. сада.- 2-е изд., испр.- М.: Просвещение, 1988.-159 с.: ил.

Звуки речи

Дети общаются с помощью звуков и вокализации с рождения.

Их «речь» начинается с ранних непроизвольных звуков и перерастает в сложные последовательности движений - использование губ, языка и воспроизведение всех звуков в словах и предложениях.

Речь - мощный инструмент общения. Чтобы способствовать развитию первых коммуникаторов и пользователей языка, педагоги наблюдают за развитием у детей:

  • Вокализаций или иногда называемых «воркованием» (звуки, открывающие путь к вербальному общению)
  • звуков речи (например, / b / / d / / a / / s /), и
  • фонология (правила нашей звуковой системы).

На этой странице

Важность речи

Используя этот фокус, педагоги могут помочь детям изучить различные вокализации и звуки речи. Это может способствовать дальнейшему развитию их вокального общения. Часто дети используют звуки с жестами, чтобы сообщить о своих ранних желаниях и потребностях.

Распознавание и использование звуков речи детьми важно для раннего изучения слов и успешного невербального и вербального общения со взрослыми и другими детьми.

Дети используют язык, который слышат от взрослых, чтобы узнать, как работают звуки. Затем они начинают сами имитировать звуки и слова, прокладывая путь для вербального общения.
Педагоги могут способствовать развитию вокального общения, участвуя в возвратно-поступательном взаимодействии и играя со звуками с детьми.

Здесь педагоги и дети по очереди общаются, используя вербальный и невербальный язык, и взаимодействуют, имитируя действия и звуки друг друга.Педагоги также могут использовать другие методы обучения, такие как чтение с детьми, игры и исполнительское искусство (стишки, песни). Взаимодействие ребенка и взрослого является ключом к развитию звуков речи. Фото: Pixabay

Развитие речи

Следующие возрасты и стадии (адаптировано из Berk, 2013) представляют собой руководство, которое отражает общие нормы развития, но не ограничивает ожидания для каждого ребенка (см. Практический принцип VEYLDF: высокие ожидания для каждого ребенка ).

Всегда важно понимать развитие детей как континуум роста, независимо от их возраста.

Ранние коммуникаторы (от рождения до 18 месяцев):

  • выражают желания, намерения и идеи
  • использовать невербальное и вербальное общение
  • сочетать голосовое общение с жестами и мимикой
  • начать использовать вокализацию и лепет (например, бабаба, дадада)
  • производить попытки воспроизведения звуков речи (например, / ka / для «кота»).

От бульканья до хихиканья

Младенческая вокализация выполняется автоматически (т.е.е. рефлексивный) для начала. Затем развивается более намеренное голосовое общение.

Рождение - 2 месяца

Рефлекторные звуки (например, плач, кашель и отрыжка)

2–4 месяца

Воркование (например, звуки «ах» и «оо») и смех

4–6 месяцев

Вокальная игра , в том числе с высотой, громкостью и смешными звуками (малина, визг)

6 месяцев и более

лепет (например, / babababa /, / dadada /, / bagibu /)

10 месяцев и более

лепет, похожий на речь (жаргон и разговорный лепет)

Ранние языковые пользователи (12 - 36 месяцев)

  • начинают понимать и использовать звуки речи
  • научиться произносить длинные слова с большим количеством звуков (например,г. «Палка») и несколько слогов («подушка», «слон»).
  • могут иметь некоторые типичные «речевые ошибки», например, скольжение (кролик -> «ваббит»).

Лица, изучающие язык и развивающуюся грамотность (30-60 месяцев)

  • речевые звуки и слова произносятся четко (большую часть времени), в то время как некоторые типичные речевые ошибки все еще возникают
  • все больше осознают, как работают звуки ( фонология)

У учащихся, изучающих язык и развивающуюся грамотность, может быть очень четкая речь или могут быть типичные речевые «ошибки».

44 речевых звука

Английский - это алфавитный язык. У нас всего 26 букв, но есть 44 звуковых звука (фонемы). Сюда входят 20 гласных и 24 согласных звука.

Посмотреть 44 звуки речи на английском языке

Вы также можете узнать, как эти звуки (фонемы) появляются в виде различных буквенных образов (графем) в разделе «Фоника».

Научиться произносить звуки речи

В первые месяцы жизни дети уже начинают распознавать отдельные звуки языка (языков), которые они слышат, и проявляют предпочтение в отношении этих языков (Kuhl, 2010: Ted Talk).Это происходит из-за мощного процесса в детском мозгу, который происходит просто при прослушивании большого количества слов.

Таким образом дети узнают, как работает звуковая система (фонология) их языка. Дети начинают сами издавать звуки речи в разном возрасте. Однако обычно развивающиеся дети обычно следуют аналогичной последовательности при освоении согласных звуков (Shriberg, 1993; Berk, 2013):

Ранние 8 звуков
  • Выходящие с 1 года; стабильное производство за 3 года
  • / m /, / b /, «y» как в «you», / n /, / w /, / d /, / p /, / h /.
Средние 8 звуков
  • Выходящие с 3 лет; стабильное производство за 5,5 лет
  • / т /, / k /, «нг» как в «беге», / г /, / f /, / v /, «ch» как в «жевать», «j» как в «прыжке».
Поздние 8 звуков
  • От 5 лет; стабильное производство через 7,5 лет

  • «ш» означает «овца», / с /, «й» означает «думать», «й» означает «то», / r /, / z /, / l / означает «свет». ', «Ж» как в «мера».

Типичные речевые «ошибки»

Ожидается, что по мере того, как дети развивают свои разговорные навыки, они будут делать «ошибки» с некоторыми звуками (например, dod для собаки или lellow для желтого).
Некоторые типичные речевые ошибки выглядят так:

  • кролик -> wabbit
  • чашка -> tup
  • ложка -> poon
  • sun -> dun
  • cat -> tat

Некоторые ошибки, которые не такие, как обычно для детей, включают:

  • удаление первого звука / слов в словах (используется для автобуса)
  • удаление среднего звука / слов в словах (bo-el для бутылки)
  • движущихся звуков назад рта (гук для утки).

Вы можете побудить детей исправлять речевые ошибки, повторяя то, что они говорят, с четким правильным произношением. Если вас беспокоит речевое развитие ребенка, вы можете проконсультироваться с логопедом.

Теория на практике

Развитие речевых звуков - важная часть изучения «формы» устной речи (Bloom & Lahey, 1978).

Первые коммуникаторы начинают использовать для общения комбинации жестов, мимики и голосового общения.По мере того, как дети приобретают разговорные навыки, они более стратегически используют звуки и слова, чтобы сообщить о своих желаниях и потребностях.

Доказательная база

Воспитательная и отзывчивая среда обучения важны для развития сильных речевых и языковых навыков (Harrison & McLeod, 2010). Это включает в себя частые возможности для детей делиться вниманием со взрослыми, общаться и слышать речь для самых разных целей.

В соответствии с социокультурной теорией Выготского (1978) и концепцией «строительных лесов» Брунера (1986) дети учатся во взаимодействии с более знающими другими.

Педагоги должны работать в партнерстве с семьями, чтобы обеспечить стимулирующее взаимодействие и множество возможностей для маленьких детей слышать и использовать язык для различных целей. Это поможет развить навыки эффективного разговорного общения.

Ссылки на VEYLDF

  • Викторианская система обучения и развития дошкольного образования (2016 г.) (pdf - 1,14 МБ)
  • VEYLDF Иллюстративные карты
  • Результат 5: Общение

    Дети вербально и невербально взаимодействуют с другими для различных целей

    • Дети участвуют в приятных взаимных взаимодействиях, используя вербальный и невербальный язык
    • Дети отвечают вербально и невербально -вербально к тому, что они видят, слышат, трогают, ощущают и пробуют на вкус

    Начало работы

    Ранние коммуникаторы и первые языковые навыки

    Рождение - 18 месяцев и 12 - 36 месяцев
    • Отвечайте на все попытки общения с вниманием и вниманием. привязанность.
      • Имитируйте и реагируйте на все попытки ребенка озвучивать и жестикулировать
    • Имитировать звуки речи и играть с ними
      • Относитесь к каждой попытке общения как к значимой и старайтесь каждый раз отвечать
      • Не бойтесь говорить глупо, когда вы повторяете ребенку его звуки и первые слова
    • Обогащайте каждое взаимодействие языком
      • Используйте любую возможность, чтобы комментировать, описывать то, что вас окружает, и отвечать на любые попытки ребенка общаться
      • Используйте такие методы обучения, как язык в повседневных ситуациях и языковая стимуляция, позволяющая использовать много речи и языка.
    • Игры и песни для речи / языка
      • Используйте звуки речи и язык во время игр, таких как peek-a-boo
      • Подчеркивайте звуки речи в детских стишках, таких как Incy Wincy Spider и Old Macdonald
      • Следите за интересами ребенка и играйте предпочтения

    Языковые и развивающиеся навыки грамотности

    30-60 месяцев
    • Игры и песни для речи / языка
      • использовать звуки речи и язык во время игр, таких как peek-a-boo
      • подчеркивать звуки речи в детских стишках такие как Инси Винси Паук и Старый Макдональд
      • следуют интересам ребенка и игровым предпочтениям
      • играют в игры, произнося слова в забавной манере, чтобы подчеркнуть правильный способ произношения слов.
    • Правильно повторять попытки слов
      • Поощряйте детей исправлять речевые ошибки, повторяя то, что они говорят, с четким правильным произношением.
    • Образец четкого речевого произношения для детей:
      • имя и точка, в которой издается звук (см. 44 звука), чтобы дети старшего возраста могли видеть и слышать
      • , если вас беспокоит развитие речи ребенка, вы можете подумать о консультации с логопедом.

      Ссылки

      Берк, Л. Э. (2013). Развитие ребенка (9-е издание). Река Аппер Сэдл, Нью-Джерси: Образование Пирсона.

      Блум, Л., и Лэхи, М. (1978). Развитие речи и языковые расстройства. Нью-Йорк, Нью-Йорк, США: John Wiley & Sons.

      Брунер Дж. (1986). Актуальные умы, возможные миры. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

      Харрисон, Л. Дж., И Маклеод, С. (2010).

      Журнал исследований речи и слуха, 53 (2), 508.Факторы риска и защитные факторы, связанные с нарушениями речи и языка в репрезентативной на национальном уровне выборке детей в возрасте от 4 до 5 лет.

      Куль, П. (2010) Лингвистический гений младенцев. TECxRainer Talk

      Шриберг, Л. (1993). Четыре новых метода речевой и голосовой просодии для генетических исследований и других исследований фонологических нарушений развития. Журнал исследований речи, языка и слуха, 36, 105–140.

      Департамент образования и обучения правительства штата Виктория (2016) Викторианская система раннего обучения и развития (VEYLDF).Дата обращения 3 марта 2018,

      Victorian Curriculum and Assessment Authority (2016) Иллюстративные карты от VEYLDF до Викторианской учебной программы F – 10. Дата обращения 3 марта 2018,

      Выготский, Л.С. (1978). Разум в обществе: развитие высших психологических процессов. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

    .

    Лекция 4. Фонологический аспект звуков речи.

    1. Телефоны и аллофоны .

    Изучение звуков с точки зрения их языковой функции привело к выделению такой фонетической единицы, как фо н е м е. Фонема - это наименьшая языковая единица, которая существует в речи всех людей, принадлежащих к одному сообществу, в форме звуков речи и может вызывать изменение значения.

    Фонема функциональная единица . Это означает, что в отличие от других фонем в том же фонетическом контексте он способен различать значения, например:

    галстук для пирога Вы любите c u t?

    или

    лот горит Вы любите ц ар т?

    Фонема имеет 3 функции 1. конститутивная (фонемы существуют в своей материальной форме, звуки речи составляют морфемы, слова, предложения, каждое из которых имеет смысл) 2. отличительный (отличает одно слово от другого, даже целые предложения) 3. узнаваемый (проявляется в процессе идентификации: носители языка могут идентифицировать комбинации фонем как значимые единицы.)

    Фонема реализуется в речи в материальной форме звуков речи разного типа. Различные речевые реализации фонемы называются ее аллофонами . Различие между аллофонами одной и той же фонемы связано с их положением в разных фонетических контекстах.Например, согласная [d] в изолированном положении, а также в такой звуковой последовательности, как

    [d ɒ t] - это выступающий упор lenis, шарнирно сочленённый кончиком языка к гребню зубов. В положении перед межзубным сужением [θ], как в шириной , он образован кончиком языка напротив верхних зубов, когда за [d] следует постальвеолярный [r], как в dry , кончик языка располагается за гребнем зубов.

    Аллофоны одной и той же фонемы никогда не встречаются в одном и том же фонетическом контексте.Они не могут различить значение, поскольку в этом случае невозможно взаимное противопоставление. Такие речевые звуки сгруппированы в фонемы и функционируют как языковая единица в отличие от других языковых единиц, то есть фонем.

    Основным методом установления фонематического статуса звука является метод поиска минимальных пар , который заключается в нахождении хотя бы одной минимальной пары слов, которые отличаются в отношении этого звука: p it b it .Когда два слова идентичны, за исключением одного звука, который различается по значению слов, говорят, что они образуют минимальную пару, и эти два звука являются разными фонемами. Две фонемы различаются по крайней мере одной особенностью, которая называется отличительной (фонематической) особенностью . В английском языке фонематическим для системы согласных является следующий набор отличительных признаков: место артикуляции, манера произношения, наличие или отсутствие голоса, положение мягкого неба .Качество - единственная фонематическая особенность в системе английских гласных. Качество гласных зависит от высоты языка и передне-заднего положения языка.

    Следует отметить, что, с одной стороны, фонема объективно-реальна, поскольку реализуется в речи в материальной форме звуков речи, ее аллофонов. С другой стороны, это абстрактная языковая единица. Вот почему мы можем рассматривать фонему как диалектическое единство материального и абстрактного аспектов.Таким образом, мы можем утверждать, что он существует в материальной форме звуков речи, ее аллофонах. Звуки речи обязательно являются аллофонами одной из фонем соответствующего языка. Все аллофоны одной и той же фонемы имеют некоторые общие артикуляционные особенности, но одновременно каждый аллофон обладает вполне определенными фонетическими особенностями, которые нельзя проследить в артикуляции других аллофонов той же фонемы. Поэтому при обучении произношению нельзя просить учеников произносить ту или иную фонему.Мы можем только попросить их произнести один из его аллофонов.


    :

    .

    Аспекты и единицы фонетики

    Фонетика как отрасль языкознания

    Мы начинаем изучение языка с изучения состава, структуры и функций звуков речи. Этот раздел лингвистики называется фонетикой.

    Фонетика - это независимый раздел лингвистики, такой как лексикология или грамматика. Эти лингвистические науки изучают язык с трех разных точек зрения. Лексикология занимается словарным запасом языка, происхождением и развитием слов, их значением и словообразованием.Грамматика определяет правила, регулирующие изменение слов и объединение слов в предложения. Фонетика изучает внешнюю форму языка; его здравый смысл. Фонетик исследует фонемы и их аллофоны, слоговую структуру, распределение ударения и интонации. Его интересуют звуки, производимые человеческими речевыми органами, поскольку эти звуки играют роль в языке. Давайте назовем этот ограниченный диапазон звуков звуковой средой, а отдельные звуки в этом диапазоне - звуками речи.Теперь мы можем определить фонетику как изучение звуковой среды. Фонетика - это изучение того, как люди издают, передают и воспринимают звуки речи. Фонетика занимается изучением способов организации звуков в систему единиц и вариаций единиц во всех типах и стилях разговорной речи.

    Фонетика - это основной раздел языкознания. Без фонетики не обходятся ни теория языка, ни языковая практика. Никакое лингвистическое изучение невозможно без постоянного рассмотрения материала на уровне выражения.

    Аспекты и единицы фонетики

    Человеческая речь - результат очень сложной серии событий. Рассмотрим речевую цепочку, которую в упрощенном виде можно изобразить так:

    Мозг динамика Голосовой тракт динамика Передача звуков Ухо слушателя Мозг слушателя
    по воздуху
    лингвистический шарнирный акустический слуховой лингвистический

    Формирование концепции происходит в мозгу говорящего.Этот этап можно назвать психологическим. Сообщение, сформированное в головном мозге, передается по нервной системе к органам речи. Следовательно, мы можем сказать, что человеческий мозг контролирует поведение артикулирующих органов, что влияет на воспроизведение определенного набора звуков речи. Эту вторую стадию можно назвать физиологической. Движения речевого аппарата мешают воздушному потоку, создавая звуковые волны. Следовательно, третий этап можно назвать физическим или акустическим. Далее, любое общение требует не только говорящего, но и слушателя.Таким образом, последние этапы - это прием звуковых волн физиологическим аппаратом слуха слушателя, передача устного сообщения через нервную систему в мозг и лингвистическая интерпретация передаваемой информации. . Звуковые явления имеют разные аспекты:

    (а) артикуляционный аспект;

    (б) акустический аспект;

    (c) слуховой (перцептивный) аспект;

    (г) функциональный (лингвистический) аспект.

    Теперь можно показать взаимосвязь между этапами речевой цепи и аспектами звуковой материи.

    Артикуляция включает в себя все движения и положения речевых органов, необходимые для произнесения звука. По своим основным звукообразующим функциям органы речи можно разделить на следующие четыре группы:

    (1) силовой механизм;

    (2) механизм вибрации;

    (3) резонаторный механизм;

    (4) блокирующий механизм.

    Функции силового механизма заключаются в подаче энергии в виде давления воздуха и в регулировании силы воздушного потока. Силовой механизм включает: (1) диафрагму, (2) легкие, (3) бронхи, (4) дыхательное горло или трахею. Голосовая щель и надгортанные полости входят в энергетический механизм как части дыхательных путей. Механизм вибрации состоит из гортани или голосового аппарата, в котором находятся голосовые связки. Самая важная функция голосовых связок - это их роль в производстве голоса.Глотка, рот и носовая полость функционируют как основные резонаторы, таким образом составляя механизм резонатора. Механизм обструкции (язык, губы, зубы и небо) формирует различные типы препятствий.

    Акустический аспект изучает звуковые волны. Основные колебания голосовых связок по всей их длине производят основной тон голоса. Одновременные колебания каждой части голосовых связок производят частичные тона (обертоны и гармоники).Количество колебаний в секунду называется частотой. Частота основных колебаний голосовых связок - это основная частота. Основная частота определяет высоту голоса и составляет акустическую основу речевой мелодии. Интенсивность речевых звуков зависит от амплитуды вибрации.

    Слуховой (звуковоспринимающий) аспект , с одной стороны, является физиологическим механизмом. Мы можем воспринимать звуковые волны в диапазоне от 16 Гц до 20 000 Гц с разницей и в 3 Гц.Человеческое ухо трансформирует механические колебания воздуха в нервные и передает их в мозг. Слушатель слышит акустические характеристики основной частоты, формантной частоты, интенсивности и продолжительности с точки зрения воспринимаемых категорий высоты звука, качества, громкости и продолжительности. С другой стороны, это тоже апсихологический механизм. Дело в том, что повторения того, что можно было бы услышать как одно и то же высказывание, только случайно, если вообще когда-либо, акустически идентичны. Фонетическая идентичность - это.теоретический идеал. Фонетическое сходство, а не фонетическая идентичность - это критерий, с которым мы работаем при лингвистическом анализе.

    Функциональный аспект . Фонемы, слоги, ударение и интонация - языковые явления. Они составляют значимые единицы (морфемы, слова, словоформы, высказывания). Звуки речи выполняют разные лингвистические функции.

    Давайте посмотрим на соотношение некоторых фонетических терминов, о которых говорилось выше.

    артикуляторные характеристики акустические свойства слуховые (ощутимые) качества языковые явления
    вибрация голосовых связок основная частота мелодия шаг
    различные положения и движения органов речи формантная частота качество (тембр) фонема
    амплитуда колебаний интенсивность громкость напряжение
    количество времени, в течение которого звук произносится длительность длина темп, ритм, паузы

    Фонетическая система языка - это набор фонетических единиц, упорядоченных и заменяющих друг друга в заданной структуре.Фонетика делится на два основных компонента (или системы): сегментная фонетика, которая касается отдельных звуков (то есть «сегментов» речи), и супрасегментная фонетика, имеющая дело с более крупными единицами связанной речи: слогами, словами, фразами и текстами.

    1. Сегментарные единицы - звуки речи (гласные и согласные), которые образуют вокальную и согласную системы;

    2. Супрасегментальные, или просодические, единицы - это слоги, ударные (ритмические) единицы, интонационные группы, высказывания, которые образуют подсистему высоты звука, ударения, ритма, темпа, пауз.

    Теперь мы можем определить фонетику как раздел лингвистики, который изучает звуки речи в широком смысле, включая сегментарные звуки, надсегментарные единицы и просодические явления (сердцевина, ударение, темп, ритм, паузы).

    Рассмотрим четыре составляющих фонетической системы языка.

    Первым и основным компонентом фонетической структуры языка является система его сегментарных фонем, существующих в материальной форме своих аллофонов.Фонематический компонент имеет 3 аспекта или проявления:

    1. Система его фонем как дискретных обособленных единиц;

    2. Распределение аллофонов фонем;

    3. Способы соединения речевых звуков в словах и в местах их соединения или способы выполнения переходов VC, CV, CC и VV.

    Второй компонент - это слоговая структура слов. Слоговая структура имеет два неотделимых друг от друга аспекта: слоговое образование и слоговое деление.

    Третий компонент - это акцентная структура слов как элементов словарного запаса (то есть как произносимых изолированно). Акцентная структура слов имеет три аспекта: физический (акустический) характер словесного акцента; положение ударения в двусложных и многосложных словах; степени ударения слова.

    Четвертый компонент фонетической системы - интонационная структура высказывания. Четыре компонента фонетической системы языка (фонематическая, слоговая, акцентная и интонационная) составляют его произношение (в широком смысле этого слова).

    :

    .

    целей в области речи и языка в дошкольном учреждении

    Это дошкольные годы, когда языковые способности детей действительно развиваются. К пяти годам ваш дошкольник не сможет участвовать в политической дискуссии, но он будет в состоянии четко общаться и понимать общение других. Но на самом деле этот навык представляет собой совокупность многих весьма специфических навыков, приобретенных в дошкольном возрасте. Овладение этими навыками - основная языковая цель дошкольников.

    Осведомленность о звуках и слогах

    К 2 годам ребенок хорошо осознает звуки, принадлежащие его языку. Даже не зная письменности, дошкольники могут рифмовать основные звуки, создавая новые, иногда бессмысленные, звуки, которые по-прежнему являются частью языка, часто вызывая раздражение мамы, сидящей за рулем. Осведомленность о родном языке значительно усиливается в дошкольном возрасте, расширяясь от звуков до более сложных форм фонетической осведомленности, таких как способность сказать вам, сколько слогов в определенном слове.Главный результат развития фонетической осведомленности в дошкольном возрасте - это вновь обретенная способность связывать звуки с письменным языком.

    Словарь из 10 000 слов

    Дошкольники изучают язык невероятно быстро. Среднестатистической маме может пройти несколько лет, прежде чем она запомнит 10 000 слов на иностранном языке, но средний дошкольник выучит 10 000 слов к тому времени, когда он будет готов пойти в школу. Это изучение слов не без новизны.Ваш дошкольник выучит словарный запас быстрее, чем грамматику. Языковое развитие дошкольника - естественный инстинктивный процесс; он будет использовать подсказки взрослых, чтобы понять, что означают слова, но не как их использовать. Таким образом, дошкольник может знать, что «няня» означает, что мама и папа уезжают на время, а дружелюбная девочка ненадолго остается в доме. Поэтому не удивляйтесь, услышав: «Нина присматривает за мной».

    Full Sentences

    Будьте готовы пропустить милые предложения детских лет.Дошкольники начинают заполнять эти пропущенные слова при построении предложений. Что касается языкового развития, это больше всего улучшает грамматику. Здесь предлоги и артикли чудесным образом начинают появляться в предложениях. Итак, если вы знакомы с просьбой вашего малыша «сесть на стул», сейчас самое время ценить ее, как только она станет грамматически правильной «сидеть на стуле».

    Последовательные предложения

    Дошкольник не только начинает составлять правильные и, следовательно, более длинные предложения, но также начинает последовательно соединять предложения.К 5 годам дети будут правильно использовать союзы, такие как «так» и «потому что», например, «Мой воздушный шарик улетел, поэтому я плакал». Это вызывает непрекращающийся поток слов у некоторых малышей-болтунов при немедленном восторге и последующем раздражении родителей. Но такая форма беседы должна понравиться большинству родителей, поскольку показывает интеллект ребенка. Способность связывать связанные предложения свидетельствует не только об улучшении языковых навыков, но и о способности мыслить логически.

    Дополнительная информация :

    Поговори со мной, детка !: Как ты можешь поддержать языковое развитие маленьких детей

    Маленькая беседа: Как развить языковые навыки вашего ребенка от рождения до четырехлетнего возраста

    .

    Изменение фонем в речи

    Изменение фонем в речи
    | |

    Каждая фонема отображает широкий диапазон вариаций связной речи. Среди различных типов вариации мы различаем идиолектальную, диафоническую и аллофоническую вариацию.

    IdioIectaI вариация охватывает индивидуальные особенности артикуляции звуков, которые обусловлены формой и формой речевых органов говорящего и его артикуляционными привычками.Например, говорящий может бормотать или шепелявить (скажем, «вот это» вместо «это есть») или заикаться (скажем, «фф-ф, хорошо, д-дддень»). Диолектные вариации могут вызвать множество трудностей в общении. В то же время он позволяет идентифицировать речь определенных людей.

    Диафонические вариации влияют на качество и количество отдельных фонем. Это вызвано конкретными историческими тенденциями, действующими в определенных местах. Например, диафоническая вариация / ǽ / включает значительные изменения в ее длине, потому что в некоторых диалектах / ǽ / намного длиннее стандартного звука.Что касается качества, то он варьируется от открытого / ǽ / в южной части Англии до / а / в Северной Англии. Диафонические варианты не влияют на разборчивость речи, но они информируют слушателя о происхождении говорящего (т. Е. Из региона, из которого он происходит) и его социальном положении.

    Слушатель легко замечает как идиолектальный, так и диафонический варианты, но ему не требуется много времени, чтобы «настроиться» на манеру речи говорящего и понять его.

    Менее заметная вариация фонем - это аллофоническая вариация, которая обусловлена ​​фонетическим положением и фонетическим окружением.Уже упоминалось, что в связанной речи звуки претерпевают различные модификации под влиянием соседних звуков и интонационных паттернов, в которых они встречаются. С лингвистической точки зрения это означает, что в речевом континууме возникают различные реализации одного и того же фонема, ее аллофоны. Таким образом, количество аллофонов каждой фонемы не меньше, чем количество фонетических позиций и окружений, в которых эта фонема встречается.

    Полная артикуляция звука речи - гласной или согласной - когда произносится сама по себе изолированно, состоит из трех этапов:

    1.Этап скольжения, во время которого артикулирующие органы перемещаются в положение, необходимое для произнесения звука.

    2. Стадия удержания, во время которой шарнирные органы удерживаются в позиции в течение определенного периода времени.

    3. Стадия вне скольжения, во время которой суставные органы возвращаются в положение покоя.

    Например, скользящее скольжение [t], произносимое изолированно, - это контакт, образованный кончиком языка, прижатым к гребню зуба.На этапе удержания воздух сжимается за укупоркой; во время стадии взрыва органы, образующие преграду, быстро и сжатый воздух резко выходит наружу.

    Звуки речи редко произносятся сами по себе, они используются в сочетании с другими звуками в связанной речи. В процессе речи артикуляционные органы непрерывно движутся, и звуки большей частью сливаются друг с другом. Тип аккомодации органов речи при переходе от одной артикуляции к другой в каждом языке зависит от его конкретных фонетических законов.Очень часто три стадии артикуляции не сохраняются - смещение предыдущего звука служит движением следующего звука, и эти переходные стадии между удержаниями имеют тенденцию в живой устной речи к уменьшению или полному исчезновению. Например, когда за взрывным сразу же следует другое взрывное или [ʧ] или [ʤ], существует только один взрыв для двух взрывных звуков. Закрытие органов речи для второго согласного производится до выпуска или первый.В результате совершенно не слышен взрыв первого согласного. В слове заблокировано, например, , третья стадия (взрыв) [k] сливается с первой стадией (завершающей стадией) [t]. Согласный звук [k] имеет первую и вторую ступени, а согласный [t] имеет только вторую и третью ступени.

    В связанной речи звуки подвергаются, как правило, двум основным типам воздействия: взаимному влиянию соседних звуков и влиянию на звуки более крупных речевых единиц и их элементов, в первую очередь - ударения.Первая группа процессов называется комбинационными изменениями, вторая группа - позиционными изменениями.

    Большинство изменений звуков в связанной речи носят комбинаторный характер. Звуки модифицируются другими звуками рядом с ними в фонетической последовательности. При этом они теряют четкость и некоторые особенности своей артикуляции, приобретая, с другой стороны, некоторые новые артикуляционные особенности. Как правило, модификациям подвергаются третий этап (off-glide) артикуляции предыдущего звука и первый этап (on-glide) следующего звука.

    В результате взаимного взаимодействия звуков речи в связанной речи происходит ряд фонетических процессов, таких как ассимиляция, аккомодация, элизия и другие.


    : 2015-09-11; : 3 |

    E). | . | СОГЛАСНЫЕ ВЛИЯЮТ НА СОГЛАСНЫЕ |

    лекции.net -. - 2014-2021 гг. (0,009.) .

    III. Соединение речевых звуков

    III. Соединение звуков речи
    | |

    6,1

    Звуки в реальной речи редко произносятся сами по себе. Обычно они произносятся вместе с другими звуками в пределах отдельных слов и на стыках слов в фразах и предложениях. Чтобы произносить слово, состоящее более чем из одного звука, фразы или предложения, необходимо правильно соединить звуки.Существует несколько типов соединений, некоторые из которых являются общими для всех или многих языков, а другие характерны для отдельных языков. Механизм соединения звуков можно понять только после анализа этапов артикуляции звуков речи, произносимых изолированно.

    6,2

    Каждый речевой звук, произносимый изолированно, имеет три стадии: на-скольжение (начальная стадия), стадия удержания (медиальная) и не-скольжение (расслабление; финал).

    Скольжение - это этап, во время которого органы речи перемещаются из нейтрального положения, чтобы занять положение, необходимое для произношения согласного или гласного. Он не издает слышимого звука.

    Стадия удержания, , во время которой органы речи в течение некоторого времени удерживаются либо в одном и том же положении, необходимом для произнесения звука (в случае несложного звука), либо перемещаются из одного положения в другое (в сложных звуках, таких как как дифтонгоиды, дифтонги и аффрикаты).

    Off-Glide , при котором органы речи уходят в нейтральное положение. Он не слышен для большинства звуков, за исключением некоторых взрывных, чье плавное скольжение дает звук взрыва перед гласной и в конце слова перед паузой.

    6,3

    В английском языке существует два основных способа соединения двух соседних звуков речи:

    I. Слияние () этапов

    II.Взаимопроникновение () стадий

    Тип соединения зависит от характера соединяемых вместе звуков.

    Поскольку все звуки английского языка подразделяются на гласные и согласные, мы можем говорить о соединении:

    а) Согласная к следующей гласной ( C + V ) [mi:] me ;

    б) Гласная к следующему согласному ( V + C ) на ;

    c) Две согласные ( C + C ) удар ;

    г) Две гласные ( V + V ) реальность.

    Объединение этапов

    6,4

    Слияние стадий по сравнению с взаимопроникновением стадий - это более простой и свободный способ соединения звуков вместе. Обычно бывает, что два смежных звука разной природы соединяются вместе. В этом случае конец предыдущего звука проникает в начало следующего звука. Конец первого звука и начало второго артикулируются почти одновременно. Во время слияния стадий одни органы речи отодвигаются от положения, занимаемого для произношения первого звука, а другие перемещаются, чтобы занять положение, необходимое для произношения второго звука.

    Звуки в слиянии этапов, артикулированные:

    а) Различные органы речи

    б) разными частями языка

    c) Как разными органами речи, так и разными частями языка


    : 2015-09-10; : 76 |

    ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ КЛАССЫ СЛОВ | VIII.Классифицируйте следующие существительные по количеству | Оценка и расчет исходных данных технологического процесса СТО СТО. | V. Составляющие интонации | VII. Мелодия английской речи | X. Предложение-ударение в английском языке | ВИДЫ ПРИГЛАШЕНИЯ-СТРЕССА | XII. Использование основных интонационных контуров в высказываниях | Политические партии | Слова с интересным происхождением - из других языков. |

    lektsii.net -. - 2014-2021 гг. (0,008.) .

    Смотрите также

    Карта сайта, XML.